«ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЕВОЧЕК-ГИМНАСТОК 6-9 ЛЕТ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внутренняя жизнь группы скрыта от постороннего взгляда. Группа самостоятельно регулирует свои внутренние состояния, приспосабливаясь к изменяющимся условиям деятельности. Психическая жизнь группы и механизмы поддержания ее сопротивляемости внешним повреждающим воздействиям составляют психодинамику малой социальной группы [7]. Внутри группы действуют различные процессы: обмена информацией (коммуникативные), совместимости и срабатываемости, официальные и неофициальные отношения, ценностного обмена, группового давления, лидерства и руководства. Под их действием формируются соответствующие структуры: лидерства, руководства, коммуникаций, официальных и неофициальных отношений.
Иконка файла материала 251124.doc
«ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЕВОЧЕК­ГИМНАСТОК 6­9 ЛЕТ» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. … Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ                  ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Психодинамика, как феномен деятельности  спортивной  команды………………………………………………………….. 1.2. Возрастные особенности детей от 6 до 9 лет……………………… Глава II.  ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ     ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель и задачи исследования……………………………………….   2.2. Методы исследования…………………………………………….…   2.3. Методы математической статистики ……………………………… 2.4. Организация исследования…………………………………….……   Глава III.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………...    3.1. Социометрическое исследование экспериментальной группы…….. 3.2. Индивидуально­психологические характеристики спортсменок       и двигательные качества испытуемых……………………………… 3.3. Определение уровня эффективности подготовки юных гимнасток.. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ   ИССЛЕДОВАНИЯ……………..……ВЫВОДЫ……………………………………………………………….……..    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ…………………………………….… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………   ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...ВВЕДЕНИЕ Актуальность   исследования.  Успешность   занятий   в   группах девочек­гимнасток   6­9   лет   во   многом   зависит   от   желания   спортсменок совершенствоваться в данном виде спорта, что в свою очередь обусловлено особенностями   взаимоотношений   в   учебной   группе.   В   данном   возрасте внутригрупповые   процессы   развиваются   достаточно   динамично   и   анализ групповой психодинамики и влияние на нее индивидуально­психологических характеристик занимающихся являются актуальными.  Цель   работы.  Изучить   влияние   индивидуально­психологических характеристик   и   двигательных   качеств     гимнасток   на   психодинамику учебной группы в возрасте  6­9 лет. Объект исследования. Особенности взаимоотношений спортсменок­ гимнасток в группах начальной подготовки. Предмет   исследования.  Психодинамика   формирования   учебной группы начальной подготовки девочек­гимнасток  6­9 лет .  Гипотеза.  На формирование взаимоотношений в группах начальной подготовки   девочек­гимнасток   6­9   лет   влияет   их   индивидуально­ психологические   характеристики,   зная   которые   тренер   может   изменять статус спортсменок в группе.Научная   новизна.  Впервые   проведено  исследование   особенностей взаимоотношений в группах  начальной подготовки девочек гимнасток 6­9 лет. Практическая значимость. В результате исследования разработаны практические   рекомендации   для   тренеров   и   специалистов   работающих   с группами девочек гимнасток 6­9 лет. ГЛАВА I.  ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1. Психодинамика, как феномен деятельности   спортивной команды Внутренняя   жизнь   группы   скрыта   от   постороннего   взгляда.   Группа самостоятельно регулирует свои внутренние состояния, приспосабливаясь к изменяющимся   условиям   деятельности.   Психическая   жизнь   группы   и механизмы   поддержания   ее   сопротивляемости   внешним   повреждающим воздействиям составляют психодинамику малой социальной группы [7]. Внутри   группы   действуют   различные   процессы:   обмена   информацией (коммуникативные),   совместимости   и   срабатываемости,   официальные   и неофициальные   отношения,   ценностного   обмена,   группового   давления, лидерства и руководства. Под их действием формируются соответствующие структуры:   лидерства,   руководства,   коммуникаций,   официальных   и неофициальных   отношений.  На  основании  этих  подструктур   формируется целостная   структура   взаимоотношений,   которая   в   свою   очередь   даетвозможность   развивать   присущие   данной   группе   качества,   такие   как сплоченность, решительность, инициативность и др. Именно эти качества и позволяют группе в ходе практической деятельности добиваться конкретных результатов   в   экстремальных   условиях   горной   среды   и   обеспечивают определенный   уровень   ее   надежности,   который   может   быть   измерен специальными методами. На   психодинамику   группы   оказывают   влияние   как   внешние   факторы (особенности   спортивной   деятельности),   так   и   внутренние   социально­ психологические   факторы   (социально­демографический   состав   группы, особенности взаимоотношений между партнерами по группе, отношения с социальным окружением и др.). Психодинамика   группы   –   это   совокупность   всех   внутригрупповых социально­психологических   процессов   и   явлений,   характеризующих   весь цикл   жизнедеятельности   малой   социальной   группы   и   этапы   ее   развития (образование, функционирование, стагнацию, регресс, распад). Этимиология слова психодинамика (psychodynamics) от греч. «Psyche» – душа,  «Dynamis» – сила [7]. Психодинамику   группы   следует   рассматривать   как   совокупность взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы, в которую также включен и тренер данной группы, а также совокупность всех действий и интеракций группы в период ее существования.  Спортивная   группа   рассматривается   как   общность   людей, характеризующаяся   ограниченным   числом   членов,   наличием непосредственного   контакта   между   членами,   распределением   ролей   и обязанностей, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом. В групповой динамике находят свое выражение все групповые феномены [6].Индивидуальные особенности членов группы влияющие на психодинамику группы Среди   большого   количества   индивидуальных   особенностей   в   команду,   особо   нужно   выделить   первую спортсменов,   входящих   подгруппу факторов, это:  а)   Социально­демографические   особенности   спортсменов   (пол, возраст, спортивная квалификация, стаж занятий избранным видом спорта, национальность,   социальный   статус,   профессия   спортсмена   и   др.)   