Н.В.Рыбакова.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ СЖО
Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников, т.к введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях. Содержание и сущность профильного обучения ставит перед старшеклассниками задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет. Подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход. Одной из ступеней личностного развития в старшем школьном возрасте является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору специальности у старших школьников [2].
Ряд исследователей
(Е. А. Климов, О. А. Конопкин,
Н. С. Пряжников, Е. А. Федоршина, Д. И. Фельдштейн) одним из первых этапов
профессионального развития человека выделяют формирование готовности к
самоопределению. Весьма ценной для рассмотрения профессионального
самоопределения — является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии,
кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по
формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь», так же анализируя понятие
«профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт
принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы [3]. Наиболее актуальным
выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие
годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.
Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у
ученика внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать,
корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального,
жизненного и личностного). Главной данная цель названа потому, что достичь ее
удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их
достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений [5].
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, наличие профессионального плана, наличие интереса к смыслу жизни, который свидетельствует об активно идущем процессе личностного самоопределения [6]. Смысложизненные ориентации – это ценности и цели, которые задают направление и границы самореализации личности, как субъекта жизненного пути. (Чулкова.М.А). Основными функциями ценностно-смысловой и пространственно-временной деятельности подростков в процессе профессионального выбора является саморазвитие и обеспечение смысловой и временной перспективы профессионального выбора. Имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, профессиографическая информированность, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, сформированность общественно значимых мотивов выбора специальности, наличие профессионального плана [7]. В связи с этим необходимо обратить внимание на точку зрения Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [9].
Цель исследования - изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности СЖО.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – психологическая готовность к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности СЖО.
Гипотеза исследования:
1. У старших подростков с высоким уровнем психологической готовности к профессиональному самоопределению будет свойственен высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций; старшим подросткам с низким уровнем психологической готовности к профессиональному самоопределению свойственен низкий уровень сформированности СЖО.
2. У старших подростков с высокими показателями по шкалам методики СЖО:
a) Процесс жизни;
b) Результативность жизни;
c) Локус контроля «Я» уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению будет находиться на высоком уровне.
Теперь обратимся непосредственно к практической части исследовательской работы. Для исследования уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению нами была использована методика «Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору» Л.Н.Кабардовой (модифицированная), направленная на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.
Таблица 1.
Методика ОПГ (модифицированная).
Баллы |
1 блок |
2 блок |
3 блок |
Общий балл |
Низкий |
12 чел |
10 чел |
8 чел |
7 чел |
Средний |
8 чел |
8 чел |
6 чел |
6 чел |
Высокий |
1 чел |
3 чел |
7 чел |
8 чел |
В процентах |
1блок |
2блок |
3 блок |
Общий балл |
Низкий |
57.14% |
47.62% |
38.1% |
33.33% |
Средний |
38.1% |
38.1% |
28.57% |
28.57% |
Высокий |
4.77% |
14.29% |
33.33% |
38.1% |
Анализируя полученные результаты средних значений (табл.№1) отдельно по блокам, то можно сделать вывод: по первому блоку: для 57,14% учащихся профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль, высокие баллы по первому блоку были отмечены только у одного ученика; по второму блоку: 47,62% учащихся отмечают низкий уровень, т.е отмечают что мало осведомлены о содержании будущей профессии, но высокие баллы были отмечены не у одного, как в первом блоке, а 14,29% учащихся; по третьему блоку у 33,33% низкие баллы, т.е у этих учащихся низкий уровень самопознания относительно будущей профессии, т.е не могут соотнести свои качества личности, с профессионально значимыми качествами для данной профессии. Проанализировав все результаты полученные по данной методике, следует что 33,33% учащихся имеют низкий уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению, т.е они не готовы к выбору профессии, средний уровень у 28, 57%, высокой уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению имеют 38,1% учащихся, т.е большинство готовы осуществить выбор профессии. Затем было проведено исследование профессиональной направленности. Были использованы:
1.Дифференциально-диагностический опросник Климова.Е.А. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Использовав этот опросник, мы можем выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым.
2.Опросник
профессиональной готовности (ОПГ)
Кабардова Л.Н. Опросник предназначен для оценки учащимися одновременно своих возможностей
в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих,
трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в
личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении
описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания
иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
Таблица 2
Методика ОПГ (Кабардова.Л.Н.)
Сферы деятельности |
Ч-З |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-Х |
Ч-Ч |
Количество испытуемых. Средний показатель. |
4 чел |
4 чел |
- |
1 чел |
12 чел |
Процентное соотношение |
19,05% |
19.05% |
0% |
4,77% |
57,14% |
Анализируя результаты средних значений по методике ОПГ (табл.2), для всех респондентов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек- Человек (57,14%) у испытуемых преобладает над направленностью на сферы Человек - Знаковая система (19,05%) и Человек- Техника(19,05%). Низкий показатель был получен по сфере Человек – художественный образ, только один человек выделил, как приоритетную. При обработке результатов также было выявлено, что отсутствует направленность на сферу деятельности Человек – Природа.
