«Психологическая подготовка тренера к антистрессовой работе с АРМ-спортсменами»
Содержание
введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическое обоснование антистрессовой работы с армспортсменами в тренировочный период….6
1.1 Антистрессовая работа со спортсменамив тренировочный период как научная проблема…………………………………………………………….6
1.2 Армспортсмен как субъект антистрессовой работы………………..11
1.3 Психологическое обеспечение антистрессовой работы в армспорте………………………………………………………………………...15
Выводы по первой главе…………………………………………….……23
Глава 2 опытно-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РеализациИ психологических условий антистрессовой подгтовки вармспорте……………………………………………….…25
2.1 Этапы и методы опытно-экспериментальной работы……………..25
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………28
2.3 Методические рекомендации тренерам по результатам опытно-экспериментальной работы……………………………………………………..35
Выводы по второй главе………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ А:СОПАС-8, Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»…………………………………………………...43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема стресса является одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
Несмотря на большое количество работ, посвященных его изучению на данный момент довольно немного сведений об антистрессовой подготовке в конкретных видах спорта. Особенно актуальным представляется решение этой научной задачи в рамках спортивной деятельности. Научный аспект актуальности состоит в необходимости получения данных об особенностях стресса период тренировочного процесса личности, и об их влиянии на текущие характеристики спортивной деятельности. Практический аспект актуальности исследования заключается в возможности использования полученных данных в целях психологического обеспечения спортивной карьеры спортсменов.
Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (Ю.В. Щербатых, С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия. Например, представитель Британского психологического общества Д. Фонтана, достаточно тщательно исследовавший проблему стресса, отмечает, что само понятие «стресс» свободно используется многими людьми разных профессий. Инженеры используют данный термин при характеристике допустимых технических нагрузок. Врачи, - имеют в виду описание психических механизмов, состояний, переживаемых человеком. Психологи термином «стресс» характеризуют изменения поведения человека и так далее.
Кроме того, в настоящее время есть необходимость разрешения некоторыхпротиворечий, например, между:
- стрессовыми ситуациями, возникающими в окружающем мире, с одной стороны, и недостаточностью стабилизации состояний личности в том числе в спортивной деятельности, с другой стороны;
- большой напряженностью спортивной деятельности, с одной стороны, и недостаточной изученностью психологических условий антистрессовой подготовки в конкретных видах спорта, например в армспорте, с другой стороны;
- потребностью армспортсмена стабилизировать свое психологическое состояние в спортивной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью системы их антистрессовой подготовки в тренировочный период, с другой стороны.
Цель исследования: выявить психологические условия антистрессовой работы с армспортсменами в тренировочный период.
Объект: антистрессовая подготовка личности
Предмет: психологические условия антистрессовой подготовки армспортсменов в тренировочный период.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы: антистрессовая работа в армспорте будет более эффективной при создании ряда психологических условий, среди которых:
- разработка специальной психологической программы антистрессовой подготовки в армспорте.
- формирование положительной мотивации спортсмена в антистрессовой подготовке.
- овладение спортсменами методики антистрессовой подготовки в армспорте.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть антистрессовую подготовкуармспортсменов в тренировочный период как научную проблему
2. Охарактеризовать армспортсмена как субъекта антистрессовой подготовки.
3. Разработать психологическое обеспечение антистрессовой подготовки в армспорте.
4. Организовать экспериментальную работу по реализации психологических условий антистрессовой подготовки армспортсменов в тренировочный период.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения психологии, представленные в трудах C.JI. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева; концепция развития личности Л.И. Божович;теория мотивации и мотивов поведения и деятельности Б.Ф. Ломова, П.М. Якобсона, В.Г. Асеева, В.Г. Леонтьева, Е.П. Ильина и других;
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, методы сбора и обработки эмпирического материала (наблюдение, тестирование - Методика диагностики темперамента Яна Стреляу; Сопас-8; Шкала Ч.Д.Спилберга, Ю.Л. Ханина).
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1
Теоретическое обоснование антистрессовой подготовки в арм-спорте в тренировочный период
1.1 Антистрессовая подготовка спортсменов в тренировочный период как научная проблема
Стресс — это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция в первую очередь отражается на психосоматике человека. Чем сильнее стресс, тем ярче проявляется психосоматика[21].
Это состояние стресса помещает регулированию ресурсами, дезорганизовать оптимальное функциональное и состояние спортсмена, позволяющее замечать "полную картину ". Эти неблагоприятные процессы связаны с неумереннойактивацией мозговых механизмов обратной связи, базируются на повышении частоты поиску внешней и внутренней информации. На психологическом уровне это обнаруживаются, как избыточный самоконтроль своего состояния и своих действий. В психологии активация этих механизмов работы мозга выражается как увеличение у человека ответственности за деятельность, страх за ошибку.
В стрессе актуализируется не только страх, но и блокируется творческое мышление. Оно переключается на мышление стереотипами. Это случается потому, что избыточный самоконтроль блокирует естественные процессы мозговой саморегуляции. Типичный при дезадаптации дефицит времени и информации не организует условий для осмысленного принятия решений, и мозг начинает работать, выдавая готовый материал - стереотипы. Спортсмен лишается гибкости спортивного маневра и рабоатет автоматически по сложившимся схемам деятельности[10].
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс[23].
Понимание роли неспецифических адаптационных и болезненных проявлений биологической активности в рамках концепции стресса объединило разрозненные сведения о процессах адаптации организма, которыми располагала физиология и медицина. Понятен острый интерес к предложенной Гансом Селье концепции реагирований организма на неблагоприятные воздействия, позволяющей рассматривать различные физиологические и психологические проявления адаптации в ее целостности и развитии. Предпосылкой создания концепции стресса и возможности ее углубленных исследований явилось также то, что в конце XIX и в первой половине XX в. в ряде стран и в нашей стране были проведены фундаментальные разработки проблемы целостности живого организма в его взаимоотношениях с внешней средой и в его борьбе с вредоносными факторами[23].
Спортивная психология XXI века – прежде всего, психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой решать возникающие проблемы. Важнейшей задачей спортивной психологии XXI века будет создание системы психологических программ, обеспечивающих решение задач, постоянно встающих перед тренером, спортсменом при подготовке и выступлении в соревновании: «выведение команды, спортсмена, на уровень психологической стабильности»; «управление психологической стабильностью спортсмена на протяжении соревновательного сезона»; «вывод команды, спортсмена на пик спортивной формы»; «формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях»; «управление психическим состоянием спортсмена при подготовке и участии в наиболее ответственных соревнованиях»; «формирование психологической готовности тренера к управлению командой, спортсменом в экстремальных условиях соревновательной деятельности» и технологии их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс. Именно возможность решения этих задач непосредственно в процессе тренировок и будет основной особенностью этих программ и технологий [20].