и личностные особенности спортсмена (особенности характера, темперамента, мотивации,   способностей,   уровня   притязаний,   навыков   общения,   уровня культуры   и   пр.).   В   зависимости   от   наличия   у   спортсмена   тех   или   иных качеств, он займет вполне определенное место в структуре группы. Именно «ансамбль»  личностных   и  социально­демографических   качеств   во   многом определяет особенности психодинамики группы.  б) Технико­тактическая подготовленность членов группы к работе в избранном виде спорта. в)   Функциональная   готовность   спортсменов   к   деятельности   в избранном   виде   спорта,  это   –   физическая   подготовленность,   состояние спортивной формы. г)   Психологическая   готовность   спортсменов   к   к   деятельности   в избранном виде спорта,  это – уровень развития психических качеств, воли, мотивации, уровня притязаний, психологическая надежность и готовность к деятельности в соревновательных условиях и т.п. Особенности спортивной команды В эту категорию входят следующие факторы:а)   Количественный   и   социально­демографический   состав   группы.   В каждой   группе   складывается   свой   особый   «ансамбль»   личностей,   от которого   зависят   протекание   всех   внутригрупповых   процессов, формирование структуры взаимоотношений б)   Внутригрупповые   процессы.   Особенности   протекания   в   группе   коммуникаций,   совместимости, процессов:   руководства,   лидерства, ценностного обмена, группового давления.  в)   Психодинамические   особенности   развития   группы.   Особенности развития группы от номинальной группы до коллектива в ходе восхождения, либо   разрушение   структуры   взаимоотношений   в   результате внутригруппового или межличностного конфликта. г) Опыт работы в заданных условиях.Процессы   руководства   и   лидерства   являются   наиболее   важными   в психодинамике группы. Они оказывают влияние практически на все остальные процессы. Так или иначе, но борьба за власть пронизывает всю внутреннюю жизнь   группы.   Процессы   лидерства   отражают   особенности   неофициальных отношений,   а   процессы   руководства   –   официальных   отношений   между членами группы  Процессы лидерства чаще всего развиваются в группе стихийно, однако они подчинены достаточно четким психодинамическим правилам. Лидерство – это отношения подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений   в   группе.   Поведение   лидера   не   определяется   официальными инструкциями и предписаниями.  Лидер   –   это   спортсмен,   имеющий   наивысший   статус   (ранг)     в неофициальной структуре и оказывающий наибольшее влияние на партнеров и на   поведение   команды   в   целом   в   наиболее   сложных,   экстремальных ситуациях. Лидер располагает в команде наибольшей властью, что позволяет ему осуществлять влияние в неофициальной сфере аналогичное тому, какое осуществляет руководитель  в официальной сфере. 1.3. Возрастные особенности детей от 6 до 9 лет        По мнению В.М. Смирнова  [40, с. 132]  «Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов».            Восприятие.   В   возрасте   6   лет,     Продолжает   совершенствоваться восприятие   цвета,   формы   и   величины,   строения   предметов;   происходит систематизация   представлений   детей.   Они   различают   и   называют   не   только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; 8форму   прямоугольников,   овалов,   треугольников.   Воспринимают   величину объектов, легко выстраивают в ряд ­ по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.        Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к   его   распределению   и   переключаемости.   Наблюдается   переход   от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5­6 объектов, к концу года 6­7.               Память. В возрасте 5­6 лет начинает формироваться произвольная папамять. Ребенок способен при помощи образно­зрительной памяти запомнить 5­6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5­6 слов.        Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и   в   уме   совершить   преобразование   объекта   и   т.д.   Развитие   мышления сопровождается (развиваются освоением   мыслительных     средств   схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).   Кроме   того,   совершенствуется   способность   к   обобщению,   что является   основой   словесно­логического   мышления.   Ж.   Пиаже   (швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей)  показал, что  в дошкольном   возрасте  у  детей  еще  отсутствуют  представления  о  классах объектов.   Объекты   группируются   по   признакам,   которые   могут   изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.     Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети   старшего   дошкольного   возраста   способны   рассуждать,   давая   адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.  Воображение.   Пятилетний   возраст   характеризуется   расцветом   фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень 9увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность   сочинения   детьми   достаточно   оригинальных   и   последовательно разворачивающихся историй.    Речь.   Продолжает   совершенствоваться   речь,   в   том   числе   ее   звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.  Развиваются   фонематический   слух,  интонационная   выразительность   речи при   чтении   стихов,   в   повседневной жизни. Совершенствуется   грамматический   строй   речи.   Дети   используют   в   сюжетно­ролевой   игре, практически   все   части   речи,   активно   занимаются   словотворчеством.   Богаче становится   лексика:   активно   используются   синонимы   и   антонимы.   Развивается связная   речь.   Дошкольники   могут   пересказывать,   рассказывать   по   картинке, передавая не только главное, но и детали. У   детей   5­6   лет   динамические   стереотипы   формируются   быстро,   но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Развитие пространственных представлений ребенка к шести­семи годам достигает   высокого   уровня.   Для   детей   этого   возраста   характерны   попытки провести анализ пространственных ситуаций. Новые   качественные   образования   происходят   благодаря   многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания   и   благодаря   включению   в   различные   виды   деятельности   (игровые, продуктивные,   бытовые).   Все   это   способствует   лучшей   адаптации   ребенка   к социальным   условиям   и   требованиям   жизни,   в   то   же   время   продолжают развиваться элементарные формы психики, сенсорика и перцепция. Ведущей   формой   психики   в   это   время   становится   представление, которое   интенсивно   развивается   в  различных   видах   игровой   и   продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры).  10Зрительный анализатор (его центральный и периферический отделы) к 6 годам еще находится в стадии становления.  