ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Оценка 4.6

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.03.2018
ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В данной работе мы изучили особенности реагирования людей в конфликтной ситуации на примере методики К. Томаса «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В процессе данного исследования мы выяснили, что в зависимости от возраста и социального положения люди реагируют на конфликтные ситуации по-разному.Цель данной работы – выявить психологические особенности реагирования в конфликтной ситуации на примере продавцов – консультантов.
ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc
ДОКЛАД ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ                                                Выполнила:                                            Педагог­психолог МКОУ СОШ № 29                                                г.Дзержинска Нижегородской области                                   Карпова Ирина Александровна Стр. Содержание Введение…………………………………………………………………………….3­4 Глава 1.Теоретические подходы к изучению межличностных отношений 1.1 Влияние межличностных отношений на развитие личности………………..5­11 1.2 Виды межличностных отношений…………………………………………...12­15 Глава 2.Рассмотрение межличностных отношений в конфликтной ситуации 2.1 Определение конфликтной ситуации………………………………………..16­22 2.2 Способы урегулирования конфликтов………………………………………23­28  Глава 3. Изучение особенностей реагирования в конфликтной ситуации  в  межличностных отношениях 3.1 Программа исследования с использованием методики «Исследование  особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса…………….29­30 3.2 Анализ результатов методики……………………………………………..…30­32 Заключение………………………………………………………………………...34­35 Литература…………………………………………………………………………36­37 Приложение………………………………………………………………………..38­40 2 Введение Психология   наших   дней   –   теоретическая   дисциплина,   изучающая человека,   а   так   же   система   прикладного   знания,   позволяющая   психологу совершенствовать   свою   работу   с   людьми.   Тема   данной   работы   посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке   фундаментальных   отраслей   психологии   с   практическими   отраслями жизни. Современная   психодиагностика   широко   используется   в   различных областях   социальной   практики:   прогнозирование   социального   поведения,   консультативная   и оптимизация   обучения   и   воспитания, психотерапевтическая помощь и многое другое.                    Помимо этого, психодиагностические методики ­ это один из инструментов   научных   исследований   в   психологии   личности   и межличностных   отношений.   Таким   образом,   психодиагностика   служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).          Межличностные отношения людей встречаются повсюду: дома, на работе,  в   кругу   друзей   и  т.д.  Они   составляют   неотъемлемую   часть   нашей деятельности,   в   процессе   которой   происходит   формирование   личности. Одним из вариантов межличностных отношений являются конфликты.          Тема нашей курсовой – диагностика межличностных отношений в конфликтной ситуации.           На наш взгляд, тема является  очень актуальной в данное время так как 3 конфликты существуют всюду ­ в семье, на работе, в школе.   Чтобы   выработать   верную   линию   поведения   в   конфликтных   различных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека   не   только   более   спокойной,   но   и   более   устойчивой   в психологическом отношении.                 Цель   курсовой   работы   –   выявить   психологические   особенности реагирования   в   конфликтной   ситуации   на   примере   продавцов   – консультантов.  Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой   и   многообразной   литературой   по   этой   проблематике,   усвоение теоретических   и   практических   знаний,   накопленных   в   рамках   данного направления   социологической   мысли.   Но   в   первую   очередь   надо   обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной   стороны,   общетеоретические   проблемы   конфликта,   а   с   другой   ­ практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.  4 Глава  1.  Теоретические   подходы  к изучению  межличностных отношений 1.1 Влияние межличностных отношений на развитие личности А.В.Батаршев   писал:   «Личность   человека   формируется   в   процессе общения   с   людьми.   Если   в   начальный   период   жизни   человек   не   волен выбирать   для   себя   людей,   которые   составляют   его   непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается.   Человек,   таким   образом,   обеспечивает   себе   со   стороны   этого окружения   определенный   поток   психологических   воздействий».   (А.В. Батаршев, 2004, С.26) Как   известно,   окружение   человека   составляют   люди,   с   которыми   он вместе   живет,   играет,   учится,   отдыхает,   работает.   Всех   их   человек психически отражает, на каждого дает эмоциональный отклик, по отношению к   каждому   практикует   определенный   способ   поведения.   От   личностных особенностей   этих   людей   в   большей   мере   зависят   характер   психического отражения,   эмоционального   отношения   и   поведения   общающегося   с   ними человека. Одновременно, это психическое отражение, эмоциональное отношение и поведение   всегда   несут   на   себе   печать   особенностей   мотивационно­ потребностной   сферы   человека,   который   общается   с   окружающими   его 5 людьми. С этими особенностями связан и выбор им людей, с которыми он предпочитает общаться. Многочисленные факты показывают, что в зависимости от того, как люди своим внешним и внутренним  обликом, знаниями, умениями и действиями удовлетворяют   потребности   общающегося   с   ними   человека,     находятся частота   и   характер   его   общения   с   ними.   При   этом   люди   становятся субъективно   значимыми   для   человека   и   вызывают   стремление   с   ними общаться   не   только   тогда,   когда   соответствуют   усвоенным   человеком эталонам,   традиционным   для   людей   его   окружения.   На   выбор   людей   для более   частого   общения   влияют   такие   специфические   индивидуальные потребности личности, как потребность в сочувствии, опеке, доминировании, в защите «я» или в самоутверждении. Расширение границ круга общения у большинства людей характеризуется перерывами   постепенности.   Значительное   обновление   состава   людей,   с которыми каждый человек общается, наступает в таких точках жизненного пути, как приход в детский сад, в школу, переход в ее средние, затем старшие классы,   уход   в   армию,   поступление   в   институт,   начало   самостоятельной работы,   замужество   или   женитьба.   С   возрастом   происходит   значительное   заставляющих   человека   вступать   в изменение   характера   причин, непосредственное   общение   с   другими   людьми.   