В настоящее время спорт высших достижений предъявляет все более высокие требования подготовки спортсменов и с каждым годом эти критерии все усложняются и увеличиваются. Тем не менее, спортсмены каждый раз адаптируются к большим физическим и психическим нагрузкам с помощью различных путей поиска достижения оптимальных функциональных возможностей человеческого организма. Увеличивают часы тренировочной работы, ищут новые средства и методы тренировок, направленных на увеличение всех основных физических качеств, стараются создать как можно более комфортные условия для тренировок. Стараются как можно больше работать вдали от больших городов и общества путем тренировок в горах, в спортлагерях и на тренировочных базах, чтобы как можно качественнее и серьезнее сосредоточиться на выполнение поставленной цели, применяют различные способы восстановления и релаксации своего организма (так как без этого невозможен тренировочный и соревновательный процесс в современном спорте), а также применяют широкое разнообразие фармакологических средств (разрешенных всемирной антидопинговой организацией), тщательно дозируют питание, стараются ограничить себя от всего лишнего вредного и не нужного.
1
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.....................................................................8
1.1. Понятия, содержание и структура психологической подготовки в
спорте....................................................................................................................8
1.2. Психические состояния спортсменов в соревновательной
деятельности.......................................................................................................15
1.3. Методы психологической подготовки в игровых видах
спорта..................................................................................................................18
1.4. Заключение по I главе.......................................................................21
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….24
2.1. Цель и задачи исследования.............................................................24
2.2. Методы исследования.......................................................................24
2.2.1 Анализ литературных источников……………………………….24
2.2.2 Педагогические наблюдения……………………………………..25
2.2.3 Опрос……………………………………………………………....26
2.2.4 Методы математической обработки данных……………………27
2.3. Организация исследования..............................................................27
Глава III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ и ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.............292
3.1. Результаты опроса спортсменов………………………………….29
3.2. Анализ игровых психологических ситуаций……………………34
3.3. Рекомендации по психологической подготовке игроков в
настольный теннис в соревновательном периоде…………………….…….35
3.4 Заключение по III главе………………………………………..…..37
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..…39
Список литературы………………………………………………………..….413
Введение
Современный спорт – это, прежде всего, борьба очень хорошо
подготовленных, гармонически развитых людей, соревнующихся в скорости,
силе, выносливости, уме, характере и в умении показать в самый решающий
момент все на что они способны. Далеко не каждый спортсмен в нужный
момент может продемонстрировать все свои возможности человеческого
организма, справится с давлением равных соперников и со сложными
условиями соревнований.
В настоящее время спорт высших достижений предъявляет все более
высокие требования подготовки спортсменов и с каждым годом эти критерии
все усложняются и увеличиваются. Тем не менее, спортсмены каждый раз
адаптируются к большим физическим и психическим нагрузкам с помощью
различных путей поиска достижения оптимальных функциональных
возможностей человеческого организма. Увеличивают часы тренировочной
работы, ищут новые средства и методы тренировок, направленных на
увеличение всех основных физических качеств, стараются создать как можно
более комфортные условия для тренировок. Стараются как можно больше
работать вдали от больших городов и общества путем тренировок в горах, в
спортлагерях и на тренировочных базах, чтобы как можно качественнее и
серьезнее сосредоточиться на выполнение поставленной цели, применяют
различные способы восстановления и релаксации своего организма (так как
без этого невозможен тренировочный и соревновательный процесс в
современном спорте), а также применяют широкое разнообразие
фармакологических средств (разрешенных всемирной антидопинговой
организацией), тщательно дозируют питание, стараются ограничить себя от
всего лишнего вредного и не нужного.
Современный настольный теннис очень быстрая, динамичная, сложно
координационная игра, предъявляющая к спортсменам очень высокие4
требования подготовки. Про «малый» (как его иногда называют) теннис ходит
крылатое выражение: «Настольный теннис – это шахматы в движении».
В последние годы 21 века настольный теннис приобрел существенные
изменения, как в правилах, так и в техникотактической составляющей игры, а
также в функциональных требованиях которые теперь предъявляются к
спортсменам. Сама игра и система подготовки носит преимущественно
скоростносиловой характер. Подготовка теннисистов высокой квалификации
в данный момент состоит из сложного многолетнего и многоэтапного периода
спортивного совершенствования с учетом общих и индивидуальных
особенностей закрепления мастерства спортсмена в зависимости от динамики
физических и психических качеств морфологического и психического статуса
спортсмена, при этом необходимое сочетание в нем специальных
способностей и возможностей
Соревновательная деятельность во всех индивидуальноигровых видах
спорта и в частности в настольном теннисе проходит на высоком уровне
физических, умственных, психических и эмоциональных нагрузок, при
наличии огромного множества внешних и внутренних сбивающих факторов и
раздражителей. Ощущения себя в пространстве и во времени в ходе игры в
настольный теннис усложнятся высоким темпом и ритмом многих встреч, а
также подвижным эмоциональным фоном. При этом следует отметить
большую контрастность эмоций, с которой сталкивается спортсмен в ходе
соревнований. Как в процессе соревнований, так и в ходе одного матча
спортсмен может переживать большое количество эмоций: это радость и
печаль, переживания и огорчения, тяжесть и легкость, сильное напряжение
или наоборот легкость и уверенность. Нередко спортсмену на соревнованиях
приходится бороться и терпеть экстремальные, а иногда и стрессовые условия
ведения борьбы. Эти условия определяются значимостью, рангом
соревнований, пребыванием на трибунах большинства болельщиков (часто
настроенных не совсем доброжелательно по отношению к тому или иному5
спортсмену), не всегда адекватными субъективными действиями судей,
необходимостью многократного максимального повторения своих умений и
навыков в процессе одной игры, а также давления самого соперника или его
тренера, через всевозможные споры с судьями, какиелибо действия с
инвентарем или окружающими людьми, в общем направленные на дисбаланс
эмоционального фона. Ведь очень часто бывает когда после продуктивной и
продолжительной подготовки к соревнованиям, после всего того, что в
течении дней, месяцев, лет отрабатывалось на тренировке, может внезапно
исчезнуть в считанные секунды перед игрой или в самый решающий момент
матча или отдельно взятой партии.
Такие срывы часто приводят к эмоциональным нарушениям, к снижению
психофизиологической уверенности, отражается на качестве выполнения
техникотактического мастерства соревнующегося. Каждое неправильно
выполненное (сознательно или на «автомате») действие вызывает негативно
проявляющиеся эмоции, страх, разочарование, неуверенность, выявляет
сомнения в успешности этого элемента в дальнейшем и ухудшает
психологическое состояние теннисиста и даже может вызвать стресс.
Поэтому необходимо знать и помнить, что психологическая подготовка
игрока к соревнованиям и непосредственно психические состояния во время
соревнований есть очень важный и обязательный момент в процессе
тренировок.
В мире спорта у спортсменов, болельщиков и тренеров есть крылатая
фраза которая гласит так: «Настрой бьет класс»! Под «настроем» понимается
психологическое состояние спортсмена. Разумеется, что лучшей тренировкой
и проверкой своего психологического состояния является участие в
соревнованиях. В них накапливается и приобретается бесценный
соревновательный опыт. Но каждое ответственное соревнование это еще и
выплеск нервнопсихического потенциала, который зачастую ведет к нервным
срывам, физическим и духовным травмам.6
Таким образом, построение психологической подготовки должно быть
направлено, прежде всего, на образование свойств и качеств личности, и
психических состояний которыми обусловлена успешность, точность и
стабильность соревновательной деятельности. Ее целью, прежде всего, служит
выработать способность организма противостоять различным стрессовым,
которые постоянно встречаются в
экстремальным условиям,
соревновательной деятельности. Общая и специальная психологическая
подготовка тесно связана с идейной работой со спортсменами, в которую
входят также воспитательные аспекты. В программу подготовки должны
входить мероприятия направленные на формирование спортивного характера.
Спортивный характер – это один из важнейших залогов успешного
выступления в соревнованиях. В нем проявляются моральноволевые качества
спортсмена, стремление идти к намеченной цели (во что бы это не стало) и
никогда не останавливаться перед трудностями и препятствиями.
Актуальность.
