Психологическая характеристика неуспевающих школьников

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого.
Иконка файла материала Психологическая характеристика неуспевающих.doc
Психологическая характеристика неуспевающих  школьников Для   всех   неуспевающих   школьников   характерна   прежде   всего   слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов   учебной   работы,   наличие   устойчивого   неправильного   подхода   к учению.  Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках   и   дома   работают   не   систематически,   а   если   оказываются   перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся   не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.  Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке,   что   в   свою   очередь   ведет   к   значительному   снижению   темпов умственного   развития   этих   школьников   и   еще   больше   усиливает   их отставание от одноклассников. Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком   уровне   овладения   такими   психическими   функциями   как   память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как   правило,   на   уроках   неуспевающие   школьники   невнимательны. Воспринимая   учебный   материал,   они   не   стремятся   воссоздать   его   в   виде образов, картин. Педагогам   массовой   школы   хорошо   известно,   что   дети,   стойко   не усваивающие   школьную   программу,   имеют   отрицательные   особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностейпсихического   развития   неуспевающих   школьников   ­   диагностический   подробное   биографическое   изучение, психологический   эксперимент, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями ­ позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей. Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого   рода   учебной   работе.   Стойкие   трудности   в   усвоении   материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают   самого   процесса   приготовления   уроков,   рвут   тетради,   прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе ­ что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное   искажение,   зачатки   отрицательных   черт   характера   уже   в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе. К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор ­ конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются   родителям,   обсуждают   друг   с   другом   в   открытой   форме,   при других   школьниках.   В   тоже   время,   беседы   и   тщательное   наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением   работать   с   такими   детьми,   особым   вниманием   к   ним, минимальными   успехами   в   учебе.   Здесь   используются   все   доступные средства.   Повышенным   тоном,   нотациями   и   морализаторством   педагоги пытаются   привлечь   внимание   слабоуспевающих   учеников,   включить   их   вучебную работу, заставить заниматься. Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети   через   короткое   время   начинают   дерзить   в   ответ,   грубить   учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера ­ конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. Аналогичные   проблемы   возникают   у   стойко   неуспевающих   детей   по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым.   Чаще   всего   родители   неуспевающих   учеников   имеют претензии   к   школе,   обвиняют   учителей   (“они   плохо   учат”),   учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что   эти   же   родители   постоянно   упрекают   детей   именно   учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние   задания,   сидят   вместе   с   ними,   нанимают   репетиторов,   часто применяют   физические   наказания,   кричат   ­   “бездари…лентяи”   и   т.д.   Тем самым   родители   окончательно   теряют   доверие   своих   детей,   постоянными конфликтами   усугубляют   домашнюю   обстановку   и   их   неуспевающие   дети начинают   уходить   на   “улицу”.   Становятся   постоянными   уходы   из   дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса. В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные черты характера,   нарушения   поведения   формируются   отставлено   во   времени,   с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями. Естественно,   что   после   конфликтов   с   учителями   и   родителями   драчливыми, неуспевающие   дети   сами   становятся   агрессивными, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых   классах   более   развитые   и   умные   сверстники   (видя   как   к неуспевающим   относятся   учителя   и   родители),   также   начинаютдемонстрировать   при   всяком   удобном   случае   свою   неприязнь.   Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих   учеников.   Ответные   реакции   неуспевающих   детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев ­ 1 год), но они очень обнаженно и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно   бранятся,   воруют,   пропускают   школьные   занятия.   Уже   к четвертому   классу   все   поведение   этих   детей   пронизано   отрицательными чертами характера. Дальнейшие наблюдения показывают, что к 5­6 классам школьники по несколько   месяцев   не   посещают   массовую   школу,   их   перестает   волновать неуспеваемость. Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками   приводит   к   стойкой   социальной   дезадаптации.   Уже   к подростковому   возрасту   формируются   асоциальные   формы   поведения   ­ воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. К 12­14 годам из­за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции, их ставят на учет в детские комнаты милиции. Поведение неуспевающих подростков становится   настолько   психопатизированным,   что   они   попадают   в подростковые отделения психиатрических стационаров. Особенности личности школьников   перешедших в IV класс, такие, как недисциплинированность,   безответственность,   слабая   воля,   отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для  возникновения  отставания. Все  эти черты  связаны  в  известной  мере с возрастными  особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать   на   вопросы   учителя,   отвлечения   на   уроке   могут   быть   вызваны недисциплинированностью,   безответственным   от   ношением   к   делу.   Слабая воля,   отсутствие   трудолюбия   вызывают   такие   элементы   отставания,   как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же   особенности   личности   школьников   могут   стать   причиной   небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известныеему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик   сравнительно   легко отказывается   от   усилий,   как   только   встречает   трудности.   Терпения   и выдержки   еще   недостаточно.   Известная   поверхностность,   легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или   иной   степени   на   успешности   обучения,   особенно   таким   учебным предметам, как математика и языки. Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для   подросткового   возраста   неустойчивость   устремлений,   наклонность   к внеучебным   занятиям   и   увлечениям.   Наличие   разнообразных   и   сильных внеучебных   интересов   подростков   связано,   как   отмечают   специалисты,   с   избытком важнейшими   особенностями   подросткового   возраста: неистраченной   энергии,   стремлением   к   подвижным   видам   деятельности, расположением   к   совместным   действиям   и   играм,   всевозрастающим стремлением   к   самостоятельности,   освобождению   от   опеки   взрослых. Установлено,   что   наличие   сильных   внеучебных   интересов   в   сочетании   с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников. При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой­то степени в работе   и   проявляет   даже   иногда   активность,  но   все   это   только   для   того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У та­ кого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают   отставание   учащихся   среднего   звена.   Большим   злом   является   и   когда   получение   хорошей   или учение   только   ради   отметки, удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью   или   невозможностью   получить   желаемую   отметку.   Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых   учащихся   цель   получения   отметки   выступает   как   средство самоутверждения,   удовлетворения   самолюбия,   средство   для   получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы).   Во   всех   этих   случаях   имеет   место   внеучебная   мотивация,   и   это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать   свои   умения   и   навыки,   углублять   и   расширять   знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию. 2.2. Виды неуспеваемости Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает,   например,   два   вида   неуспеваемости.   Он   указывает,   что   неуспе­ ваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе   переводят   в   следующий   класс   тех,   кто   удовлетворяет   минимуму требований,   соотносящихся   с   баллом   «3»,   то   неуспеваемость   выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотно­ сится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не   только   с   минимумом   требований,   но   и   с   возможностями   отдельныхучащихся.   Это   так   называемая   относительная   неуспеваемость   — недостаточная   познавательная   нагрузка   тех   учащихся,   которые   могли   бы превысить обязательные требования. Определение   видов   неуспеваемости   содержится   и   в   работе   А.   М. Гельмонта,   который   выделил   три   вида   неуспеваемости   в   зависимости   от количества   учебных   предметов   и   устойчивости   отставания:   1   ­   общее   и глубокое отставание ­ по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 ­ частичная, но относительно стойкая неуспеваемость ­ по одному ­ трем   наиболее   сложным   предметам   (как   правило,   русский   и   иностранный языки, математика); 3 ­ неуспеваемость эпизодическая ­ то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.  Во   всех   случаях   А.   М.   Гельмонт   имеет   в   виду   фиксированную неуспеваемость:   к   неуспевающим   он   относит   тех   учащихся,   которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь   также   в   основном   имеется   в   виду   фиксированная,   сложившаяся неуспеваемость,   виды   которой   связываются   автором   с   порождающими   ее причинами.