Так,   если   во   временном промежутке жизни 15­23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе   которых   лежала   необходимость   удовлетворения   познавательной потребности,   то   затем   имеет   место   их   заметное   уменьшение.   Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 23­30 лет.   После   этого   возраста   круг   общения   человека   уменьшается,   т.е. уменьшается   количество   субъективно   значимых   и   входивших   в   круг непосредственного общения людей. Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе 6 в   системе   потребностей,   с   другой   ­   отношением   к   ней   со   стороны   лиц, составляющих ее круг общения. Эти значимые в разной степени для человека отношения   других   людей   к   нему   влияют   не   столько   на   его   ведущие потребности,   сколько   на   подчиненные   им   тенденции     защиты   своего   «я», проявляющиеся   в   поисках   и   в   осуществлении   способов   поведения, утверждающих это «я».         В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение   ­   совершенно   необходимое   условие   бытия   людей,   что   без   него невозможно   полноценное   формирование   у   человека   ни   одной   психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.                  Е.И. Рогов отмечал: «Межличностные отношения – это субъективно переживаемые   взаимосвязи   между   людьми,   объективно   проявляющиеся   в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности». (Е.И. Рогов, 2003, С.279.) Межличностные   отношения   чаще   всего   рассматриваются   в   системе человек – человек. Для межличностного отношения типична такая ситуация, когда   участники   общения,  вступая   в  контакты,  преследуют   по   отношению друг   к   другу   более   или   менее   значимые   для   них   цели,   которые   могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Это означает, что межличностное отношение по основным своим характеристикам   суть   которого   составляет всегда   является   видом   деятельности, взаимодействие человека с человеком.  Без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При   этом   вид   деятельности,   которую   общение   обслуживает,   неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.  7 Межличностное   отношение   не   только   необходимый   компонент деятельности, осуществление которой предполагает  взаимодействие людей, но   одновременно   обязательное   условие   нормального   функционирования общности людей. При   сравнении   характера   межличностного   отношения   в   разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого   зависит успешное решение стоящих перед ним  задач, их   движение   вперед.   Вместе   с   тем   каждая   общность   характеризуется преобладающим в ней видом деятельности.  Вместе   с   тем   понятно,   что   на   то,   как   общаются   люди   в   общности, оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.  Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта   и   субъекта   общения.   Как   субъект   он   познает   других   участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем  он  общается.  Он   оказывается   объектом,  которому  они  адресуют   свои чувства,   на   который   стараются   повлиять,   более   или   менее   сильно воздействовать.   При   этом   следует   специально   подчеркнуть,   что   это пребывание   каждого   участника   общения   одновременно   в   роли   объекта   и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей. Пребывая   в   положении   объекта   (субъекта)   общения,   люди   сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли.  Во­первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может показывать другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, совершенно не задумываясь над тем, какой отклик он вызывают у тех, с кем он общается. Но 8 он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем   протяжении   общения   с   ними   или     в   какой­то   отдельный   момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было.   Во­вторых, различая по степени сложности личностную структуру   и индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними. В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга   присущей   каждому   из   них   способностью   проникать   в   упомянутое своеобразие  другой  личности,  определять  свое  отношение  к  ней,  выбирать наиболее  отвечающие, по их мнению, способы воздействия на эту личность.          Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как   преследуют   какую­то   цель:   сделать   другого   человека правило, единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка,   понравиться.   Чтобы   осуществить   ее,   они   более   или   менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать   в   подобных   случаях   именно   так,   а   не   иначе   имеющиеся   у   них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации. Вместе   с   тем,   характеризуя   общение   как   особый   вид   деятельности, необходимо видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности.  Воспитательное   значение   в  межличностном   отношении   заключается   не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Оно заключается еще     в   том,   что   является   обязательным   условием   формирования   общего интеллекта   человека,   и,   прежде   характеристик.   всего   многих   его   мыслительных 9 Не меньшее значение межличностное отношение имеет и для развития эмоциональной   сферы   человека,   формирования   его   чувств.   Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, какие чувства появляются у него, когда он видит их дела и поступки, ­ все это оказывает   сильнейшее   влияние   на   выработку   в   его   личности   устойчивых эмоциональных   ответов   на   воздействие   определенных   сторон действительности ­ явлений природы, социальных событий и групп людей. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека.   Привыкает   ли   он   быть   собранным,   настойчивым,   решительным, смелым, целеустремленным, или у него будут преобладать противоположные качества   ­   все   это   в   большой   мере   определяется   тем,   насколько благоприятствуют   выработке   указанных   качеств   те   конкретные   ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается. Полнота   и   правильность   оценки   человеком   других   людей, проявляющиеся   у   него   психологические   установки   при   восприятии окружающих   и   манера   отвечать   на   их   поведение   несут   на   себе   печать конкретного   опыта   общения.   Собственный   опыт   ­   только   один   из   путей формирования   у   человека   качеств,   необходимых   ему   для   успешного взаимоотношения с другими людьми. Другой  путь ­ постоянное обогащение его   теоретическими   сведениями,   относящимися   к   различным   областям человекознания,   проникновение   в   новые   пласты   психики   человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение научной и подлинно художественной литературы, просмотр реалистических фильмов и спектаклей,   помогающих   проникновению   во   внутренний   мир   человека, пониманию механизмов, обеспечивающих его существование. (Н.