Различные образования глазного яблока   имеют   определенные   особенности,   обусловленные   возрастом.   Так,   у новорожденного  и  ребенка  первых  лет  жизни  хрусталик более  прозрачен, по форме более выпуклый, чем у взрослого; роговица немного толще; сосудистая оболочка   тоньше   у   новорожденного,   чем   у   взрослого;   мало   пигментирована радужка; очень тонкая склера у новорожденного пластична и растяжима. По мере   роста   ребенка   указанные   особенности   отдельных   образований   глазного яблока, в частности форма роговицы и хрусталика, их выпуклость, меняются, что происходит к 9—12 годам; это в значительной степени приближает глазное яблоко растущего ребенка к состоянию органа зрения у взрослого человека.     Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному.  Использование игровых технологий для формирования группы Эффективность   использования   игровых   технологий   опирается   на следующие аспекты возрастной психологии [10, 30]: ­ человеку на протяжении всей жизни свойственно обыгрывать различные ситуации; ­ в младшем школьном возрасте игра является основной формой общения с окружающим миром вне школьных занятий; ­   вырастая   и   приобретая   навыки   общения,   подростки   склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения. Возраст   от   6   до   9   лет   является   этапом   интенсивного   психического развития. Методы воздействия на юных гимнасток 11С   учётом   выше   изложенных   возрастных   особенностей   юных   гимнасток методы   воздействия   тренера,   особенно   в   начальный   период,   должны осуществляться чаще в форме проявления внимания и просьбы к ним, реже убеждения и  внушения, в последнюю очередь требования  и др. На групповых тренировочных занятиях существенным моментом общения тренера является проявление внимания к каждой гимнастке. Обращенное к гимнастке   слово,   жест,   легкий   кивок,   улыбка   покажут,   что   её   видят,   она чувствует   себя   на   тренировке     в   команде,   что   тренер   небезразличен   к   её успехам.   Важную  роль  для  достижения  взаимопонимания     с  гимнастками играют   различные   контакты­обращения   в   форме   вопросов:   "Как   ты   себя чувствуешь?", "Не ушиблась?", "Не больно?" или путем выражения согласия, одобрения,   просьбы,   что   создает   у   гимнасток     впечатление   постоянного контроля над ними. При этом важно, чтобы тренер в начале знакомства с новичками   не   путал   их   имена   и  фамилии.  Почувствовав   к   себе  внимание, гимнастки   становятся   раскованными   и   доверчивыми.   Используя поощрительную   функцию   внимания   можно   пользоваться   ею   как   мерой наказания за плохое поведение и проявление лености на занятии   Просьба как форма воздействия на гимнасток может использоваться в том случае,  если  тренер  хочет  придать  общению   неофициальный   характер, что способствует более доверительным отношениям между ними.   Требование   является   жестким   воздействием   используемое   в   процессе тренировки   для достижения какой – либо цели.  Каждое требование должно быть   аргументировано   так,   чтобы   гимнастка   поняла     необходимость   его выполнения.   12Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ,  ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ Цель   работы.  Изучить   влияние   индивидуально­психологических характеристик и двигательных качеств  гимнасток на психодинамику учебной группы в возрасте  6­9 лет. Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи: 1.   Изучить   процессы   лидерства,   совместимости   и   особенности взаимоотношений в группе девочек­гимнасток 6­9 лет; 2. Провести анализ индивидуально­психологических характеристик и двигательных качеств девочек­гимнасток 6­9 лет; 3.   Оценить   влияние   различных   индивидуальных   факторов   на психодинамику в группе девочек­гимнасток 6­7 лет; 4.  Разработать практические рекомендации для тренеров по работе с группами девочек­гимнасток. Методы исследования 1. Анализ литературных источников; 2.  Опрос; 3.  Педагогическое наблюдение; 4.  Социометрия (анализ структуры  взаимоотношений в группе); 5.   Тестирование   (результативность   выполнения   специализированных упражнений) 136. Метод экспертных оценок; 7.  Методы математической статистики. Опрос. Данный  метод позволяет  получить  первичную информацию, о спортсменах. Для проведения опроса составляется  опросный лист в который вставляются   интересующие   исследователя   вопросы   о   социально­ демографических, психологических и др. особенностях испытуемых. Педагогическое наблюдение.     Пассивное наблюдение за спортсменами, происходит   без   вмешательства   тренера   в   ходе   тренировочного   процесса. Данный   метод   позволяет   оценить   каждого   спортсмена   его   восприятие,   и реакцию   на   различные   факторы   внешней   и   внутренней   среды,   его поведенческие реакции и двигательные умения и навыки, результативность. Социометрия  (анализ структуры   взаимоотношений  в группе). Метод социометрических измерений используется для диагностики межличностных и   межгрупповых   отношений   в   целях   их   изменения,   улучшения   и совершенствования.   С   помощью   социометрии   можно   изучать   типологию социального   поведения   спортсменов   в   условиях   групповой   деятельности, судить   о   социально­психологической   совместимости   членов   конкретной группы. Позволяет получить информацию о статусе спортсмена в команде, совместимости   и   сплоченности   группы.   Основоположник   социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Тестирование  (результативность   выполнения   специализированных упражнений).  С   помощью   данного   метода  происходит   измерение  или испытание,   проводимое   для   определения   состояния   или   способности спортсмена. 14Метод   экспертных   оценок.    С   помощью   данного   метода   экспертами проводиться   анализ   проблемы   с   количественной   оценкой   суждений   и обработкой   их   результатов.   Обобщенное   мнение   группы   экспертов принимается   как   решение   проблемы.   Для   выработки   совместного   мнения производится опрос и фиксация суждений экспертов по решаемой проблеме. Опрос производится путем анкетирования, интервьюирования, дискуссии и др. Испытуемые:  Группа   ­   14   гимнасток   группы   начальной   подготовки   2   года обучения;  Возраст­ 6­9 лет;  Пол – женский;  Квалификация – III­I юношеский разряд Организация исследования: 1 этап: Анализ литературы (сентябрь­ноябрь 2014 г.) 2 этап: Проведение исследования ( ноябрь­декабрь 2014 г.) 3 этап: Анализ полученных данных ( декабрь­март 2015 г.) 4 этап: Подготовка работы к защите (март­апрель 2015 г.) Исследование   проводилось   в   Центре   по   художественной   гимнастике спортивный  клуб « Олимпия ИСКА» (Москва пр. Вернадского 86.) в период октябре­ ноябре  2014 года. 15Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 3.1. Социометрическое исследование экспериментальной группы Для проведения социометрического исследования нами был разработан  опросник  (Приложение 1). Для   изучения   предпочтений   в   деловой   сфере,   каждому   испытуемому было предложено два вопроса: 1) С кем бы ты хотел выступать в паре на предстоящих соревнованиях? 