Психологическая сущность и значение образовательных программ в ДОУ.
Оценка 4.8

Психологическая сущность и значение образовательных программ в ДОУ.

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Психологическая сущность и значение образовательных программ в ДОУ.
Психологическая сущность и значение образовательных программ в ДОУ..docx

Лекция 1. Психологическая сущность и значение образовательных программ в ДОУ. «Модель» выпускника дошкольного образовательного учреждения в образовательно-воспитательном процессе.  

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. 

2.       Образовательная программа и программа экспериментальной работы.

3.      Модель выпускника и ее значение. Подходы к разработке модели выпускника.

 

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Общие положения

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения.

Образовательная программа и Устав — два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

Образовательная программа и программа развития. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. 

Концепция — это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.

2. Образовательная программа и программа экспериментальной работы. 

Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения — это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).

Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла С.В. Воробьева, которая считает образовательную программу «механизмом реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации».

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников».

3. «Модель» выпускника дошкольного образовательного учреждения

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

 

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника.

 

Согласно точке зрения М.С. Кагана, структура личности детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность пяти потенциалов.

Модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:

—познавательного,
—нравственного(ценностного),
—коммуникативного,
—художественного,
— физического.

Данный подход в целом не противоречит существующему проекту «Обязательного минимума содержания дошкольного образования», дифференцированного по следующим направлениям развития (которые также могут быть взяты за основу разработки модели выпускника):

—физическое,
—познавательно-речевое,
—социально-личностное,
— художественно-эстетическое.

В описание «модели» выпускника можно также включить:

— уровень состояния здоровья и физического развития;
—уровень закаленности;
— сформированность ценных гигиенических навыков и привычек;
— успешность в освоении основных видов движения;
— уровень работоспособности;
— уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала систематического школьного обучения;
— приобретение ряда познавательных умений;
— сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание узнать новое;
— сформированность интереса к творчеству;
— уровень развития воображения;
— уровень стремления к самостоятельности;
— сформированность предпосылок вхождения выпускника в более широкий социум;
— уровень усвоения основ культуры поведения;
— сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий;
— выражение интереса к общему результату;
— сформированность гуманистической направленности в поведении;
— сформированность осознания своих возможностей и достижений;
— сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей и т.д.

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве города и ближайшем социальном окружении.

Цель предполагает описание идеального конечного результата совместной деятельности. Она должна быть сформулирована конкретно, быть понятна, доступна и принята участниками деятельности — членами педагогического коллектива и родителями как основными социальными заказчиками и партнерами.

В науке установлено, что в совместной работе наличие общих, всеми принятых согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, то есть цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников.

Задачи —частные цели, это главный путь, способ достижения цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач. Разграничение целей и задач всегда относительно, то есть в одном случае это может быть цель, а применимо к другой ситуации — задача. Цель, как правило, ставится на несколько лет, но на каждый год будут свои реализуемые задачи.

Формулировку целей и задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы: выяснить, выявить, обеспечить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить и т.п.

Пример 1. Цель:

— осуществлять личностно-дифференцированный подход к коррекции и развитию речи детей.

Задачи по реализации этой цели вытекают из анализа речевых нарушений, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей, например:

— устранить речевой дефект, предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.

В теории управления выделяют следующие требования к целям:

— они должны быть конкретными и измеримыми (верифицируемыми);
— они должны быть четко ориентированы во времени, то есть иметь конкретный горизонт прогнозирования.

Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Раздел 4. Общеобразовательные программы и их методическое обеспечение

В этом разделе необходимо обосновать выбор дошкольным образовательным учреждением тех или иных учебных общеобразовательных (комплексной, парциальных) и коррекционных программ, реализация которых приведет к достижению заявленной цели и задач воспитательно-образовательного процесса и разработанной «модели» выпускника данного образовательного учреждения.

После обоснования выбора программ рекомендуется обозначить их направленность.

Основная и парциальные общеобразовательные (учебные) программы, реализуемые в образовательном учреждении, в зависимости от специфики выбранного содержания могут быть направлены, например:

— на коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;
— на формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;
— на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;
— на успешную адаптацию к жизни в обществе;
— на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;
— на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования и т.п.

Направленность программы (или программ) должна в целом соответствовать предназначению дошкольного образовательного учреждения, обозначенному в разделе № 1.

