Психокоррекционная программа для детей с наруш разв. 4
Оценка 5

Психокоррекционная программа для детей с наруш разв. 4

Оценка 5
docx
28.05.2021
Психокоррекционная программа для детей с наруш разв. 4
Психокоррекционная программа.docx

 

Психокоррекционная программа

«Коррекция недостатков агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при помощи сказкотеропии»

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11лет) является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большие преобразования, влияющие на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. А развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на начальную школу, имеющую особую специфику. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. [5]

Многочисленные исследования личностных и поведенческих особенностей детей младшего школьного возраста с ЗПР, показывают что у данной категории детей отмечаются: повышенная внушаемость и впечатлительность, беспечность, подчиненность во взаимодействии, неумение и нежелание действовать по социальным правилам и нормам, неустойчивость социальных контактов; преувеличение своих возможностей, игнорирование особенностей личности других людей; лживость, конфликтность, стойкая импульсивность поведения независимо от обстоятельств, вспыльчивость, жадность, эгоистичность, необязательность, раздражительность, упрямство, агрессивное поведение, враждебность, негативизм, мстительность, склонность к демонстративному поведению, хвастовство; преобладают деструктивные формы поведения; отсутствие чувства ответственности, стойких привязанностей, пониженная самокритичность и повышенная требовательность к другим, в основном отрицательные эмоциональные переживания; нестойкость личностных мотивов и интересов; несформированность механизмов личностно-смысловой регуляции, что ограничивает возможности рефлексии их внутреннего плана действий; недостатки произвольной регуляции и недоразвитие системы эмоционально-волевой организации поведения; зависимость поведения от ситуации, неумение разрешать даже незначительные напряженные ситуации в рабочем порядке; неустойчивость и спонтанность эмоционального реагирования, повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом; реакции поверхностные и зачастую они неадекватны ситуациям, их вызывающим; избегание школы и школьного коллектива, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги; социальная изоляция, заторможенность в проявлении сострадания, сопереживания, помощи, в целом переживания неглубокие, недостаточная сформированность нравственных ориентиров и ценностей и др.

Отклоняющееся поведение учащихся с ЗПР классифицируется как грубость, жестокость, вспыльчивость, враждебность, мстительность, конфликтность поведения, негативизм, агрессивное поведение, сквернословие, демонстративное поведение, лживость, невыполнение учебных заданий, уклонение от участия во внеклассных мероприятиях, несоблюдение школьного распорядка, недисциплинированное поведение, драчливость, воровство, хулиганство, асоциальное поведение, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги, бродяжничество.

Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в персистентности нарушений поведения. Следует отметить, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР отклоняющееся поведение имеет полиморфный характер, т. е. представлено сочетанием различных форм отклоняющегося поведения. Одна девиация (отклонение) поведения провоцирует возникновение другой или определенная категория (виды, типы) поведенческих девиаций накладывается на другую, что указывает на общность механизмов функционирования различных нарушений поведения таких детей.

В основе отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР доминантой являются нарушения произвольной регуляции поведения, низкий уровень самоконтроля, отсутствие самокритичности. Внутренние регуляторы поведения оказываются несформированными и не соответствуют возрастным требованиям. Перечисленные формы девиантного поведения неблагоприятным образом сказываются на личностном развитии учащихся с ЗПР, а главное, препятствуют социализации таких детей. А это соответственно свидетельствует о необходимости поиска путей, методов, средств, способствующих как профилактике отклонений поведения, так и формированию адаптационных социальных механизмов личности ребенка рассматриваемой категории.

В настоящее время можно констатировать, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста это не просто тревожное явление, а серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

Агрессивные дети младшего школьного возраста драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно коррегируемого возбуждения [4].

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

•        недостаточное развитие интеллекта;

•        сниженная самооценка;

•        низкий уровень самоконтроля;

•        неразвитость коммуникативных навыков;

•        повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травм, болезни и пр.) [2].

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств, например, при неврастении, а также у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга, вследствие травм, менингита, энцефалита и пр.

Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности, в происхождении которой, помимо недостаточности уровня интеллектуального развития и умственной работоспособности, большое значение имеют эмоционально-волевые расстройства органического и социального генеза, дефицитарное формирование личностных установок.