2) С кем бы ты не хотел выступать в паре на предстоящих соревнованиях?  Для   изучения   предпочтений   в   эмоциональной     сфере,   каждому испытуемому было предложено также два вопроса: 1) Представь, что у тебя день рождение, и на него можно пригласить только двух членов группы, кого бы ты позвал? 2) Кого бы ты не позвал к себе на день рождения?  Испытуемые заносили ответы в персональную карточку, далее  исследователь вносил эти ответы в социоматрицу предпочтений (табл. 1). За  первый положительный выбор начислялось +2 балла, за второй +1 балл. За  первый отрицательный выбор начислялось ­2 балла, за второй – 1 балл. 16Подсчитывалась общая сумма положительных и отрицательных баллов  подсчитывалась. Далее на основании полученных данных были построены социограммы групповой   дифференциации   в   деловой   сфере   (Рис.   1)   и   в   эмоциональной сфере (Рис.2). На следующем этапе были построены карты групповой дифференциации в деловой (Рис. 3) и эмоциональной сфере (Рис. 4). 17Таблица 1. Социоматрица предпочтений в деловой сфере № Кто выбирает:  фамилия   испытуемого А.А. 1 Б.А. 2 З.С 3 К.С. 4 5 К.П. 6 М.А. 7 П.А. П.К. 8 9 Р.А. 10 С.А. 11 Т.К. 12 У.А. 13 Ш.С. 14 Ю.А. Полученные выборы  (+) Полученные выборы  (­) Всего баллов Сумма положит.выборов (+) 1 1 1 2 2 1 2 6 0 6 9 2 2 3 2 1 2 0 2 3 2 1 2 1 3 4 4 1 2 1 1 2 2 5 1 1 1 1 0 4 4 0 Кого выбирают 6 8 9 10 11 12 7 2 13 14 1 2 2 2 2 2 2 2 2 0 8 8 0 1 2 1 1 2 1 4 5 2 2 1 1 1 4 0 4 5 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 2 1 2 3 1 4 5 1 2 1 4 0 4 5 2 1 1 2 1 2 5 1 6 7 1 2 2 2 1 0 6 6 0 18 Сделанные выборы Всего  (+) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 (­) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 56№ Кто выбирает: фамилия        испытуемого А.А. 1 Б.А. 2 З.С. 3 К.С. 4 К.П. 5 М.А. 6 П.А. 7 П.К. 8 Р.А. 9 10 С.А. 11 Т.К. 12 У.А. 13 Ш.С. 14 Ю.О. Полученные выборы  (+) Полученные выборы  (­) Всего балов Сумма положит. Выборов  Таблица 2. Социоматрица предпочтений в эмоциональной сфере Кого выбирают Сделанные выборы Всего 1 1 2 2 2 2 4 1 5 7 2 1 2 2 0 2 3 3 2 2 1 3 0 3 5 4 2 1 1 1 1 1 2 6 1 7 7 5 1 1 1 2 2 1 1 1 6 7 2 6 2 2 2 0 2 2 7 2 1 2 1 1 2 2 1 2 6 8 3 19 8 9 10 11 12 13 14 2 2 2 1 2 2 2 0 7 7 0 2 1 0 2 2 0 2 2 1 1 4 0 4 6 1 1 1 2 1 3 2 1 1 2 1 1 3 4 2 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 (+) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 (­) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 56Сумма отрицат. выборов Общая сумма баллов 2 5 0 3 0 5 2 5 7 5 0 2 9 6 3 1 0 1 1 1 13 13 3 3 0 6 1 1 П.А . Т.К . М. А. Ю.А. А.А . Р.А . У. А П.К . К.П . С.А. Б.А . Ш.С . З.С. К.С. 20Рис. 1. Социограмма групповой дифференциации в деловой сфере К.П. Р.А . Б.А Ю.А . М.А. П.А . Ш.С. З.С. К.С. А.А У.А. Т.К. С.А.      Рис. 2. Социограмма групповой дифференциации в эмоциональной сфере П. К. 21М.А . А. А. Ш. С. С.А. К.С . 0 У.А. П.К . П.А . 9 5 4 3 1 -1 -3 -4 -10 -16 Лидеры группы Ю. А. З.С. Б.А. Р.А. К.П . Аутсайдеры группы Т.К.                Рис. 3. Карта групповой дифференциации в деловой сфере  22Ш. С. З.С . А.А .. М.А . Ю. О. П.К. П.А. У.А. 6 5 3 2 1 -1 -3 -5 -6 Рис. 4. Карта групповой дифференциации в эмоциональной сфере -13 23 Лидеры группы К.С. Р.А. Б.А . С.А. К.П. Аутсайдеры группы Т.К.Краткая характеристика юных спортсменок представителей группы (выделены инициалы испытуемых) К.С.  (6 лет 4 мес.) – Демонстративный тип личности, эмоционально не устойчивый,   общительная,   склонная   ко   лжи,   зависимая   от   группы, доверчивая,     НС   неуравновешенная  ,   повышенная   чувствительность,  имеет хорошую координацию, и концентрацию внимания, не терпелива. Показатели физической подготовки среди группы: средний уровень. Стрессоустойчивость – низкая. З.С. (6 лет 2 мес.) – Недемонстративный тип личности, эмоционально не устойчивый,   имеет   повышенную   чувствительность,   обидчива,   мимика   и   зависимая   от   группы, движения   невыразительны, бесскоординированна,   часто   отвлекается   и   забывается,   общительная,   неуверенная, уступчивая, не терпелива. Показатели физической подготовки среди группы; средний уровень. Стрессоустоичивость –низкая. Ш.С.  (7   лет   3   мес.)   2007   г.р.   –   Недемонстративный   тип   личности,   общительная,   склонна   к   саможалению, эмоционально   устойчивая, самостоятельная,   беспокойная,   робкая,   контролирует   себя,   ответственная, упорная, преобладает быстрота ума, хорошая координация, работоспособная, инициативная,  хорошая   память,  терпелива   и   выдержена.   Склонна   к   риску. Показатели   физической   подготовки:   высокий   уровень,   не   смотря   на отсутствие данных. Стрессоустойчивость – высокая. М.А.  (6   лет   4   мес.)   2008   г.р   –   Недемонстративный   тип   личности, эмоционально не устойчивая, обидчивая, не контролирует выражение чувств, мимика   и   движения   выразительны,   старательная,   упорная,     не   склонна   к терпению боли, самостоятельная, беспокойная, работоспособна, энергичная, имеет хорошую координацию. Показатели физической подготовки: высокий уровень. Стрессоустоичивость – очень низкая. 24У.А.  (8 лет  2  мес.)  2006 г.р. – Демонстративный   тип;   эмоционально неустойчивая,   стойкая,   склонна   к   лидерству.   Общительная,   зависимая   от группы, не координированная. Эмоции и движения очень выразительные.  Не работоспособная, ленивая, не терпеливая, обидчивая. Показатели физической подготовки: очень низкий уровень. Стрессоустоичивость – средняя. Т.К. (6 лет 8 мес.)  2008 г.р. – Демонстративный тип, эмоционально не устойчивая,   неуверенная,   робкая,     демонстрирует   богатое   воображение, замкнутая,   не   серьезная,   испытывает   чувства   страха,   перед   сложными упражнениями, не терпелива, спонтанна,   преобладает быстрый психический темп и координация, энергична, не может терпеть боль, зависима от группы, требования   тренера   часто   воспринимает   как   шутки,   может   дурачиться   и делать   на   зло   сопровождая   негативными   эмоциями.   Избалованна   в   семье, капризна,   через   мерно   упряма.   Слабый   самоконтроль.     Показатели физической   подготовки:   низкий   уровень,   не   смотря   на   природную одаренность. Стрессоустоичивость высокая. К.П.  (6   лет)   2008   г.р.     –   Недемонстративный   тип,   эмоционально   неработоспособная   (ленивая)   обладает   стремлением   к   конкурентности, устойчивая, бесскоординированна,     общительная,   скромная, контролирует   выражение   чувств,   концентрирует   внимание,   но   быстро забывает,     спокойная,   плохо   владеет   своим   телом   (мышцами),   медленный темп.   