Проявления нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

  • Научные работы
  • docx
  • 27.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. В дальнейшем Правдина, Е.Н. Винарская анализирует случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» введена Г.В. Чиркиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяет О.В. Правдина при обследовании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также органическая церебральная дислалия, которые в дальнейшем стали относить к легкой дизартрии и стали называться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
Иконка файла материала Проявления нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.docx
Проявления нарушений  просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией Стертая   дизартрия   (легкая   степень   дизартрии,   МДР   –   минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных   и   трудно   поддающихся   коррекции   нарушений произносительной   стороны   речи.   В   дальнейшем   Правдина,   Е.Н.   Винарская анализирует случаи нарушения моторики.  Аббревиатура «МДР» введена Г.В. Чиркиной   для   обозначения   малой   (стертой)   степени   дизартрии.     Легкую «стертую»  дизартрию   выделяет   О.В.  Правдина   при  обследовании  детей  со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также органическая церебральная дислалия, которые в дальнейшем стали относить к легкой дизартрии и стали называться стертой дизартрией. Авторы   что   при   органических   церебральных   нарушениях отмечают, звукопроизношения   (стертой   дизартрии)   наблюдается   недостаточная подвижность   отдельных   мышечных   групп   речевого   аппарата   (губ,   мягкого неба,   языка),   общая   слабость   всего   периферического   речевого   аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Исследования   Л.В. Лопатиной подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.  Выявляются   нарушения   функции   статического   равновесия, динамической координации, нарушения темпа и ловкости движений, снижение двигательной   памяти.   Эти   исследования   не   только   раскрывают   механизм нарушения   и   структуру   дефекта   при   стертой   дизартрии,  но   и   определяют   медицинском   и новые   направления   в   психолого­логопедическом, логопедическом   аспектах   воздействия,   направленные   на   коррекцию психомоторики детей. Исследования   Л.В.Лопатиной   и   др.   выявили   у   детей   со   стертой дизартрией;   нарушения   иннервации   мимической   мускулатуры:   наличиесглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое   движение,   сниженный   объем   движений   губ   и   языка;   движения   губ выполняются   не   в   полном   объеме,   носят   приблизительный   характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений,   трудности   распластывания   языка,   подъема   и   удержания   языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.  У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие   гиперкинезов   мышцы   лица   и   язычной   мускулатуры.   В   некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация). Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей   со   стертой   дизартрией   свидетельствуют   о   неврологической микросимптоматике  и связаны с парезами подъязычных  и лицевых нервов. Таким образом, характер, речевых расстройств зависит от состояния нервно– мышечного аппарата органов артикуляции. Просодические   нарушения   при   стертой   дизартрии   обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового   и   дыхательного   отдела   речевого   аппарата.   Вариативность   и мозаичность   этих   нарушений   обусловливает   разнообразие   фонетических   и просодических нарушений: – межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р]; – боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат; –   дефект   смягчения:   объясняется   спастичностью   кончика   языка   и тенденцией его к более передней артикуляции; –   свистящие   сигматизмы:   формируются,   когда   шипящие   из–за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;– шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен; –   дефекты   озвончения:   их   нужно   рассматривать   как   частичное нарушение   голоса,   фонационные   расстройства   и   другие   фонетические нарушения. Все   перечисленные   нарушения   звукопроизношения   сочетаются   с разнообразными   фонационными, нарушениями.   просодическими   и   дыхательными У   дошкольников   со   стертой   дизартрией   кроме   нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого   дыхания,   выраженные   просодические   нарушения.  Вместе   с   тем   в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные   недостаточная движения   рук. координированность   движений   служат   причиной   отставания   формирования   Выявленные   моторная   неловкость,   тонких навыков дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей несформированность самообслуживания,   а     при формировании графомоторных навыков. В   исследованиях,   посвященных   проблеме   речевых   нарушений   при стертой   дизартрии,   отмечается,   что   нарушение   звукопроизношения   и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его   нервно­психического   становления   в   дошкольном   возрасте,   а   позднее может   привести   к   школьной   дезадаптации.   