ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах. [3, c. 27]
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".
В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.
Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы (см. таблицу 1), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.
Классификация видов агрессии
Таблица 1.
Разделение по причине появления |
Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). |
Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). |
|
Разделение по целенаправленности |
Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. |
Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. |
|
Разделение по открытости проявлений |
Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. |
|
Разделение по форме проявлений |
Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. |
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. |
Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. |
И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
А. Социализированная.
Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.
Б. Несоциализированная.
Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
Направления и принципы коррекционной работы с агрессивными детьми.
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, можно выделить 6 ключевых блоков (направлений). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. [1, c. 46]
Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки. [2, c. 91]
Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 5-6 человек). Количество занятий - 1-2 в неделю, продолжительность - 30 минут.
Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком:
уважительное отношение к личности ребёнка;
положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;
безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
сотрудничество с ребёнком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.
Средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте Агрессивное поведение мешает детям младшего школьного возраста приспособиться к жизни в обществе, общении с взрослыми и сверстниками. Отсюда можно сделать вывод, что детям необходимо особое внимание и помощь в коррекции своего поведения. При коррекционной работе с агрессивным поведением нужно опираться на три основных фактора: [4]
1.Профилактическая работа для выявления и коррекции негативных проявлений в поведении детей.
2.Выявление подлинных причин поступков.
3.Коррекционная работа не с отдельным фактом, а изменение всей организации жизни детей.
Направление работы с агрессивным поведением младших школьников связано с индивидуально-личностными особенностями, которые способствуют проявлению агрессии, и с внешними социальными условиями жизни, такими как: взаимоотношения и психологическая обстановка в семье, взаимоотношения с одноклассниками и т.д. Существует несколько подходов в психологии для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: [10]
1.Психодинамический – создание условий для избавления внешних социальных преград на пути разрешения внутренних противоречий.
2.Поведенческий – развитие способностей понимать свои чувства и снижение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение, формирование навыков безопасного выражения своего гнева, способов расслабления.
3.Когнитивно-поведенческая терапия – функциональный поведенческий анализ, коррекция дезадаптивных форм поведения, изменение представлений о себе.
4.Арт-терапевтический – через творчество ребенок переживает позитивные эмоции, снижается напряжение, негативизм, злость.
Благоприятным периодом для коррекции агрессивного поведения является младший школьный возраст. Главная цель при работе с агрессивными детьми – формирование общности с другими, налаживание коммуникации со сверстниками; необходимо научить ребенка контролировать свою агрессию, научить способам выражения агрессии; нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии.
Основные задачи при коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста:
·повышение самооценки;
·развитие саморегуляции в эмоциональной сфере;
·восстановление доверия к сверстникам и взрослым;
·коррекция и профилактика деформации в формировании своего Я;
·приобретение навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях, профилактика агрессивного поведения.
Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводится различными методами: [14]
·игра (самый распространенный метод в работе с детьми);
·изъятие из привычной среды (при наличии связи между агрессивным поведением и окружением ребенка);
·творческое самовыражение (рисование, музыка и т.д.);
·перенаправление агрессии в социально одобряемые действия (труд, общественная работа и др.);
·перенаправление агрессии в спорт;
·участие в групповых тренингах.
В настоящее время существуют различные направления для эффективной коррекции агрессивного поведения. Для детей младшего школьного возраста самыми распространенными являются: телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, игротерапия и др. [15]
Телесно-ориентированная терапия – влияние на психику ребенка через его тело. Правильное воздействие на тело ребенка позволяет скорректировать его нарушения в поведении, проявляющееся в виде мышечного напряжения, особенно в области лица, шеи, плеч, рук, грудной клетки и живота. Основой данной терапии является идея мышечного панциря, который образуется в качестве барьера защиты ребенка.
Арт-терапия помогает ребенку пережить психотравмирующие события, восстановить эмоциональное равновесие, создать психологические механизмы защиты. Итогами занятий арт-терапии считаются: снижение уровня тревожности, конфликтности и агрессивности получение новых различных методов снятия стресса и разрядки гнева.
Арт-терапия является одним из самых востребованных методов коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Существует несколько видов арт-терапии: [5]
·игротерапия – применение ролевой игры с целью личностного развития ребенка;
·музыкотерапия – использование музыки в качестве средства терапии;
·изотерапия – использование методов изобразительного искусства;
·песочная терапия – способ общения с самим собой и с миром, способ снятия внутреннего напряжения;
·сказкотерапия – использование ресурсов сказки для воспитания, образования, развития личности ребенка и коррекции поведения или внутренних конфликтов;
·куклотерапия – использование кукольного театра.
Проведение игровых упражнений с детьми один из самых эффективных способов коррекции агрессивного поведения.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре ребенок преодолевает эгоцентризм, это способствует принятию на себя роли и ее выполнение. Через игру ребенок учится эффективно разрешать проблемные ситуации. При выполнении различных ролей ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, вызывающие у него эмоциональные переживания. У ребенка появляется возможность почувствовать последствия своих действий. [9]
Существует несколько видов игр для коррекции поведения детей младшего школьного возраста: [6]
1.Игры с правилами, игры-соревнования (нивелирование импульсивности и недисциплинированности). Наличие четких правил способствует одновременному контролю за собственным поведением и соблюдением правил. В процессе игры импульсивность и нетерпеливость ослабевает и у ребенка формируется самообладание и выдержка.