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [20].
Контроль происходит у спортсменов путем волевого подавления признаков стрессового состояния, борьбы самим, со своими чувствовами и эмоциями, что связано с большой затратой сил. Поэтому основной задачей антистрессовой подготовки является повышение эффективности деятельности спортсменов в минимальной затрете энергии, необходимых для саморегуляции спортсменов в условиях спортивной деятельности.
Основой антистрессовой подготовки может служить синхрометод "Ключ", который основан на идео-рефлекторных приемах, вызывающих синхронизацию деятельности человека с его текущим состоянием, и через это - согласование психических и физиологических процессов. Ключевые приемы снимают стресс автоматически. Эти приемы основаны на рефлексах и работают на принципах обратной связи. Они получили название идео-рефлекторных приёмов, поскольку представляют собой движения, возникающие рефлекторно в ответ на образные модели этих движений, а их использование позволяет на основе обратной связи регулировать психологическое состояние. Ключевые приемы отличаются от психологических приемов, поскольку их автоматические действия не зависят от доверия или недоверия к ним у спортсменов [1].
Ключевой стресс-тест синхрометода "Ключ", действует на рефлексах В случае применения для определения внутреннего состояния спортсмена работают его руки, которые выполняют идео-рефлекторные приёмы, в виде автоматического расхождения, схождения или "всплывания" рук. На практике спортсмен может определить уровень внутреннего раскрепощения или зажатости,
По нашим представлениям в стрессе, идет на выступают психологические установки. Смысл в том, что при стрессе энергия направлена на реализацию бессознательных установок, чащу всего в негативнуюсторону.Условием для реализации психологических установок является высокое нервно-психическое напряжение.
Перестройка психологических процессов, происходит не только во время сильного напряжения, но и в глубокой релаксации.Во время погружения спортсмена в состоянии релаксации путем аутогенной тренировки, не будет достаточно в экстремальной ситуации.
Психологические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека [5].
Для этого нужен метод "Ключ" в нём разработаны новые тренировочные приемы и упражнения. Они позволяют спортсмену моделировать экстремальные ситуации и с успешно входить в состояние релаксации. С их помощью спортсмены контролируют, повышая и снижая психического напряжения, обучаясь бессознательным установкам
Указанные выше отличия метода антистрессовой подготовки дают значительные преимущества, по сравнению с другими психологическими методами, которые трудно применить в экстремальных условиях.
Так же спортсмен приобретает способность к использованию стресса как реализации различных необходимых психологических установок.
Сами управляемые идео-рефлекторные приемы на этой основе дают возможность управлению своими ресурсами и повышать уровень автоматической саморегуляции.
Методика развития стрессоустойчивости совпадает с общими принципами тренировки (сознательность, целенаправленность, регулярность, систематичность и т. д.), сложность заключается в подборе упражнений. Поскольку стержневым переживанием стресса является напряжение и дискомфорт, то именно эти признаки помогают подбирать упражнения на развитие стрессоустойчивости [21].
Бессознательные установки динамичны, отдельные способности переходят из одного качество в другое при всяком изменении привычной деятельности, или в процессе овладения новым ее видом [3,8].
Проводя анализ литературы по проблеме исследования который показал, что антистрессовая подготовка армспортсменов – это специфически ориентированная деятельность субъектов (тренера и спортсмена) в тренировочном пространстве, направленная на преодоление стрессовых ситуаций, включающая содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты, реализующие когнитивную, эмотивно-аксиологическую и поведенческо-деятельностную функции
Данный процесс тренировочный период зависит от уровня спортивного мастерства в армрестлинге и от согласованности трех видов деятельности организма - нервной, мышечной и двигательной. С целью достижения успехов в армрестлинге важнейшая задача заключается в создании для организма эффективной физической нагрузки в процессе тренировки для роста взрывной силы.
1.2 Армспортсмен как субъект антистрессовой подготовки
Спортивная подготовка (тренировка) - это многоплановый процесс, отхватывающий весь тренировочный процесс, развитие спортсмена, готовности его к соревнованиям.
Эффективность спортивной деятельности, помимо ее выбора в соответствии с типологическими особенностями, влияющими на способности и склонности, зависит и от того, какой стиль деятельности сформируется у спортсмена [22,8].
Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Основные параметра соревновательной деятельности в каждом виде спорта выделяется и фиксируются посредством специальных наблюдений за действиями сильнейших спортсменов Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называются целевыми, так как их выполнении обеспечивает достижение поставленной цели – победить на соревнованиях [19].
Известно, что в спорте без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряженные периоды спортивной деятельности повышается чувствительность спортсмена к разнообразным стимулам, повышается уровень беспокойства и неопределенности, растет количество причин, побуждающих к возникновению у спортсмена конфликтных и кризисных ситуаций. Все эти состояния являются следствием тех противоречий деятельности, с которыми имеет дело спортсмен [4].
Успех в спортивной тренировке во многом зависит от силы основных нервных процессов, их подвижности и уравновешенности. Сила нервных процессов определяется способностью выдерживать длительные и интенсивные нагрузки.
Подвижность характеризуется быстротой реакции на внешние и внутренние раздражители, быстротой смены одного нервного процесса другим, что выражается, в частности, в способности четко и быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Наконец, уравновешенность нервных процессов — это рациональное соотношение возбуждения и торможения [10].
Подвижность и уравновешенность нервных процессов ярко проявляются в поведении юных спортсменов. Чрезмерно возбудимые, вспыльчивые, нетерпеливые,невыдержанные спортсмены обычно не умеют мобилизоваться в нужный момент, допускают много ошибок и практически в соревнованиях выглядят гораздо слабее, чем на тренировке. Длительная спортивная тренировка, безусловно, вырабатывает самодисциплину и умение управлять собой, однако при отборе преимущество
следует отдавать уравновешенным новичкам с устойчивой психикой [10,3].
Тренеру надо понять,в работе со спортсменами, к каждому спортсмену нужен свой подхода и взаимные действия в процессе спортивной тренировке.
Взаимные действия – осуществлением постоянных контактов, активности участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу [18].
Армреслинг –спарринг двух людей, каждый из которых обладает разныммышлением, определёнными качествами, волей,психикой и другими различными характеристиками, методики и средства, должны подбираться индивидуально к каждому спортсмену.
