Психология для родителей
Психологическая готовность к школе
С началом школьного обучения у каждого связано самое светлое, трогательное и тревожное. Память долго хранит как самое дорогое тот день, когда в первый раз мы идем в школу, поступаем в первый класс. Волнуются все: и родители, и бабушки с дедушками, и мы – воспитатели. Как будет детям в школе, не подкачают ли?
Начало обучения и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. В 7 лет ребенок стремится к самоутверждению, оно готов принять новую социальную позицию школьника и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития ребенка в этот период является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, готовность к овладению способами систематического обучения. У ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически готовым к ней: был здоровым и физически развитым (ловким, выносливым, сильным). Важнейшая физическая выносливость, так как она тесно связана с работоспособностью, качеством, нужным для достижения успеха в любом деле.
Однако необходима и психологическая готовность к школе. Составными элементами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность.
Об умственном развитии ребенка долгое время судили по количеству выявленных у него знаний и словарному запасу. Но это не так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, как губка, впитывают слова и выражения. Словарь их редко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Умение и навыки – это не единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет в дальнейшем освоено им в школе.
Усвоение школьной программы потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Обучение должно быть направлено на активное развитие мыслительных процессов и быть развивающим. Ребенку уже доступна логическая форма мышления, хотя типичным является высшая форма наглядно-образного мышления. Ребенок способен пользоваться планами, картами, схемами, графическими моделями. Необходимо развивать кругозор, любознательность. Надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различие. Нельзя отмахиваться от детских вопросов, а также пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.
Психология для родителей
Личностная и социально-психологическая готовность
Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Их успехи будут налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно и наспех, ему трудно достичь нужного результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу.
Такие дети вызывают особую тревогу: «Не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут, боюсь». Причина подобного отношения к школе – ошибки в воспитании детей, запугивание школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себя детям («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут, научат и т.д.»).
Нужно формировать положительное отношение к школе, вселить веру в собственные силы. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты им. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается прежде всего через включение детей в деятельность, актуализирующую как мышление, так и чувства. Для этого можно использовать экскурсию по школе, рассказы взрослых о своих любимых учителях, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, чтение художественной литературы, ознакомление с пословицами, поговорками, в которых славится ум, значение книги, учения.
Социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей умения общаться со сверстниками, взрослыми; у детей должны быть сформированы коммуникативные способности.
Психология для родителей
Волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
К семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, проявить определенное усилие, оценить результаты своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты: выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны. В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Необходимо формировать у детей не боязни трудностей (принятие их), а разрешать их.
Развитие дисциплинированности, организованности и др. качеств помогут ребенку овладеть и управлять своим поведением.
Мотивационная готовность к школе
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) Учебный мотив, учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности. «Я хочу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».
2) Социальный мотив, основан на понимании общественной необходимости учения. «Я хочу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь. А выучишься – можешь стать, кем захочешь».
3) Внешний мотив – «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых. «Если бы не мама, то я бы в школу не ходил».
4) «Позитивный»мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. «Я хочу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
5) «Отметка» – мотив получения высокой отметки. «Я хочу в школу потому, что получаю там пятерки».
6) Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу. «Я хочу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть, есть каникулы и перемены».
Это определение мотивов учения по Д.Б.Эльконину и Л.А.Венгеру. В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов (личностная позиция одного из шести персонажей)
М.Р.Ринзбург в методике «колдун» выделяет следующие типы ребенка 6-летнего возраста.
Ø Дошкольный тип (игровой). В эту группу входят дети, которые не принимают задачу, несмотря на неоднократный ее повтор и дополнительные объяснения, дети не входят в контакт со взрослым.
Ø Псевдоучебный тип – характерно полное отсутствие вопросов к экспериментатору. Все поведение ребенка характеризуется некоторой робостью, тревожностью (повторные линии). Возможны отказы («Я больше не хочу, я устал»).
Ø Коммуникативный тип. Этот тип детей характеризуется тем, что задача принимается только в присутствии взрослого, дети вступают в активный контакт со взрослым, задают много вопросов несущественных («А вы к нам еще придете?»). Дети проявляют интерес к задаче только тогда, когда имеют возможность продемонстрировать свои способности, умения и получить одобрение, желание понравиться, привлечение внимания к себе.
