"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе
Оценка 4.6

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
28.05.2018
"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе
Методическая разработка предназначена для учащихся 11 класса. Цель урока: • Знать: способы передачи чужой речи. • Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.
Урок 38. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи..docx
Урок. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.  Цель урока:  Знать: способы передачи чужой речи.  Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно­прямой речью, находить способы передачи чужой речи. Оборудование: раздаточный материал  Ход урока.  1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 4. Самостоятельная работа в формате ЕГЭ.  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. оптОвый                завИдно                   вероисповЕдание             кухОнный         слИвовый Ответ: 2.   В   одном   из   приведённых   ниже   предложений   НЕВЕРНО   употреблено   выделенное   слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком. 2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры 3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком. 4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье. 5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора. Ответ: 3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЛОЩЕТ бельё              согласно ТАБЕЛЮ                                    мало КАЛОРИЙ ДВОЕ прекрасных пианистки                                  МАЛЕНЬКИЙ пони Ответ:  4.   Определите   слово,   в   котором   пропущена   безударная   чередующаяся   гласная   корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. запр...щающий         б...зироваться           м...муары           возг...рание              к...нтингент Ответ: 5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. з...ночевать, нед...варить                  пр...брежный, пр...даное и...готовить, во...питание           пр...увеличивать, пр...страстие        п...дорожник, нен...глядный Ответ: 6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах 3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку. 4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней. 5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка. Ответ:  7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Уже две недели (1) недавно появившийся у нас (2) щенок осваивает мир (3) заодно прощупывая (4) границы дозволенного. Ответ:  8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя». Ответ:  9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше. Ответ:  10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он   довольствовался   тем   (1)   что   написано   в   тетрадке   (2)   и   докучливого   любопытства   не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил. Ответ:  Ответы: кухонный, ценностные, две, возгорание, прибрежныйприданое, 15,3,12,1456,1235.  4. Изучение нового материала. а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. ­ Давайте мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу. ­ Перед вами предложение: Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно,   чтобы   сильные   не   порабощали   слабых,   чтобы   меньшинства   не   было   для   большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные – равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности. (А.П. Чехов, “Моя жизнь”, глава 6). ­   Прежде   чем   выяснить,   есть   ли   в   данном   предложении   чужая   речь,   нам   необходимо вспомнить,   что   в   синтаксисе   русского   языка   есть   предложения,   в   которых,   кроме   своей собственной речи, передаётся речь другого лица (чужая речь). ­ Итак, ребята, этот материал для вас не нов, давайте вспомнить: ­ Что такое прямая речь? (Высказывание другому лицу, переданное в авторском  повествовании, или самого автора. Если это высказывание воспроизводиться как факт,  ставший посторонним для момента речи). ­ А как называется лицо, передающее чужую речь? (Автором, а его слова – авторские). ­ А иначе сказать? (Авторское повествование или авторская речь). ­ Какими же способами передаётся авторская речь? (Предложениями с прямой речью,  предложениями с косвенной речью). Конструкция   с   несобственно­прямой   речью   –   предложениями   с   вводными   словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), относящихся к глаголу – сказуемому со значением времени, например: 1. Погода, по   словам   стариков,   стала   совсем   не   такой,   как   прежде (временная конструкция). 2. Он   заговорил   об   анархии   производства   при   капиталистическом   строе,   которое расходуется бесплодно. (М. Горький) Давайте повторим – ­ Итак, прямая речь – это... (чужая речь, переданная от лица говорящего) ­ Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из авторской речи и прямой) ­ Какими частями речи обычно выражается авторская речь? (Глаголами, иногда  существительными со значением речи, мысли, например: сказал, слушал, проговорил, подумал  и т. д. Или существительными, указывающими на лицо: сама сказала). ­ Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой? (Авторская речь может  стоять в препозиции — подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или  интерпозиции – сказуемое предшествует подлежащему). ­ Каким ещё способом передаётся чужая речь? (Предложениями с косвенной речью). ­ Что такое косвенная речь? (Чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения). ­ Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные  предложения? (Сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной). ­ А какую функцию выполняет главная часть таких предложений? (Она выполняет ту же  функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о  факте чужой речи и её источнике). ­ Какова же функция придаточной части? (Она передаёт содержание чужой речи, например:  Вот мама мне говорила, что глаза человека – это его душа). ­ Есть ещё способы передачи чужой речи? (Есть, это конструкция с несобственно – прямой  речью). Дайте характеристику таким конструкциям. (Несобственно   –   прямая   речь   характеризуется   совмещением   в   себе   особенностей   и прямой, и косвенной речи, например: Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают. Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской). Все способы передачи чужой речи мы вспомнили? Конечно же, остался ещё один способ. Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: "По словам родителей, наша школа даёт детям хорошие знания". А также при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о (об), например: "Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ". ­ Итак, давайте вернемся к нашему предложению и выясним, есть ли в данном предложении  чужая речь? (Конечно же, есть). ­ Каким способом она передана? (Несобственно – прямой речью). Совершенно верно. 4. Закрепление материала. Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи. А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания. Если это необходимо. Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью, которого вам легче будет выполнить задание. 5. Работа с текстом с взаимопроверкой (работа в ПСС) ­ Перед вами текст из произведения Губарева. Путешественники   проб..рались   сквозь   зар..сли   наполненные   криками   птиц   и   шелестом крыльев.Тьма р..дела и (в)дали начали вырисовываться неясные оч..ртания скалистых гор. Небо быстро бл..днело звезды тускнели таяли на глазах и исчезали. ...Это была широкая долина поросшая высокой розовой травой. Динию горизонта зактрывала темная  гр..да  леса.  Он  т..нулся  в сторону скал  и  т..рялся  где(то) в  предгорьях.Справа  д..лина постепенно пон..жадась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч..тливо дон..сились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом,огромным м..хнатым облаком, в..сел туман. 6. Итоги урока. ­   Сегодня   мы   с   вами,   работая   с   текстами,   учились   находить   чужую   речь,   переданную различными способами. Оценки за урок.

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе

"Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи", урок в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018