Небольшая разминка («Ромашка»)
Что такое лексикология?
Что такое лексика?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое синонимы, омонимы и антонимы?
Перечислите способы объяснения лексического значения слов
Сколько лексических значений имеет слово?
Как называются слова в зависимости от количества лексического значения?
- Ребята, сегодня мы с
вами будем выяснять,
что значат два таких
термина, как «прямое» и
«переносное» значение
слова.
Цель урока
- Познакомиться с такими понятиями, как
«прямое» и «переносное» значение слова.
- Дать им определение.
- Учиться находить их в
тексте.
- Вот вам следующее задание, ребята. Зачитайте строки из «Сказки о царе Салтане»
А.С. Пушкина и из стихотворения
И. Никитина. Выясним, какое значение в этих двух текстах имеет слово «золотой»
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.
- Ребята, расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова. Заполните письменно в тетрадях схему, приведя свои примеры
Проверим!
Лексическое значение слова
Прямое Переносное
прямо называет переносит
предмет наименование
предмета, действие,
признак на другой предмет
Распределите словосочетания в два столбика соответственно схеме
Тяжелый чемодан, легкая рука,
железная дисциплина, железный гвоздь,
олимпийские игры, тяжелый характер,
холодный ветер, каменный дом,
легкая рука, деревянная походка,
зимний вечер,
жемчужные зубы
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Самостоятельная работа
Перепишите текст, раскрывая скобки.
Подчеркните основы предложений и укажите, в каком
значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
Дож(?)дь уснул. От со(?)нца подн..лась
суета ветра, вз(?)ерошились д..ревья,
заборм..тали травы и кустарники. И даже
сам дож(?)дь снова встал на ноги,
разбуженный щекочущей т..плотой и
соб..рал свое тело в обл..ка.
Тест
1. Определи, в каком ряду находится метафора
А. Нос корабля, крыло самолёта.
Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.
В. Ветер воет, мороз лечит.
2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение
А. Изумрудные глаза, золотые руки.
Б. Гора подарков, куча желаний.
В. Сердитая зима, дремлет лес.
3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты
А. Серп луны, река времени.
Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.
В. Злой ветер, весёлое солнышко.
Рефлексия
- Закончи предложение:
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Урок сегодня был …
- Нарисуй солнышко:
1. Если у вас всё получилось на уроке, раскрась солнце красным цветом;
2. что-то не получилось – голубым;
3. ничего не получилось – жёлтым.
Домашнее задание
Устно: используя материалы изучаемого
параграфа, подготовить сообщение на тему
«Что я узнал о прямом и переносном
значении слова».
Письменно:
1. Выполнить упражнение 317
2. Найти и выписать из художественных текстов примеры метафор, эпитетов, олицетворений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.