Зависима   от   группы.   Показатели   физической   подготовки:   низкий уровень, не смотря на данные от природы. Стрессоустоичивость высокая. П.А. ( 6 лет 5 мес.) 2008 г.р. – Демонстративный тип, эмоционально не устойчивая,   общительная,   бесскоординированна,   обладает   стремлением   к конкуренции,   плохо   владеет   своим   телом(мышцами),   медленный   темп, зависима от группы, отсутствует концентрация внимания, плохая память, не терпелива,   доверчивая,   склонна   к   риску,   спонтанная,   эмоциональна. 25Показатели физической подготовки: низкий уровень, не смотря на данные от природы. Стрессоустоичивость низкая. Р.А.  (6 лет 7 мес.) 2008 г.р. – Недемонстративный тип, эмоционально устойчивая, уравновешенная, контролирует выражение чувств, концентрирует внимание, спокойна. Неэмоциональна, невозмутима,  преобладает медленный   неработоспособна,   терпелива,   выдержана.   Бесскоординированна, темп,   мимика   и   движения   невыразительны,   неуверенная,   робкая,   серьезная,   низкий   уровень. замкнутая.   Показатели   физической   подготовки: Стрессоустоичивость высокая. П.К.  (6 лет 7 мес.) 2008 г.р. – Недемонстративный тип, эмоционально устойчивая,   уравновешенная.  Замкнутая,  скромная,  спокойная,  уступчивая. Отсутствует   стремление   к   конкуренции,   не   бесскоординированна, работоспособна.   мимика   и   движения невыразительны, неуверенная, напряженная, зависима от группы. Показатели   медленный   темп,   Робкая, физической подготовки: низкий уровень. Стрессоустоичивость высокая. А.А. (7 лет. 3 мес.) 2007 г.р. – Недемонстративный тип; эмоционально устойчивая;   уравновешенная.   Общительная,   самостоятельная,   робкая, спокойная,   контролирующая   себя,.   Очень   старательная,   правдивая, чувствительная. Контролирует выражение чувств, концентрирует внимание. Обладает плохой мышечной памятью, медленным темпом. Работоспособна, терпелива, выдержана, доброжелательна. Показатели физической подготовки: средний  уровень. Стрессоустоичивость высокая. С.А.  (6 лет 6 мес.) 2008 г.р. – Недемонстративный тип; эмоционально устойчивая;   уравновешенная.   Неуверенная,   робкая.   Сдержанна   в   общении, серьёзна.   Не   эмоциональна,   зависима   от   группы,   нетерпелива,   склонна   к лидерству.   Доверчивая,   дружелюбная,   обладает   хорошей   координацией; работоспособность низкая. Не обидчива, сложно вывести из себя. Показатели 26физической подготовки среди группы; низкий  уровень. Стрессоустоичивость – высокая. Б.А. (6 лет. 2 мес.) 2008 г.р. – Демонстративный тип; эмоционально не устойчивая,   уравновешенная.   Общительная,   скромная,   старательная,   любит привлекать   к   себе   внимание.   Не   зависима   от   группы,   самостоятельна, капризна.   контролирует   выражение   чувств,   концентрирует   внимание, инициативна, склонна к лидерству, не терпелива, координирована. Движения по   сравнению   с   мимикой   выразительны,   обидчива.   Показатели   физической подготовки   среди   группы;   средний     уровень.(   не   смотря   на   природную одаренность). Стрессоустоичивость – низкая. Ю.А.  (7 лет 5 мес.) 2007 г.р.   – Демонстративный тип. Эмоционально устойчивая,   сложно   вывести   из   себя,   общительная,  старательная,   обладает индивидуальным стилем в работе, упертая, инициативная, координированная. Склонна   к   лидерству,   терпелива.   Не   зависима   от   группы,   самостоятельна, работоспособна. Мимика в отличие от движений не выразительна. Обладает быстротой   ума,   находчивостью,   энергичностью,   спокойна,   адаптивна. Показатели физической подготовки: высокий уровень. Стрессоустоичивость – высокая. Характеристика исследуемой группы Особенности   исследуемой   группы.   Группа   состоит   из   14   девочек,   в возрасте от 6 до 10 лет. Срок обучения ­ три года. Квалификация участников III­I  юношеский разряд. С августа до ноября 2014 группа тренировалась в составе 12 человек: К.С., Б.А., Т.К., К.П., П.А., М.А., З.С., Ш.С., Ю.О., А.А., Р.А., П.К.), далее к ней присоединились С.А. и У.А. ­ участники группы 2­го года обучения. Тренировки проходят шесть раз в неделю с нагрузкой по 2,5 27часа   в   день.   В   летний   период   (июнь)   1   месяц   каникулы.   С   группой   на протяжении 2 лет работает один тренер.  Первоначально группа была создана в августе 2012 года и в ее состав вошли   30   человек.   Руководитель   группы   М.А.   (МС   по   художественной гимнастике,   23   года).   Далее   она   претерпела   существенные   изменения.   В апреле   2013   года,   в   группу   вошел   второй   тренер   С.А.   (КМС   по художественной   гимнастике,   26лет),   В   сентябре   того   же   года   на   замену одного   из   тренеров   (М.А.)   вошел   тренер   Н.В.   (МС   по   художественной гимнастике, 22 года). До марта 2014 года группа была под контролем двух тренеров.   Далее   группа   была   разделена   на   две   части.   Участницы   сами выбирали подгруппу и тренера у которого хотели продолжать тренировку. Группа Н.В. приняла участие в нашем исследовании. В  группе  10  участников  семи  лет, 2008  г.р., 3  участника   в  возрасте восьми лет,  2007 г.р. и 1 участник  в возрасте  девяти лет 2006г.р.  Социально­психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания: все участники из полных семей за исключением двух девочек: ( У.А. и Т.К) девочки воспитываются мамами.  Для   изучения   групповых   предпочтений   нами   были   построены социограммы  (рис. 1 и рис. 2). Из них видно какие выборы и взаимные выборы предпочитает группа, а так же отвергает. Далее   нами   была   построена   карта   групповой   дифференциации   в деловой и в эмоциональной сфере (рис. 3 и рис 4). Анализ показал, что в исследуемой группе существует несколько группировок. В сфере делового общения две лидирующие группировки. Группировка №   1   в   которую   вошли:   А.А.,   Ю.О.,   Б.А..   Девочки   отличаются, самостоятельностью и не зависимостью от группы. Группировка №2  в составе А.А., Ш.С., М.А.. 28В   эмоциональной   сфере   –  одна   группировка     в   составе   Ш.С.,   М.А., Ю.О.. Девочки отличаются, в добросовестном отношении к своей работе, в старательности и склонности к лидерству. Как видим в группы выделены явные лидеры: А.А., Ю.О., М.А., Ш.С. и аутсайдер – Т.К.  В группе имеется один иностранец  – У.А..  3.2. Индивидуально­психологические характеристики спортсменок  и двигательные качества испытуемых На   втором   этапе   исследования   были   выделены   индивидуально­ психологические   характеристики   спортсменок   и   двигательные   качества наиболее   значимые   для   занятий   художественной   гимнастикой   в   составе группы и проведен анализ уровня выраженности этих характеристик (Табл. 3). Выделены следующие индивидуально­психологические характеристики и  двигательные качества:  1. Мотивация к занятиям художественной гимнастикой (низкий, средний,  высокий уровень); 2. Склонность к лидерству (низкий, средний, высокий уровень); 3. Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость; 4. Терпеливость – нетерпеливость; 5. Выразительность мимики и движений – невыразительность движений; 6. Коммуникабельность – некоммуникабельность; 7. Устойчивость к стрессу – неустойчивость к стрессу; 8. Общительность – необщительность; 9. Настойчивость (упорство) – ненастойчивость; 10. Инициативность – неинициативность; 11. Целеустремленность – нецелеустремленность; 2912. Трудолюбие – нетрудолюбие; 13. Дисциплинированность – недисциплинированность; 14. Самостоятельность – несамостоятельность; 15. Зависимость от группы – независимость от группы; 16. Уровень координации (низкий, средний, высокий); 17. Уровень физического развития (низкий, средний, высокий); 18. Уровень усвоения программы обучения (низкий, средний, высокий); 19. Наличие данных к занятиям по художественной гимнастикой (низкий,  средний, высокий); 20. Мышечная память (низкий, средний, высокий). При   этом   семь   характеристик   (мотивация   к   занятиям художественной   гимнастикой,   склонность   к   лидерству,   уровень координации, уровень физического развития, уровень усвоения программы обучения, наличие данных к занятиям по художественной гимнастикой, мышечная   память)   оценивались   по   трехуровневой   шкале:   высокий, средний и низкий уровень выраженности. А   остальные   тринадцать   характеристик   оценивались   по двухуровневой   шкале:   только   при   наличии   явно   выраженности   или крайних значениях характеристики.  Например, по уровню терпеливости, оценка   вносится   в   сводную   таблицу   2   только   при   наличии   явно выраженного крайнего значения: терпеливость, либо нетерпеливость.   терпеливость   не выражена нетерпеливость Не выраженная характеристика не вносится в сводную таблицу.  30Таблица 1 Значимые качества для лидеров и аутсайдеров по уровню развития  индивидуально­психологических характеристик  и двигательных качеств испытуемых                                                                                                            Испытуемые       аутсайдеры принятые КОММУНИКАТИВНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Б.А У.А. Р.А. П.К. К.С пренебрегаемые Т.К П.А. К.П                      лидеры С.А. М.А. Ш.С 1 Мотивация к занятиям 2 Склонность к лидерству 3 Эмоционально устойчивая Эмоционал. неустойчивая Терпеливая                 Нетерпеливая Выразит. мимика и движ. Невыразит.мимика идвиж. 4 5 6 Коммуникабельная Некоммуникабельная 7 Устойчивая к стрессу                    Не устойчивая  8 Общительная . . Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 31 + + + + + + + З.С . . + . + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Ю.О. А.А + + + + + + + + + + + + + + + . + + + + + + + +Необщительная 9 Настойчивая (упорная)                Не настойчивая 10 Инициативная                 Неинициативная  11 Целеустремленная          Нецелеустремленная  12 Трудолюбивая                Нетрудолюбивая  13 Дисциплинированная     Недисциплинированная 14 Самостоятельная             Несамостоятельная 15 Зависимая от группы     Независимая от группы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДАННЫХ 16 Уровень координации 17 Уровень физического  развития 18 Уровень усвоения  программы обучения Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 32 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +19 Наличие данных к  занятиям по худ.  гимнастике 20 Мышечная память Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 33Для   лидеров   характерны   следующие   черты:   высокая   мотивация   к занятиям,   высокая   склонность   к   лидерству,   эмоциональная   устойчивость, выразительность в мимике и движениях, коммуникабельность, устойчивость к стрессу, целеустремленность, дисциплинированность,   самостоятельность,   не   зависимость   от   группы, высокий   уровень   координации,   высокий   уровень   усвоения   программы обучения. инициативность, общительность,       Для  аутсайдеров  характерны следующие  черты: Невыразительность  в мимике   и   движениях,   отсутствие   коммуникабельности,   отсутствие инициативности   Нетрудолюбивость, несамостоятельность, несамостоятельность и зависимость от группы. Низкий уровень координации, низкий уровень усвоения программы обучения и низкий уровень мышечной памяти. целеустремленности. и     Выявлены   черты   не   влияющие   не   на   лидеров   не   на   аутсайдеров: эмоциональная неустойчивость, терпеливость, не устойчивость к стрессу, не общительность   и   упорство,   трудолюбивость,   недисциплинированность, средний   уровень   координации,   уровень   физического   развития,   наличие данных к занятиям по художественной гимнастике. 343.3. Определение уровня эффективности подготовки юных гимнасток Нами   была   разработана   методика   оценки   эффективности подготовленности спортсменок к выполнению соревновательных упражнений, включающая в себя:  а) тестовые задания (Табл. 2);  б)  сводную таблицу результатов (Табл. 3); в) таблицу распределения эффективности выполнения тестовых заданий (Табл. 4).  Для   оценки   эффективности   подготовки   юных   гимнасток   нами   была создана   экспертная   группа,   в   которую   вошли   три   эксперта,   имеющие: высокую   квалификацию   (все   МС   по   художественной   гимнастике),   опыт работы в качестве тренера­преподавателя с гимнастками 5­9 лет (3, 10 и 25 лет)   и   судейскую   квалификацию   по   художественной   гимнастике   (II­I категории и судья международной категории). Экспертная   группа   разработала   тексты,   в   которые   вошли   6   заданий: складка, мост, колечко, пресс, спина, шпагат (продольный на правую, левую ногу, поперечный), «прокруты»,   количество прыжков через скакалку (Табл. 2).   Оценка   качества   исполнения   заданий   осуществлялась   по   пятибалльной шкале: минимальная оценка 1 балл, максимальная ­ 5 баллов.  Таблица 2 Тестовые задания № Название теста Баллы за выполнение теста 1 2 3 4 5 Складка Мост Прокруты через  скакалку Колечко Прыжки через  скакалку Пресс Спина (20 сек.) 6 7 8 Шпагат 5 0 см 1­5 см 10 см 0­2 см 10  4 1­2 см 5­8 см 13 см 1­2 см  8  3 3­4 см 9­11 см 15 см 0 1 5 см 2 > 5 см 4 см 12­18 см 18­20 см >20 см 17 см > 19 см 19 см 2­3 см 6  3­4 см 4  5 см 3  >5 см < 3 17­14 17­14 20­17 20­17 оценка ставится методом наблюдения тренера, зависит от правильности исполнения 13­9 13­9 8­5 8­5 4­3 4­3 < 3 < 3 35Таблица 3 Результативность выполнения тестовых заданий Номер теста (см. табл. 1) (оценка в баллах) 1 2 3 4 5 6 7 8 прав. лев. Продол Итого  (баллы) 5 5 5 4 5 5 3 4 4 3 2 0 4 4 4 4 5 3 4 5 5 3 3 3 5 0 4 3 2 1 3 0 2 3 4 1 0 0 3 0 4 1 3 2 4 3 4 5 5 3 2 2 4 1 3 3 3 4 2 3 1 5 1 0 2 3 5 4 5 5 0 0 2 1 0 3 0 1 2 3 1 4 3 3 0 0 4 0 0 4 4 2 0 2 5 1 1 1 5 5 1 2 5 5 3 3 4 3 1 0 4 4 5 5 1 1 4 4 1 3 2 3 0 4 4 2 4 5 2 0 5 5 0 4 3 2 1 1 3 2 31 31 29 17 25 44 26 24 22 23 27 15 35 28 № Испытуемые (инициалы в  алфавитном  порядке) А.