Психологическая характеристика неуспевающих школьников
Оценка 4.6

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
28.03.2018
Психологическая характеристика неуспевающих  школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого.
Психологическая характеристика неуспевающих.doc
Психологическая характеристика неуспевающих  школьников Для   всех   неуспевающих   школьников   характерна   прежде   всего   слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов   учебной   работы,   наличие   устойчивого   неправильного   подхода   к учению.  Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках   и   дома   работают   не   систематически,   а   если   оказываются   перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся   не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.  Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке,   что   в   свою   очередь   ведет   к   значительному   снижению   темпов умственного   развития   этих   школьников   и   еще   больше   усиливает   их отставание от одноклассников. Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком   уровне   овладения   такими   психическими   функциями   как   память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как   правило,   на   уроках   неуспевающие   школьники   невнимательны. Воспринимая   учебный   материал,   они   не   стремятся   воссоздать   его   в   виде образов, картин. Педагогам   массовой   школы   хорошо   известно,   что   дети,   стойко   не усваивающие   школьную   программу,   имеют   отрицательные   особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического   развития   неуспевающих   школьников   ­   диагностический   подробное   биографическое   изучение, психологический   эксперимент, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями ­ позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей. Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого   рода   учебной   работе.   Стойкие   трудности   в   усвоении   материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают   самого   процесса   приготовления   уроков,   рвут   тетради,   прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе ­ что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное   искажение,   зачатки   отрицательных   черт   характера   уже   в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе. К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор ­ конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются   родителям,   обсуждают   друг   с   другом   в   открытой   форме,   при других   школьниках.   В   тоже   время,   беседы   и   тщательное   наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением   работать   с   такими   детьми,   особым   вниманием   к   ним, минимальными   успехами   в   учебе.   Здесь   используются   все   доступные средства.   Повышенным   тоном,   нотациями   и   морализаторством   педагоги пытаются   привлечь   внимание   слабоуспевающих   учеников,   включить   их   в учебную работу, заставить заниматься. Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети   через   короткое   время   начинают   дерзить   в   ответ,   грубить   учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера ­ конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. Аналогичные   проблемы   возникают   у   стойко   неуспевающих   детей   по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым.   Чаще   всего   родители   неуспевающих   учеников   имеют претензии   к   школе,   обвиняют   учителей   (“они   плохо   учат”),   учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что   эти   же   родители   постоянно   упрекают   детей   именно   учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние   задания,   сидят   вместе   с   ними,   нанимают   репетиторов,   часто применяют   физические   наказания,   кричат   ­   “бездари…лентяи”   и   т.д.   Тем самым   родители   окончательно   теряют   доверие   своих   детей,   постоянными конфликтами   усугубляют   домашнюю   обстановку   и   их   неуспевающие   дети начинают   уходить   на   “улицу”.   Становятся   постоянными   уходы   из   дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса. В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные черты характера,   нарушения   поведения   формируются   отставлено   во   времени,   с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями. Естественно,   что   после   конфликтов   с   учителями   и   родителями   драчливыми, неуспевающие   дети   сами   становятся   агрессивными, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых   классах   более   развитые   и   умные   сверстники   (видя   как   к неуспевающим   относятся   учителя   и   родители),   также   начинают демонстрировать   при   всяком   удобном   случае   свою   неприязнь.   Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих   учеников.   Ответные   реакции   неуспевающих   детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев ­ 1 год), но они очень обнаженно и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно   бранятся,   воруют,   пропускают   школьные   занятия.   Уже   к четвертому   классу   все   поведение   этих   детей   пронизано   отрицательными чертами характера. Дальнейшие наблюдения показывают, что к 5­6 классам школьники по несколько   месяцев   не   посещают   массовую   школу,   их   перестает   волновать неуспеваемость. Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками   приводит   к   стойкой   социальной   дезадаптации.   Уже   к подростковому   возрасту   формируются   асоциальные   формы   поведения   ­ воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. К 12­14 годам из­за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции, их ставят на учет в детские комнаты милиции. Поведение неуспевающих подростков становится   настолько   психопатизированным,   что   они   попадают   в подростковые отделения психиатрических стационаров. Особенности личности школьников   перешедших в IV класс, такие, как недисциплинированность,   безответственность,   слабая   воля,   отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для  возникновения  отставания. Все  эти черты  связаны  в  известной  мере с возрастными  особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать   на   вопросы   учителя,   отвлечения   на   уроке   могут   быть   вызваны недисциплинированностью,   безответственным   от   ношением   к   делу.   Слабая воля,   отсутствие   трудолюбия   вызывают   такие   элементы   отставания,   как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же   особенности   личности   школьников   могут   стать   причиной   небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик   сравнительно   легко отказывается   от   усилий,   как   только   встречает   трудности.   Терпения   и выдержки   еще   недостаточно.   Известная   поверхностность,   легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или   иной   степени   на   успешности   обучения,   особенно   таким   учебным предметам, как математика и языки. Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для   подросткового   возраста   неустойчивость   устремлений,   наклонность   к внеучебным   занятиям   и   увлечениям.   Наличие   разнообразных   и   сильных внеучебных   интересов   подростков   связано,   как   отмечают   специалисты,   с   избытком важнейшими   особенностями   подросткового   возраста: неистраченной   энергии,   стремлением   к   подвижным   видам   деятельности, расположением   к   совместным   действиям   и   играм,   всевозрастающим стремлением   к   самостоятельности,   освобождению   от   опеки   взрослых. Установлено,   что   наличие   сильных   внеучебных   интересов   в   сочетании   с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников. При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой­то степени в работе   и   проявляет   даже   иногда   активность,  но   все   это   только   для   того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У та­ кого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно. Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают   отставание   учащихся   среднего   звена.   Большим   злом   является   и   когда   получение   хорошей   или учение   только   ради   отметки, удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью   или   невозможностью   получить   желаемую   отметку.   Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых   учащихся   цель   получения   отметки   выступает   как   средство самоутверждения,   удовлетворения   самолюбия,   средство   для   получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы).   Во   всех   этих   случаях   имеет   место   внеучебная   мотивация,   и   это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать   свои   умения   и   навыки,   углублять   и   расширять   знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию. 2.2. Виды неуспеваемости Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает,   например,   два   вида   неуспеваемости.   Он   указывает,   что   неуспе­ ваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе   переводят   в   следующий   класс   тех,   кто   удовлетворяет   минимуму требований,   соотносящихся   с   баллом   «3»,   то   неуспеваемость   выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотно­ сится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не   только   с   минимумом   требований,   но   и   с   возможностями   отдельных учащихся.   Это   так   называемая   относительная   неуспеваемость   — недостаточная   познавательная   нагрузка   тех   учащихся,   которые   могли   бы превысить обязательные требования. Определение   видов   неуспеваемости   содержится   и   в   работе   А.   М. Гельмонта,   который   выделил   три   вида   неуспеваемости   в   зависимости   от количества   учебных   предметов   и   устойчивости   отставания:   1   ­   общее   и глубокое отставание ­ по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 ­ частичная, но относительно стойкая неуспеваемость ­ по одному ­ трем   наиболее   сложным   предметам   (как   правило,   русский   и   иностранный языки, математика); 3 ­ неуспеваемость эпизодическая ­ то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.  Во   всех   случаях   А.   М.   Гельмонт   имеет   в   виду   фиксированную неуспеваемость:   к   неуспевающим   он   относит   тех   учащихся,   которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь   также   в   основном   имеется   в   виду   фиксированная,   сложившаяся неуспеваемость,   виды   которой   связываются   автором   с   порождающими   ее причинами.

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников

Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Психологическая характеристика неуспевающих  школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018