Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого.
Психологическая характеристика неуспевающих.doc
Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая
самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и
приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к
учению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут
осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на
уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед
необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя
учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью
заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не
работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей
нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют
бессистемный, фрагментарный характер.
Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной
недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов
умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их
отставание от одноклассников.
Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в
низком уровне овладения такими психическими функциями как память,
восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание,
как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны.
Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде
образов, картин.
Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не
усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности
характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников диагностический
подробное биографическое изучение,
психологический эксперимент,
наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с
родителями и учителями позволило выявить ряд условий, способствующих
формированию искажений в развитии личности детей.
Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт
характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к
всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала,
постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети
избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут
учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать
занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе
что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться
эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в
первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности
поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие
дети очень заметны в массовой школе.
К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий
фактор конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется,
что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о
предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к
ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме,
жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при
других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение
позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью,
неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним,
минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные
средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги
пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься.
Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие
дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю,
демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих
школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты
характера конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.
Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по
отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и
противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют
претензии к школе, обвиняют учителей (“они плохо учат”), учебную
программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно,
что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными
проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить
домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто
применяют физические наказания, кричат “бездари…лентяи” и т.д. Тем
самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными
конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети
начинают уходить на “улицу”. Становятся постоянными уходы из дома,
возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться
из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные черты
характера, нарушения поведения формируются отставлено во времени, с
интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и
родителями.
Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями
драчливыми,
неуспевающие дети сами становятся агрессивными,
неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в
первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к
неуспевающим относятся учителя и родители),
также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это
выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования
слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей
возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев 1 год), но они
очень обнаженно и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся,
нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к
четвертому классу все поведение этих детей пронизано отрицательными
чертами характера.
Дальнейшие наблюдения показывают, что к 56 классам школьники по
несколько месяцев не посещают массовую школу, их перестает волновать
неуспеваемость. Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями,
сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. Уже к
подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения
воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. К 1214 годам изза
мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции, их ставят
на учет в детские комнаты милиции. Поведение неуспевающих подростков
становится настолько психопатизированным, что они попадают в
подростковые отделения психиатрических стационаров.
Особенности личности школьников перешедших в IV класс, такие, как
недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие
трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и
для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с
возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ
отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны
недисциплинированностью, безответственным от ношением к делу. Слабая
воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как
стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти
же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного
выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для
данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво
оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое
завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко
отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и
выдержки еще недостаточно. Известная поверхностность, легкомыслие,
неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той
или иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным
предметам, как математика и языки.
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная
для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к
внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных
внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с
избытком
важнейшими особенностями подросткового возраста:
неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности,
расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим
стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых.
Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с
отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих
школьников.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно
равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную
повинность, выполняет требования учителей, участвует в какойто степени в
работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того,
чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У та
кого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы
и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично
не нужно. Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению
вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и
когда получение хорошей или
учение только ради отметки,
удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной
целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность
ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи
и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с
возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость
познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от
преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не
только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У
некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство
самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения
обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат,
часы). Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это
препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления
совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания,
мешает формированию ценностного отношения к образованию.
2.2. Виды неуспеваемости
Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный
различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспе
ваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от
установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в
школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму
требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается
оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотно
сится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное
не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость —
недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы
превысить обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М.
Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от
количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 общее и
глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное
время; 2 частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному
трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный
языки, математика); 3 неуспеваемость эпизодическая то по одному, то по
другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную
неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые
«приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский.
Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся
неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее
причинами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.