2.Театрализованные игры (преодоление конформного поведения).
3.Коллективные дидактические игры (коррекции протестного поведения). В процессе игры развиваются навыки сотрудничества, эффективное взаимодействие.
4.Сюжетно-ролевые игры (коррекции демонстративного поведения).
5.Режиссерские игры (коррекция агрессивного поведения).
Направлены на снижение внутренней напряженности, осознание своих враждебных переживаний, формирование поведенческой и эмоциональной стабильности.
Музыкотерапия – это метод коррекции с помощью музыки. Она восстанавливает, поддерживает и улучшает эмоциональное, психологическое и физиологическое состояние человека.
Для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста И.А. Понаморева, Е.Л. Шустова рекомендуют использовать изотерапию. Исследователи данного метода считают, что при рисовании ребенок более детально понимает себя, свои чувства и мысли. В процессе рисования ребенок освобождается от агрессивных переживаний ивнутренних конфликтов, появляется возможность стать самим собой, развить сочувствие к другим. [8]
Песочная терапия характеризуется тремя стадиями: хаос, борьба, разрешение конфликта. На стадии хаоса ребенок проживает свое эмоциональное состояние и постепенно освобождается от него. Стадия борьбы характеризуется выплескиванием внутренних переживаний на песок. Стадия разрешения конфликта характеризуется спокойствием, умиротворением, гармонией с внутренним Я. Младший школьник в песке проигрывает волнующие ситуации в его жизни, используя игрушечные фигуры как образы окружающих его людей. Также ребенок может создать свой комфортный для него мир.
Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Сказкотерапия подходит для работы с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. [7]Методами сказкотерапии является самостоятельное написание сказок, обсуждение существующих и инсценирование сказок. Виды сказок для процесса сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
1)художественные;
2)дидактические;
3)медитативные;
4)психотерапевтические;
5)психокоррекционные.
Вместе с традиционными методами существует возможность использования компьютерных технологий в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Игровая компьютерная среда представлена серией мультфильмов о добре, вежливом общении с окружающими, трудолюбии, соблюдении правил поведения. Приобщение к данной среде вырабатывает ценностную установку для младшего школьного возраста. Виртуальное проживание игр-мультфильмов заставляет ребенка задуматься о себе и своих поступках. [13]Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться и с детьми, и с родителями.
С родителями работа ведется в двух направлениях: просветительская работа об агрессивном поведении ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.
Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков – 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу с агрессивными детьми: [12]
·снижение уровня личностной тревожности;
·формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
·развитие позитивной самооценки;
·обучение ребенка реагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом;
·обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
·обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
Подготовительным этапом коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста является выявление причин отклоняющегося поведения. Если причиной становятся нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то работа должна быть направлена на неподкрепление агрессивных проявлений в поведении ребенка. В остальных случаях коррекционная работа должна быть направлена на ослабление отрицательных последствий агрессивного поведения ребенка. [11]При работе с агрессивными детьми необходимо учитывать их внутренние проблемы. Таким детям необходимо внимание взрослых к своему внутреннему миру, где копится много разрушительных эмоций и с которыми дети не в состоянии справиться сами.
Как правило, за проявлениями детской агрессии прячутся боль, разочарования, отверженность. Отсюда, проявления агрессии – это реакции на неудовлетворение потребности в принятии, уважении и любви.
Список использованных источников:
1. Безруких М.М. Проблемные дети. - М.: УРАЛ. - 2000.
2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа. - 2001 г. - №2.-с. 26-30.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб. - 2004.
4. Фалибеда, Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219.
5. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 57-61.
6. Ермоленко, Ю.И. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников через игру / Ю.И. Ермоленко, Л.Н. Худасова, А.Ю. Забелина // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-2(67). – С. 84-87.
7. Изотова, Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №59-3. – С. 469-472.
8. Курманова, А.М. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.М. Курманова, А.И. Ривера // Наука и образование: проблемы перспективы – 2018. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. – 2108. – С. 124-126.
9.Осипов, Ф.М. Влияние игры на агрессивное поведение младших школьников / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума надежность и качество. – 2018. – Том 1. – С. 314-315.
10 Пузеп, Л.Г. Агрессивное поведение младших школьников: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71.
11. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
12. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: ≪Феникс≫, 2010. – 160 с.
13. Чанышева, М.Т. Коррекция агрессивного поведения младших школьников средствами ИКТ / М.Т. Чанышева // Информационно- коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2016. – № 4 (42). – С. 103-104.
14. Шалагинова, К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками / К.С. Шалагинова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №5. – С. 143-150.
15. Якубенко, О.В. Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения младших школьников как условие их социализации в нестабильном мире / О.В. Якубенко // Человек и общество в нестабильном мире. – 2016. – С. 227-230.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.