Прямое и переносное значение слова
Оценка 5

Прямое и переносное значение слова

Оценка 5
pptx
29.09.2022
Прямое и переносное значение слова
Когда слово употребляется в прямом и переносном значении.pptx

Когда слово употребляется в прямом и переносном значении»

Когда слово употребляется в прямом и переносном значении»

«Когда слово употребляется в прямом и переносном значении»


Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в путешествие по нашему уроку

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в путешествие по нашему уроку


- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в путешествие по нашему уроку

Небольшая разминка («Ромашка»)

Небольшая разминка («Ромашка»)

Небольшая разминка («Ромашка»)


Что такое лексикология?

Что такое лексика?

Что такое лексическое значение слова?

Что такое синонимы, омонимы и антонимы?

Перечислите способы объяснения лексического значения слов

Сколько лексических значений имеет слово?

Как называются слова в зависимости от количества лексического значения?

Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились отлично!

Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились отлично!

- Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились отлично!

Ребята, сегодня мы с вами будем выяснять, что значат два таких термина, как «прямое» и «переносное» значение слова

Ребята, сегодня мы с вами будем выяснять, что значат два таких термина, как «прямое» и «переносное» значение слова

- Ребята, сегодня мы с
вами будем выяснять,
что значат два таких
термина, как «прямое» и
«переносное» значение
слова.

Теплый чай Теплый взгляд

Теплый чай Теплый взгляд

Теплый чай

Теплый взгляд

Цель урока - Познакомиться с такими понятиями, как «прямое» и «переносное» значение слова

Цель урока - Познакомиться с такими понятиями, как «прямое» и «переносное» значение слова

Цель урока

- Познакомиться с такими понятиями, как
«прямое» и «переносное» значение слова.
- Дать им определение.
- Учиться находить их в
тексте.

Русский язык очень богат такими переносами

Русский язык очень богат такими переносами

- Русский язык очень богат такими переносами

Железный гвоздь Железная воля

Железный гвоздь Железная воля

Железный гвоздь

Железная воля

Золотые часы Золотой характер

Золотые часы Золотой характер

Золотые часы

Золотой характер

Холодный ветер Холодные глаза

Холодный ветер Холодные глаза

Холодный ветер

Холодные глаза

Черный костюм Черные мысли

Черный костюм Черные мысли

Черный костюм

Черные мысли

Вот вам следующее задание, ребята

Вот вам следующее задание, ребята

- Вот вам следующее задание, ребята. Зачитайте строки из «Сказки о царе Салтане»
А.С. Пушкина и из стихотворения
И. Никитина. Выясним, какое значение в этих двух текстах имеет слово «золотой»

Белка песенки поет Да орешки все грызет;

Белка песенки поет Да орешки все грызет;

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Золотые нивы, Гладь и блеск озер,

Золотые нивы, Гладь и блеск озер,

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

Ребята, расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова

Ребята, расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова

- Ребята, расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова. Заполните письменно в тетрадях схему, приведя свои примеры

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Проверим! Лексическое значение слова

Проверим! Лексическое значение слова

Проверим!

Лексическое значение слова


Прямое Переносное
прямо называет переносит
предмет наименование
предмета, действие,
признак на другой предмет

Распределите словосочетания в два столбика соответственно схеме

Распределите словосочетания в два столбика соответственно схеме

Распределите словосочетания в два столбика соответственно схеме

Тяжелый чемодан, легкая рука,
железная дисциплина, железный гвоздь,
олимпийские игры, тяжелый характер,
холодный ветер, каменный дом,
легкая рука, деревянная походка,
зимний вечер,
жемчужные зубы

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали,

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали,

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.

Ребята, сейчас вам предстоит поработать самостоятельно

Ребята, сейчас вам предстоит поработать самостоятельно

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать самостоятельно

Самостоятельная работа Перепишите текст, раскрывая скобки

Самостоятельная работа Перепишите текст, раскрывая скобки

Самостоятельная работа

Перепишите текст, раскрывая скобки.
Подчеркните основы предложений и укажите, в каком
значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
Дож(?)дь уснул. От со(?)нца подн..лась
суета ветра, вз(?)ерошились д..ревья,
заборм..тали травы и кустарники. И даже
сам дож(?)дь снова встал на ноги,
разбуженный щекочущей т..плотой и
соб..рал свое тело в обл..ка.

Правильно, ребята. На основе переносного значения слов создаются литературные тропы

Правильно, ребята. На основе переносного значения слов создаются литературные тропы

- Правильно, ребята. На основе переносного значения слов создаются литературные тропы

Литературные тропы Метафора

Литературные тропы Метафора

Литературные тропы

Метафора Эпитет Олицетворение
костер холодный запела
рябины взгляд капель
красной

Последнее задание, ребята. Я уверен, что вы с ним отлично справитесь

Последнее задание, ребята. Я уверен, что вы с ним отлично справитесь

- Последнее задание, ребята. Я уверен, что вы с ним отлично справитесь.

Тест 1. Определи, в каком ряду находится метафора

Тест 1. Определи, в каком ряду находится метафора

Тест

1. Определи, в каком ряду находится метафора
А. Нос корабля, крыло самолёта.
Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.
В. Ветер воет, мороз лечит.

Выбери, в каком ряду находится олицетворение

Выбери, в каком ряду находится олицетворение

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение
А. Изумрудные глаза, золотые руки.
Б. Гора подарков, куча желаний.
В. Сердитая зима, дремлет лес.

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты
А. Серп луны, река времени.
Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.
В. Злой ветер, весёлое солнышко.

Рефлексия - Закончи предложение: 1

Рефлексия - Закончи предложение: 1

Рефлексия

- Закончи предложение:
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Урок сегодня был …

- Нарисуй солнышко:
1. Если у вас всё получилось на уроке, раскрась солнце красным цветом;
2. что-то не получилось голубым;
3. ничего не получилось жёлтым.

Домашнее задание Устно: используя материалы изучаемого параграфа, подготовить сообщение на тему «Что я узнал о прямом и переносном значении слова»

Домашнее задание Устно: используя материалы изучаемого параграфа, подготовить сообщение на тему «Что я узнал о прямом и переносном значении слова»

Домашнее задание

Устно: используя материалы изучаемого
параграфа, подготовить сообщение на тему
«Что я узнал о прямом и переносном
значении слова».
Письменно:
1. Выполнить упражнение 317
2. Найти и выписать из художественных текстов примеры метафор, эпитетов, олицетворений.

- До свидания, ребята!

- До свидания, ребята!

- До свидания, ребята!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2022