Данные   нарушения   оказывают отрицательное   влияние   на   формирование   и   развитие   других   сторон   речи, затруднят   в   будущем   процесс   школьного   обучения   детей,   снижают   его эффективность.   Установлена   взаимосвязь   между   самим   нарушением произносительной   стороны   и   формированием   фонематических   и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.В   исследованиях   Л.В.Лопатиной   представлены   три   группы   детей   со стертой   дизартрией.   Критериями   дифференциации   групп   служат   качества произносительной   стороны   речи:   состояние   звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств:   лексики,   грамматического   строя,   фонематического   слуха. Оцениваются   общая   и   артикуляционная   моторика.   Общим   для   всех   групп детей  является  стойкое  нарушение  звукопроизношения:  искажение,  замена, смешение,   трудности   автоматизации   поставленных   звуков.   Для   всех   детей этих   групп   характерно   нарушение   просодики:   слабость   голоса   и   речевого выдоха,  бедность   интонаций,   монотонность   речи:   некоторые   нарушения   со стороны общей и мелкой моторики. Первая   группа.  Нарушения   звукопроизношения   выражаются   во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический   слух   полностью   сформирован:   дети   правильно выполняют   задания   на   слуховую   и   произносительную   дифференциацию звуков. Слоговая структура слов разной сложности не нарушается. Качество и объем активного и пассивного словаря соответствуют возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая   речь   детей   первой   группы   формируется   в   соответствии   с возрастными   нормативами.   В   речи   детей   этой   группы   отсутствуют структурные или морфемные аграмматизмы. Вторая   группа.  Экспрессивная   речь   оценивается   удовлетворительно. Нарушение   звукопроизношения   носит   характер   множественных   замен, искажений. В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. У   детей   недостаточно   сформирована   слуховая   и   произносительная дифференциация   звуков.   При   обучении   их   звуковому   анализу   возникают трудности.   При   воспроизведении   слоговой   структуры   сложных   слов возникают   перестановки  и  другие  ошибки. Активный   и пассивный  словарьотстает   от   возрастной   нормы.   Отмечаются   ошибки   при   грамматическом оформлении речи (морфемные аграмматизмы). Особые сложности возникают при согласовании имен существительных   употреблении   предлогов   при среднего   рода   с   числительными, словообразовании. употреблением двухсловных, нераспространенных предложений.   Связная   монологическая   речь   характеризуется Третья   группа.  Экспрессивная   речь   детей   этой   группы   со   стертой дизартрией  сформирована неудовлетворительно. Отмечаются импрессивные аграмматизмы,   т.е.   трудности   понимания   сложных   логико­грамматических   Нарушение   звукопроизношения   носит конструкций   предложений. полиморфный   характер,   т.е.   страдают   звуки   разных   фонетических   групп. Отмечаются   множественные   замены,   искажение,   отсутствие   звуков. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая   и   произносительная   дифференциация   звуков,   что   не   позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов.   Активный   и   пассивный   словарь   значительно   отстает   от   возрастных нормативов,   а   лексико­грамматические   ошибки   носят   множественный   и стойкий характер.  Стертая   форма   дизартрии   встречается   наиболее   часто   среди   детей   У   них   наряду   с   недостаточностью дошкольных   учреждений. звукопроизносительной   стороны   речи   наблюдаются   обычно   нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной  деятельности, эмоционально–волевой   сферы,   легкие   двигательные   расстройства   и замедленное формирование ряда высших корковых функций.  Эмоционально–волевые   нарушения   проявляются   в   виде   повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенностьк срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно­кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. В   дошкольном   возрасте   они   двигательно   беспокойны,   склонны   к раздражительности,   колебаниям   настроения,  суетливости,   часто   проявляют грубость,   непослушание.   Двигательное   беспокойство   усиливается   при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.  Другие   пугливы,   заторможены   в   новой   обстановке,   избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы,   моторика   их   отличается   общей   неловкостью,   недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность   руки   к   письму,   поэтому   долго   не   проявляется   интерес   к рисованию   и   другим   видам   ручной   деятельности,   в   школьном   возрасте отмечается   плохой   почерк.   Выражены   нарушения   интеллектуальной деятельности   в   виде   низкой   умственной   работоспособности,   нарушений памяти, внимания.  Дошкольники   со   стертой   дизартрией   отличаются   высоким   уровнем тревожности,   которая   наиболее   выражена   у   детей   с   меланхолической   и холерической   структурой   личности.   