В. Панина, Е.И. Головаха, 1989). В   настоящее   время   общепризнанной   является   громадная   роль   общения   в развитии   у   человека   того   или   иного   психологического   состояния,   в 10 актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его личности.  Чтобы общение оптимально способствовало удовлетворению позитивных потребностей   участвующих   в   общении   лиц,   порождало   у   них   состояние эмоционального   комфорта,   высокой   интеллектуально­волевой   активности, позволяющей им успешно осуществлять цели выполняемой ими коллективной деятельности,   оно   должно   характеризоваться   рядом   психологических особенностей. В   межличностных   отношениях,   когда   осуществляется   отбор   способов воздействия   на   участников   общения   необходимо   помнить,   что   в   основе способностей   человека   влиять   на   других   людей   лежит   умение   глубоко   и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе. Опираясь на эти   знания,     нужно   развивать   со   всеми   участниками   общения   различные формы сотрудничества.  11 1.2 Виды межличностных отношений Атмосферу   межличностных   отношений   создают   сами   люди.   Существует много   видов   межличностных   отношений:   дружеские,   семейные,   рабочие, родительские, групповые и др. Если   взять   семью,   то   ее   повседневные   цели   ­   воспитание   детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и другое ­ направленно программируют   межличностное   общение   членов   семьи   друг   с   другом. Конкретные   характеристики   внутрисемейного   межличностного   общения оказываются также связанными с нравственным и общекультурным обликом супругов, с пониманием ими своих родительских обязанностей, возрастом и состоянием здоровья детей и других членов семьи. Как и в любой другой общности особенности взаимодействия в форме межличностного общения в семье   в   значительной   мере   оказываются   обусловленными   тем,   как   члены семьи воспринимают и понимают друг друга.  В   сфере   межличностных   групповых   отношений   может   выступать фрустрация.   В   психологии   фрустрация   понимается   как   состояние 12 эмоционально­психического расстройства, связанное с переживанием неудачи в   достижении   поставленной   цели,   с   тщетностью   прилагаемых   усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием;  она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации.   В   групповых   отношениях   фрустрация   нередко   способствует   возникновению   межличностных   конфликтов.   У   разных   людей   реакция   на   фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии,   агрессивности,   регрессии.   Агрессивные   действия,   как   реакция   не фрустрацию,   редко   возникают   тогда,   когда   внутренняя   напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки   и   находит   точку   ее   приложения   в   другом   человеке,   который воспринимается как причина его неудач.    Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком   часто   и   с   избыточной   интенсивностью   проявляются   два   важных феномена: столкновение и отчуждение.   Столкновение ­ это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних   случаях   столкновение   проявляется   исключительно   в   борьбе,   в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация,   когда   кого­то   пытаются   дискредитировать   с   помощью   интриг, преследований, ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи   на   поединки   боксеров   или   фехтовальщиков   ­   главное,   к   чему стремятся   партнеры,   ­   это   доказать   свое   преимущество   перед   другими. Иногда   основной   целью   является   установление   господства   над   другими людьми с тем, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной  выгоды.  Среди различных форм  столкновения  можно найти  и такие, которые содержат конструктивные и ценные начала как для участников 13 столкновений,   так   и   для   других   людей   и   даже   целых   сообществ. Конструктивные   интеллектуальные   споры,   конфронтации   разных   позиций могут   приносить   определенную   пользу   и   удовлетворение,   могут   помочь улучшить   ситуацию   в   мире.   Отношение   в   форме   столкновений   является результатом   индивидуальных   различий   между   людьми   и   возникает   тогда, когда поступки индивидов­ участников одной ситуации имеют аналогичную направленность.  Столкновение   бывает   следствием   несовпадения   установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления. В жизни     нельзя                         Однако   в   действительности   чаще   всего   не   сами   конфликты противоречий. разногласий избежать и       разрушительно  действуют   на  людей  и  затрудняют   их   совместную   жизнь,  а следствия   некоторых   форм   поведения   в   конфликтной   ситуации:   страх, враждебность,   угрозы.   Если   эти   переживания   чрезмерно   интенсивны   и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер   Негативные   последствия   страха, мышления,   поступков   и   чувств. враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных   отношений.   Например,   человек,   воспитанный   в   атмосфере страха   и   опасности,   сам   впоследствии   может   стать   источником   этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных   контактов, закреплен на нем как часть его личности. Оборонительная реакция в ответ на  прошлом   когда­то который был в         чувство страха и угрозы может появляться в различных формах поведения. Иногда   под   влиянием   страха   человек   старается   стать   "маленьким   и незаметным",   чтобы   не   попадаться   на   глаза   тем,   кто   является   для   него 14 источником  угрозы. Нередко  встречаются  такие  люди,  которые когда­то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и поведения и ведут себя так, хотя изначального источника опасности уже не существует.                       Другой вид оборонительного поведения заключается в постоянной   готовности обезвреживанию   источника   опасности.   Часто   для   того,   чтобы   избежать уничтожению   нападению, или к к         потенциальной   угрозы   со   стороны   других   людей,   прибегают   к   попыткам подчинить   их   своей   власти   или   постоянно   контролировать   их.   Такое поведение не продиктовано злыми намерениями. Люди, часто поступающие подобным образом, заботятся исключительно о том, чтобы чувствовать себя уверенно   и   безопасно.   Еще   одним   способом   справится   с   собственным чувством   страха   и   надвигающейся   угрозы   является   овладение   набором уловок, игр и манипуляций, с помощью которых можно удерживать другого человека на безопасной дистанции. Постоянная готовность к оборонительно­ наступательным   и   манипуляциям   требует   смены   различных   "масок"   и "костюмов", которые должны обмануть противника. Однако часто происходит так, что  тот, кто слишком  много играет  или  притворяется  перед другими людьми, сам перестает понимать, что в нем истинно, а что ­ искусственно. Иногда   столкновение   преобразуется   в   другую   форму   контактов,   которую можно назвать отчуждением.   