В настоящее время психологическая подготовка
становится одной из важнейших факторов в достижении максимально
высокого результата на соревнованиях различного ранга в соревновательной
деятельности теннисистов. Также проблема стала актуальной в связи с
огромной ценой каждого разыгранного мяча.
Рабочей гипотезой стало предположение, что победа в соревнованиях
зависит от уровня психологической подготовки спортсмена и уровня его
психологической устойчивости в соревновательной деятельности.
Предмет исследования.
Влияние психологической подготовки
высококвалифицированных игроков на соревновательную деятельность в
настольном теннисе.
Объект исследования. Психологическая подготовка спортсменов в
соревновательной деятельности.
Научная новизна работы заключается в исследовании7
психологической подготовки и поиске оптимального психологического
состояния в соревновательной деятельности высококвалифицированных
игроков в настольный теннис.
Практическая значимость работы заключается в том, что
разработаны практические рекомендации которые обучают игроков в
настольный теннис контролировать свое психологическое состояние в
соревновательной деятельности, держать высокий уровень психологического
состояния длительное время и находить возможность предвидения
конкретных действий в тех или иных игровых ситуациях.8
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Понятия, содержание и структура психологической
подготовки в спорте
В настоящее время спорт высших достижений достиг такой степени
развития, что все элементы подготовки высококвалифицированных
спортсменов включающие, техническую, тактическую и физическую,
находятся на высочайшем уровне совершенствования и зачастую являются
примерно одинаковыми и у одного и у другого спортсмена [7]. Вследствие
этого, психологическая подготовка в последние годы все больше стала
входить в поле зрение всех ученых, исследователей в области спорта, врачей,
спортивных психологов и, разумеется, самих спортсменов и тренеров [19,29].
Но, по мнению известных спортивных психологов врачей и тренеров,
психологической подготовки до сих пор не уделяется должного внимания, а
если и уделяется, то, поверхностно не углубляясь в детали и не разбирая их
[16].
Психологическая подготовка спортсмена строится на всем протяжении
профессиональной карьеры теннисиста и направлена на оптимальное
совершенствование моральноволевых качеств, как в процессе тренировки,
так и в соревновательной деятельности, а также, что очень важно в
повседневной жизни спортсмена. Этот компонент определяет его
мотивационную сферу, нацеленность на максимально высокий результат,
желание сознательно работать каждую тренировку и ставить перед собой
самые высокие цели. Это и воспитание специальных психических качеств
личности, благодаря которым достигается успешная реализация в двух
определяющих деятельностях, тренировочной и соревновательной [11,14,17].
Психологическая подготовка – это процесс направленный, прежде всего9
на создание у спортсмена оптимальной психической готовности к
соревнованию. В такой готовности формируется установка, план, создание
условий во время соревновательной борьбы для преодоления стресса
сбивающих факторов, адаптации к нестандартным ситуациям во время матча
или перед ним. Поскольку настольному теннису характерно очень быстрое,
стремительное изменение игровых условий в соревновательной деятельности,
это требует постоянной концентрации, повышенного внимания, уверенности в
себе, активности, настойчивости, умение грамотно перестроиться в той или
иной игровой ситуации, оперативного мышления, поиска неожиданных
решений, а также смелости и точности двигательных действий и реакций
[12,22]. Все эти факторы связаны с тем, что в настольном теннисе, как и в
любом другом сложнокоординационном виде спорта, важную роль играет
настрой и повышенный эмоциональный фон спортсмена, постоянно
протекающий в беспрерывно изменяющихся условиях игровой среды, при
достаточно большом недостатке времени на принятие, либо изменение
решений, одновременно с этим соперник активно навязывает свои действия.
Необычность данного вида спорта заключается в том, что с одной стороны
присутствует разнообразия постоянно меняющихся игровых ситуаций,
большим количеством разных техникотактических действий, а с другой
индивидуальной разносторонностью личности спортсмена. Поэтому, прежде
всего психологическая подготовка игрока в спорте это становление личности
спортсмена [20].
Психологическая подготовка является неотъемлемой частью
Стоит отметить,
предсоревновательной готовности спортсмена.
как и всеми другими сторонами
психологической готовностью,
подготовленности должен заниматься тренер, по крайней мере, принимать в
этом непосредственное участие. Однако в отличие от других аспектов
готовности, психологическая подготовка является чемто личным душевным
состоянием каждого и требует индивидуального подхода. Примечательно, что10
спортсмена нельзя заставить заниматься психологической подготовкой.
Можно лишь побудить его работать в этом направлении. Поэтому тренеру
необходимо сформировать у спортсмена положительное отношение к
психологической подготовке, объяснить ее крайнюю необходимости [2,5,6].
Следовательно, целью психологической подготовки можно считать
формирование у спортсмена специальных психических состояний или одного
безупречного эмоционального состояния которое он будет уметь
воспроизводить в себе в нужный момент и с помощью которого будет
способен противостоять многим предсоревновательным и игровым ситуациям,
происходящим непосредственно в соревнованиях, максимально использовать
свои функциональные и специальные физические возможности для
применении их в соревновании, проявлять высокий уровень эмоциональной
надежности и психической устойчивости [39,40]. Цель подготовки,
реализация внутреннего, игрового потенциала игрока, причем для каждого это
реализация собственных возможностей будет протекать поразному. Для
одних спортсменов очень важно это полностью использовать свои
функциональные возможности, для других реализация перспективно
моторных психологических качеств, для третьих проверить степень
мобилизации на моральноволевые усилия, постараться проявить волю на
пределе своих возможностей. Воспитать в себе определенные черты
характера и психические качества, необходимые для достижения
спортсменам высокого уровня спортивного совершенства, психологической
устойчивости и сосредоточенности для выступления в ответственных стартах
[37].
Основной
подготовки
высококвалифицированных спортсменов к важному соревнованию, является
психологической
задачей
создание у спортсмена оптимально боевого психологического состояния и что
самое главное и сложное сохранение его в течение всех соревнований.
Практически любой спортсмен высокого уровня выходит на каждый матч с11
определенной психологической установкой и своими представлениями о
наборе конкретных активных действий во время матча направленных для
захвата инициативы тем самым подавления соперника, но как часто бывает в
напряженных эмоциональных матчах эти установки не всегда удается
выполнить от начала встречи до самого конца, либо спортсмен не
выдерживает накала борьбы в самый решающий момент (обычно в последних
решающих партиях, в самых концовках встречи, на балансе). Эту способность
можно охарактеризовать как психическая устойчивость. Под психической
устойчивостью понимается способность человеческого организма держать
длительное время в экстремальных условиях свое тренировки соревнований
сохранять уровень
свое положительное эмоциональное состояние,
работоспособности и набор психических качеств необходимых в матче,
несмотря на влияние сбивающих факторов, способных вызвать отрицательную
эмоциональную реакцию организма [34,35,36].
Как и в любой другой подготовке, в психологической есть свои виды,
принципы, средства и методы.
Общая психологическая подготовка, как правило, направленна на
всестороннее, всеобъемлющее развитие универсальных психических качеств и
свойств личности, которые как известно ценятся не только в
профессиональной спортивной карьере игрока, но также имеют вес во всех
других областях повседневной жизни. Что же касается специальной
психологической подготовки, то она в свою очередь формирует те же самые
качества что и общая, но направлены они будут на достижение результата в
конкретных соревновательных условиях и конечно же в тренировке тоже
будут использоваться постоянно [31,32].
Чтобы в совершенстве владеть своим психологическим состоянием и
решать своеобразные задачи, связанные с самообладанием спортсмена
осуществляется определенный набор средств и методов.
Как не странно, но в современном спорте психологическая подготовка12
спортсмена определяется степенью его тренированности, объемом работы,
который он выполняет на тренировки, чем больше объем и разносторонность
работы на тренировки, тем выше уровень и степень устойчивости психики
[26,27]. Но, в тоже самое время, большинство грамотных тренеров, врачей,
преподавателей и психологов говорят, что тренировка спортсмена
продолжается и тогда когда спортсмен заканчивает тренировку, выходит из
спортивного зала и попадает в обычную городскую среду. Именно после
тренировке, дома, у друзей, на летнем отдыхе он должен контролировать
себя, соблюдать все те режимы, которые помогут ему в той же самой
тренировке в зале, при выполнении основной работы. И это очень важный
психологический момент. При всем при этом должно присутствовать
адекватное расслабление спортсмена, сброс эмоциональной и физической
нагрузки. В спорте и в частности в настольном теннисе один из важнейших и
техникотактических и физических и самое главное психологических
моментов уметь создавать в своем теле момент напряжения и расслабления
своего тела (этим гениально пользовался первый европейский олимпийский
чемпион, спортсмен из Щвеции, играющий и по сей день ЯнУве Вальднер).