Наименее   выражена   тревожность   при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Выявляется стереотипность   в   игре,   примитивность   узоров   и   сюжетов   в   рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач.  Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что   ограниченные   возможности   речевой   коммуникации   сопровождаются снижением   мотивационно­потребностной   сферы   общения,   трудностямиреализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии.  Психолого­педагогическое   обследование   таких   детей   выявляет нарушение   у   них   познавательной   деятельности,   а   также   недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Также внимание этих детей может быть неустойчивым,   нестабильным   и   иссякающим   и     слабо   сформированным произвольное внимание, ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Объем памяти сужен по сравнению   с   нормой.   Чтобы   запомнить   заданный   материал   ребенку необходимо   больше   времени   и   повторов.  Также   отмечаются   особенности протекания   мыслительных   операций:   у   таких   детей   преобладает   наглядно­ образное   мышление,   но   у   них   могут   возникнуть   затруднения   в   понимании абстрактных   понятий   и   отношений.   Скорость   протекания   мыслительных процессов может быть замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.                Поведение детей бывает нестабильным, преобладает частая смена настроения.   Возникают   трудности   в   овладении   учебными   видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение   одного   задания   в   течение   длительного   времени.   Возможны затруднения в запоминании инструкций логопеда, требующих поэтапного и последовательного выполнения.  Итак,   для   стертой   дизартрии   характерно   наличие   симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация   органов   речи   ­   головного,   артикуляционного   и   дыхательного отделов;   нарушение   мышечного   тонуса   артикуляционной   и   мимической мускулатуры.   При   стертой   дизартрии   состояние   неречевых   функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд   отличительных   черт.   У   детей   со   стертой   дизартрией   выявляется   как нарушение   общей   моторики,   так   и   недостаточность   тонкихдифференцированных движений кистей и пальцев рук. Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного   воздействия,   включающего   медицинский,   психолого­ логопедический и логопедический аспекты.  Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и   которые   обусловлены   наличием просодической   стороны   речи, неврологической   микросимптоматики.   В   основе   нарушения   при   этом расстройстве   могут   лежать   легкие   остаточные   нарушения   иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только   при   углубленном   неврологическом   исследовании.   В   речевой симптоматике,   помимо   нарушения   звукопроизношения   и   фонематического   речь   монотонна, слуха,   наблюдаются   просодические   нарушения: маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. Л.В. Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики.  Разнообразные   фонетические   средства   оформления   высказывания (темп,   ритм,   ударение,   интонация)   тесным   образом   взаимодействуют, определяя,   как   смысловое   содержание,   так   и   отношение   говорящего   к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. В   работах   Е.М.   Мастюковой,   посвященных   изучению   речи   детей   с дизартрией,   отмечаются   нарушение   у   них   темпа   речи,   а   также   трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений. [59] В   исследовании   Л.И.   Беляковой,   посвященном   изучению   особенностей интонационной   стороны   речи   учащихся   школ   для   детей   с   тяжелыминарушениями   речи,  отмечается,  что   в  возрасте  11­12  лет   у   них   выражены стойкие нарушения просодики.   Наиболее   сложны   пробы   на   преобразование   предложений   в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается. Многие   исследователи   структуры   дефекта   при   стертой   дизартрии указывают на стабильные нарушения интонационной  выразительности  речи, процессов   восприятия   и   воспроизведения   интонационных   структур   При   этом   наиболее   сохранной   является   имитация предложения. вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие   и   самостоятельное   воспроизведение   интонационной структуры,   предполагающее   в   данном   случае   слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной   реализации.   Общим   для   детей   является   нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии. Интонационно­выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное)   дыхание;   ослаблен   речевой   выдох.   У   некоторых   детей речевой   выдох   укорочен,   и   они   говорят   на   вдохе   –   в   этом   случае   речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая.При   рассказывании   стихотворная   речь   ребенка   монотонна,   постепенно становится   менее   разборчивой,   голос   угасает.   