Психологическая компетентность педагога
Ориентируясь на возникшие новые социально-экономических условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. Современный школьник нуждается не только в получении информации, но и в методах и способах ее получения. На эффективность обучения школьника влияет профессиональная компетентность педагога. Необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой.
К вопросу о профессионализме педагога
Профессиональная компетентность педагога определяется сложным
комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и
совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.
Существует огромное количество исследований по проблеме
психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах
психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты
основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С
Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня
профессиональной компетентности педагога.
Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе
образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня
психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической
деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное
поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает
негативные явления в системе образования.
Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования,
и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной
проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить
психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня
психологической компетентности педагога.
Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и
профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное
выполнение своей педагогической деятельности.
Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и
психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу
«человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит
психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных
особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей
поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и
владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что
он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с
детьми. Кроме этого. педагог должен обладать психологической компетентностью,
то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую
образованность на практике.
Условия формирования и развития психологической компетентности педагога
Мы
считаем, что для повышения уровня психологической компетентности, педагогу
необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня
развития психолого-педагогической компетентности.
В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет
самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.
Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной
области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и
развития психологической компетентности педагога:
1. Педагогический такт - это обязательное соблюдение учителем
принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который
подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие,
разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое
2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их
индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной
деятельности.
5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать
уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной
в общении с учащимися.
8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого
необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и
различать психическое состояние детей.
9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать
эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему
ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на
ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность
педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической
компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и
слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в
решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия
в плоскость личных отношений.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога,
то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой
поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога,
но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и
пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения
педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление
коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.
Мы считаем, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня
психологической компетентности педагога.
Высококомпетентный педагог - это педагог с особым видом мировоззрения,
способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и
ассимилировать требования современной социальной реальности, а также
рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая
компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень
собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального
самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе,
желать самосовершенствования.
Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше
условия, то мы считаем, что психологическая компетентность сформируется у
педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.
Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической
компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей
профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика
развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор
профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С.
67-68
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
4. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая
компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. - 143 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.