В этом же разделе необходимо пояснить, каким методическим и дидактическим материалом обеспечивается реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основной, коррекционной и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата.

Целесообразно вначале дать краткую информацию о том, какая основная и какие парциальные программы используются в образовательном учреждении, и в дальнейшем оформить данный раздел в форме таблицы, например:

Содержание воспитательно-образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детском саде компенсирующего вида № __» определяется:

1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга».

2. Парциальными программами:

— «Наш дом — природа» (Н.Рыжова);
— «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.

4. Методическими разработками:

Таблица 1

Таблица 1

5. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

— А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;
— Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:

— в режиме работы дошкольного образовательного учреждения;
— в ведущих формах проведения занятий;
— в организации предметно-развивающей среды;
— в подборе кадров;
— в особенностях организации и проведения различных мероприятий;
— в установлении социального партнерства;
— во взаимодействии с семьей;
— в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.

Особо стоит отметить механизмы, позволяющие обеспечить преемственность в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как групп, так и отдельных воспитанников.

Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений. Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.

Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности. Например, в детском саду с приоритетным направлением «развитие ребенка в театрализованной деятельности» организуются следующие дополнительные образовательные услуги: работа мастерской по изготовлению декораций и кукол, музыкальный театр, хореографическая студия и др.

Предоставляемые детским садом дополнительные образовательные услуги можно представить в форме следующей таблицы:

Таблица 2

Таблица 2

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы

Необходимость включения данного раздела объясняется тем, что при отсутствии объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно-образовательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

При разработке диагностического инструментария рекомендуется исходить из того, что эффективность — это действенность, результативность в реализации целей воспитательно-образовательного процесса. Она определяется как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату». Мерилом эффективности воспитательно-образовательного процесса являются критерии и соответствующие им показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения, особенности организации его воспитательно-образовательного процесса, разработанную «модель» выпускника. При этом рекомендуется не использовать большое количество критериев и показателей, а ориентироваться из требований их необходимости и достаточности.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о запланированных результатах воспитательно-образовательного процесса. Рекомендуется наряду с педагогическими использовать психологические и социологические методики, что будет способствовать более объективному анализу запланированных результатов.

Разработанная система критериев и показателей реализации образовательной программы будет способствовать формированию у членов педагогического коллектива и родителей объективной картины воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, будет определять также в дальнейшем конкретные формы и методы достижения запланированных целей и задач.

На уровне каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения разрабатывается своя система показателей, которая даст возможность оценить, насколько эффективно реализуется образовательная программа.

Данный раздел возможно, как вариант, оформить в форме табл. 3:

Таблица 3

Таблица 3

Для заполнения в таблице графы «показатели» рекомендуется использовать сборник нормативных и методических материалов по аттестации дошкольных образовательных учреждений, выпущенный Департаментом образования администрации Ярославской области и государственным учреждением Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» в 2002 г.

Анализ первых результатов разработки образовательных программ

Управлением образования мэрии г. Ярославля в октябре 2002 г. были подготовлены и направлены в отделы образования территориальных администраций и заведующим дошкольными образовательными учреждениями рекомендации по разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Они были подготовлены в целях обеспечения единых подходов к определению их содержания.

В течение 2002—2003 учебного года была проведена определенная работа по подготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений к разработке образовательных программ: проводились совещания, обучающие семинары, лекционные и практические занятия на проблемных курсах и курсах повышения квалификации, индивидуальные консультации, экспертиза первых вариантов.

Данные рекомендации были также направлены для ознакомления и в Управления образования муниципальных округов Ярославской области. В некоторых из них были проведены в последующем выездные обучающие семинары. Руководителями многих дошкольных образовательных учреждений города и муниципальных округов за этот период была организована работа по разработке образовательных программ своих образовательных учреждений. Как положительный, следует отметить факт осознания большинством руководителей необходимости разработки и реализации данных программ. В то же время, с учетом того, что данный вид деятельности по разработке одного изобязательных нормативных документов образовательного учреждения является достаточно новым и непривычным для их руководителей и педагогических коллективов, в первых вариантах образовательных программ, которые мы проанализировали, встречается много ошибок и недочетов. Наиболее типичные из них следующие.