Наблюдаются   нарушения формирования   интонационной   структуры   предложения,   при   этом   более нарушенным   является   процесс   слуховой   дифференциации   интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Специально   проведенное   исследование   различных   просодических компонентов   показывает,   что   в   первую   очередь   нарушается   восприятие   и слуховые   дифференцировки   интонационных   структур.   У   многих   детей   со стертой   дизартрией   есть   трудности   при   восприятии   ритма   изолированных ударов,   акцентированных   ударов.   Воспроизведение   ритмов   также   вызывает трудности. Задания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей   со   стертой   дизартрией   недоступно,   требуется   активная   помощь взрослого.   Дети,  допускающие   ошибки   при   восприятии   и   воспроизведении интонаций,   своих   ошибок   не   замечают.   Не   удаются   задания   на   изменение интонаций  (радости,  грусти)   на   материале   одной   и   той   же   фразы.  В   ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения. Дети со стертой дизартрией не могут акцентировано произносить определенное слово в предложении. При восприятии на слух фразы с утрированным логическим ударением дети   часто   не   выделяют   акцентированного   слова.   При   обследовании модуляций голоса по высоте и силе, также отмечаются некоторые трудности. Не   удается   интонировать   мелодии   (на   материале   гласных)   снизу­вверх   и сверху   вниз.   В   ряде   случаев   не   удается   изменить   силу   голоса.   В   целом диапазон голоса у детей со стертой дизартрией сужен (в пределах 3­4 тонов). Причина нарушения голоса при стертой дизартрии кроется в патологии эфферентного   и   афферентного   звеньев   управления   интонацией.   Из­за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок   мышц   диафрагмы   возникают   нарушения,   которые   относятся   к эфферентному звену.Во многих исследованиях просодическая сторона речи детей со стертой дизартрией   оценивается   как   эмоционально   невыразительная   монотонная. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос детей   оценивается   следующими   характеристиками:   слабый,   немелодичный, глухой,   хриплый,   монотонный,   сдавленный,   тусклый,   напряженный, прерывистый, назализованный, слабо модулированный. Эти симптомы могут быть представлены при стертой дизартрии в разных комбинациях и разной степени   выраженности.   Достаточно   редко   встречающимся   симптомом   при стертой дизартрии является назализация (в чистом виде), т.е. не связанная с аденоидами.   Исследования   Е.Э.   Артемовой   выявили   зависимость   между степенью   сформированности   просодического   оформления   речевого высказывания   и   степенью   сформированности   операций   слухового самоконтроля и позволила автору определить характер нарушений просодики у дошкольников: сенсорный, моторный, смешанный.  Моторный   характер   нарушения   просодики   констатируется   у дошкольников   с   речевым   нарушением   в   случаях   низкой   степени сформированности   просодики   при   достаточном   уровне   слухового самоконтроля.  Сенсорный   характер   нарушений   просодики   отмечается   у   детей,   у которых нарушения просодики сочетаются с несформированностью слухового самоконтроля.  Смешанный   (сенсомоторный)   характер   нарушений   просодики выражается   в   просодических   нарушениях,   протекающих   на   фоне формирующегося   слухового   самоконтроля   (или   находящегося   на   стадии автоматизации). Е.Э.Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников (со стертой дизартрией).  1  степень  (низкая)  –  грубые   нарушения   просодических   компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самомуребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны   предполагающие   произвольное   изменение   ритмических   и задания, звуковысотных   характеристик.   Нарушения   интонационного   оформления высказываний   носят   стабильный   характер   во   всех   видах   речевой деятельности. 2   степень   (недостаточная)   –   изменения   голоса   носят   незначительный характер.   Изменения   просодики   касаются   отдельных   или   всех   ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на   воспроизведение   различных   ритмических   и   интонационных   структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной. 3 степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий возможны неточности   или   отдельные   ошибки   при   передаче   ритмического   и мелодического рисунка. 4   степень   (высокая).   Сформированность   всех   просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо–ритмическая сторона   речи.   Дошкольники   в   полной   мере   владеют   всеми   способами передачи   различных   типов   интонации.   В   спонтанной   речи   используют   все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.  Итак,   исследования   подтверждают   неоднородность   и   вариативность нарушений   просодики   у   дошкольников   со   стертой   дизартрией,   с   общим недоразвитием речи и фонетико­фонематическим нарушением. Вместе с тем обнаружена   корреляционная   зависимость   просодической   стороны   речи   и выраженности речевого дефекта.