Ø Предучебный тип – присутствие взрослого человека «включает» ребенка предучебного типа в содержательную работу, дальше он может работать самостоятельно столь же продуктивно.
Ø Учебный тип. Дети учебного типа характеризуются независимым от ситуации общения со взрослым содержательным (в этом их отличие от дошкольника) выполнением задания. Дети, как правило, работают молча, обращения ко взрослому редки. Содержание работ высокое.
Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники…..всего не перечислишь. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить.
Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно новый мир. Что такое «учиться»? Весело это или скучно, трудно или легко? Прежде всего – это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойств, чем у родителей. Смотрите сами.
1.Поиск подходящего учебного учреждения.
2.Запись в гимназический класс и все, связанное с этим.
3.Приобретение школьно-письменных принадлежностей.
4.Приобретение одежды и обуви.
5.Поддержание их в порядке на протяжении всего учебного года.
6.Огорчения по поводу плохих отзывов со стороны учителей в адрес своего чада.
7.Хлопоты, связанные с выполнением домашних заданий и контролем за текущей успеваемостью.
1.Прохождение вступительного собеседования и тестирование один на один с целой комиссией незнакомых взрослых.
2.Поддержание порядка на рабочем месте и в портфеле.
3.Ежедневное ношение школьно-письменных принадлежностей в школу и обратно.
4.Систематическая работа по превращению чистых тетрадей в содержание мусорного ведра.
5.Выслушивание нотаций родителей и замечаний учителя за испачканную одежду и потерянную сменную обувь. Вынужденное участие в массовке из школьной жизни «Контроль на входе на предмет наличия сменной обуви».
6.Жизнь под постоянным двойным контролем (со стороны учителей и родителей) практически каждого совершаемого действия.
7.Подчинение своих естественных желаний и детских потребностей в угоду учебно-воспитательному процессу и его правилам.
Этот перечень можно продолжать, но стоит ли? Не лучше ли самим заняться подготовкой к школе?
Специально для Вас мы и приготовили «Тест на готовность семьи к обучению ребенка к школе».
«Тест на готовность семьи
к обучению ребенка в школе»
Шкала благополучия семейной среды:
Отметьте в таблице наиболее близкий Вам вариант ответа или утверждения:
1. Часто ли вы с ребенком опаздываете (в театр, в гости, на занятия и пр.)?
2. Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?
3. Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?
4. Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?
5. Затруднительно ли для Вас выполнение Вашим ребенком домашних заданий?
6. Следите ли Вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были хорошо заточенные карандаши, заправленным фломастеры и бумага для рисования и поделок.
7. Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?
8. Есть ли у ребенка свои постоянные обязанности по дому?
9. Делится ли ребенок с Вами тем, что его волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его попросите об этом?
10. Купили ли Вы (или только собираетесь купить) будущему первокласснику портфель? Считаетесь ли Вы при выборе покупки с его мнением?
Ваши ответы распределились по шести столбцам таблицы, номера которых обозначены в нижней строке.
Суммируйте количество баллов по каждому столбцу по правилу: свободная ячейка –«0», ячейка с выбором – «1».
Разбейте Ваши ответы в три группы: в первую группу включите выборы 1-го и 6-го столбцов, во вторую – выборы 3-го и 4-го столбцов, в третью – выборы 2-го и 5-го столбцов.
Вопрос № |
Да |
Не всегда |
Нет |
Да |
Не всегда |
Нет |
Вопрос № |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Максимальное количество баллов получилось в первой группе.
Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в опросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточно готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка, скорее всего, возникнут затруднения в первые месяцы обучения, что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда.
Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя, а следовательно, и переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную природу своих неприятностей. И вряд ли вы сможете ему помочь. Он не привык делиться своими трудностями.
2. В Ваших ответах преобладают выборы из второй группы.
Вы заблаговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него не будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе. Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий. Он достаточно хорошо может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.
3. В Ваших ответах выборы распределились равномерно по всем группам или с некоторым преобладанием в третьей группе.
Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него скорее всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации учебной деятельности, а также физическими перегрузками.
Подсчитали баллы?
Неожиданно для себя Вы оказались в третьей группе?
Если да, не отчаивайтесь!
«Благополучие семейной среды» – дело наживное.
Главное – понять свои проблемы.
Это путь к успеху.