Причем это состояние должно находится внутри спортсмена постоянно, в
самые решающие моменты игры. Даже когда его ночью подняли с постели и
поставили к теннисному столу, он должен его чувствовать, играть в этом
состоянии постоянно. Стоит признать, что этого удается достичь единицам в
мировом настольном теннисе [3,7,12,22,33].
В основу психологической подготовки входят такие основополагающие
саморегуляцияспособность человека
регуляция,
компоненты как:
активизировать и настроить все свои психологические внутренние процессы;
контроль, самоконтрольповседневное наблюдение за своими поведением,
режимом, поступками, уровнем двигательных способностей, изменением
своего физического состояния вне и при тренировочных нагрузках, ведения
спортивного дневника, просмотр видеозаписей проведенных встреч, анализ13
самовнушениеспособность
соревновательной деятельности; внушение,
сознательно или подсознательно путем представлений, мыслей, подобранных
установок воздействовать на органы чувств; воспитание, самовоспитание
(основано на средствах и методах саморегуляции, напряжении и расслабление
мышц, различных дыхательных упражнений, «разрядка» прием дающий
выплеск эмоциональному напряжению перед матчем, выполнение разминки
или специальных упражнений в полную силу, отвлечение и абстрагирование от
реальности путем образов и представлений); самоубеждениеразговор с самим
с собой или кемто другим, своеобразная психотерапия самого себя;
умение
самообладаниеспособность контролировать свои эмоции,
сосредоточить моральноволевые качества и сохранять их уровень в условиях
соревновательной борьбы; сосредоточенностьумение быстро отреагировать
на стремительно меняющиеся условия игры, на действия соперника,
сохранять реакцию и координацию продолжительный период времени;
самостоятельностьпрежде всего вера спортсмена в свои силы без
посторонней помощи [38,28].
По всем этим критериям и формируется личность спортсмена, его
индивидуальность и, в общем, уровень его психологической готовности.
Безусловно, всему выше сказанному спортсмен должен уделять большое
количество внимания, это должно стать для него неотъемлемой частью
тренировочной и соревновательной деятельности. Несмотря на то, что
практически во всех терминах стоит приставка «само», что подразумевает
работу над собой самого спортсмена, тем не менее, тренер обязан принимать
участие во всех психических процессах своего подопечного, постоянно
побуждать его на осуществление приемов психологической подготовки, вести
учет и контроль за качеством и количеством выполненной работы, советовать
и предлагать пути решения психологических барьеров [19,29].
Все эти мероприятия в процессе работы оказывают огромное влияние на
формирование у личности спортивного характера, без которого немыслим14
спорт высших достижений и вообще высококвалифицированный спортсмен в
целом. Спортивный характер – является важнейшим критерием успешного
выступления в соревнованиях, только в соревновательной деятельности он по
настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в
тренировочном процессе [20,21].
Построение психологической подготовки тесно связано с применением
различных принципов.
Принцип сознательности и активности, означает что любые, формы,
средства и методы направленные на совершенствование психологической
подготовки будут действенны, только в том случае если спортсмен будет
выполнять их сознательно и осознанно, верить в то, что он делает их не просто
чтобы сделать, а для достижения конкретных целей;
Принцип систематичности. Добиться поставленных целей можно
только путем систематического, целеустремленного выполнения работы,
последовательно применять те или иные психические действия с учетом всех
последующих моментов. Систематичность содержит в себе четкую работу по
разработанному плану и родственность всей психологической работы. Каждое
следующее выполненное действие оказывает влияние и имеет тесную связь со
следующим действием;
Принцип всесторонности. Необходимо чтобы все средства и методы
психологической подготовки объединялись в единую структуру, из которой
должно в конечном итоге получится гармоническиразвитая личность.
Принцип согласованности. Вся организованная работа должна четко
сопоставляться и регулироваться с тренировочным процессом. В зависимости
от частных задач тренировки или соревнований должна выстраиваться
логически сформулированная психологическая подготовка.
Принцип индивидуализации. Требует от спортивного психолога, врача,
тренера досконального изучения своего воспитанника, его темперамент,
характер, особенности психики и поведения в стрессовых ситуациях [12,23].15
Психологическую готовность спортсменов высокой квалификации
следует рассматривать как синдром, элементами которого являются: желание
спортсмена, во что бы это не стало бороться до конца любыми способами и
повысить свою
средствами,
добраться до поставленной цели;
помехоустойчивость к различным сбивающим действиям соперника и людей
вокруг; умение управлять своим телом, мыслями и чувствами, сознанием и
подсознанием; обрести уверенность в своих силах и не терять ее несмотря ни
на что [18].
1.2. Психические состояние спортсменов в соревновательной
деятельности
Психические состояния все больше вызывают интерес у медицинских
работников, спортивных психологов и тренеров. Основным мотиватором
такого интереса является неоднозначное проявление
эмоциональных
состояний во время матча, происходящих в стрессовых условиях, а также
влияние психических состояний на соревновательную деятельность. Одни
состояния в период соревнований положительно влияют на все необходимые
компоненты присущее игре, такие как мышление, сознание, внимание и
концентрация, память, техникотактическая составляющая игры. Другие же
оказывают
наоборот
ухудшают
работоспособность, спортивную форму, вовлекают спортсмена в состояние
противоположное
влияние,
апатии, из которого порой очень сложно выйти во время встречи, да еще и за
ограниченное количество времени [6].
В процессе спортивной деятельности спортсмен постоянно
приспосабливается к особенностям своей работы, испытывает разные
функциональные режимы и состояния своего организма. Происходит
постоянная смена эти состояний, одно внезапно меняется на другое, и16
спортсмен естественно реагирует на эту смену состояний каждый по своему.
Чаще всего реакция проявляется в виде внутренних переживаний отношения к
итогам выполненной работы [32].
Психическое состояние – это специальное, характерное проявление и
взаимодействие психических компонентов в определенном отрезке времени,
на определенный отрезок деятельности
Психическое состояние – конкретная, целенаправленная деятельность.
Как известно в психологии широко популярно упоминание трех
предстартовых состояний, которые еще до начала встречи могут
предопределить ход и результат встречи. Это «боевая готовность», является
оптимальным психологическим состоянием перед игрой, спортсмен адекватно
понимает происходящее, не нервничает, не отвлекается не на какие
отвлекающие воздействия вокруг. Спорт навязывает отрицательные
психологические состояния, такие как «предстартовая лихорадка и апатия».
Они в свою очередь вызывают у спортсмена не уверенность в своих силах,
подвергают сомнениям по поводу готовности к предстоящей игре и к
соревнованиям в целом, появляется «мандраж» который в современном
спорте очень широко известен и которого боятся все спортсмены и находятся
в постоянном противостоянии с самим собой, пытаются подавить его в себе
вариантами подготовок [14,20,25].
Часто от спортсменов самого высокого класса
мы слышим в
комментариях после матча такие слова: «я не смог справиться с самим собой,
не смог перебороть внутреннее напряжение (которое выплывает наружу в
самый решающий момент и вызывает череду простейших ошибок), «не смог
побороть себя». Так вот стоит сказать, что в процессе тренировочной и
особенно важно в соревновательной деятельности спортсмен постоянно
борется с самим собой, со своими внутренними переживаниями и эмоциями.
Ведь как известно в первую очередь нужно побороть самого себя, побороть
свои страхи и не уверенность, а уже потом того кто напротив тебя. И, к17
сожалению многие спортсмены не могут этого сделать и часто причиной их
ухода из профессионального спорта служит не желание бороться с самим
собой [21,30].
Такие отрицательные психические состояния со временем вызывают у
спортсмена барьеры и страхи.