Вовремя тренировкии обучения надо разрабатыватьопределённый подход к каждому арм-спортсмену, нагрузка для каждого спортсмена должна различаться. Задачи должны быть сложными, но выполнимыми.
Формирование улучшение умений психорегуляции обеспечивается следующими психологическими механизмами: образование ассоциативных связей; когнитивный (осознание спортсменом значимости психорегуляции); механизм подкрепления занятий психорегуляцией положительными результатами; влияние психофизиологической основы на развитие умений психорегуляции; механизм перехода с гетеровоздействия на аутовоздейст-вие (постепенный переход спортсмена с позиций объекта на позицию [6].
С точки зрения когнитивной сферы можно отметить большую роль представления о себе как о сильном человеке, способном при необходимости «сдвинуть горы», а не только руку соперника. Здесь особе внимание необходимо уделять способностям формирования образов в том или ином контексте.
С точки зрения эмотивно-аксиологической сферы важную роль играет ценностное отношение к спорту в совокупности с мотивами участия в нем и переживанием положительных эмоций от своей победы или победы участников его команды.
В
поведенческо-деятельностном компоненте важную роль играют действия как,
совокупность конкретных приемов того или иного спорта (в нашем случае
армспорта) и поступки, имеющие в первую очередь, этический характер.
Спарринг - это основа
армреслинга, нельзя исключать её и тренировочного процесса. Отсутствие борьбы у
спортсменов снижает: совершенствованию тактики итехники приемов,
улучшениямышления, ростукачеств физических, а также совершенствованию характера
арм-спортсмена.
Восстановления у арм-спортсменов различны, этим определяется количество дней в неделю, которая занимаем тренировка и также по манере ведения поединка и стилю схватки(верхом, крюком, боком) выстраиваетсяи сам тренировочный процесс.
При достаточно высоких нагрузках в тренировке не должно быть перегрузок. Тренировочный план строиться на том, что при постоянномувеличении нагрузки арм-спортсмена (в зависимости разряда спортсмена и типа тренировки) превышение его способностей не должно быть.
При получении спортсменом нагрузку, которую он неможет освоить, может повлечь за собой большую перестройку в его функциональном состоянии, снижая егоспособности. Признаки в физическом состоянии спортсмена: скованность, вялость.
Поэтому работать с нагрузками более чем 65%-80% от максимальных считаю не целостно и как показала практика запрещено.
На тренировке большое внимание уделять разминке от 30 до 40 мин. нужноуделить на разминку, в базовых специальных упражнениях с 25% - 55% нагрузкойот максимальной. Прорабатывать нужно одно упражнения, т.е. 75% - 95% 7-11 повторений в подходе, при этом на тренировке лучше тренировать различные группы мышц, что в целом помогает избегать травм и перетренированности и меньше затрачивает психической силы.
Несколько раз в неделю нужно бегать, плаватьи включать
игровуюдеятельность: баскетбол, волейбол, футбол. Это хорошо для развития выносливости, быстроты, координации движения, ловкости, тактического мышления.
Развитие уарм-спортсменов правильной оценки себя и своей психологической готовности и правильного планирование психологической работы. Самооценка ставит перед собой защиту для спортивной мотивации, оно необходимо при управлении развития мотивации решение поставленных задач: 1) развитиеправильной самооценки у арм-спортсменов; 2) обращение внимание на характер самооценки при установке целей.
При развитии у арм-спортсменов способностей к правильной постановке целей, распланированный план и анализу своей деятельности нужен «тренинг личностной причинности». Усиление спортивной мотивации принимается как усовершенствование у спортсмена чувства того, что он сам является мотив своего поведения и его последствий и причин. Проведением тренинга разрешают следующие задачи: 1) установка спортсменом достижимых целей на основе сравнения целей со своими способностями; 2) анализ слабых и сильных сторон; 3) установка целей на ближайшие время; 4) понимание, правильно ли его поведениеи деятельность, приближающего его к цели.
Охарактеризовав арм-спортсмена как субъекта антистрессовой подготовки, обратив особое внимание на основные сферы личности.
С точки зрения когнитивной сферы можно отметить большую роль представления о себе как о сильном человеке, способном при необходимости «сдвинуть горы», а не только руку соперника. Здесь особе внимание необходимо уделять способностям формирования образов в том или ином контексте.
С точки зрения эмотивно-аксиологической сферы важную роль играет ценностное отношение к спорту в совокупности с мотивами участия в нем и переживанием положительных эмоций от своей победы или победы участников его команды.
В поведенческо-деятельностном компоненте важную роль играют действия как, совокупность конкретных приемов того или иного спорта (в нашем случае армспорта) и поступки, имеющие в первую очередь, этический характер.
1.3 Психологическое обеспечение антистрессовой подготовки в армспорте
В настоящем параграфе мы считаем необходимым остановится на структурных компонентах психологического обеспечение антистрессовой подготовки, включающей три компонента содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный.
Оценочно-регулятивный компонент отвечает на вопрос «Что делать?» и на него ответ, дан в предыдущих параграфах настоящей главы и дополнен в этой главе.
Операционально-деятельностный компонент отвечает на вопрос «Как делать?» и в нем раскрываются конкретные действия тренера по данной работе.
Если говорить о психологическом обеспечении технической подготовки спортсмена, то мы остановимся на следующих компонентах: 1) специальные знания; 2) специальные умения и навыки; 3) образы движений и действий.
Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена правильных двигательных задач.
Техника движений составляют основу спортивно-технического мышления. Уровень спортивного мастерства связан на прямую техникой двигательных упражнений.
Двигательные представления - это образы действий спортсмена, дающие решения для двигательных действий, формирующие при выполнении одинаковых действий.
Двигательный навык - это целостный, доведенный в процессе упражнения до определенного уровня мастерства, выполняемое точно, экономично, с высоким результатом
Двигательные умения - это усовершенствованные выполнения действий, построенныена опыте. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в различных условиях спортивной деятельности.
Двигательная реакция — это осознаваемое действие в ответ на сигнал.
Техника физических упражнений связана различными ощущениями: мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.
Остановимся на мышечно-двигательныеощущения, оно имеют исключительное значение для правильного выполнения физических упражнений. Экспериментальные исследования, проведенные А. Ц. Пуни*, позволяют говорить о том, что, развивая отчетливость мышечно-двигательных ощущений, мы овладеваем техникой спортивных упражнений; в то время как совершенствование техники приводит к дальнейшему развитию мышечно-двигательной чувствительности. Установлено, что между уровнем развития «мышечного чувства» : (И.М. Сеченов) и уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь. Указанные ощущения играют большую роль в правильной координации движений [12].