А.  1 Б.А. 2 З.С. 3 К.С. 4 К.П. 5 М.А. 6 П.А. 7 П.К. 8 Р.А. 9 С.А. 10 Т.К. 11 У.А. 12 13 Ш.С. 14 Ю.О. \ 36 Таблица 4Распределение участников по уровню  результативности выполнения тестовых заданий   Испытуемые (инициалы) Набранные баллы Занятое место  в группе М.А. Ш.С. Б.А. А.А. З.С. Ю.О. Т.К. П.А. К.П. П.К. С.А Р.А. К.С. У.А. 44 35 31 31 29 28 27 26 25 24 23 22 17 15 1 2 3­4 3­4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ВЫВОДЫ 371. Изучено влияние индивидуально­психологических характеристик и двигательных   качеств     гимнасток   на   психодинамику   учебной   группы   в возрасте  6­9 лет. На психодинамику группы  2. Социометрическое   исследование   позволило     изучить   процессы лидерства   и   особенности   взаимоотношений   в   группе   гимнасток   начальной подготовки.   Выявлено,   что   в   группе   имеются   две   группировки   лидеров   в деловой сфере и одна группировка в эмоциональной сфере взаимоотношений.  Выявлено,   что   для   лидеров   в   группе   начальной   подготовки   девочек гимнасток   6­9   лет   характерны:   высокая   мотивация   к   занятиям,   высокая склонность   к   лидерству,   эмоциональная   устойчивость,   выразительность   в мимике   и   движениях,   коммуникабельность,   устойчивость   к   стрессу, общительность, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, не зависимость от группы, высокий уровень координации, высокий уровень усвоения программы обучения. Для аутсайдеров характерны: невыразительность в мимике и движениях,   отсутствие   инициативности   и отсутствие   коммуникабельности, целеустремленности. несамостоятельность, несамостоятельность и зависимость от группы. Низкий уровень координации, Нетрудолюбивость,     низкий уровень усвоения программы обучения и низкий уровень мышечной памяти. 3. Подтвердилась гипотеза о влиянии индивидуально­психологических характеристик   и   двигательных   качеств  девочек­гимнасток   6­9   лет   на формирование взаимоотношений в группах начальной подготовки. 5. Разработаны практические рекомендации для тренеров по работе с группами девочек­гимнасток 6­9 лет. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для тренеров работающих с группами гимнасток начальной подготовки 381.   Наиболее   благоприятным   периодом   в   формировании   важнейших двигательных   и   функциональных   способностей   гимнасток,   таких   как гибкость,   способность   координировать   движения,   скоростно­силовые проявления,   реактивные   способности   нервной   системы,   разного   рода сенсомоторные   характеристики,  является   старший   дошкольный   и   младший школьный   возраст.   Предварительную   подготовку   для   последующих специализированных занятий художественной гимнастикой лучше начинать с 5­6 лет.  2.   Необходимо   ориентировать   как   родителей,   так   и   их   детей, занимающихся художественной гимнастикой, на формирование определенных взглядов   и   правильного   отношения   к   более   облегченному   и   доступному спорту.   Успешная   подготовка   команды   невозможна   без   мотивационной установки, которой является участие в соревнованиях. 3.   На   этапе   начальной   специализации   соревнования   рекомендуется проводить как минимум один раз в четыре месяца. Кроме того, желательно устраивать открытые уроки, контрольные тестирования по СФП и спортивные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам. В связи с этим учебно­ тренировочный материал целесообразно комплектовать по этапам тренировки и типам занятий. 4.   Для   того   чтобы   придать   процессу   обучения   детей   увлекательный характер,   используется   соревновательно­игровой   метод,   достоинство которого  заключается   в том,  что  гимнастки  стараются  «выглядеть  лучше» коллег   по   команде.   В   конце   каждого   занятия   или   тренировочной   недели тренеру   рекомендуется  подводить   итоги,  выявляя  по                         рейтингу наиболее   успешных   гимнасток,   которых   можно   наградить   гимнастической символикой   или   переходящим   «тотемом».   Для   повышения   моторной 39плотности   занятий   необходимо   делать   акцент   на   групповые   способы организации занимающихся.       5. Предлагаемая методика тренировок может быть использована как модель   для   разработки   аналогичных   методик   на   последующих   этапах подготовки   и   применения   их   в   ДЮСШ,   клубах,   группах   эстетической гимнастики, а также на уроках по физическому воспитанию в школах. 6.   Педагогическая   технология   управления   учебно­тренировочным процессом юных гимнасток должна ориентироваться на научно обоснованные модели   соревновательной   деятельности,   общей   и   специальной   физической подготовленности   и   предусматривает   разработку   программы   процесса тренировки,   отвечающей   условиям   преемственности,   репрезентативности   и возможности ее реализации. 7. Учебно­тренировочный процесс должен строиться на основе данных особенностей   возрастного   развития,   индивидуальных   возможностей   и особенностей становления спортивного мастерства. Наиболее благоприятным периодом   физического   развития   и   физической   подготовленности   является возраст   8   и   11   лет.   На   этапе   предварительной   базовой   подготовки приоритетным должно быть развитие гибкости, силы, скорости и скоростно­ силовых   качеств;   на   этапе   специализированной   подготовки   –   равномерное развитие всех качеств, с акцентом на функцию равновесия, координации и скоростно­силовых   качеств.   Гимнастки   всех   возрастов   должны   иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности. 8. Величину и специфичность тренировочной нагрузки, подбор средств и методов   спортивной   тренировки   следует   определять   в   соответствии   с требованиями   модельных   характеристик   структуры   соревновательных композиций   по   фактору   трудности,   показателей   физического   развития   и физической подготовленности гимнасток. 40СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агеев  B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально­психологи­ ческие проблемы / В.С. Агеев. – М.:МГУ, 1990. – 240 с. 2. Агеев   В.С.   Внешнегрупповые   факторы   формирования   представления   о группе   /   В.С.   Агеев   //   Психология   возрастных   коллективов:   тезисы докладов к Всесоюзному симпозиуму 27–29 сентября в г. Костроме. – М., 1978. 3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази А. – М., 1982. – часть1 и 2. 4. Андреева   Г.М.,   Агеев   В.С.   К   вопросу   о   методах   исследования межличностного   восприятия   в   группе   /   Г.М.Андреева,   В.С.   Агеев   // Методы исследования межличностного восприятия. – М., 1984. 5. Байковский Ю.В. Влияние индивидуально­психологических  факторов  на интерперсональные отношения в группах, действующих в экстремальных условиях (на примере альпинизма): автореферат дисс. … канд. психол.  