Отчуждение   может   рассматриваться   как   конкретная   форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы.   Отчуждение характерно может быть       не   только   для   отношений   между   людьми   мало   знающими   друг   друга   и имеющими мало общих интересов. Оно свойственно и для отношений между теми,   кто   объединен   общей   работой,   совместной   научной   деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе. Также отношения отличаются равнодушием. Более мягкой формой отчужденности является так называемая 15 конвенциональная   корректность.   Она   основана   на   соблюдении   некоторых жестко  заданных  границ, в  рамках  которых  следует  удержать  собственное поведение и поведение другого человека. Эти границы устанавливаются под влиянием   конвенционных   норм,   присущих   данной   среде   или   в   результате действия   неписаных   законов   при   выполнении   социальных   ролей.(В.И. Андреев, 1995).   Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение   в   форме   столкновений   является   результатом   индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.  Человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые   могут   быть   различными,   но   вместе   с   тем   имеются   определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение.        Глава 2. Рассмотрение межличностных отношений в  конфликтной ситуации 2.1 Определение конфликтной ситуации Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего­то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие ­ будь то родственники или те, с кем мы вместе работаем, полагают, что мы сами   виноваты   в   собственной   неудаче.   Либо   цель   была   нами   неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли     оценить   верно,   сложившуюся   ситуацию   и   обстоятельства   нам 16 помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в   недовольство,   создается   обстановка   неудовлетворенности,   социально­ психологического напряжения и конфликта.     Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,   отдельно   взятого   эпизода   в   сознании,   в   межличностных взаимодействиях   или   межличностных   отношениях   индивидов   или   групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Отсюда видно,   что   основу   конфликтных   ситуаций   в   группе   между   отдельными людьми   составляет   столкновение   между   противоположно   направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.  Как  выйти   из  сложившейся  ситуации?  Надо  ли  предпринимать  какие­ либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к нам относятся другие? Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.  Российские конфликтологи А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают   четко   разграничивать   предмет   и   объект   конфликта:   «Под   предметом объективно конфликта понимаем     мы     существующую   или   мыслимую   (воображаемую)   проблему,   служащую причиной   разбора   между   сторонами.   Предмет   конфликта   —   это   и   есть основное противоречие, из­за которого и ради разрешения которого субъекты вступают   в   противоборство.   Это   может   быть   проблема   власти,   обладание ценностями,   престижа   и   т.   д.»   (А.   Дмитриев,   В.Кудрявцев,   Г.   Кудрявцев, 1993, С.187). Определить предмет конфликта, по их мнению, очень важно, 17 поскольку возникающее в конфликтах напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно не имеющим четких границ.  Конфликт может иметь один основной предмет, который распадается на множество   частных   предметов.   Объектом   же   конфликта   может   выступать любой   предмет   материального   мира   или   социальной   реальности.                  Таким образом, предмет конфликта, это его внутренняя причина. Конфликтные взаимодействия между одними и теми же отношениями могут оказаться   безразличными   к   объекту   и   держаться   только   на   предмете. Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная   ситуация.   По   мнению   А.Г.   Здравомыслова,   можно   выделить следующие типы причин возникновения конфликта:   1.   Наличие   противоположных   ориентаций.   У   каждого   индивида   и социальной   группы   имеется   определенный   набор   ценностных   ориентаций относительно   наиболее   значимых   сторон   социальной   жизни.   Все   они различаются   и   обычно   противоположны.   В   момент   стремления   к удовлетворению   потребностей,   при   наличии   блокируемых   целей,   достичь которых   пытаются   несколько   индивидов   или   групп,   противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения   конфликтов.   Конфликты   по   причине   противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее  острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации,   причиной   которых   служат статусе   или   престиже.   Конфликты, противоположные   ориентации,   могут   протекать   в   сферах   экономических, политических, социально­психологических и других ценностных ориентаций.   2.   Идеологические   причины.   Конфликты,   возникающие   на   почве идеологических   разногласий,   являются   частным   случаем   конфликта противоположности   ориентаций.   Разница   между   ними   состоит   в   том,   что идеологическая   причина   конфликта   заключается   в   разном   отношении   к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, 18 доминирования   и   основополагающие   мировоззрения   у   различных   групп общества.   3.   Причины   конфликта,   заключающиеся   в   различных   формах экономического   и   социального   неравенства.   Этот   тип   причин   связан   со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но   конфликт   возникает   только   при   такой   величине   неравенства,   которая расценивается как весьма значительная.   4.   Причины   конфликтов,   лежащие   в   отношениях   между   элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое   занимают   структурные   элементы   в   обществе,   организации   или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан   с   различными   целями   с   желанием   того   или   иного   структурного элемента   занять   более   высокое   место   в   иерархической   структуре.   (А.Г. Здравомыслов, 1996).   Любая   из   перечисленных   причин   может   послужить   толчком,   первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. В   социальной   психологии   существует   многовариантная   типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.  1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри   личности,   на   уровне   индивидуального   сознания.   Такие   конфликты могут   быть   связаны,   например,   с   излишней   зависимостью   или   с   ролевой напряженностью.   