Восприятие движений при выполнении действия отражает особенности и свойства этого действия (характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость, положение).
Восприятие времени имеет большое значение, оно длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. Наиболее сложные формы временных отношений спортсмена — это восприятие темпа и ритма.От темпа действий зависит интенсивность физических упражнений, поэтому оптимальный темп движения — важен для технической подготовки спортсменов.
Ритм позволяет установить правильное чередование движений и их элементов, поэтому восприятие ритма исключительно важно в технической подготовке спортсмена.
В процессе занятий конкретным видом спорта у спортсмена следует сформировать специальные восприятия, такие как «чувство дистанции», и т.д.
Технической подготовка спортсмена играет большую роль в осознании запоминания изучаемых движений. Мышечно-двигательные образы движений, характерные для данного вида технического приема, а также взаимосвязанность отдельных действия.
Задачи с практическим значением решаются психологического воздействия на противника. Это может выражаться в скрытых возможностях и намерений, в показании своей самоуверенности и готовности к борьбе и т.д. Тактическое мастерство спортсмена связано с уровнем развития физических, технических и психологических качеств.
В структуру тактического действия входят: 1) восприятие спортивной ситуации; 2) умственное решение тактической задачи; 3) психомоторная реализация тактической задачи.
Восприятие спортивной ситуациипредставляет собой первичную фазу тактического действия. От того, насколько полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение имеют интенсивность и устойчивость внимания, пространственные восприятия спортсмена [14].
Во время соревнований спортсмены решают тактические задачи и выполняют действия быстро и правильно. Осмысливание наступает уже после выполненных действий. Интуицияосуществляется на основе опыта, спортсмена: углублённое знания тактики и совершенство во владения техникой, умения видеть происходящие, способность к прогнозированию и умения видеть действия противника. Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий.
Для успешного решения задач, возникающих в процессе состязания, необходимо предварительно планировать тактические действия. Планирование основывается на возможно полной и точной информации о противнике и условиях соревнований.
Антистрессовая подготовка развивает пластичность мозговых механизмов "стресс-адаптация" и позволяет организму впоследствии автоматически поддерживать оптимальный уровень нервно-психического напряжения при стрессовых раздражителях без необходимости достижения критического уровня напряжения, при котором напряжение рефлекторно падает.
Принцип методики психологической подготовки арм-спортсмена,этодействие на его сознание, и на подсознание. Психо-педагогические подготовки использоваться определенного уровня воздействия наповедение человека и организм в целом.
Методики, сочетающей психотренинг, направленный на формирование мотивации к развитию выносливости, и комплекс упражнений на выносливость, вызывает позитивные изменения мотивационно- ценностной структуры и способствует повышению физической активности и увеличению общего уровня выносливости [42].
Лекции психологическое образование спортсменов, должна содержать особенности психических состояний, характерных для спорта. Надо помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение. Содержание бесед направленные на спортсмена.
Во времярасслабленного состояния спортсмены изучают способы самовнушения. Отдых в состоянии расслабления при ощущении тяжести тела и тепла. Метод воздействия - внушение, воздействие на сознание и подсознание.
Внушенный сон (гипноз) воздействие на внутреннее сознание.
Аутогенные тренировки используются самостоятельно, для подготовленногоспортсмена. Переход в самовнушения, проводя совершенствование процессов регуляции себя своего организма
Полное применение данного метода увеличиваетуровень регуляции арм-спортсмена. Это улучшает работу механизмов саморегуляции снижая отрицательное влияние на подсознание.
Самовоспитаниеработает через научениеспособам регуляции себя. Существуют способы регуляции, соединяемые работу над своим «Я».
Мышечная система всегда регулируется спортсменом, вызывает ее максимальную напряженность. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью слов «приказов» самовнушений, способствующих сосредоточенности на определенных группах мышц.
Регуляция и контроль речи и темпа движений, наряду с мышечным стопором, обнаруживается в увеличении темпа движений и речи, иарм-спортсмен суетитьсяи торопиться. Регулируя свое состоянием дает движение попыткуналадить четкий ритм деятельности, избавляюсь от лишней суетливости.
Дыхательные упражнения, способствует снижению напряжения. Закрепленное ритмичное дыхание является эффектныйуровень регуляции эмоциональной напряженности.
Прием разрядка даетсаморегуляции, реализуется обычно в специфической разминке.
Уметь удержать в внутри себяобраз прошедшего важно для регуляции своих эмоции и состояния.
Работа со самовнушением и самоубеждением, своеобразная психотерапия, когда саморегуляциязаключается в разговорах с самим собой.
Выделяя способы регуляции, которые лежат основеповторения спортсменом своего «Я».
Вовремя поставить перед собой цель поставить себя в состояние эмоционального напряжения, а потом актуализироваться доступно спортсмену с многолетним спортивным опытом.
Оценочно-регулятивный компонент отвечает на вопрос «Что сделали?».
В этой связи мы разработали систему критериев и их признаков, касающихся антистрессовой подготовки в армспорте (таблица 1).
Первый критерий, обозначенный нами как когнитивный, связан с соответствующей сферой личности и уровни его проявления связаны с такими признаками, как понимание необходимости участия соревнованиях и тренировках, уровень осознания роли личной активности в улучшении своих результатов.
Второй критерий, обозначенный нами как эмотивно-аксиологический, связан с такими показателями как превалирование тревоги над уравновешенностью, проявление положительных эмоций, уровень эмоциональной стабильности при обучения технике борьбы.
Третий критерий обозначенный нами как поведенческо-деятельностый, прослеживался по уровню проявления следующих показателей: постоянная активность в действиях и поступках, активное общение с другим спортсменами, проявление инициативности.
Данные показатели представлены в указанной таблице с учетом уровней их проявления (слабого, среднего, сильного), что позволило определить динамику их показателей в ходе опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, психологическое обеспечение данного процесса включает определенные компоненты, реализация которых представлена параграфах второй главы, где использованы методы психологического исследования, обозначенные нами во ведении работы.
Разрабатывая психологическое обеспечениеантистрессовой подготовки в армспорте, которое с нашей точки зрения включает три основных компонента: 1) Содержательно- целевой (цели задачи на чем мы остановились ранее). 2) Операционально-деятельностный (три условия):
- разработка специальной психологической программы антистрессовой подготовки в армспорте.
- формирование положительной мотивации спортсмена в антистрессовой подготовке.
- овладение спортсменами методики антистрессовой подготовки в армспорте.
