Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ
Оценка 4.7

Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ

Оценка 4.7
docx
21.02.2024
Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ
Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ.docx

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ. Создание психологически безопасной образовательной среды»

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 7

им. Ю.А. Гагарина

Шуляковская Т.А.

Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей, но и психического.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Это способность к адекватному восприятию окружающей среды и адаптации в ней.

Психологическое здоровье – это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а также проявлению человеческого духа. Это понятие имеет отношение больше к реализации своего потенциала в жизни, раскрытию своих возможностей, общему удовлетворению от своей жизни.

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.

Здоровьесберегающее пространство детского сада – это совокупность условий, организуемых администрацией детского сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии детей и их родителей с целью обеспечения и укрепления здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для работы педагогов.

Таким образом, задачей детского сада является сохранение психического здоровья (как материи), укрепление и создание условия для психологического здоровья и благополучия детей, чтобы в будущем они имели возможности для самоопределения, самореализации, личностного и профессионального роста, чтобы общество имело больше психологически здоровых взрослых, родителей, воспитывающих своих детей, здраво относящихся к профессиональной деятельности и своей семье.

Реализовать это мы можем через создание в ДОУ условий психологического комфорта, психологически безопасной образовательной среды. Модель такой среды:

1

Атмосфера в группе детского сада определяется и разворачивается в следующей системе:

- воспитатель – воспитатель (помощник);

- воспитатель – родитель;

- воспитатель – ребенок;

- ребенок – ребенок.

Таким образом, факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребенка в этой системе коммуникаций, могут быть следующие:

Система взаимодействия

Негативные факторы

Воспитатель – воспитатель (помощник)

Внутренние конфликты, обиды.

Воспитатель - ребенок

Подавляющее общение, манипуляции.

Воспитатель – родитель

Недоговоренность, не установленный контакт.

Ребенок - ребенок

Дисгармоничные межличностные отношения, отсутствие понятных норм и правил.

Внутренние факторы

Сформировавшиеся в семье привычки негативного поведения, осознание на фоне других своей не успешности, отсутствие автономности, патологии физического развития.

Большая роль выполняется воспитателем, именно педагоги создают общую атмосферу в группе.

Взрослые должны решать конфликты, разрешать недопонимания и недоговоренности, не создавая гнетущей и тяжелой атмосферы в группе, не копить обиды. Взрослые должны сотрудничать. Воспитатель устанавливает коммуникацию с родителями, обращается за помощью в сложных ситуациях, привлекает к воспитательно-образовательному процессу.

Признаками стрессового состояния ребенка являются:

·                    Беспричинная обидчивость

·                    Отсутствие уверенности в себе

·                    Вредные привычки

·                    Трудности засыпания и беспокойный сон

·                    Снижение массы тела или ожирение

·                    Вялость, после нагрузки

Чтобы избежать подобной картины и максимально ее откорректировать, необходимо создать в ДОУ условия психологически комфортного пребывания ребенка.

Создание условий психоэмоционального комфорта в группах ДОУ заключается в следующем:

1.                Проводятся регулярные наблюдения за детьми в группах: за их поведением, общением, эмоциональным состоянием.

2.                Выстраивается личностно-ориентированный педагогический процесс - учитываются индивидуальные особенности детей, выстраивается, исходя из этого, с ними коммуникация, образовательная деятельность.

3.                Присутствует разнообразие деятельностей (музыка, движение, разные гимнастики, массажи). Через движение дети сбрасывают эмоциональное напряжение, проживают эмоции, снимают мышечные зажимы.

4.                В образовательной деятельности используются элементы психогимнастики и релаксационные игры.

5.                Развивающая предметно-пространственная среда отвечает возрастным особенностям групп, доступна, разнообразна, насыщенна, отвечает разнообразным интересам детей.

6.                В группах установлены четкие и постоянные правила поведения, общения, понятные всем детям. Уравновешены разрешения и обоснованные запреты.

7.                Детей обучают уважать границы другого человека и отстаивать, при необходимости свои.

8.                Дети привлекаются к помощи взрослым, трудовым поручениям, ощущают через это свою значимость, свой вклад в жизнь коллектива.

9.                Педагогами отслеживается, чтобы потребности детей были удовлетворены на всех уровнях: физиологические, личностные (безопасность, принятие, любовь).

10.            Режимные моменты организуются спокойно: спокойное засыпание и пробуждение детей, спокойный прием пищи, где за ребенком оставляется право выбора.

11.            Педагогами создаются и поддерживаются традиции (поздравления с днем рождения, встречи нового ребенка, итоги дня и т.д.).

12.            Эмоциональное благополучие педагога как условие эмоционального благополучия детей. Психологически здоровая личность может воспитать такую же личность. Для педагогов регулярно проводятся тренинги, помогающие сохранять и преумножать эмоциональный ресурс, проводятся индивидуальные и групповые консультации, оказывается психологическая поддержка.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и на творчество.


 

Психоэмоциональный комфорт воспитанников в

Психоэмоциональный комфорт воспитанников в

Атмосфера в группе детского сада определяется и разворачивается в следующей системе: - воспитатель – воспитатель (помощник); - воспитатель – родитель; - воспитатель – ребенок; -…

Атмосфера в группе детского сада определяется и разворачивается в следующей системе: - воспитатель – воспитатель (помощник); - воспитатель – родитель; - воспитатель – ребенок; -…

Беспричинная обидчивость ·

Беспричинная обидчивость ·

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2024