Общими проблемами и недостатками является неуверенность руководителей «то ли мы пишем, так ли пишем?»; часты сомнения по содержанию разделов; в формулировке основных употребляемых психолого-педагогических терминов; вначале приводятся информационная справка о детях, анализ воспитательно-образовательного процесса, состояния материально-технической базы; в большинстве случаев нет решения педагогического совета о рассмотрении и утверждении образовательной программы.

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и основные средства его реализации: предназначение отождествляют с целью деятельности всего образовательного учреждения; приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последний год; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных и коррекционных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются принципы комплектования групп, особенности педагогического коллектива и его штатная численность; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение; в основных средствах реализации предназначения часто указывается «высокий профессионализм педагогов», что в последующем не подтверждается характеристикой педагогического коллектива (ни по квалификационной категории, ни по образованию, ни по стажу работы); не указывается тип и вид образовательного учреждения.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения:приводится большое (до 15) количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена с типом и видом образовательного учреждения, и, как следствие, с его предназначением; большинство рассматривают «модель» выпускника как конечный результат, а не как условие объединения и координации усилий членов педагогического коллектива.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса: отмечаем наличие одновременно двух и более (до пяти) целей; как следствие множественность целей не полностью находит свое отражение в задачах; цели и задачи указываются для каждого направления временного стандарта; указываются девизы реализуемых комплексных программ, например, программы «Детство» — «чувствовать — познавать — творить» и т.п.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение: не обозначается основная программа; указываются планы работы образовательного учреждения как основное средство реализации содержания образования; не полностью показывается методическое и дидактическое обеспечение выбранного содержания образования; указываются основополагающие принципы учебных программ; показывается обеспеченность всей учебной литературой, которая имеется в учреждении, включая Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т.п.; приводятся сведения о материально-технической базе учреждения, включая наличие и состояние земельного участка; приводится просто «Список литературы, используемой для работы с детьми»; в разделах основных направлений стандарта встречаются «собственные разработки» без какого-либо пояснения и детализации; нечетко показано, что дополняют выбранные парциальные программы; отмечаем стремление обозначить как можно большее количество парциальных программ и методических разработок; излишне подробно перечисляется дидактическое обеспечение; путают методики для педагогов и пособия для воспитанников; при указании комплексных программ идет расшифровка предметов и их авторов.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса: слабо подчеркивается специфика образовательного учреждения; приводится краткая аннотация используемых программ; приводится штат учреждения и статистика по педагогическому персоналу; указываются особенности организации и методики совместной работы с семьей; не показываются и не обосновываются дополнительные образовательные услуги; пофамильно указываются педагоги образовательного учреждения и проблемы, над которыми они работают; излишняя детализация, например, указываются общие задачи, которые педагоги учреждения решают при взаимодействии с семьей, и т.п.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы: отсутствуют средства контроля (методики); диагностический материал показывается в графе «Критерии и показатели»; в средствах контроля не расшифровывается, каким именно тестом или анкетой следует пользоваться; не учитывается разработанная «модель» выпускника и обозначенные цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Отмеченные нами недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию. В этом видится основа постоянного осознанного совершенствования муниципальной и региональной системы образования.

Приложения к образовательной программе

В качестве примера приводится примерный перечень необходимых документов, которые составляют данный раздел образовательной программы:

— состав рабочей группы по разработке ОП;
— план работы рабочей группы;
— экспертное заключение на ОП;
— протокол педагогического совета об утверждении ОП;
— приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления;
— план реализации образовательной программы ДОУ;
— диагностические методики («инструмент») к разделу 6;
— глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения;
— результаты диагностик реализации образовательной программы;
— аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы;
— аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сценарный план проведения педагогического совета по разработке модели выпускника дошкольного образовательного учреждения

Цель педагогического совета: формирование образа выпускника и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по его воплощению в жизнедеятельности учебного заведения.

Участники педагогического совета: педагоги, воспитатели, специалисты дошкольного образовательного учреждения, учителя начальной ступени образования близлежащих школ, члены администрации этих школ, курирующие начальную школу, родители (законные представители) воспитанников. Участники делятся на игровые группы, в каждой группе количество ее членов не должно превышать 7 человек.

Оборудование и инвентарь: педагогический совет проводится в просторном и уютном помещении; для каждой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки, карандаши); столы располагаются по кругу, чтобы все участники могли видеть и слышать друг друга.