К таким психологическим барьерам относятся:
страх перед проигрышем (такой страх обычно появляется либо сразу
как узнал соперника, либо перед встречей, либо уже в самом процессе игры),
он может быть вызван различными мыслями и переживаниями спортсмена;
страх перед соперником (может быть вызван сильными и слабыми
сторонами противника, неоднократными проигрышами этому игроку и просто
не приятным или не удобным стилем его игры, а также высоким званием и
всеобщей известностью это противника;
боязнь не выдержать определенного рисунка игры, темпа и ритма;
боязнь обстановки,
размеров спортивного зала,
ответственности и присутствие большого количества болельщиков;.
степени
Под влиянием всех выше перечисленных страхов и барьеров спортсмен
становится чрезмерно возбужденным, нервным, апатичным, раздражительным
и наоборот не поспортивному спокойным [2,8,26,34].
Примечательно,
что существует ряд спортсменов,
осознанно
приводящих себя в состояние раздражительности, вспыльчивости, злости
(причем часто не спортивной, спортсмен начинает совершать выходки,
выходящие за рамки человеческого отношения и уважения к сопернику,
тренеру, судьям и участвующем в процессе людям). Делается это путем
различных обращений к судьям, указывающих на нарушения либо правил
игры, либо поведение болельщиков, всевозможные зацепы соперника и его
тренера, длительные остановки между розыгрышами, разнообразные
разговоры и споры с судьями. Все это делается для нарушения
психологического равновесия соперника, его тренера и иногда даже судей.18
Тем самым он и одновременно злит себя самого, специально выводит себя на
определенный пульсовой режим и уровень адреналина. Интересно то, что
путем приведения себя в такое психологическое состояние, спортсмен сразу
реализует весь свой потенциал игровых возможностей, более того он начинает
выполнять все игровые элементы еще стабильнее, четче и усиленней [1,4,18].
Для того чтобы противостоять таким соперникам оказывающим сильное
психологическое давление необходимо воспитывать в себе высокий уровень
моральноволевых качеств [37].
Конкретное психическое состояние проявляется в двух формах:
переживание и знание. Переживание является ключевым аспектом в
понимании и разработке психического состояния, так как это реакция
субъекта на происходящие вокруг обстоятельства, ситуации связанные с
эмоциями, жизнедеятельностью, с волевыми усилиями, с произвольным
вниманием и памятью.
Отдельное психическое состояние выступает для человека с одной
стороны как переживание, а с другой как проявление активности во внешних
воздействиях и контроле поведения [13,22].
Все психические состояния имеют временной характер, однако
длительность этих периодов может быть не определенна по времени, и будет
протекать от нескольких секунд до неопределенного количества дней.
Психические состояния при многократном возникновении могут
принимать устойчивый характер, как пропадать, так и возобновляться при
разных условиях игровой деятельности, а также возникших изменениях
внутреннего среды организма, которыми они были вызваны [36,40].
1.3 Методы психологической подготовки в игровых видах спорта
Психологическая подготовка высококвалифицированных спортсменов19
основывается и осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Общими средствами и методами психологической подготовки служат
физические упражнения, вырабатывание специфических двигательных умений
и навыков, постоянное поддержание уровня своего техникотактического
потенциала. Более того, спортсмену всегда нужно искать более совершенные
варианты техники, стремится к максимальному достижению экономичности и
эффективности своего разнообразия технических вариантов. То же самое
можно сказать и про тактическую подготовку, умение перестроиться по ходу
матча, имеет в своем арсенале множество игровых моделей ведения борьбы.
Все выше перечисленное оказывает прямое воздействие на формирование
психических качеств личности [11,16,29].
Специальные средства и методы психологической подготовки содержат
в себе психологические упражнения, различные влияния и воздействия на
развития всех психических качеств необходимых для достижения
поставленной цели. Средства и методы целесообразно применять на
различных этапах подготовки, на фоне эмоционального утомления, в
условиях ограниченного времени и пространства, предельных физических
нагрузок, моделирования их в соревновательной практике [29].
Основная задача средств и методов психологической подготовки –
формирование и воспитание всех качеств личности, гармонически развитое
совершенствование своего психического состояния в любой период, будь то
тренировочный процесс, соревнования высокого уровня или межсезонье.
Также в задачи средств и методов входит: развитие нравственных качеств и
формирование высокого уровня мотивации и самореализации спортсмена. Все
это используется для оптимизации психической готовности спортсмена, для
поиска новых мотиваций, достижению новых вершин спортивного мастерства.
Нравственные качества в свою очередь способствуют развитию спортсмена
как личности, положительно влияют на успех в соревновательной и
тренировочной деятельности. По сути, нравственные качества являются20
отражением поведения спортсмена. Они стимулируют его активность,
направляют активные действия в правильное русло, тем самым содействуют
развитию у него определенных правильных психических качеств [10,19,31].
Средства и методы, применяемые в психологической подготовке имеют
следующую классификацию:
По цели применения:
мобилизующие (умение в данный момент привести все системы
организма в оптимальное боевое состояние). Такой метод направлен на
повышение психического тонуса, активизацию двигательной и моторной
деятельности. Применяется он с помощью средств самоубеждения,
самоприказов,
самовнушения,
психорегулирующей тренировкой.
упражнений на
концентрацию,
корригирующие (поправляющие). Как правило носят форму
гетеровоздействия и относятся к категории словесных.
релаксирующие (применяются для расслабления своего психического
Направленны на значительное снижение психического
состояния).
напряжения, способствуют значительному облегчению процесса физического
и психического восстановления [5,25].
Процесс различной релаксации очень широко внедряется и используется
сейчас практически во всех видах спорта. Спортсмены высокой квалификации
все больше ищут варианты грамотного расслабления своего организма путем
различных массажей, всевозможных водных процедур.
По содержанию средства и методы психологической подготовки
делятся на определенные группы:
психологопедагогические (направленны на организацию работы со
спортсменом);
психологические (направленны на тесный контакт и общение с
игроком, внушение, наставление, воздействия путем слов и образом);
психофизиологические (различная аппаратура, фармакологические21
средства);
По сфере воздействия:
методы, направленные на изменения перцептивнопсихомоторной
сферы (то есть качества, которые позволяют определить реальность ситуации
прежде всего сознанием, ориентацию в пространстве, ощущать свои моторные,
двигательные действия);
методы воздействия на эмоциональную,
интеллектуальную,
нравственную и волевую сферу;
По времени применения средства и методы делятся на:
предупреждающие,
предсоревновательные,
соревновательные,
постсоревновательные.
По характеру применения средства и методы разделяются на
саморегуляцию (свои собственные воздействия на самого себя) и
гетерорелуляцию (воздействия на спортсмена, врача, спортивного психолога,
тренера, массажиста или других людей). Перед выбором конкретных средств
и методов нужно учитывать ранг соревнований, временной фактор, место и
проведение соревнований, а также самое главное индивидуальные
особенности каждого спортсмена [14,27,31].
Психологопедагогические средства и методы должны использоваться
не только психологом и спортсменом, но и тренером, должны носить
вербальный (словесный) характер и быть направленны исключительно на
моральную и нравственную составляющую данного спортсмена.
1.4. Заключение по главе I
Последние годы мастерство теннисистов растет все больше и больше, и
в связи с этим ожесточает борьбу за каждый розыгрыш. Уровень
функциональной и технической готовности игроков повышается. Поэтому при22
встрече абсолютно равных соперников, зачастую исход встречи определяется
степенью психической готовности, уровнем психологической подготовки того
или иного спортсмена,
помехоустойчивым факторам.
способностью противостоять стрессам и
При анализе литературных источников выяснилось,
что
психологическая подготовка в спорте высших достижений все больше
набирает популярность и становится ключевым аспектом в подготовки
высококвалифицированных спортсменом [6,17,28].
По результатам крупнейших соревнований, прошедших в различных как
олимпийских, так и не являющихся олимпийскими видами спорта, можно с
уверенностью сказать, что в последние годы результаты соревнований все
более не предсказуемы, все чаще результат определяется не степенью
физической,
психологической подготовкой.
технической и тактической готовности,
а именно
Большинство ученых занимающихся психологией спорта, спортивных
психологов и тренеров в один голос говорят, что на современном этапе
развития высшего спортивного мастерства ведущую роль занимает
психологическая готовность спортсмена, с помощью которой он может
реализовать весь свой потенциал возможностей и талантов, проявить
моральноволевые и бойцовские качества, преодолевать внешние и внутренние
трудности на пути к победе.