3) Оценочно-регулироватвный в котором выделены критериальные признака в трех уровнях: 1)низкий, 2)средний, 3)высокий, представленные в таблице 1
Таблица 1 – Критериальные признаки антистрессовой подготовки в армспорте
Критерии |
Проявление критериальных признаков |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Когнитивный |
Слабое (почти отсутствующее) понимание необходимости участия в соревнованиях и дополнительных тренировках, низкий уровень осознания роли личной активности в улучшении своих результатов |
Среднее понимание необходимости участия в соревнованиях и дополнительных тренировках, средний уровень осознания роли личной активности в улучшении своих результатов |
Значительный уровень понимания необходимости участия в соревнованиях и дополнительных тренировках, оптимальный уровень осознания роли личной активности в улучшении своих результатов |
|
Эмотивно-аксиологический |
Тревога превалирует над уравновешенностью. Малое проявление положительных эмоций, низкий уровень эмоциональной стабильности при обучения технике борьбы |
Тревога и уравновешенность проявляются примерно в равной степени. Умеренное проявление положительных эмоций, средний уровень эмоциональной стабильности при обучения технике борьбы |
Уравновешенность превалирует над тревогой. Частое проявление положительных эмоций, высокий уровень эмоциональной стабильности при обучения технике борьбы |
|
Поведенческо-деятельный |
Проявление пассивности в действиях и поступках, редкое общение с другим спортсменами, слабая инициатива |
Проявления частичной активности в действиях и поступках, проявление активности в общение с другим спортсменами на среднем уровне, иногда проявляется инициативность |
Проявление постоянной активности в действиях и поступках, активное общение с другим спортсменами, частое проявление инициативности. |
|
Выводы по первой главе
Был проведен анализ литературы по проблеме исследования который показал, что антистрессоваяподготовка армспортсменов – это специфически ориентированная деятельность субъектов (тренера и спортсмена) в тренировочном пространстве, направленная на преодоление стрессовых ситуаций, включающая содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты, реализующие когнитивную, эмотивно-аксиологическую и поведенческо-деятельностную функции
Данный процесс тренировочный период зависит от уровня спортивного мастерства в армрестлинге и от согласованности трех видов деятельности организма - нервной, мышечной и двигательной. С целью достижения успехов в армрестлинге важнейшая задача заключается в создании для организма эффективной физической нагрузки в процессе тренировки для роста взрывной силы.
Мы охарактеризовали армспортсмена как субъекта антистрессовой подготовки, обратив особое внимание на основные сферы личности.
С точки зрения когнитивной сферы можно отметить большую роль представления о себе как о сильном человеке, способном при необходимости «сдвинуть горы», а не только руку соперника. Здесь особе внимание необходимо уделять способностям формирования образов в том или ином контексте.
С точки зрения эмотивно-аксиологической сферы важную роль играет ценностное отношение к спорту в совокупности с мотивами участия в нем и переживанием положительных эмоций от своей победы или победы участников его команды.
В поведенческо-деятельностном компоненте важную роль играют действия как, совокупность конкретных приемов того или иного спорта (в нашем случае армспорта) и поступки, имеющие в первую очередь, этический характер.
Так же мы разработали психологическое обеспечениеантистрессовой подготовки в армспорте, которое с нашей точки зрения включает три основных компонента: 1) Содержательно- целевой 2) Операционально-деятельностный 3) Оценочно-регулироватвный
Перед специальнойтренировкой арм-спортсменанадоподготовить к общей психологической подготовке, которая включает в себя:
- групповые беседы;
- практические учебные занятия;
- дружеские встречи для проведения соревнования;
- наблюдение за соревнованиями и анализ;
- анализ фильмов и видео по армрестлингу;
- тестированиедиагностику (контроль нормативов).
Главное в соревнованиях уделить время напсихологическую подготовку уделяется,довести его на напряжения, но не превышая уровень напряженности, если спортсменвынести, то срабатывает необходимая активизация всех энергетических систем организма. Во время сильного напряжении происходит переутомления, что очень снижает мышечную активизацию. Неподготовленность спортсмена к нагрузкам на соревнованиях отмечают как переутомление.
Глава 2
Реализация психологических условий антистрессовой подготовки с армспорте
2.1 Этапы и методы опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работы проводилась в спортивной школе арм-спорта
Поскольку нами была выдвинута гипотеза, что Антистрессовая подготовка в армспорте будет эффективна при следующих условиях:
1) Разработка специальной программы антистрессовой подготовки в армспорте.
2) Формирование положительной мотивации спортсмена в антистрессовой подготовке.
3) Овладение спортсменами методики антистрессовой подготовки в армспорте.
Задачами эмпирической части исследования являлись:
1. Рассмотреть антистрессовую подготовкуармспортсменов в тренировочный период как научную проблему
2. Охарактеризовать армспортсмена как субъекта антистрессовой подготовки.
3. Разработать психологическое обеспечение антистрессовой подготовки в армспорте.
4. Организовать экспериментальную работу по реализации психологических условий антистрессовой подготовки армспортсменов в тренировочный период.
В исследовании принимали участие 25 человек занимающихся армспортом.
В соответствии с целями и задачами исследования было сформировано группа респондентов:
- группа - респонденты в возрасте 17 – 23 лет;
В блок диагностических методик вошли следующие:
- Сопас-8
- Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина
- Методика диагностики темперамента Яна Стреляу
Определенные методы управления своим состоянием –Способы психической саморегуляции.(ПСР) Особенностью методов ПСР, позволяет человеку воплощать специальную деятельность по контролюсвоего состояния. Правильный эффект методов ПСР может быть используется как многоуровневый, уровеньобеспечения деятельности. Наиболееэффективно обучение методам ПСРвыполняется в рамках специальных циклах тренировки. Три направления:
1) индивидуальные занятия;
2)индивидуальные или индивидуальные занятия под руководством тренера,
3) занятия с использованием аудио и видео средств.
Одним из главных факторов обеспечения результативности выполняемой спортивной деятельности является присутствие оптимального функционального физического состоянияспортсмена. Возрастает необходимость применение эффективных средств формирования и готовности к поддержанию оптимального физического состояния с целями:
- усовершенствованию функционального состояния спортсмена, устранению ипредотвращение неблагоприятногосамочувствия;
- самомобилизации функционального состояния в напряженной деятельности;
- корректировка, освобождение внутреннего напряжения в ситуации стресса.
Неблагоприятные состояния в свою очередь отражается на разных уровнях спортивной эффективности состояния, доводящиедо ухудшения характерных черт в деятельности, таких как надежность, продуктивность,стремление к действию. Выполнения качественной деятельности с установленным результатом с определенными условиями, может потребовать установления деятельности для возобновлениянужных ресурсов.