Ход проведения педагогического совета:

1. Ведущий приветствует участников педагогического совета, разъясняет его цель, ориентирует на продуктивный результат совместной деятельности.

2. На первом этапе группам предлагается из общего списка индивидуальных характеристик личности (см. ниже) определить 5 качеств, которыми обладает нормальный ребенок данного образовательного учреждения (продолжительность этапа 5—7 минут).

Индивидуальные характеристики личности

http://dob.1september.ru/2005/02/13.gif

3. Каждая группа информирует о результатах выполнения задания.

4. Формируется временная группа (в нее входят по одному человеку от каждой игровой группы) для создания обобщенного образа нормального ребенка, она удаляется за пределы игровой комнаты для своей работы (ее продолжительность 3—5 минут).

5. Творческая группа представляет разработанный ее членами обобщенный образ нормального ребенка дошкольного образовательного учреждения. Его характеристики фиксируются на доске или на ватмане.

6. На втором этапе предлагается определить 5 качеств идеального ребенка. В дальнейшем работа строится уже по известному алгоритму.

7. На третьем этапе участникам предлагается определить качества ребенка, формирование которых ожидают от образовательного учреждения родители (законные представители).

8. На четвертом этапе определяются те качества ребенка, которые ожидает школа (учителя начальной ступени образования).

9. В итоге получаются 4 разные характеристики, которые нужно согласовать друг с другом.

10. Согласованный вариант, обязательно обозначенный на доске или на ватмане, может служить «моделью» выпускника данного образовательного учреждения.

11. Игровым группам предлагается определить конкретные формы и способы совместной деятельности педагогов, воспитателей, специалистов, родителей, представителей школы, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника данного образовательного учреждения.

12. Игровые группы предлагают свои варианты решения задания.

13. Из участников педагогического совета избирается творческая группа, которой поручается на основе анализа и обобщения полученных результатов завершить проектирование образа выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Приложение 2

Правила формулирования целей (по Дж. Моррисею)

Хорошая формулировка целей отвечает следующим признакам:

1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, характеризующего выполняемые действия;
2. Конкретизирует требуемый конечный результат;
3. Конкретизирует заданный срок достижения цели;
4. Конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;
5. Дает количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
6. Оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано;
7. Непосредственно отвечает целевому назначению и функциональным обязанностям данного руководителя;
8. Понятна всем, кто будет работать для ее достижения;
9. Реальна и достижима, но не легка;
10. Обеспечивает большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;
11. Реализуема в пределах наличного или гарантированного объема ресурсов;
12. Исключает или минимизирует возможность двойной ответственности за результаты совместной работы;
13. Соответствует основным принципам и методам работы подразделения и организации в целом;
14. Совпадает с интересами исполнителей и не вызывает серьезных конфликтов в организации;
15. Зафиксирована письменно, копии хранятся для справок у начальника и подчиненных;
16. Согласована руководителем в личной беседе с подчиненными.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕЛЕЙ

1. Правильно ли составлена структура формулировки цели (начинается ли она с глагола неопределенной формы повелительного наклонения, определен ли конечный результат, оговорены ли сроки его достижения и допустимый объем затрат)?
2. Можно ли измерить и подтвердить факт достижения цели?
3. Отвечает ли она целевому назначению и функциональным обязанностям самого руководителя?
4. Понятна ли она всем, кто будет работать для ее достижения?
5. Насколько она реальна, достижима и сложна для руководителя и всей организации?
6. Оправдают ли достигнутые результаты затраты времени и ресурсов на их достижение?
7. Соответствует ли цель основным принципам и методам работы организации в целом?
8. Четко ли определена личная ответственность субъектов управления за достижение конечного результата?

Приложение 3

Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательной программы ДОУ

Для изучения эффективности функционирования образовательной программы ДОУ возможно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов изучения.

http://dob.1september.ru/2005/02/14.gif

При изучении развивающего влияния образовательной программы на личность ребенка дошкольного возраста исследуются дети подготовительной группы (6, 7 лет), то есть выпускники.

Приложение 4

Основные этапы подготовки образовательной программы 
дошкольного образовательного учреждения

I этап — подготовительный, включает в себя проработку основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития дошкольного образовательного учреждения.

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения.

II этап — разработка проекта образовательной программы, ее экспертная оценка.

Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения на педагогическом коллективе.

III этап — внедренческий, в ходе его осуществляется внедрение проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.