При том, что психологическая подготовка спортсменов вышла в
настоящее время на новый уровень, ей до сих пор не уделяется должного
внимания в системе подготовки спортсмена. Многие тренеры ищут причину
неудачного выступления на соревнованиях в чем угодно, только не в
психологии спортсмена. Другие же тренеры слишком мало времени уделяют
этому компоненту, не хотят заниматься психологической подготовкой или
попросту не знают, как подвести своего спортсмена к решающему старту в
оптимальном психологическом состоянии [3,12,23,39].23
Настольный теннис это сочетание индивидуальноигровых технико
тактических действий каждого спортсмена с борьбой характеров, проявления
их моральноволевых качеств. Все это предъявляет высокие требования к
психике спортсмена.
Спортивная деятельность,
двигательной активностью,
которая характеризуется высокой
подразумевает под собой повышенный
эмоциональный фон и экстремальность. Это в свою очередь диктует
определенные требования к личности спортсмена, особенно к сфере
самопознания и воли.
Специалисты в области психологии все пришли к единому мнению,
практически все выдающиеся результаты и победы спортсменов были тогда,
когда спортсмен пребывал в идеальном психологическом состоянии, их
степень тревожности, стрессоустойчивости и других показателей была на
оптимальном уровне. Важно когда спортсмена спрашивают, как ему это
удалось, как он вошел в это в психическое состояние, он не может этого
объяснить и что самое главное не может запомнить свое состояние при
выдающемся результате, чтобы потом воспроизвести его снова [9,18].
После просмотра литературы стоит сказать, что необходимо тщательно
подходить к системе психологической подготовки, использовать различные
средства и методы, искать свое оптимальное психологическое состояние.
Потому работа над психологической подготовкой и совершенствование ее
есть ключ к самым высоким результатам в спорте высших достижений и
неограниченным возможностям своего тела и самоконтроля.24
ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель исследования – на основе анализа специальной литературы,
педагогических наблюдений и собственного опыта разработать практические
рекомендации по психологической подготовке высококвалифицированных
игроков в настольный теннис в соревновательном периоде.
Задачи исследования:
1.
2.
Провести анализ литературы по изучаемой проблеме.
На основе педагогических наблюдений соревновательной
деятельности высококвалифицированных спортсменов выявить наиболее
экстремальные игровые психологические ситуации.
3.
Разработать рекомендации
по психологической подготовке
высококвалифицированных игроков в настольный теннис в соревновательном
периоде.
2.2 Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогические наблюдения
3. Беседы
4. Методы математической обработки данных
2.2.1 Анализ литературных источников
Анализ литературных источников проводился в течение полугода. Была
изучена проблема,
связанная с психологической подготовкой
высококвалифицированных игроков в настольный теннис. В ходе анализа была25
обработана различная как зарубежная, так и отечественная литература по
спортивной психологии.
Просмотр литературы позволил выявить ряд проблем и нерешенных
вопросов, связанных с психологической подготовкой спортсменов высшего
спортивного мастерства. Также были выявлены наиболее острые, часто
встречающиеся психологические ситуации после которых определялся
результат матча.
Все было проанализировано 40 литературных источников касающихся
данной темы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение – это метод, основа которого состоит из
целенаправленного восприятия исследователем конкретных сторон и явлений
профессиональной педагогической практики.
Наблюдение заранее
планируется: составляется определенный план, который учитывает частоту и
количество наблюдений, время, характеристики выделяемых для наблюдения
педагогических ситуаций.
Главной целью педагогического наблюдения являлось изучение
психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов в
соревновательной деятельности.
Наблюдение проводилось путем личного просмотра, анализа встреч
присутствуя непосредственно в зале и наблюдая за игрой «вживую», и с
помощью видеозаписи.
В процессе анализа психологической подготовки перед встречами,
вовремя и после игр наблюдение велось за различными состояниями
спортсмена. Наблюдение производилось за спортсменом постоянно, как
только он заходил в спортивный зал.
Сначала анализировалось его поведение перед началом игры, на общей26
беговой разминке, разминке на столе и двух минутной разминки на игровой
площадке перед началом встречи, а также во время ожидания матча.
Оценивалось его настроение, степень тревожности, сосредоточенности,
насколько он внимателен и сконцентрирован.
В самой игре особое внимание уделялось проявлению моральноволевых
и бойцовских качеств, способности противостоять стрессасбивающим
преодолевать
с
факторам,
помехоустойчивостью спортсмена. Определялось проявление психических
различные
факторы,
связанные
качеств в самые важные моменты матча, а именно: в концовках партии при
ровном счете, в концовках партии, когда один из спортсменов ведет или
наоборот проигрывает в счете, отдельно было, уделено внимание последним
решающим партиям и когда счет достигал «баланса»
После встреч также велось наблюдение за эмоциональным фоном
игрока, как при положительном исходе встречи, так и при отрицательном. Как
спортсмен готовится к следующим матчам и как воспринимает успех или
неудачу.
В целом велось наблюдение за уровнем эмоционального фона
спортсмена, устойчивостью его психики в экстремальных условиях игры,
проявлениям его характера и боеспособности когда спортсмен проигрывает.
С помощью метода видеозаписи оценивалась психологическая
подготовка ведущих мировых звезд европейского и мирового уровня, степень
их мотивации, а также различная психическая реакция на сложные,
напряженные условия игры, когда игроки находились под давлением судей,
болельщиков, а также результата.
2.2.3 Опрос
В процессе исследования на всероссийских и международных
соревнованиях и на тренировках был проведен опрос сильнейших игроков в
настольный теннис. Опрос проводился по следующим темам:27
1.
2.
Влияние психологической подготовки на спортивный результат.
Какие психологические трудности вы испытываете в
соревнованиях.
3.
Какие чаще всего психологические состояния (апатия, стартовая
лихорадка, боевая готовность) испытываете перед игрой на счет.
4.
Какие средства и методы психологической подготовки вы
используете в соревнованиях.
5.
Какие сбивающие факторы выводят вас из состояния
психического равновесия.
6.
Сколько времени вы уделяете психологической подготовки на
соревновательном этапе.
2.2.4 Методы математической обработки данных
Полученные данные обрабатывались с помощью общепринятых методов
математической статистики.
При обработке данных выявлялось значение психологической
подготовки и проявление устойчивости психических качеств во время матча.
2.3. Организация исследования
Педагогические наблюдения проводились на протяжении полугода, с
сентября 2014 года по февраль 2015года.
Наблюдения велись
за психологической подготовкой в
соревновательной деятельности высококвалифицированных игроков в
настольный теннис.
Просматривались личнокомандные соревнования российского,
европейского и мирового уровня. Сюда вошли Командный Чемпионат Европы
в Лиссабоне, различные протуры серии «super», «major» и «challenge»,
открытый Чемпионат Китая, три тура Клубного Чемпионата России и лично28
командный Чемпионат России в Самаре.
Изучалось 20 мужчин с разрядами от мастеров спорта России, до
мастеров спорта международного класса.
Исследование проводилось с целью нахождения оптимального
психологического состояние и сохранения его на весь период соревнований.
Исследование содержало в себе три этапа:
1. Проводился анализ литературы. Определение цели и задач
исследования.
2. Сбор данных. Проведение опроса среди спортсменов.
3. Обработка результатов исследования, оформление выпускной
квалификационной работы.29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Результаты опроса спортсменов
Опрос спортсменов высокой квалификации проводился в течение
полугода, как на различных крупных соревнованиях, так и в тренировочном
процессе, перед и после соревнованиями. Опрос осуществлялся в
национальной сборной страны по настольному теннису, а также с опытными
спортсменами, имеющими большой послужной список наград и выступлений
на различных соревнованиях высокого уровня.
Анализ результатов проведенного опроса позволил выявить отношение
высококвалифицированных спортсменов к психологической подготовки в
целом, уделяют ли игроки время психологической подготовки в
тренировочном процессе, как справляются с психологическим давлением и
стрессами до встречи и вовремя, что предпринимают для выхода на
оптимальное боевое состояние.