Анализ нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения в этом возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод следующего характера. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с ЗПР классифицируется как грубость, жестокость, вспыльчивость, враждебность, мстительность, конфликтность поведения, негативизм, агрессивное поведение, сквернословие, демонстративное поведение, лживость, невыполнение учебных заданий, уклонение от участия во внеклассных мероприятиях, несоблюдение школьного распорядка, недисциплинированное поведение, драчливость, воровство, хулиганство, асоциальное поведение, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги, бродяжничество. Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в персистентности нарушений поведения [3].

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генеза проявляется с частотой 44% в возрасте 6-11 лет. Агрессия чаще всего возникает при смене привычных обстоятельств, например, при появлении новых учителей, при смене привычных требований в организации деятельности на занятиях или при изменении режима.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи; бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.

Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

·                   Прямое (вербальное - невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.

·                   Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребенку неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.

·                   Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

·                   Предотвращение негативной эмоции. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям с ЗПР не свойственен, так как самостоятельно анализировать ситуацию они еще не в состоянии.

Для работы с нарушением поведения детей с ЗПР (на примере агрессивного поведения), мы будем использовать сказкотерапию. Сказка, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую

Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.

Прогностическая функция сказки направлена на выявлении сущности и характерных черт предстоящего актуального сценария человека [1].

Привлекательность сказки для коррекции недостатков поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (на примере агрессивного поведения) заключается в следующем:

-              в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

-              главный герой сказки - образ собирательный и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участников сказочных событий;

-              в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально проработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Мы полагаем, что накопленный «сказочный опыт» во многом способен помочь ребенку с ЗПР поможет научиться справляться с проявлениями агрессивного поведения, тем самым преодолевая актуальные коммуникативные трудности. Таким образом, сказкотерапия имеет огромный потенциал для коррекции недостатков поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (на примере агрессивного поведения)

При проведении занятий, необходимо соблюдать ряд правил:

·                   оптимальная организация пространства для проведения занятий (наличие достаточного свободного места для выполнения упражнений, наличие ковра и соответствующей возрасту детей мебели);

·                   соблюдение тишины в процессе выполнения детьми упражнений и рассказывания сказки психологом, что связано с тем, что любые разговоры, стуки, хлопки, движенья отвлекают вниманье детей и легко разрушают созданную психологом атмосферу;

·                   использование ритуала «вхождения в сказку». Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности;

·                   использование рефлексии на занятиях. На занятиях дети периодически говорят о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя»;

·                   вариативность. Все атрибуты сказки, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Цель: разработать программу занятий, направленных на коррекцию недостатков агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Задачи:

                    продиагностировать проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

                    разработать серию занятий по коррекции  нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Количество занятий, их организация.

Данная психокоррекионная программа включает 12 занятий:

- вводное (одно занятие),

- уточнение проблемы, диагностика (два занятия),

- работа над проблемой (семь занятий),

- закрепление материала (одно занятие),

- выход из проблемы (одно занятие).

Состав группы: дети младшего школьного возраста, с задержкой психического развития.

Методы групповой психокоррекции: сказкотерапия – основной метод, игротерапия, изотерапия – вспомогательные.

Количество участников – 6 человек в возрасте 9-10 лет с задержкой психического развития.

Период проведения: 25.03-07.05.2019

Частота встреч: два раза в неделю, вторник и пятница.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Место проведения: игровая комната.


 

Психокоррекционная программа «Коррекция недостатков агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при помощи сказкотеропии»

Психокоррекционная программа «Коррекция недостатков агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при помощи сказкотеропии»

Отклоняющееся поведение учащихся с

Отклоняющееся поведение учащихся с

Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в…

Кроме того, перечисленные нарушения поведения являются для детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в…

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: • недостаточное развитие интеллекта; • сниженная самооценка; • низкий уровень самоконтроля; • неразвитость коммуникативных навыков; •…

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: • недостаточное развитие интеллекта; • сниженная самооценка; • низкий уровень самоконтроля; • неразвитость коммуникативных навыков; •…

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков

Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом

Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом

Прогностическая функция сказки направлена на выявлении сущности и характерных черт предстоящего актуального сценария человека [1]

Прогностическая функция сказки направлена на выявлении сущности и характерных черт предстоящего актуального сценария человека [1]

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу

Состав группы: дети младшего школьного возраста, с задержкой психического развития

Состав группы: дети младшего школьного возраста, с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021