ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они показывают на то, что дошкольники начинают отделять от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые воздействия начинают производиться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий ребят. Важное развитие получает изобразительная деятельность. Эскиз становится предметным и детализированным. Графические изображение человека характеризуется наличием тела, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и деталей. Улучшается техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, приклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Сооружения могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие и дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становиться более развитым. Они оказывают способность называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для разрешения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах. В период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.