Это   чисто   психологический   конфликт,   но   он   может оказаться   катализатором   для   возникновения   группового   напряжения,   если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы. 2.   Межличностный   конфликт.  Эта   зона   включает   разногласия   между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. 19 3. Межгрупповой  конфликт.  Некоторое  число  индивидов, образующих   способную   на   совместное   социальную   общность, группу   (т.е. координированные   действия)   вступают   в   конфликт   с   другой   группой,   не включающей   в   себя   индивидов   из   первой   группы.   Это   самый распространенный   вид   конфликта,   потому   что   индивиды,   приступая   к воздействию   на   других,   обычно   стараются   привлечь   к   себе   сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте. 4.   Конфликт   принадлежности.  Происходит   в   силу   двойной принадлежности   индивидов,   например,   когда   они   образуют   группу   внутри другой,   большей   группы   или   когда   индивид   входит   одновременно   в   две конкурентные группы, преследующие одну цель. 5.   Конфликт   с   внешней   средой.  Индивиды,   составляющие   группу, испытывают   давление   извне   (прежде   со   стороны   культурных, административных   и   экономических   норм   и   предписаний).   Часто   они вступают   в   конфликт   с   институтами,   поддерживающими   эти   нормы   и предписания. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты,   делового   сотрудничества, которые   охватывают   сферу   разумного, перераспределения   ресурсов   и   совершенствования   управленческой   или социальной   структуры.   Рациональные   конфликты   встречаются   и   в   области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев   и   верований.   Однако   в   ходе   конфликтных   взаимодействий, столкновений   агрессия   его   участников   часто   переносится   с   причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается,   и   участники   действуют   на   основе   личной   неприязни.   Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта   в  сознании  людей,  участвующих   в  нем,  появляются   негативные стереотипы. 20 Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве   случаев   они   неуправляемы.   Чаще   всего   такой   конфликт прекращается   после   появления   в   ситуации   новых   людей   или   даже   новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут   передавать   эмоциональный   настрой   и   другим   поколениям.   В   этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время. Допустима   классификация   также   по   характеру   вызвавших   конфликт   Перечислить   все   причины   возникновения   конфликта   не причин. представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы ­ руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:  ­Трудовым процессом;  ­Психологическими   особенностями   человеческих   взаимоотношений,   то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей и т.д.;    ­Личностным   своеобразием   членов   группы.   Например,   неумением контролировать   свое   эмоциональное   состояние, некоммуникабельностью, бестактностью.    агрессивностью, Конфликты   различают   и   по   их   значению   для   организации,   а   также способу их разрешения.  Различают конструктивные и деструктивные конфликты.   Для   конструктивных   конфликтов   характерны   разногласия,   которые   проблемы   жизнедеятельности затрагивают   принципиальные   стороны, организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития.   Деструктивные   конфликты   приводят   к   негативным,   часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные   явления,   что   приводит   к   резкому   снижению   эффективности работы группы или организации. 21 Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: ­ предконфликтная ситуация; ­ непосредственно конфликт; ­ стадия разрешения конфликта. Давайте рассмотрим эти стадии более подробно. 1. Предконфликтная ситуация. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение,   раздражение   и   злость   обычно   накапливаются   в   течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная   стадия   ­   это   период,   в   который   конфликтующие стороны   оценивают   свои   ресурсы,   прежде   чем   решиться   на   агрессивные действия или отступать. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избегания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. 2. Непосредственно конфликт. Эта   стадия   характеризуется,   прежде   всего,   наличием   инцидента,   т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить   на   две   группы,   каждая   из   которых   имеет   в   своей   основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.) 22 Ко   второй   группе   относятся   скрытные   действия   соперников   в конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из   соперников   пытается   передать   и   внедрить   в   сознание   другого   такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает    из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,      как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель   и   юрист   получают   сведения   о   прецедентах,   имеющих   для представителей этих родов деятельности особое значение. 2.2 Способы урегулирования конфликтной ситуации Конфликты   всегда   существовали,   и   будут   существовать,   они   Возможность неотъемлемая   часть   человеческих   взаимоотношений. возникновения   конфликтов   существует   во   всех   сферах.   Конфликты рождаются   на   почве   ежедневных   расхождений   во   взглядах,   разногласий   и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд,   интересов   и   личностных   особенностей.   Они   представляют   собой 23 эскалацию   каждодневного   соперничества   и   противостояния   в   сфере принципиальных   или   эмоционально   обусловленных   столкновений,   которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. Конфликты могут принимать самую разную форму ­ от простой ссоры  двух людей до крупного военного или политического столкновения с  участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: ­ причины конфликта; ­ острота конфликта; ­ длительность конфликта; ­ последствия конфликта. Существуют ли какие­то возможности конструктивного и успешного решения конфликта? Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт,  как  на  задачу,  которая  должна  быть  решена:  в первую  очередь определить   причину   конфликта,   а   затем   ­   применить   соответствующую технику   решения   конфликтных   проблем.   Полезно   иметь   представление   о некоторых общих причинах конфликтов между людьми, которые являются результатом недостаточного общения или непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных   предположений   в   отношении   чьих­либо   действий;   отсутствия сочувствия   нуждам   и   желаниям   других   людей   и   т.д.    После   обнаружения скрытых   причин   и   источников   конфликта   следующим   шагом   является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван   недостаточным   общением   или   его   отсутствием,   очевидная   реакция состоит   в   поиске   путей   налаживания   общения.   