Почти все опрошенные спортсмены отметили несомненную важность и
роль психологической подготовки, как на тренировке, так и в
соревновательной деятельности. Высказывали мнение, что почти всегда в
решающих ответственных моментах выигрывает тот, кто психологически
устойчив, тот кто, не смотря на давление результата перед самим собой,
перед соперником, перед трибунами может противостоять всем этим
сбивающим факторам, выводящим из психологического равновесия. 19
человек из 20 опрошенных считают, что психологическая подготовка влияет
на спортивный результат в первую очередь. Это подтверждает таблица
приведенная ниже.30
Рис. 1 Влияние психологической подготовки на спортивный результат
В данной таблице синим цветом (95%) представлено мнение
опрошенных спортсменов указывающих на большое влияние психологической
подготовки, оранжевым (5%) не большое значение. Эти мнения выразили
опрошенные спортсмены.
В настольном теннисе спортсмен сталкивается с большим количеством
психологических трудностей. Это подтверждает и опрос сильнейших
спортсменов России. Все они говорят, что в зависимости от конкретных
соревнований и различных ситуаций они преодолевают множество
психологических барьеров. Помимо различных мыслей в своей голове, не
уверенности в своих силах, разных болевых ощущениях перед матчем. Это
может быть и слова тренера не всегда положительно настраивающие на игру и
какието размышления не связанные с профессиональной деятельностью,
условия проведения соревнований, предвзятое отношение судей, не
устраивающий инвентарь (неровный мяч, плохое освещение, недостаточного31
размера игровая площадка т. д.). А также ответственность за результат,
боязнь подвести родных тренера и болельщиков.
Что касается предстартовых состояний, спортсмены высказывали
разные мнения относительно своего психического состояния прямо перед
выходом на игру. Но все же у большинства преобладает боевая готовность.
Это показывает таблица ниже.
Рис 2. Предстартовые психологические состояния спортсменов перед
матчем.
Однако и присутствуют апатия и стартовая лихорадка. Это зависело от
ранга соревнований и от дисциплины, в которой они выступали. Все
испытуемые сказали, что предстартовое состояние чаще всего зависит от
уровня мотивации и от настроя на ответственную игру. А также от уровня
всех сторон готовности спортсмена. Если игрок готовился целенаправленно,
систематично осознанно к соревнованию и к отдельному матчу в частности то
он чаще всего пребывает перед матчем в состояние боевой готовности.
В стрессовых психологических ситуациях перед матчем и в ходе игры
почти все спортсмены используют самовнушение, самоубеждение, различного32
рода разговоры с самим собой, направленные на мобилизацию своего
потенциала.
Все опрошенные утверждают, что на психологический фон большое
влияние оказывает мотивация спортсмена, мотивация спортивного результата.
А также реальное осознание и понимание данной ситуации. Должно быть
четкое представление что он будет делать в той или иной ситуации и быть
готов к любым непредвиденным обстоятельствам, оказывающим психическое
давление.
Все игроки утверждают, что не применяют какойто особенной
методики для своей психической готовности перед соревнованиями и
решающими матчами. Как они говорят, все происходит само собой.
Стараются сильно не думать о важности того или иного момента, пытаются
отпустить ситуацию и готовится как обычно. Однако есть спортсмены,
которые испытывают очень большое напряжение и наоборот думают о важном
матче постоянно, и чем ближе время матча, тем больше их уровень
эмоционального психического напряжения. При этом как они говорят, когда
выходят на встречу все это напряжение, которое было до нее выплескивается
моментально и выражается в высокой двигательной активности, отличной
концентрации внимания, быстрого переключения сознания от одного технико
тактического действия к другому и зачастую все эти ощущения приводят к
положительному результату.
Тем не менее, нередко, что такой повышенный эмоциональный фон
перед матчем приводит к тому, что спортсмен «перегорает» тогда когда
начинается игра. И его отличная физическая форма и готовность к данной
встрече исчезает в один момент.
Все спортсмены говорят, что во многом уровень психической
готовности зависит от степени тренированности каждого игрока, чем выше
степень тренированности, тем лучше психическая стрессоустойчивость.
Также не мало важный компонент характер каждого спортсмена, проявление33
его моральноволевых качеств. Причем проявление этих качеств именно в
решающий момент матча, когда психологическое напряжение зашкаливает.
Все опрошенные утверждают, что на психологический фон большое
влияние оказывает мотивация спортсмена, мотивация спортивного результата.
А также реальное осознание и понимание данной ситуации. Должно быть
четкое представление что он будет делать в той или иной ситуации и быть
готов к любым непредвиденным обстоятельствам, оказывающим психическое
давление.
Что касается психологического самочувствия во время матча, то
спортсмены отметили, что основным способ борьбы с сбивающими факторами
является отвлечение от всего вокруг. Спортсмены стараются сосредоточиться
только на себе, на своих игровых действиях, на установке определенного
рисунка игры. Это повышает скорость игрового мышления и уровень реакции
и координации.
Игрок в настольный теннис сталкивается с двумя видами сбивающих
факторов: внешними и внутренними.
К внешним факторам относится обстановка вокруг спортсмена. Это
может быть давление тренера, судей, болельщиков, непристойное поведение
соперника. Нарушения соперником правил игры (нередко осознанное) и
другое множество сбивающих факторов. И самые главные внутренние
факторы, так называемая борьба с самим собой. Со своими мыслями,
переживаниями, эмоциями.
Поразному спортсмены отвечали про количество времени уделяемому
психологической подготовки в соревновании. Большинство стараются как
можно больше уделять времени психологической подготовки в
соревновательном периоде. Правильно настраиваться на каждую игру, на
отдельного спортсмена, на выполнение определенной установки на игру, на
активные действия. При этом добиваются холодной головы и ясных мыслей.
Большинство спортсменов сказали, что воздействуют на свою психологию34
путем выполненного большого объема на тренировках.
Однако чуть меньшая половина опрошенных, отметили, что не уделяют
особого внимания и думают об этом в последнюю очередь
Рис 3. Количество времени, уделяемое психологической подготовки в
соревновании.
Еще очень важно отношение и понимание уже после сыгранного матча.
Нужно правильно адекватно отнестись к результату, будь он положительным
и отрицательным, сделать необходимые выводы и направить в правильное
русло свои мысли. Если произошла неудача, возможно стоит отпустить
игровой момент и переключиться на то что отвлечет внимание спортсмена,
заставит его выйти на следующий матч полным хладнокровия и
уравновешенности.
3.2. Анализ игровых психологических ситуаций.35
Просмотрев достаточное количество встреч самого высокого уровня, и
экстремальные игровые
проанализировав часто встречающиеся
психологические ситуации можно сказать, что их огромное множество и они
разнообразны в своих проявлениях и протеканиях. Каждый спортсмен
психологически реагирует поразному на одну и ту же ситуацию. Ктото
воодушевляется и начинает показывать феноменальную игру, а ктото
наоборот закрепощается и тихо, мирно отдает встречу.
Чаще всего экстремальные игровые психологические ситуации
возникают в концовках партии и встречи, при балансе. Также при смене
сторон в решающей пятой или седьмой партии. Либо на какомнибудь
конкретном техническом приеме или двигательном действии (например: на
приеме подаче, при докручивании свечек, при выполнении блока).
По сути дела каждый следующий
розыгрыш и есть новая
психологическая ситуация.
Так как настольный теннис динамичная сложнокоординационная игра с
большим количеством техникотактических действий, у спортсмена каждый
раз возникает психологический барьер при выполнении того или иного
действия. Особенно хорошо это видно на соревнованиях высокого ранга, в
напряженных концовках встреч.
Также экстремальные психологические моменты могут проявляться в
осознанном не правильном выполнении двигательного действия соперником,
различных выкриков и непристойного поведения болельщиков судей, тренера
соперника или своего. И что очень важно в не уважительном отношении
противника (оспаривание очков, различные обращения к судьям или
непосредственно к тебе самому, чтобы вывести тебя из оптимального
психологического состояния).
Поэтому в различных психологических ситуациях, которые могут
вывести спортсмена на эмоции нужно уметь правильно мобилизоваться, не36
терять психологический контроль, держать концентрацию внимания и
научиться абстрагироваться от всех внешних и внутренних сбивающих
факторов.
3.3.Рекомендации по психологической подготовке игроков в
настольный теннис в соревновательном периоде
Для пребывания в оптимальном, психологическом боевом состоянии в
соревновательном периоде предлагаются следующие методические
рекомендации.