Таблица. 3
Методика ДДО (Климов.Е.А)
Сферы деятельности |
Ч-З |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-Х |
Ч-Ч |
Количество испытуемых. Средний показатель. |
6 чел |
6 чел |
3 чел |
9 чел |
1 чел |
Процентное соотношение |
28,57% |
28,57% |
14,29% |
42,86% |
4,77% |
В ходе исследования была еще проведена методика ДДО (табл.3). Анализируя результаты средних значений по методике ДДО можно отметить преобладание творческой направленности в выборе сферы деятельности, т.е направленность на сферу деятельности Человек- Художественный образ (42,86%) у испытуемых преобладает над направленностью на сферы Человек - Знаковая система (28,57%) и Человек - Техника(28,57%). Низкий показатель был получен по сфере Человек -Природа(14,29%) и Человек –Человек, только один человек выделил, как преобладающую.
При сравнении результатов методик были выявлены противоречия в результатах средних значений. Обратимся к таблице № 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов двух методик (ОПГ и ДДО)
Методики |
Ч-З |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-Х |
Ч-Ч |
ДДО |
28,57% |
28,57% |
14,29% |
42,86% |
4,77% |
ОПГ |
19,05% |
19.05% |
0% |
4,76% |
57,14% |
Можно отметить, что по методике ОПГ можно отметить преобладание направленности на сферу деятельности Человек- Человек (57,14%), а низкий показатель был получен по направленности на сферу Человек – Художественный образ (4,76%).
А по методике ДДО преобладание направленности на сферу деятельности Человек - Художественный образ (42,86%), а направленность на сферу деятельности Человек – Человек (4,76%) минимальная, т.е только один испытуемый выделил эту сферу как приоритетную. Исходя из этих результатов, нельзя сделать никаких выводов, кроме как проверить результаты этих методик. В ходе анализа результатов, был проведен опрос учащихся на определение наиболее приоритетного направления.
Рис. 1. Итоговые данные опроса учеников на определение приоритетного направления.
В результате были получены следующие данные: 8 человек (38,1%) выбрали приоритетным направление на сферу деятельности Человек – Техника; 5 человек или 23,81% выбрали Человек -Художественный образ; 6 человек(28,57%)- Человек – Человек; 3 человека(14,29%) – Человек – Знаковая система, сферу деятельности Человек – Природа никто не выделил.
Основываясь на все полученные результаты, что приоритетным направлением для респондентов можно считать Человек – Техника и Человек – Человек. Важно отметить, что направление на сферу деятельности Человек - Природа не развито, об этом можно судить по тому результату, что при помощи методик и при личном опросе это направление не рассматривается учащимися как приоритетное направление.
Рассмотрев психологическую готовность теперь необходимо исследовать особенности смысложизненных ориентаций старших подростков.
Для исследования уровня сформированности смысложизненных ориентаций была использован тест «смысложизненных ориентаций» (СЖО) является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Это методика, разработанная для определения особенностей жизненных установок человека. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. Наряду с общим показателем осмысленности жизни (ОЖ), методика включает также пять субшкал. Три субшкалы отражают конкретные смысложизненные ориентации: цель в жизни, ее насыщенность и удовлетворенность самореализацией. Эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Две оставшиеся субшкалы характеризуют внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, причем одна из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а вторая отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль.
В таблице № 5 представлены результаты изучения уровня сформированности смысложизненных ориентаций (СЖО) старшеклассников.
Таблица 5
Средние значения по шкалам теста СЖО
Уровни |
ОЖ |
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность |
Локус контроля «Я» |
Локус контроля жизни |
Низкий |
28,57% |
28,57% |
23,81% |
19,05% |
28,57% |
14,29% |
Ниже среднего |
14,29% |
19,05% |
14,29% |
14,29% |
14,29% |
38,1% |
Средний |
0% |
4,77% |
14,29% |
4,77% |
4,77% |
14,29% |
Выше среднего |
28,57% |
23,81% |
14,29% |
14,29% |
19,05% |
19,05% |
Высокий |
28,57% |
23,81% |
33,33% |
47,62% |
33,33% |
14,29% |
Таким образом, можно сделать заключение, что общий показатель «осмысленность жизни» и показатель по шкале «цели в жизни» в классе находятся в границах выше среднего значения нормы, а показатели по шкалам: процесс жизни, результативность и «локус контроля «Я»» находятся в границах высоких значений нормы. Показатель по шкале «локус контроля жизни» находится в границах ниже среднего значения нормы. Рассмотрим результаты более подробно. Полученные данные по шкале «Цели в жизни» показывают, что для (28,57%) учащихся характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (будущее). Другая часть старшеклассников (28,57%) не имеет определенных представлений о своем будущем и о своем месте в мире, их жизнь представляется бессмысленной и бесцельной, жизненные взгляды еще не определились. Показатель шкалы «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. (33,33%) учащихся удовлетворены своим настоящим. Они полны энергии, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами, а (23,81%) учащихся неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно. Следующая шкала «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Результаты по этой шкале свидетельствуют, что 47,62% молодежи удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. Неудовлетворенны прожитой частью жизни 19,05% старшеклассников. Высокие показатели по шкале «локус контроля Я» у 33.33% испытуемых. Эта часть учащихся считает, что способна построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле и обладает достаточной свободой выбора. А 28,57% не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, считают, что жизнь им неподвластна и управляется внешними событиями. Среди полученных данных по шкале «локус контроля жизни» часть учащихся 14,29% убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Данная категория старшеклассников полагает, что жизнь в их руках, и они сами способны ею управлять. Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, характерна так же для 14,29 % испытуемых. Также были получены одинаковые результаты по общему показателю ОЖ испытуемых (28,57%) видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Низкие результаты по данному показателю получили так же 28,57% учащихся. Это свидетельствует о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
Таблица 6.