6. Байковский   Ю.В.   Психология   групп,   действующих   в   экстремальных условиях горной среды: учебно­методическое пособие / Ю.В. Байковский. – М.: Дивизион, 2010. ­ 210 с., ил.   7. Байковский   Ю.В.   Психодинамика,   как   фактор   выживаемости   малой группы   в   экстремальных   условиях   горной   среды:   Монография   /   Ю.В. Байковский. – М. ТВТ «Дивизион», «Вертикаль», 2010. – 224 с. 8. Баштинский   А.И.   Динамика   межличностных   отношений   во   временном учебно­спортивном   коллективе:   автореф.     дис…   канд.   психол.   наук   / Баштинского А.И. – М., 1983. 9. Большаков В.Ю. Психотренинг :социодинамика, игры, упражнения / В.Ю.  Большаков. – СПб., 1994. 4110. Гайда В.К. Психологическое тестирование / В.К. Гайда, В.П. Захаров. – Л., 1982. 11.  Джамгаров   Т.Т.   Лидерство   в   спорте   /   Т.Т.   Джамгаров,   В.И. Румянцева. – М. Физкультура и спорт, 1983. – 80 с. 12.  Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов // Методолог. пробл. исслед. – М.: МГУ, 1984. – 208 с. 13.  Донцов   А.И.   Проблемы   групповой   сплоченности   /   А.И.  Донцов.  –  М., 1979. 14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.  Ильин. ­ М.; СПб.: Питер, 2009. ­ 573 с.: ил. 15. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. ­ М.; СПб.: Питер, 2012. ­ 351 с.: ил. 16.  Кирпичник   А.Г.   Исследование   динамики   коллективообразования   в юношеских группах: дис. … канд. / А.Г. Кирпичник. – М., 1980. 17. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломенский. – Минск, 1976.  18.  Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А Коломейцев // Наука – спорту; Психология.  –  М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с. 19. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.     20. Кретт Б. Психология в современном спорте / Б. Кретт. – М., 1978.   21.  Кричевский   Р.Л.   Психология   руководства   и   лидерства   в спортивном   коллективе   /   Р.Л.   Кричевский,   М.М.   Рыжак.  –  М.: МГУ, 1985. – 224 с.  22. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах / А.А. Кроник. – Киев, 1982.  4223. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – Тарту, 1974.  24.  Лучшие   психологические   тесты   для   профотбора   и   профориентации (описание и руководство к использованию): отв. ред.  А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск, 1992. – 318 с. 25.  Макаренко   А.С.   Дисциплина,   режим,   наказание   и   прощение   /   А.С. Макаренко // Сочинения : в 2 Т. –  Т. 5. 26.  Марищук   В.Н.   Методика   психодиагностики   в   спорте   /   В.Н.   Марищук Ю.Л.,  Блудов. – М., 1994. 27. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivationandpersonality / Абрахам  Маслоу = Abraham H. Maslow. ­ 3­е изд. ­ М.; СПб.: Питер, 2009. ­ 351 с. 28.Мойкин   Ю.В.   Психофизиологические   основы   профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков. – М.: Медицина, 1987. 29.Параносич   В.   Психодинамика   спортивной   группы   /   В.   Параносич,   Л. Лазаревич // Советы тренеру. – М., 2001. 30.Петровский   А.В.   Социальная   психология   коллектива:   учебн. пособие   для   студентов   пединститутов   /   А.В.   Петровсккй,   В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с. 31. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М. :  Физкультура и спорт, 1984. 32.  Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000 33.Психологическая   теория   коллектива;   под   ред.   А.В.   Петровского.   –   М., 1979.  34.  Психология   экстремальных   ситуаций:   хрестоматия.  –   Минск:   Харвест, 2000. 35.  Робер М.А. Психология индивида  и группы; пер. с фр. / Робер М.А., Ф.Тильман – М.: Прогресс, 1988. – 256 с. 4336. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М., 1991. 37. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина  —М., Академия, 2002. 38.  Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная нервная деятельность / В.М. Смирнов, С.М. Будилина.–  М., 2003. 39.  Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату / В.Ф. Сопов. – Самара, 1999. 40.  Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде / В.Ф. Сопов. – Самара, 2000. 41.  Сухинская   Л.А.   Возложение   ответственности   за   успехи   и   неудачи   в группах разного уровня развития / Л.А. Сухинская // Вопр. Психологии, 1978. – № 2.  42.  Уманский   Л   И.   Поэтапное   развитие   группы   как   коллектива   /     Л.И. Уманский // Коллектив и личность. – М., 1975.  43.  Ханин   Ю.Л.   Психология   общения   в   спорте   /   Ю.Л.   Ханин.  –  М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с. 44ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Образец социометрического опросника Инструкция:  «Тебе   выдана   карточка   с   вопросами.   Прочитай внимательно   вопросы.   Ответь,  пожалуйста,   на   приведенные   ниже   вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Твой ответ не станет известен, ни кому из группы. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь   записывать,   после   каждого   вопроса   оставлены   специальные   места. Фамилии   указывай   в   любом   порядке.   При   ответе   не   забудь   тех,   кто отсутствует сегодня. И помни, что подглядывать не прилично». Прежде   чем   начинать   работу,   напиши   свое   имя,   фамилию.   Карточка после заполнения сдается тренеру.   Фамилия и имя Дата тестирования 1. С кем бы ты хотел выступать в паре на предстоящих соревнованиях? Укажи две фамилии. 1._________________ 2._________________ II.   С   кем   бы   ты   не   хотел   выступать   в   паре   на   предстоящих соревнованиях? Укажи две фамилии. 1._________________ 2._________________ III. Представь, что у тебя день рождение, и на него можно пригласить только двух  членов  группы,  кого  бы  ты позвал?  Укажи только  две фамилии. 1._________________ 2._________________ IV.   Кого   бы   ты   не   позвал   к   себе   на   день   рождения?   Укажи   две фамилии. 1.________________ 2.________________ 45Исполнитель выпускной                                                                                             квалификационной работы                                                                                 студент 4 курса                                                                          Н.В. Колмыкова Научный руководитель                                                                              д.п.н., к.пс.н., профессор  _____________                      Ю.В. Байковский            Заведующий кафедрой  психологии, д.п.н., к.пс.н., профессор         _____________                Ю.В. Байковский Дата защиты                                   ___________________________                        Оценка за защиту                           ___________________________                        Председатель Государственной                                                           Аттестационной Комиссии           __________________________ 4647