Если   конфликт   связан   с различием   в   жизненных   планах,   реакция   будет   заключаться   в   одном   из компромиссов,   выработанных   в   результате   переговоров   и   поиска   решений, при   которых   в   выигрыше   остается   каждый   участник   конфликта.   Если   же помехой   является   собственные   страхи   и   нерешительность,   то   решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий.  24 Давайте   немного   остановимся   на   модели     поведения   людей   в   конфликтной ситуации Е. Мелибруды. (Е. Мелибруда, 1986).   . Суть этой модели состоит в следующем:    Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов: 1)адекватность восприятия конфликта;  2)открытость и эффективность общения;  3)создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;                     4)определеление существа конфликта.     Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется ввиду достаточно   точная,   не   искаженная   личными   пристрастиями   оценка,   как собственных   действий,   намерений,   позиций,   так   и   поступков,   намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко. По мнению Е.Мелибруды: « Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся   допущению:   допуская,   что   ваш   партнер   настроен исключительно   враждебно,   начинаешь   обороняться   от   него,   переходя   в наступление.   Видя   это,   партнер   переживает   враждебность     к   нам,   и   наше предварительное   допущение,   хотя   оно   и   было   неправильным,   немедленно подтверждается». (Е. Мелибруда, 1986, С.263).   Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.     Следующий   фактор   конструктивного   разрешения   конфликтов   ­ открытость   и   эффективность   общения   противодействующих   сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением   конфликта,   как   открытое   обсуждение   проблемы,   в   ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое   понимание   происходящего.   Подобная   конфронтация   способствует прекращению   циркуляции   всевозможных   слухов.   Нередко   открытое 25 выражение   взглядов   и   чувств   закладывает   основу   для   построения   в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.    Если   люди   готовы   к   диалогу,   если   они   открыты   друг   для   друга, естественно,   создается   атмосфера   взаимного   доверия   и   сотрудничества. Фактически   любая   конфликтная   ситуация   проблемна   и   говоря   о   ее разрешении, мы имеем ввиду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют, по меньшей мере, двое, речь должна идти   о   групповом   решении   проблемы,   а   оно   неизбежно   требует сотрудничества участников взаимодействия.     Для   того   чтобы   определить   существо   конфликта,   участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и   выработать   определенную   стратегию   поведения.   Предполагается,   что   их действия   нося   пошаговый   характер,   разворачиваются   в   следующем направлении:   ШАГ 1. Определение основной проблемы.    На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения   проблемы:   как   собственного,   так   и   оппонента,   имеющееся   здесь сходства различия.   ШАГ 2. Определение вторичных причин конфликта.     Обычно   они   служат   поводом   для   возникновения   конфликта,  часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.   ШАГ 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.   Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта:  а) Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?  б) Что мог бы для этого сделать мой партнер? 26 в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?   ШАГ 4. Совместное решение о выходе из конфликта.    На  этом этапе  речь идет о выборе наиболее  подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.     ШАГ   5.   Реализация   намеченного   совместного   способа   разрешения конфликта.     Здесь   конфликтующим   сторонам   очень   важно,   придерживаясь намеченной   стратегии   действий,   не   вызвать   необдуманным   словом, поспешным   поведением   каких­либо   сомнений   друг   у   друга   относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.     ШАГ   6.   Оценка   эффективности   усилий,   предпринятых   для разрешения конфликта.   На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов.      Следует   добавить,   что   пошаговое   движение   соперников   в   сторону разрешения   конфликта   невозможно   вне   одновременного   действия   таких элементов   (факторов)   данного   процесса,   как   адекватность   восприятия людьми   происходящего,   открытость   их   отношений   и   наличие   атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.           Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении  конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы.  Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.                     Известны   пять   основных   межличностных   стилей   разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.  27 1. Избегание.  Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.  Один   из   способов   разрешения   конфликта   ­   это   не   попадать   в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. Этот стиль используется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, и  мы не отстаиваем свои права и  не сотрудничаем ни с кем.  2.   Приспособление.   Этот   стиль   означает,   что   мы   действуем совместно   с     другой   стороной,   но   при   этом   не   пытаемся   отстаивать собственные   интересы   в   целях   сглаживания   и   восстановления   нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеж­ дением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку».  Но,  к  сожалению, про проблему, лежащую в основе конфликта, совсем забываем. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут  внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв. 3.    Соперничество.   В   рамках   этого   стиля   превалируют   попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него   уступку   по   праву   начальника.   Этот   стиль   принуждения   может   быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что  он подавляет инициативу   подчиненных,   создает   большую   вероятность   того,   что   будут учтены   не   все   важные   факторы,  поскольку   представлена   лишь   одна   точка зрения.  28 4.   Компромисс.   Суть   этого   стиля     заключается   в   том,   что   стороны стремятся   урегулировать   разногласия   при   взаимных   уступках.   Этот   стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно   это   невыполнимо.   Однако,   использование   компромисса   на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу   проблемы   и   сократить   время   поиска   альтернативы.   Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры,   даже если при этом происходит отказ от благоразумных  действий. 