Некоторые виды действий, направленные на изменения самочувствия человека можно рассмотреть в двух вариант - рациональных методы развитияреальныхсвойствактивности в деятельности и в виде различных эзотерических способах воздействия. Два этих метода, способны оказать большоевлиянию на состояние спортсмена.
Особенности антистрессовой программы.
Использование системного подхода. По решению проблемы оптимизации состояний воздействия и направленность на совокупностьсоставныхфакторов, что эффективно в ходе спортивной деятельности.
Установказадач по оптимальные работы во основе компонентовспортивной ситуации и их особенностей в которой входитосуществление профилактических и коррекционные воздействия на психику спортсмена.
В него входят следующие этапы:
1) анализ профессиональной ситуации, в которую вовлечен спортсмен –человек как субъектпредполагаемого воздействия, в конце которого установлены различные факторы неблагоприятных состояний, расцениваются как правильность оказываемого воздействия.
2) проведение специальных диагностических исследований, направленныетех физических состояний, которые подлежат предупреждаю и изменяю.
Разработка плана реализации антистрессовой программы: подтверждение установленной направленности воздействия; установление оптимизации тренировочного процесса и выбор адекватных методов; форма работы (индивидуальнаяили групповая).
Исследование жизнеспособности и планированной эффективности тренировки во время тренировочной работы, на примере социально-психологической, экономической и психологической эффективности.
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Тест «Субъективная оценка психических актуальных состояний». Шкала субъективных оценок психических состояний СОПАС-8. Шкала разработана в лаборатории по изучения психических состояний НИИ психиатрии Чехословакии и адаптирована к комплексному изучению психической устойчивости индивида к факторам экстремальной деятельности в секторе психологических проблем НИИ ПУЗП при Генпрокуратуре РФ.
В ходе исследования выделяются 8 факторов психического состояния:
P – психическое состояние; E – чувство силы и энергии; A – стремление к действию; О – импульсивная реактивность; N – психическое беспокойство, напряжение; U – опасение, тревога, тревожное ожидание; D – депрессия и изнуренность; S – удрученность, подавленность;
Инструкция
Отметьте оценочный балл Вашего состояния в обследуемый момент. 0 означает отсутствие данного признака, 1 и 2 соответствует промежуточным оценкам, а балл 3 говорит о максимальной выраженности признака.
Обработка результатов:
1. Сложить зачеркнутые цифры первой строки всех 9 столбцов;
2. Затем также всех 9 строк, записать в таблицу, найти общую сумму;
3. Перевести в проценты
%=(баллы*100%)/сумму
Рисунок 1 График показателей теста СОПАС-8
Интерпретация результатов.
Р (++) — психическое благополучие (чувство удовлетворения), под которымподразумевается степень удовлетворенности в данный период, бодрость,хорошее настроение, отсутствие тревоги. Человек внутренне уравновешен и спокоен.
Е (++) — чувство силы и энергии. Оно связано с предыдущим состоянием, но здесьзаметен сдвиг от хорошего расположения духа к определенному благоприятному «накаливанию»с преобладанием эйфорической самонадеянности.Исследователей интересует, до какой степени данный индивидуум обладаетчувством свободы, живостью и согласованностью в действиях, насколько онвысказывает энтузиазм, темперамент, определенную жизнерадостность и т. д.
А (+) — желание действия, стремление к деятельности. Наиболее заметнымфактором здесь является готовность к активному взаимодействию с динамикойситуативных переменных, к активации психического состояния.
О (+) — импульсивная реактивность. Это, по существу, неуправляемое
высвобождение из состояния напряженности.
Возникающая активация
высвобождается бесконтрольно на основе
доминирующих эмоциональных
напряжений. Она может определяться совокупностью
опыта и проявляться каксмена настроений, усиливающаяся даже до импульсивности,
чувство свободыдействий, нетерпимости, отсутствия самоконтроля, приступа
ярости,
раздражительности.
N (-) — напряжение, раздражение, негодование. Последнее является выражениемтакого накала психической энергии, что человек испытывает небывалоенапряжение и не находит ни облегчения, ни отдушины, т.е. он находитсяв плохомнастроении. Психическое беспокойство выражается в таких переживаниях ипобуждениях, как раздражение, озлобление, чувство досады и недовольства,неудовлетворенности, беспокойства, относительной легкомысленностиповедения, тревоги, нетерпения, нервозности, суетливости.
V (-) — тревога, опасения, страх, беспокойство. Является астеническим
переживанием психического напряжения.
Совокупность таких чувств и
проявлений личности, как осторожность,
бдительность, напряженность, страх,возбуждение, чувство беспомощности,
неловкости, паники, суетливости,смятения.
D (--) — депрессия, изнуренность. В этом случае наиболее характерным
признакомявляется бездеятельность, снижение готовности для
взаимодействиясситуативными переменными до минимума, равнозначного апатии
(нулевой«накал» напряжения). К проявлениям этого состояния относятся
такиепереживания и проявления, как скука, пессимизм, апатия, чувствобеспомощности,
слабости, внутреннего расстройства, утомленности,
изнеможения.
S (--) — удручённость, подавленность. Переживание отрицательных последствийдействия ситуативных переменных при астенических доминантахопечаленности. Имеются в виду такие субъективные переживания,какподавленность, опечаленность, огорчение, робость и чрезмернаячувствительность, чувство одиночества.
Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»
Методика предназначена для измерения ситуативной тревожности спортсмена. Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.Инструкция для оценки ситуативной тревожности
Прочитайте внимательно каждое их приведенных в опроснике предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Инструкция для оценки личностной тревожности Прочитайте внимательно каждое их приведенных в опроснике предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Обработка данных:
РТ=S1-S2+35
1-сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18
S2-сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 ЛТ=S1-S2+35 S1-сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40
S2-сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39 Интерпретация:До 30 – низкая тревожность,31- 45-умеренная тревожность, более 46 - высокая тревожность
Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»
Рисунок 2 График показателей теста Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»
Тест-опросник Я. Стреляу
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Если ответ соответствует коду — 2 балла. Если ответ не соответствует коду — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл.
Сила по возбуждению.
Ответ «да»: вопросы — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58,
60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94,97,98,102,105,106,113,114,117, 121,
122,124,130,132, 133, 134.
Ответ «нет»: вопросы — 47, 51, 107, 123.
Сила по торможению.
Ответ «да»: вопросы — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52,
53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110,
112, 118, 120, 125, 126, 129.
Ответ «нет»: вопросы — 18, 34, 36, 128.
Подвижность.
Ответ «да»: вопросы — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43,
44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95,
100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.
