Прямое и переносное значение слова

  • pptx
  • 29.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Когда слово употребляется в прямом и переносном значении.pptx

«Когда слово употребляется в прямом и переносном значении»



- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в путешествие по нашему уроку

Небольшая разминка («Ромашка»)


Что такое лексикология?

Что такое лексика?

Что такое лексическое значение слова?

Что такое синонимы, омонимы и антонимы?

Перечислите способы объяснения лексического значения слов

Сколько лексических значений имеет слово?

Как называются слова в зависимости от количества лексического значения?

- Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились отлично!

- Ребята, сегодня мы с
вами будем выяснять,
что значат два таких
термина, как «прямое» и
«переносное» значение
слова.

Теплый чай

Теплый взгляд

Цель урока

- Познакомиться с такими понятиями, как
«прямое» и «переносное» значение слова.
- Дать им определение.
- Учиться находить их в
тексте.

- Русский язык очень богат такими переносами

Железный гвоздь

Железная воля

Золотые часы

Золотой характер

Холодный ветер

Холодные глаза

Черный костюм

Черные мысли

- Вот вам следующее задание, ребята. Зачитайте строки из «Сказки о царе Салтане»
А.С. Пушкина и из стихотворения
И. Никитина. Выясним, какое значение в этих двух текстах имеет слово «золотой»

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

- Ребята, расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова. Заполните письменно в тетрадях схему, приведя свои примеры

Лексическое значение слова

Проверим!

Лексическое значение слова


Прямое Переносное
прямо называет переносит
предмет наименование
предмета, действие,
признак на другой предмет

Распределите словосочетания в два столбика соответственно схеме

Тяжелый чемодан, легкая рука,
железная дисциплина, железный гвоздь,
олимпийские игры, тяжелый характер,
холодный ветер, каменный дом,
легкая рука, деревянная походка,
зимний вечер,
жемчужные зубы

Физминутка

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать самостоятельно

Самостоятельная работа

Перепишите текст, раскрывая скобки.
Подчеркните основы предложений и укажите, в каком
значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
Дож(?)дь уснул. От со(?)нца подн..лась
суета ветра, вз(?)ерошились д..ревья,
заборм..тали травы и кустарники. И даже
сам дож(?)дь снова встал на ноги,
разбуженный щекочущей т..плотой и
соб..рал свое тело в обл..ка.

- Правильно, ребята. На основе переносного значения слов создаются литературные тропы

Литературные тропы

Метафора Эпитет Олицетворение
костер холодный запела
рябины взгляд капель
красной

- Последнее задание, ребята. Я уверен, что вы с ним отлично справитесь.

Тест

1. Определи, в каком ряду находится метафора
А. Нос корабля, крыло самолёта.
Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.
В. Ветер воет, мороз лечит.

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение
А. Изумрудные глаза, золотые руки.
Б. Гора подарков, куча желаний.
В. Сердитая зима, дремлет лес.

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты
А. Серп луны, река времени.
Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.
В. Злой ветер, весёлое солнышко.

Рефлексия

- Закончи предложение:
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Урок сегодня был …

- Нарисуй солнышко:
1. Если у вас всё получилось на уроке, раскрась солнце красным цветом;
2. что-то не получилось голубым;
3. ничего не получилось жёлтым.

Домашнее задание

Устно: используя материалы изучаемого
параграфа, подготовить сообщение на тему
«Что я узнал о прямом и переносном
значении слова».
Письменно:
1. Выполнить упражнение 317
2. Найти и выписать из художественных текстов примеры метафор, эпитетов, олицетворений.

- До свидания, ребята!

Спасибо за урок!