Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально
разработанная система психологических воздействий, направленная на
уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и
самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется
от негативных личностных реакций, возникающих в результате
эмоциональных нарушений,
становится менее агрессивным,
возбудимым и
мнительным.
Цель коррекции
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются
индивидуальные способности и личностный потенциал.
Показания для назначения
Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении
ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:
гиперактивность, импульсивность;
неконтролируемая агрессия;
тревожность, мнительность;
чрезмерная стеснительность, боязливость;
неоправданные страхи;
трудности запоминания;
неусидчивость;
нарушения мышления;
трудности в процессе
обучения.
Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом,
который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она
проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи
является передача психологу детальной информации о развитии ребенка,
особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его
индивидуальной медицинской карты.
Создание
программы происходит с учетом
индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания
посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления
психокоррекционного процесса.
Установочный этап представляет собой процесс формирования
положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все
действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения,
активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного
контакта специалиста с ребенком и его родителями.
Процесс
психологической
коррекции подразумевает
точное
выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы.
Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач:
преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и
установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Завершающий
этап представляет собой оценку
достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.
Основные методы
Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.
Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры.
Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка.
Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетно-ролевые игры и
психодрамы.
Сюжетно-ролевые
игры помогают
формированию
достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.
Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным
социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер
межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов
знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок
переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.
Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный
на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие
самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные
особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский
рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у
ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-
терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из
пластилина, конструкцию из подручных материалов.
Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными
нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального
состояния), эмоциональная экспрессия,
Повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).
По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.