5. Сотрудничество. Данный стиль — признание различия во мнениях и готов­ ность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти   курс   действий,   приемлемый   для   всех   сторон.  Цель   ею   применения разработка   долгосрочного   взаимовыгодного   решения.   Такой   стиль   требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.   Отсутствие   одного   их   этих   факторов   делает   этот   стиль неэффективным.  Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что   лучшим   способом   разрешения   конфликтной   ситуации   является сознательный   выбор   оптимальной   стратегии   поведения.   От   этого   зависит “окрашенность”   конфликта,   т.   е   какую   роль   (положительную   или отрицательную)   сыграет   он   на   взаимоотношениях   коллектива   или   группы. Необходимо   также   помнить,   что   ни   один   из   рассмотренных   стилей разрешения   конфликта   не   может   быть   выделен   как   самый   лучший.    Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Глава 3. Изучение особенностей реагирования в конфликтной ситуации в межличностных отношениях 29 3.1   Программа   исследования   с   использованием   методики «Исследование   особенностей   реагирования   в   конфликтной   ситуации» К.Томаса Тема: Психологические особенности реагирования продавцов в конфликтной ситуации Программа исследования: Цель   исследования:   изучение   поведения   продавцов   в   конфликтной ситуации. Объект исследования: конфликтная ситуация, возникшая у продавца. Предмет исследования: специфика поведения  продавца в конфликтной ситуации. Гипотеза: 1.   В   зависимости   от   возраста   и   социального   положения   реакция продавцов в конфликтной ситуации различна. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Определить поведение продавцов в конфликтной ситуации. 3. Выявить единую линию поведения продавца в конфликтной ситуации. 4.   Рассмотреть   особенности   поведения   продавцов   разного   возраста   и социального положения в конфликтной ситуации. Основу   нашего   эмпирического   исследования   составила   методика «Исследование   особенностей   реагирования   в   конфликтной   ситуации» К.Томаса. 30 На   наш   взгляд,   данная   методика   позволяет   более   точно   выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде,   стремящейся   к   компромиссам,   избегающих   конфликтов   или старающихся обострить их. Методика   К.   Томаса   состоит   из   30   вопросов,   в   каждом   из   которых предложены   два   варианта   поведения.   Вопросы   к   методике   К.Томаса представлены в Приложении 1. По   каждому   из   пяти   разделов   опросника   (соперничество, сотрудничество,   компромисс,   избегание,   приспособление)   подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. (Ключ с ответами представлен в Приложение 2.)   Полученные   количественные   оценки   сравниваются   между   собой   для выявления   наиболее   предпочитаемой   формы   социального   поведения испытуемого   в   ситуации   конфликта,   тенденции   его   взаимоотношений   в сложных ситуациях. Выборка: в исследовании принимали участие продавцы – консультанты вино – водочного магазина г. Дзержинска, в количестве 4 человек, возраст испытуемых от 20 до 40 лет.  3.2 Анализ результатов методики 31 Рассмотрим   результаты,   полученные   с   помощью   методики «Исследование   особенностей   реагирования   в   конфликтной   ситуации» К.Томаса. Как   видно   из   полученных   результатов   (см.   приложение   3,4,5,6), поведение   продавцов   в   конфликтной   ситуации   бывает   различным.   Единой линии реагирования на конфликт у продавцов не существует. Яна   в   конфликтной   ситуации   более   склонна   к   приспособлению,   Юля предпочитает пойти на компромисс, Наталья желает сотрудничать, Марина видит решение конфликтной ситуации в компромиссе или ее избегании.            Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами гипотеза подтвердилась. В зависимости от возраста и социального положения реакция продавцов в конфликтной ситуации различна.                  Основываясь на изученную литературу по данной теме, можно дать некоторые рекомендации поведения человека в конфликтной ситуации. 1. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: ­источник разногласий не существенен для нас по сравнению с другими более важными задачами, потому мы считаем, что не стоит тратить на него силы; ­у   нас   мало   власти   для   решения   проблемы   желательным   для   нас способом;  ­хотим   выиграть   время,   чтобы   изучить   ситуацию   и   получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое­либо решение; ­пытаться   решить   проблему   немедленно   опасно,   так   как   вскрытие   и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением   от   ответственности.     В   действительности   уход   или   отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или мы сможем заняться ею 32 позже,   когда   будем   обладать   достаточной   информацией   и   желанием разрешить ее. 2. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: ­главная   задача   ­   восстановить   спокойствие   и   стабильности,   а   не разрешение конфликта; ­если мы считаем, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения. 3.   Стиль   конкуренции,   соперничества   может   использовать   человек, обладающий   сильной   волей,   достаточным   авторитетом,   властью,   не   очень заинтересованный   в   сотрудничестве   с   другой   стороной   и   стремящийся   в первую   очередь   удовлетворить   собственные   интересы.   Его   можно использовать, если: ­исход конфликта очень важен для нас, и мы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; ­мы обладаем достаточной властью и авторитетом, нам представляется очевидным, что предлагаемое решение ­ наилучшее;  ­мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и вам нечего терять;         4. Стиль компромисса ­ это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Такой   подход   к   разрешению   конфликта   можно   использовать   в следующих ситуациях: ­обе   стороны   имеют   одинаково   убедительные   аргументы   и   обладают одинаковой властью; ­удовлетворение нашего желания имеет для нас не слишком большое значение; 33 ­нас   может   устроить   временное   решение,   так   как   нет   времени   для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.             5.   Стиль   сотрудничества   можно   использовать,   если,   отстаивая собственные   интересы,   мы   вынуждены   принимать   во   внимание   нужды   и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: ­необходимо   найти   общее   решение,   если   каждый   из   подходов   к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; ­у   нас   длительные,   прочные   и   взаимозависимые   отношения   с   другой стороной; ­основной целью является приобретение совместного опыта работы; ­стороны   способны   выслушать   друг   друга   и   изложить   суть   своих интересов. Итак,   в   зависимости   от   ситуации,   необходимо   выделить   наиболее целесообразный для конкретного человека стиль поведения. 