1.
Для начала формировать свое психологическое состояние надо
через тренировочный процесс. Тщательно подходить к выполнению всей
тренировочной работы. Но в тоже время перед ответственными
соревнованиями не надо кардинально менять свой психологический фон, не
форсировать подготовку, готовится в штатном режиме, иначе может
произойти психологический срыв еще до начала старта или что еще хуже во
время.
2.
Находясь на соревновании отбросить все посторонние мысли,
которые могут отвлекать от выступления. Перед и вовремя встречи не думать
не о чем кроме ведения борьбы с соперником.
3.
Всегда перед встречей мотивировать себя на положительный
результат, настраиваться на активные действия, на навязывание своей
инициативы сопернику.
4.
Моделировать в тренировке психологические ситуации наиболее
часто встречающиеся в игре на соревнованиях и стараться побороть их в
тренировке, а потом и в соревновании.
5.
Адекватно осознавать обстановку вокруг себя, реально оценивать
свои силы, не преувеличивать серьезность ситуации и наоборот не относится кней слишком легкомысленно.
37
6.
Запомнить свое наилучшее психологическое состояние и
стараться воспроизводить его в соревнованиях. Свое внутреннее ощущение.
7.
Убивать в себе перед началом и вовремя встречи различные
страхи, переживания, не уверенность в своих действиях, боязни проиграть или
любых других внутренних барьеров. Стараться не думать о них и в тоже
время бороться с ними в самом начале как только они появляются. А
появление их неизбежно у любого спортсмена.
8.
Тщательно готовить себя каждой встречи. Проводить хорошую
разминку и не обращать внимание на какие то технические ошибки,
мотивировать себя только на положительные эмоции.
9.
От настроя зависит очень много. Настраивать себя необходимо
как внешне, так и внутренне. Внутри в вашем теле должно похорошему все
гореть, а голова должна быть холодной и хладнокровной. А внешне по всему
должно быть видно, что вы не остановитесь не перед чем, никакими
трудностями вас не напугать, вы готовы биться до конца.
10.
Не обращать внимание на различные сбивающие факторы во
время встречи, особенно если вас пытаются сбить специально. Чтобы не
происходило концентрироваться только на игре, на своих активных
действиях, на ведении борьбы.
11.
Сохранять концентрацию, повышенное внимание, реакцию и
координацию каждый розыгрыш очка, отбрасываю при этом все посторонние
мысли.
12.
Какие бы сбивающие факторы не влияли на вас в соревновании,
необходимо сохранять свой боевой настрой, готовиться к проявление
моральноволевых качеств и научиться абстрагироваться от всего
происходящего вокруг.38
3.4. Заключение по III главе
Исследование позволило выяснить общее мнение спортсменов в
отношении психологической подготовки в соревновательном периоде.
В результате проведенного исследования было выявлено значение
психологической подготовки на спортивный результат.
Проанализированы игровые психологические ситуации, опрошены
спортсмены высокой квалификации.
Опрос позволил выявить, что игрок в соревнованиях встречается с
большим количеством психологических трудностей, стрессов, сбивающих
факторов и своеобразных помех, связанных с выведениям из оптимального
психического состояния. Каждый спортсмен реагирует на такие сбивающие
факторы поразному. Одни при возникновении таких психических факторов
ломаются, другие успешно преодолевают их.
Был проведен анализ игровых психологических ситуаций, поведение
игроков и преодоление таких ситуаций.
Опрос позволил выявить, в каких предстартовых состояниях спортсмен
чаще всего пребывает перед началом встречи. Какие средства и методы
психологической подготовки использует в соревнованиях.
При опросе спортсменов и анализе игровых психологических ситуаций
были выявлены оптимальные психологические состояния, при которых игрок
реализует максимальный арсенал своих возможностей. Эта реализация
происходит при проявлении всех моральноволевых качеств, когда игрок
тщательно настраивается на встречу и адекватно анализирует ситуацию и
внезапно меняющиеся игровые условия.
На основании данных результатов исследования было решено
разработать практические рекомендации исходя из
мнения39
высококвалифицированных спортсменов и собственного опыта.
При правильном выполнении всех рекомендаций спортсменом,
результат, несомненно, будет положительный.40
ВЫВОДЫ
1.
В связи с тем, что настольный теннис является динамичной,
подвижной, сложнокоординационной игрой со стремительными изменениями
игровых ситуаций, для спортсмена в таких условиях психологическая
подготовка выходит на первый план.
2.
В последнее время в спорте высших достижений все большее
значение приобретает психологическая подготовка спортсмена. Наряду с
физической, тактической и технической психологическая подготовка
определяет решающее значение в достижении результата.
3.
Анализ литературных источников позволил выяснить, что в
последние годы спортивные психологи, тренеры и сами спортсмены стали
особое
уделять
подготовки
высококвалифицированных игроков в соревновательном периоде. Однако
психологической
внимание
стоит сказать, что по сведениям литературы, детально это проблема остается
мало изученной. И в дальнейшем требует все большего изучения и
рассмотрения.
4.
В ходе работы были рассмотрены различные психологические
ситуации, наиболее часто встречающиеся в соревновательном периоде. Пути
выхода из таких психологических стрессов, а также средства и методы, с
помощью которых можно побороть эти барьеры.
5.
По данным опроса спортсменов высокой квалификации
определилось значение психологической подготовки в соревнованиях и
влияние ее на спортивный конечный результат.
6.
После проведенного исследования, можно сказать, что для
повышения уровня психологической устойчивости необходимо в тренировке
моделировать различные психологические ситуации и преодолевать их. С
помощью такого метода будет легче побороть психологические трудности в
соревнованиях.41
7.
В настольном теннисе, как в тренировке, так и особенно в
соревнованиях игрок сталкивается с большим количеством сбивающих
факторов, носящих психологический характер. Для того чтобы достичь
высокого результата и проявить максимум своих возможностей спортсмен
должен научиться преодолевать все сбивающие факторы.
8.
Для того чтобы не происходило психических срывов и внезапного
ухудшения игровых действий, потери концентрации внимания необходимо
тщательно настраиваться на каждую игру.
9.
У спортсмена должен быть спортивный характер, он должен в
самый ответственный и напряженный момент встречи не бояться проявлять
свои моральноволевые качества. Должен уметь побороть в себе страхи и ну
уверенность в себе, и своих силах. Научиться абстрагироваться от всех
внешних и внутренних психологических стрессов. Всегда искать новую
мотивацию и поиск вариантов совершенствования своего мастерства.
10.
На основе проведенного исследования были разработаны
практические рекомендации по психологической подготовке в соревнованиях,
применение которых позволит спортсмену чувствовать себя комфортно в
психологическом плане.42
Список литературы
1. Аболин Л. М. О диагностике психических состояний спортсменов //
спортивная борьба: Ежегодник. – М.: 1993. – с. 54 – 56.
2. Акилов М. В. Анализ соревновательной деятельности спортсменов с
//
позиций психологопедагогической теории деятельности
Методологические аспекты теории спорта: Сп. научн. ст. / Казах. ИФК.
– АлмаАта, 1992 – с. 38
Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта)/Амелин А.Н.,
Пашин В.А. – М., 1985.
Андрущишин И.Ф. Значимость компонентов психического
состояния для результативности игровой деятельности теннисисток в
3.
4.
матче / Андрущишин И.Ф // Спортивный психолог. – 2011. №3 (24). с.
3842.
5.
Араратян А. В. Исследование индивидуальнопсихологических
особенностей и психомоторики у спортсменов различных видов
спорта // Тезисы докладов 8 научнопрактической конференции по
психологии физического воспитания и спорта. – М., 1992. – С. 2829.
6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.:
Мысль, 1976.
7. Байгулов Ю. П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра. «ФиС», М.:
2000 г.
8. Барчукова Г. В. Анализ соревновательной деятельности в настольном
теннисе // Теория и Пр. ФК, 1982, № 5, с 1821
9. Барчукова Г. В., Беляков А. В. Совершенствование скоростносиловых
качеств игроков в настольный теннис высокой квалификации: Метод.