Ответ «нет»: вопросы — 25, 57, 63, 116.
Уравновешенность по силе (К) — это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.
Чем больше К→ к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида.
Если К > 1 — неуравновешенность в сторону возбуждения.
Если К < 1 — неуравновешенность в сторону торможения.
Тест-опросник Я. Стреляу
2.3 Методические рекомендации тренерам по результатам опытно-экспериментальной работы
Разрабатывая специальную психологическую программу антистрессовой подготовки в армспорте.В неё входит, субъекты планируемого воздействия, в результате которого выясняются факторы угрозы развития неблагоприятных состояний, оценивается доступность глубины оказываемого воздействия (направленность на устранение объективных источников развития неблагоприятных физического состояния, либо на использование коррекционных средств).
Данные методические рекомендации для тренеров разработаны нами как конкретная логика их шагов по реализации психологических условий антистрессовой подготовки армспортсменов, проведение специальных диагностических обследований, направленных на определение тех видовфизического состояния, которые подлежат профилактике и коррекции.
Построение плана реализации оптимизационной программы: обоснование целевой направленности воздействия; определение оптимизации тренировочного процесса и подбор адекватных методов; выбор форм работы (групповая или индивидуальная).
Для формирование положительной мотивации спортсмена в антистрессовой подготовке, тренеру необходимо следующие:
- создавать ситуации успеха формирую пару из таких членов команды, которые по сути являются равными и их диспозиция положительно метятся как в одну так в другую сторону.
- высказывания положительного оценочного мнения по поводу, такого или иного спортсмена, не зависимо от того стал он победителем или побежденным, при этом в первом случае оцениваем победу, во втором оцениваем усилие и их уровень по ставнею с более ранними тренировками
- проведение четкого анализа, как положительного так и отрицательного результатов, целью выявление причин, как в первом так и во втором случае, а во втором случае, пути преодоления своего поражения.
Чтобы обеспечить овладение спортсменами методикой антистрессовой подготовки в армспорте, необходимо четко распланировать теоретические и практические занятия в данном контексте для армспортсменов.
Теоретическая часть этих занятий была посвящена освоению понятийного аппарата разработанной программы, в которой рассматривались вопросы классификации проблем возникающих в данном спорте.
В практической части рассматривались конкретные приемы антистрессовой работы с армспортсменами, в том числе аутотренинговые занятия, направленные на преодоление стрессовых состояний, что в целом позволило реализовать психологическую подготовку тренера к антистрессовой работе с армспортсменами.
Выводы по второй главе
Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы показал, что наиболее эффективно обучение методам психологической саморегуляции осуществляется в рамках специально организованных циклах тренировки.
В исследовании принимали участие 25 человек занимающихся армсмпортом соответствии с целями и задачами исследования было сформировано группа респодентов.
В блок диагностических методик вошли следующие:
СОПАС-8
Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»
Тест-опросник Я. Стреляу
Использование комплексного подхода. Разрешение проблемы оптимизации состояний предполагает учет и оказание направленного воздействия на сложный комплекс факторов, что оказывается максимально эффективным в рамках спортивной деятельности. Было подтверждено что подготовка в армспорте действительно эффективна при следующих условиях:
1) разработка специальной программы антистрессовой подготовки в армспорте;
2) формирование положительной мотивации спортсмена в антистрессовой подготовке;
3) овладение спортсменами методики антистрессовой подготовки в армспорте;
Выше сказанное полностью потвердела наша гипотезу и позволило достигнуть цели, по средствам решения поставленных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведено исследование психологической подготовки тренера к антистрессовой работе с армспортсменами в процессе которого сделано следующее.
Антистрессовая подготовка армспортсменов в тренировочный период рассмотрена как научная проблема.
Армспортсмена охарактеризован как субъект антистрессовой подготовки.
Разработано психологическое обеспечение антистрессовой подготовки в армспорте.
Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации психологических условий антистрессовой подготовки армспортсменов в тренировочный период.
В результате исследования выяснено, что антистрессовая подготовка развивает пластичность мозговых механизмов "стресс-адаптация" и позволяет организму впоследствии автоматически поддерживать оптимальный уровень нервно-психического напряжения при стрессовых раздражителях без необходимости достижения критического уровня напряжения, при котором напряжение рефлекторно падает. Важное место в соревновательной деятельности занимает регуляция стресса, возникающих во время тренировочного процесса. Спортсмен имеешь правильно использовать антистрессовую подготовку грамотно распределять свои силы в тренировочном процессе.
В первой главе выпускной квалификационной работы предпринята попытка теоретического обоснования антистрессовой подготовки. Даны определения таким понятиям, как «стресс», «адаптация», «дезадаптация», «спортивная подготовка». Так же рассмотрен метод антистрессовой подготовки, ключевой стресс-тест синхрометода "Ключ", который действует на рефлексах и основан на принципах обратной связи, которое помогает спортсмену вызывать согласование психических и физиологических процессов и на этой основе сознательно управлять своими ресурсами и повышать уровень автоматической гомеостатической саморегуляции.
Во второй главевыпускной квалификационной работы, рассмотрена практическое применение процесса саморегуляции, особенности антистрессовой программы подготовки спортсмена во время тренировочного процесса.
Антистрессовая подготовка в свою очередь, должна служить в помощь спортсмену справиться со стрессом, перевести его в нужное русло, так же правильно развивать качество необходимые спортсмену для достижения наивысших результатов в спорте инициативность, таких как, уверенность, смелость, мужество, без которых чрезвычайно сложно успешное выступление на соревнованиях.
Таким образом цель достигнута, задачи реализованы гипотеза подтверждена.
Список Литературы
1. Алиев Х. М. "Метод Ключ. Разблокируй свои возможности. Реализуй себя"
2. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.
3. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев; худож.-оформ. А. Киричёк. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
4. Андреева В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов
5. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988;
6. Бабушкин Г. Д. Психология – спорту / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева. – Омск :СибГАФК, 1998.
7. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов: Сб. науч. трудов/под ред. П.В. Будзена, Ю.Я. Киселева. – Л., 1989.
8. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия)/сост. и общ. ред. И.П. Волкова. – СПб., 2002.
9. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт. - М., 1999. - С.113-114
10. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с
11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
12. Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. физкультуры. - Тольятти, 1997.- 208с.)
13. Гогунов Е.Н. Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Физическая культура, № 3, 2004.
14. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989
15. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989
16. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений
17. . -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
18. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера /А.А.Деркач, А.А.Исаев. - М., 1981
19. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М., 1982.