Цель: реализация образовательной программы.

Ожидаемый результат: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, выбор оптимального варианта модели образовательной программы.

Приложение 5

Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ

1. Создание рабочей группы по разработке образовательной программы — приказ по ДОУ.
2. План деятельности рабочей группы, утвержденный руководителем ДОУ.
3. Внешняя экспертиза образовательной программы (1—2 экспертных заключения).
4. Протокол педагогического совета, на котором утверждена образовательная программа.
5. Приказ по ДОУ о реализации образовательной программы с указанием ответственных за те или иные направления.
6. План ДОУ по реализации образовательной программы.

Изменения и дополнения в образовательную программу

1. Аналитическая справка (обоснование) о необходимости изменений и дополнений.
2. Протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в образовательную программу.
3. Приказ по ДОУ о реализации принятых изменений и дополнений.

Данные виды деятельности можно оформить, к примеру, в форме следующей таблицы:

http://dob.1september.ru/2005/02/15.gif

Примечание: Все обозначенные документы составляют необходимую часть приложений к образовательной программе, так как показывают механизм ее разработки в конкретном образовательном учреждении.

Приложение 6

Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Экспертиза — это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.

Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.

Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации.

Цель экспертизы — понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.

Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.

Требования к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения

http://dob.1september.ru/2005/02/16.gif

Материал разработан на основе идей кандидата педагогических наук A.M. Моисеева.

 

 


 

Лекция 1. Психологическая сущность и значение образовательных программ в

Лекция 1. Психологическая сущность и значение образовательных программ в

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и…

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и…

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного…

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного…

В науке установлено, что в совместной работе наличие общих, всеми принятых согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее…

В науке установлено, что в совместной работе наличие общих, всеми принятых согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее…

Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других…

Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других…

Направленность программы (или программ) должна в целом соответствовать предназначению дошкольного образовательного учреждения, обозначенному в разделе № 1

Направленность программы (или программ) должна в целом соответствовать предназначению дошкольного образовательного учреждения, обозначенному в разделе № 1

Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например: —

Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например: —

Особо стоит отметить механизмы, позволяющие обеспечить преемственность в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как групп, так и отдельных воспитанников

Особо стоит отметить механизмы, позволяющие обеспечить преемственность в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как групп, так и отдельных воспитанников

При разработке диагностического инструментария рекомендуется исходить из того, что эффективность — это действенность, результативность в реализации целей воспитательно-образовательного процесса

При разработке диагностического инструментария рекомендуется исходить из того, что эффективность — это действенность, результативность в реализации целей воспитательно-образовательного процесса

На уровне каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения разрабатывается своя система показателей, которая даст возможность оценить, насколько эффективно реализуется образовательная программа

На уровне каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения разрабатывается своя система показателей, которая даст возможность оценить, насколько эффективно реализуется образовательная программа

Данные рекомендации были также направлены для ознакомления и в

Данные рекомендации были также направлены для ознакомления и в

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения: приводится большое (до 15) количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена…

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения: приводится большое (до 15) количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена…

Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т

Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т

Отмеченные нами недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию

Отмеченные нами недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию

Цель педагогического совета: формирование образа выпускника и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по его воплощению в жизнедеятельности учебного…

Цель педагогического совета: формирование образа выпускника и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по его воплощению в жизнедеятельности учебного…

Формируется временная группа (в нее входят по одному человеку от каждой игровой группы) для создания обобщенного образа нормального ребенка, она удаляется за пределы игровой комнаты…

Формируется временная группа (в нее входят по одному человеку от каждой игровой группы) для создания обобщенного образа нормального ребенка, она удаляется за пределы игровой комнаты…

Приложение 2 Правила формулирования целей (по

Приложение 2 Правила формулирования целей (по

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

При изучении развивающего влияния образовательной программы на личность ребенка дошкольного возраста исследуются дети подготовительной группы (6, 7 лет), то есть выпускники

При изучении развивающего влияния образовательной программы на личность ребенка дошкольного возраста исследуются дети подготовительной группы (6, 7 лет), то есть выпускники

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения

План ДОУ по реализации образовательной программы

План ДОУ по реализации образовательной программы

Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации

Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации

Материал разработан на основе идей кандидата педагогических наук

Материал разработан на основе идей кандидата педагогических наук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021