Рекомендации / Спорткомитет СССР. – М., 1986. – 21 с
10.Барчукова Г. В. Влияние уровня мотивации на успешность
соревновательной деятельности в настольный теннис // Юбилейный сб43
к трудов ученых РГАФК, посвященный 80–летию академии. – М., 1997
– Т. 1. стр. 103107.
11. Барчукова Г. В., Захаров Г. Ключ к успеху // спортивные игры, 1985, №
11, с 27.
12. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для
студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Барчукова, В. М. М. Богушас, О. В.
13. БелицГейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности
теннисиста // Теннис: Сборник. – М.: Физ. и С, 1982. – С. 58.
14. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исслед.
психологии спортсмена. – М.: Сов. Россия, 1987. – 160 с.
15. Вяткин Б. А. Темперамент, стресс и успешность деятельности
спортсмена на соревновании // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС,
1983. – С. 5672
16. Горбунов Г. Д. Психология и спорт // Теория и практика физ.
культуры. – 1996. № 12. – С. 1517.
17. Залесский М. Настольный теннис – Олимпийский вид спорта: (по
матер. беседы с заслуж. тренером СССР С. Д. Шпрахом) // наука и
жизнь. – 1987 № 2. – С. 147151.
18. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. –
М.: МГУ, 1991. – 142 с.
19. Малкин В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте. –
Екатеринбург: Издво Уральского университета, 2001 г.
20. Матыцин О. В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в
настольном теннисе с учетом индивидуальных психологических
особенностей личности и деятельности. Дисс. на соис. ученой степени
канд. пед. наук. – М.: 1990.
21. Монаков А.О. Влияние психического состояния игроков в настольный
теннис на успешность соревновательной деятельности / А.О. Монаков,
Г. В. Барчукова // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ, 2009. – с. 13544
139.
22. Монаков А.О. Особенности психических состояний игроков в
настольный теннис перед соревнованиями / А.О. Монаков // Сборник
трудов молодых ученых и студентов РГУФК, 2006. – с. 5356.
23. Моральноволевая и специальная психологическая подготовка
спортсменов: сборник научных трудов. – Киев: КГИФК, 1987. – 164с.
24. Нгуен Куок Хай. Психологическая подготовка теннисистов к
конкретному соревнованию / Нгуен Куок Хай // Спортивный психолог.
– 2008. №3 (15). – с. 1925.
25. Неверкович С. Д. Системный подход к решению проблем
психологической подготовки спортсменов / С. Д. Неверкович, У. Ш.
Сундетова // Современый олимпийский спорт и спорт для всех. – 2003.
– С. 291292.
26. Онищенко И.
М.
психологопедагогические предпосылки
формирования эмоциональной сферы личности квалифицированных
спортсменов // Моральноволевая и специальная психологическая
подготовка спортсменов: Сборник научных трудов. – Киев, 1987. – С.
1527.
27. Романов В. А. Перспективы совершенствования психологической
подготовки / Романов В. А. , Родионов А. В. // Тенденции развития
спорта высших достижений. – 1993. С. 6379.
28. Серова Л. К. Психограмма личности спортсмена – игровика //
Вестник БПА. – 1996 – Вып. 6. – С. 6770
29. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в
современном спорте: метод. пособие / В. Ф. Сопов. – М. , 2010. – 115 с.
30. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной
деятельности: Учебное пособие. – М.: Академический проект, Трикста,
2005. – 128 с. – (Психологические технологии).
31. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической45
культуры. – Киев, 2001 г.
32. Федченко В. А. Экспериментальное обоснование психологической
Моральноволевая и специальная
подготовки в спорте
психологическая подготовка: Сборник научных трудов. – Киев, 1987. –
//
С. 6675.
33. Цю Чжунхуэй, Чжуан Узяфу и др. Настольный теннис. – ФиС, М.:
1987 г.
34. Черникова О. А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция
эмоциональных состояний спортсмена. – М.: ФиС, 1971, 46 с.
35. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. – М.:
1980
36. Чикова О. М. Психологические особенности спортивной деятельности
и личности спортсмена. – Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 1993.
37. Щербаков Е. П. Теория воли и содержание волевой подготовки //
Теория и практика физ. культуры. – 1991,2 № 7. – С. 2728.
38. Юбилейный сборник трудов РГАФК посвященный 80летию Академии.
Том 5., «ФОиН»; Москва, 1998.
39. Юшева Е. П. Опыт применения средств психологической подготовки /
Юшева Е. П. ; коммент. А. В. Родионова // Спортивный психолог. 2006.
№ 1 (7). – С. 2932.
40. Яковлев Б. П. Организация специальной психологической подготовки
квалифицированных спортсменов в условиях эмоциональной
напряженности / Б. П. Яковлев // Спортивный психолог. – 2005. № 3
(6). – С. 2025.46
Исполнитель работы____________________________(Жуков А.А)
Научный руководитель ________________________(Барчукова Г.В.)
Зав. кафедрой теории и методики индивидуально
игровых видов спорта __________________________(Барчукова Г.В.)
Дата защиты ______________
Оценка за работу ______________
Председатель государственной
экзаменационной комиссии ___________________( )4748
РЕЦЕНЗИЯ
На дипломную работу, на тему: психологическая подготовка
высококвалифицированных игроков в настольный теннис в соревновательном
периоде студента 5 курса института спорта и физического воспитания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, практических
рекомендаций и списка литературы, включающего 40 источников.
Основной целью работы был: анализ специальной литературы,
педагогических наблюдений и собственного опыта разработать практические
рекомендации по психологической подготовке высококвалифицированных
игроков в настольный теннис в соревновательном периоде. Для решения
поставленных задач изучен достаточный объем литературы, выявлены
основные психологические трудности, встречающиеся в соревнованиях, а
также наиболее часто встречающиеся ошибки в психологической подготовке.
На основании предварительного исследования были разработаны
практические рекомендации. Результаты проведенного педагогического
эксперимента полностью подтверждают особую важность и значимость
психологической подготовки.
В практических рекомендациях автор предлагает различные приемы,
средства и методы, для применения их в настольном теннисе в
соревновательном процессе, обращая внимание на их простоту и доступность.
Дипломная работа соответствует требованиям, предлагаемым к
дипломным работам и заслуживает положительной оценки.
Рецензент Чиченев Виктор Александрович
преподаватель кафедры ТиМ ИИВС49
Аннотация на выпускную квалификационную работу на тему:
«психологическая подготовка высококвалифицированных игроков в
настольный теннис в соревновательном периоде» студента 5 курса института
СиФВ кафедры ТиМ ИИВС Жукова А.А.
Данная дипломная работа посвящена психологической подготовки
высококвалифицированных игроков в настольном теннисе в соревновательном
периоде.
В представленной работе были решены задачи, а именно: проведен
анализ литературных источников по изучаемой проблеме, выявлены наиболее
экстремальные игровые психологические ситуации в соревновании,
разработаны практические рекомендации по психологической подготовке.
В работе был проведен опрос спортсменов высокой квалификации,
касающийся значения психологической подготовки в соревнованиях. В
процессе опроса было выявлено значение психологической подготовки для
каждого спортсмена, в каких психологических состояниях они пребывают
перед и вовремя матча, как борются со сбивающими факторами, сколько
времени уделяют психологической подготовки и какие средства и методы
психологии применяют в соревнованиях.
На основе исследования, педагогических наблюдений и собственного
опыта в работе представлены практические рекомендации по
психологической подготовке игроков в настольный теннис.50
Summary on final qualification work on a subject: "psychological training of
highly skilled players in table tennis in the competitive period" the student of the
5th course of SIFV institute of TIM IIVS chair of Zhukov A.A.
This thesis is devoted psychological training of highly skilled players in
table tennis in the competitive period.
In the presented work tasks were solved, namely: the analysis of references
on the studied problem is carried out, the most extreme game psychological
situations in competition are revealed, practical recommendations about
psychological preparation are developed.
Also in work survey of athletes of high qualification concerning value of
psychological preparation in competitions was conducted. In the course of poll
value of psychological preparation for each athlete was revealed, in what
psychological states they stay before and in time a match as fight against the
forcingdown factors, what is the time give psychological preparation and what
means and methods of psychology apply in competitions.
On the basis of research, pedagogical supervision and own experience in
work practical recommendations on psychological training of players in table
tennis are submitted.