Еще вначале 30 – годов 20 века известный швейцарский психолог Жан Пиаже высказал идею о том, что ребенок дошкольного возраста – эгоцентрист, то есть ощущает себя центром мира. Постепенно, в процессе взросления, психического развития и социализации восприятие ребенка меняется, децентрируется. Децентрация является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Автор данной статьи провела исследования, в ходе которых удалось доказать, что возраст 5-6 лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому изменению может способствовать разработанная в ходе эксперимента система игровых упражнений, которую мы Вам и предлагаем.
«Угадай-ка»
Цель: развивать у детей представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от позиции наблюдателя.
Ход игры: Дети сидят парами за столами напротив друг друга (лучше по торцам стола). На середине каждого стола (перед каждой парой детей) стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней стороны или боковых сторон (неваляшка, часы, двухцветный мяч, чашка с ручкой, чайник и т.п.) Первоначально предметы подбирает воспитатель, а в дальнейшем – сами дети.
Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку или поет песенку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешивают, произносят слова «Угадай-ка, угадай, где чей рисунок, отгадай!» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти его автора. Если он все сделал правильно, выбирают нового водящего, и игра возобновляются. Если водящий ошибся, то ему предлагают водить еще.
Примечание: Чем больше играющих, тем сложнее водящему определить автора рисунка.
«Цветной кубик»
или «Волчок»
Цель: та же, что и в игре «Угадай-ка».
Ход игры: Дети сидят по одному с каждой стороны стола. В центре стола стоит куб (волчок) , все четыре стороны которого отличаются по цвету. На столе – набор цветных карандашей. Водящий отворачивается или выходит. Играющие крутят волчок или поворачивают куб вокруг оси. Затем каждый ребенок рисует на листе карандашом того цвета, который соответствует повернутой к нему стороне куба (волчка). Дети произвольно меняются рисунками. Цель водящего – положить перед каждым его рисунок, ориентируясь на цвет карандаша и грань куба, волчка. Если рисунки розданы правильно, выбирают нового водящего, игроки меняются местами, и игра продолжается.
Примечание: Игра усложняется, если проводить ее за несколькими столами одновременно, но с одним водящим.
«Хитрый художник»
Цель: развивать способность увидеть предмет с позиции партнера и отразить это в своем рисунке, стать на точку зрения другого, отразить в рисунке его позицию.
Ход игры: Дети садятся напротив друг друга с торцов стола. На стол ставится любой несимметричный предмет. Каждый ребенок рисует то, что видит его партнер. Затем играющие обмениваются рисунками и анализируют, насколько точно каждый учел позицию партнера.
«Зеркало»
Цель: развивать координацию движений, умение точно копировать в зеркальном отражении движения партнера.
Ход игры: Играющие встают в пары лицом друг к другу. Договариваются, кто из них «зеркало», а кто водящий. Водящий выполняет различные движения, а «зеркало» стремится повторить их как можно быстрее и точнее. Через 15-20 секунд партнеры меняются ролями, и игра возобновляется.
«Карусель»
Цель: развивать у детей представление об определении расположения предметов.
Ход игры: Играющие стоят в кругу. Водящий – в центре круга. Он называет четверых детей, говоря: прямо передо мной стоит Сережа, позади меня стоит Лена, справа – Таня, слева – Леша. Затем дети начинают двигаться по кругу, вместе с водящим произнося следующий текст: «Завожу я карусель, вы поедете на ней. Закружилась карусель – все быстрей, быстрей, быстрей. Карусель остановилась, что же здесь переменилось?» Круг замирает и водящий называет детей, стоящих прямо перед ним, позади него, слева и справа. Затем выбирают нового водящего, и игра возобновляется.
Выигрывает тот водящий, который более правильно назовет месторасположение детей.
«Игра со сказкой»
Цель: развивать способность занимать позицию другого, учитывать его точку зрения.
Ход игры: Играющие выбирают сказку, хорошо знакомую всем игрокам. Водящий говорит каждому игроку на ухо, каким персонажем данной сказки тот будет. Первый игрок начинает рассказывать сказку от имени своего героя и рассказывает до тех пор, пока другие не догадаются, кто он. Тогда следующий продолжает с того места, где остановился первый, и так до последнего игрока.
Примечание: Усложнить игру можно, рассказывая сказку не от имени героев, а от имени предметов, встречающихся в этой сказке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.