20. Г. Селье,Концепция стресса по книге Китаев-смык: Психология стресса. Наука, М, 1983
21. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - М., 2009
22. Ильин, Е.П. Психология спорта. С-Пб.: изд. «Питер», 2008. - 37с
23. Илюшина В.А. статья «Определение свойств и особенностей нервной системы армспортсменов в подготовительный период». Харьковская государственная академия физической культуры., 2008г.
24. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М., 1987.
25. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. - М.: РГАФК. 1996. –
26. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии (методическое пособие). - 114 с.
27. Киселёв Ю. Победи! Размышелния и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с
28. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1997.
29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М., 1991
30. Меерзон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.
31. НемовР.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. В 2 кн. - М., 1994.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. — Кн. 2. - М., 1998.
33. НайдифферP.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.
34. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для физкультурных вузов /А.Л. Попов. М.: Флинта, 1998. - 150 с.
35. А.А. Полозов, Н.Н. Полозова Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М.: 2009.
36. Психология и психогигиена в спорте. М.: ФиС, 1973. - 149 с.
37. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1997.
38. Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд., доп. и испр. - М., 1990.
39. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для физкультурных вузов /А.Л. Попов. М.: Флинта, 1998. - 150 с.
40. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.
42. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М., 2010. - 120 с.
43. Серова Л.К. Психология личности спортсмена : учеб. пособие: рекомендовано УМО / Л.К. Серова. - М. : Советский спорт, 2007. - 116 с.
44. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж, 1996.
45. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М., 1987
46. Щербатых Ю.В., Психология стресса и его коррекция. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Результаты по методике СОПАС-8 до тренировочного процесса
Таблица А.2 – Результаты по методике СОПАС-8 после тренировочного процесса
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.3 – Результаты по методике Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина» до тренировочного процесса.
№ |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
1 |
36 |
37 |
2 |
40 |
55 |
3 |
30 |
36 |
4 |
41 |
51 |
5 |
44 |
42 |
6 |
50 |
30 |
7 |
40 |
31 |
8 |
55 |
35 |
9 |
27 |
33 |
10 |
44 |
29 |
11 |
42 |
29 |
12 |
33 |
35 |
13 |
47 |
36 |
14 |
50 |
39 |
15 |
44 |
36 |
16 |
30 |
36 |
17 |
28 |
44 |
18 |
26 |
40 |
19 |
42 |
48 |
20 |
50 |
39 |
21 |
42 |
37 |
22 |
37 |
35 |
23 |
60 |
40 |
24 |
30 |
39 |
25 |
29 |
37 |
Таблица А.4 – Результаты по методике Методика «Шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина» после тренировочного процесса.
№ |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
1 |
30 |
35 |
2 |
45 |
50 |
3 |
35 |
38 |
4 |
45 |
55 |
5 |
40 |
40 |
6 |
29 |
25 |
7 |
39 |
28 |
8 |
50 |
30 |
9 |
28 |
31 |
10 |
40 |
25 |
11 |
41 |
22 |
12 |
33 |
30 |
13 |
45 |
31 |
14 |
45 |
35 |
15 |
41 |
32 |
16 |
28 |
29 |
17 |
28 |
42 |
18 |
25 |
41 |
19 |
41 |
42 |
20 |
45 |
34 |
21 |
41 |
32 |
22 |
35 |
35 |
23 |
55 |
29 |
24 |
25 |
29 |
25 |
26 |
32 |
Таблица Б.1 – Результаты по методике МетодикаТест-опросник Я. Стреляу до тренировочного процесса.
№ |
Сила по возбуждению (СВ) |
Сила по торможению (СТ) |
Подвижность (П) |
Уравновешенность по силе (К) |
1 |
63 |
67 |
51 |
0,94 |
2 |
50 |
43 |
29 |
0,89 |
3 |
48 |
29 |
55 |
0,99 |
4 |
35 |
30 |
30 |
0,88 |
5 |
40 |
44 |
35 |
1,11 |
6 |
55 |
48 |
50 |
0,96 |
7 |
60 |
50 |
45 |
1,05 |
8 |
59 |
38 |
47 |
0,99 |
9 |
44 |
36 |
33 |
0,91 |
10 |
28 |
44 |
36 |
1,08 |
11 |
33 |
50 |
48 |
1,02 |
12 |
50 |
36 |
50 |
1,11 |
13 |
52 |
29 |
47 |
1,06 |
14 |
44 |
30 |
39 |
0,99 |
15 |
29 |
35 |
35 |
0,95 |
16 |
33 |
47 |
34 |
0,85 |
17 |
38 |
59 |
31 |
0,88 |
18 |
50 |
50 |
29 |
0,97 |
19 |
47 |
29 |
28 |
0,96 |
20 |
39 |
30 |
50 |
0,89 |
21 |
55 |
29 |
44 |
1,11 |
22 |
61 |
55 |
36 |
1,15 |
23 |
49 |
44 |
58 |
1,05 |
24 |
60 |
49 |
45 |
1,06 |
25 |
55 |
50 |
30 |
0,99 |
Таблица Б.2– Результаты по методике МетодикаТест-опросник Я. Стреляупосле тренировочного процесса.
№ |
Сила по возбуждению (СВ) |
Сила по торможению (СТ) |
Подвижность (П) |
Уравновешенность по силе (К) |
1 |
60 |
58 |
55 |
0,90 |
2 |
51 |
48 |
36 |
0,99 |
3 |
50 |
35 |
54 |
0,95 |
4 |
40 |
36 |
36 |
0,99 |
5 |
42 |
45 |
38 |
1,15 |
6 |
54 |
47 |
48 |
1,12 |
7 |
59 |
48 |
47 |
1,05 |
8 |
55 |
40 |
47 |
0,99 |
9 |
48 |
40 |
38 |
0,91 |
10 |
35 |
47 |
39 |
1,08 |
11 |
35 |
52 |
45 |
1,11 |
12 |
48 |
38 |
55 |
1,05 |
13 |
50 |
33 |
52 |
1,06 |
14 |
48 |
32 |
38 |
1,05 |
15 |
33 |
32 |
34 |
1,13 |
16 |
35 |
46 |
34 |
0,85 |
17 |
35 |
55 |
32 |
0,89 |
18 |
48 |
50 |
31 |
0,97 |
19 |
50 |
31 |
33 |
0,97 |
20 |
44 |
29 |
45 |
0,89 |
21 |
50 |
33 |
44 |
1,13 |
22 |
55 |
45 |
40 |
1,10 |
23 |
52 |
40 |
45 |
1,12 |
24 |
59 |
48 |
45 |
1,08 |
25 |
58 |
45 |
33 |
0,99 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.