Сравнение средних значений по методикам СЖО и ОПГ (модифицированный).
уровни |
ОЖ |
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность |
Локус контроля Я |
Локус контроля жизни |
Уровень психологической готовности к ПС |
Низкий уровень |
28,57% |
28,57% |
23,81% |
19,05% |
28,57% |
14,29% |
33.33% |
Ниже среднего |
14,29% |
19,05% |
14,29% |
14,29% |
14,29% |
38,1% |
- |
Средний |
0% |
4,77% |
14,29% |
4,77% |
4,77% |
14,29% |
28.57% |
Выше среднего |
28,57% |
23,81% |
14,29% |
14,29% |
19,05% |
19,05% |
- |
Высокий |
28,57% |
23,81% |
33,33% |
47,62% |
33,33% |
14,29% |
38.1% |
Для сопоставления результатов методик, мы взяли общий показатель по методике СЖО и результаты методики ОПГ (м).
Рис. 2 Сопоставление результатов методики ОПГ(м) и общего показателя по методике СЖО
Из рисунка №2 следует, что ученикам с высоким уровнем психологической готовности (38,10%), т.е они уже готовы осуществить выбор профессии, свойственен высокий показатель сформированности СЖО (28, 57%), а подросткам с низким уровнем психологической готовности (33,33%), т.е не готовым осуществить осознанный выбор профессии, свойственен низкий показатель сформированности СЖО (38,10%).
Затем обратимся ко второй части нашего исследования.
Рис. 3 Сопоставление средних значений методик ОПГ (м) и СЖО.
Сравнивая данные, приведенные на рисунке №3. Мы можем сделать вывод, что учащиеся с высоким уровнем психологической готовности(38,10%) имеют и высокие показатели по шкалам: 1. «Процесс жизни»(33,33%), т.е учащиеся удовлетворены своим настоящим; 2. «Результативность» - (47,62%) учеников, удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. 3. «Локус контроля Я»(33,33%) учащихся, способны построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле и обладает достаточной свободой выбора.
Для проверки заключений рассмотрим также группу респондентов с низким уровнем психологической готовности.
Проанализировав результаты, приведенные на рисунке №3 следует, что учащимся, имеющим низкий уровень психологической готовности(33,33%), свойственен низкий показатель по шкалам: 1. «Процесс жизни»(23,81%) учащихся, неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно; 2. «Результативность»- (19,05%) учеников, неудовлетворенны прожитой жизнью, 3. «Локус контроля Я»(28,57%) учащихся, не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, считают, что жизнь им неподвластна и управляется внешними событиями.
Благодаря данному исследованию мы выяснили, что уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков связан с показателем сформированности смысложизненных ориентаций. Также в ходе исследования профессиональной направленности выявлено противоречие, т.е результаты полученные при помощи методики ДДО противоречат результатам, полученным при помощи ОПГ. Таким образом, необходимо включение в образовательный процесс мероприятий направленных на профессиональную ориентацию старшей школы.
1. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. -№ 2. -2005. –С. 28-40.
2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профориентационное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 1998.-160 с.
3. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н.Захарова. – Москва, 2006.- 229 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 4-е изд., перераб., дол.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.- 336 с.
5. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е. А. Климов.- М.: Просвещение, 2001.- 326 с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределение [Текст] / Е. А. Климов. -М., 2004.- 240 с.
7. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -496 с.
8. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека [Текст] / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. - т. 19. -1998. - №5. – С. 47.
9. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
10. Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования системы личностных смыслов индивида / А.В. Серый // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово, 1999. – С.354-360.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла[Текст] / В. Франкл. - М.: 1990 г.- 139с.
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры
Шарапановская Елена Владимировна
Поступила в редакцию 09.08.2009г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.