34 Заключение        Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в которую объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. Ни для кого не   секрет,   что   в   любом   объединении   людей   обязательно   существуют разногласия,   перерастающие   в   конфликты,   существования   общества   без конфликтов невозможно.        Подводя итоги исследования социальных конфликтов, можно сказать, что конфликт, вероятнее всего ­ необходимая форма социального взаимодействия между людьми. В связи с тем, что социальный конфликт ­ явление многоплановое, в работе   он   представлен   с   разных   ракурсов   обозрения   этой   проблемы. Выделены   основные   аспекты   социальных   конфликтов   и   дана   их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций. Изучив исследования ведущих специалистов в области конфликтологии (Емельянова   С.М.,   Козырева   Г.И.,   Андреева   В.И.),   была   представлена классификация конфликтов, проанализированы основные стадии развития и протекания социального конфликта.            На основе изученного материала, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, необходимо научиться управлять ими.        В нашей работе было представлено несколько вариантов реагирования в конфликтной   ситуации:   соперничество,   сотрудничество,   компромисс, избегание и приспособление.  В данной работе мы изучили особенности реагирования людей в конфликтной ситуации   на   примере   методики   К.   Томаса   «исследование   особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В процессе данного исследования мы 35 выяснили,   что   в   зависимости   от   возраста   и   социального   положения   люди реагируют на конфликтные ситуации по­разному.  Основываясь на накопленном опыте в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, нужно   стремиться   к   тому,   чтобы   конфликтные   ситуации   приводили   к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностям.  36 Литература 1.   Агеев   В.С.   Межгрупповое   взаимодействие.   Социально­психологические проблемы. М. 1990. 2. Андреева Г. М.  Социальная Психология. М. 1998. 3. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения                               переговоров, разрешения конфликтов. М. 1995. 4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М. 2000. 5. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990 . 6. Бодалев А.А. Психология о личности. М. 1988. 7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М. 2001. 8. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М. 2004. 9. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликта. М. 1993. 10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. 2000. 11.  Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М. 1996. 12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М. 1999. 37 13. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый.  М.1992. 14. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М. 1993. 15. Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997. 16. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1998. 17. Маслоу А. Самоактуализация личности и образование. Киев­Донецк. 1994. 18.   Мелибруда   Е.   Я­ты­мы.   Психологические   возможности   улучшения общения.  М. 1986 19. Немов Р.С. Общие основы психологии. М. 1994. 20. Панина Н.В., Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания.  М. 1989. 21. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М. 2003. 38 Приложение 1 Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса Инструкция. Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах. Вопросы к методике Томаса. 1. а)   Иногда   я   предоставляю   возможность   другим   взять   на себя ответственность за решение спорного вопроса,  б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,  б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего, б)   Иногда   я   жертвую   своими   собственными   интересами   ради   интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,  б) Я стараюсь не задеть чувства другого. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого,  б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности. 39 6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя,  б) Я стараюсь добиться своего. 7.а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно, б) Я считаю возможным в чем­то уступить, чтобы добиться другого. 8.а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,   б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9.а)   Я   думаю,   что   не   всегда   стоит   волноваться   из­за   каких­то   возникающих разногласий,  б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего,  б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11.а)   Первым   делом   я   стремлюсь   ясно   определить   то,   в   чем   состоят   все затронутые вопросы,  б)   Я   стараюсь   успокоить   другого   и   главным   образом   сохранить   наши отношения. 12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,  б) Я даю возможность другому в чем­то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 13.а) Я предлагаю среднюю позицию,  б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по­моему. 14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,  б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов. 15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.     б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения. 16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого,  б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17.а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего, 40 б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18.а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем,  б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19.а)   Первым   делом   я   пытаюсь   определить   то,   в   чем   состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,  б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия, 6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21.а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22.а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека,  б) Я отстаиваю свою позицию. 23.а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас  б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса. 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,  б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс. 25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте,  б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию,  б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. 6)   Если   это   сделает   другого   человека   счастливым,   дам   ему   возможность постоять на своем. 41 28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29.а) Я предлагаю среднюю позицию,  б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из­за возникающих разногласий. 30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого,   б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. 42

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018