Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема :
«Психологические особенности малышей, страдающих ДЦП»
Выполнила : Калганова Алина Сергеевна
Педагог дополнительного образования
2020
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.
Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все зависит от их уровня психического развития.
К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться. Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными. Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.
Психологические особенности детей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.
Задержка в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.
На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.
Биологические факторы
К ним относятся:
степень тяжести заболевания;
степень структурных изменений мозга;
ограниченность дееспособности.
У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.
Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.
Дети с ДЦП малоподвижны – движения могут даже доставлять им боль. Из-за этого страдают почти все функции организма. Нормальная еда, движение, массажи, занятия со специалистами поддерживают нормальное состояние таких детей. Конечно, «нормальное» с поправкой на их диагноз. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.
Социальные факторы
В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей. У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.
С ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится. При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.
Процесс социализации детей усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Многие родители из необоснованного страха запрещают своим детям играть с ними. Из-за этого малыш чувствует себя настоящим изгоем. Понимают его и принимают только там, где все такие же «особенные». Круг их общения — родители, врачи, медсестры, социальные работники, другие дети-инвалиды.
С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:
постоянная тревожность;
агрессия;
необоснованные страхи, кошмары.
Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию — психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.
Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы, притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу. Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.
При церебральном параличе нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и развитие эмоционально-волевой и личностной сфер также имеют свою специфику.
Не существует однозначной взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития. И, наоборот незначительные нарушения в двигательной сфере могут сочетаться с тяжелым интеллектуальным недоразвитием.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет специфические особенности:
1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП:
2) выраженность астенических проявлений, которые выражаются в повышенной утомляемости, истощаемости психических процессов, быстрой пресыщаемостью тем видом деятельности, которым занят ребенок:
3) нарушение слаженной деятельности различных анализаторных систем Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.
Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения, зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко. Нарушение двигательной функции препятствует развитию зрительно-моторной координации. При церебральном параличе можно наблюдать слабую сформированность пространственно-различительной деятельности слухового восприятия и памяти.
Выделяют своеобразные особенности психики детей с ДЦП, сказывающиеся на их социальной адаптации в условиях процесса обучения. Важно ориентироваться в индивидуальных особенностях психики подростков с церебральным параличом что, в свою очередь, будет способствовать сглаживанию имеющихся дефектов:
- напряженная работа в процессе урока способствует накоплению скованности и сопровождается сильной двигательной активностью в конце урока. Для снятия скованности важно разрешать таким подросткам движение по классу во время урока:
- большинству подросткам с ДЦП свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы. В данной связи, негативные оценки деятельности подростка с церебральным параличом отрицательно влияют на его поведенческие характеристики. Осуществление позитивного эмоционального климата - значимый момент благополучной адаптации к условиям школьного обучения, успешности усвоения материала;
- специфика памяти: выученная информация подростками с церебральным параличом на следующем занятии может видеться как новая. Спустя время она возвращается в памяти и снова может забыться, что можно объяснить недоразвитием произвольной памяти, слабой избирательностью мнемических процессов.
Дадим характеристику нижеперечисленных особенностей подростков с церебральным параличом:
-доминирование проявлений агрессии, мнительности, обидчивости, иждивенческих установок, недоверия. Нередко можно наблюдать проявления индифферентного отношения к людям;
- низкий уровень развития эмпатийных проявлений. Данная особенность может меняться в зависимости от степени тяжести церебрального паралича;
- взаимосвязь переживания одиночества от состояния здоровья Подростки осознают недостаточность общения, они воспринимают себя неприспособленными даже в элементарных ситуациях жизни, стесняются дать понять окружающим, что нуждаются в помощи (особенно в случае наличия речевых нарушений страх быть непонятым только усиливается). Иначе воспринимают переживание одиночества подростки с нормативным развитием. Данное состояние для них обусловлено другими причинами: сложности взаимодействия с родителями, проявления гиперопеки со стороны родителей, внутренняя неуверенность, страх знакомства с новыми людьми и завязывания дружеских отношений. Последние причины актуальны и для подростков с церебральным параличом;
- подростки с ДЦП переживают сложности в ситуациях межличностного взаимодействия, с трудностями происходит адаптация к людям. Но, они могут адекватно понимать чувства, состояния, действия людей по невербальным способам взаимодействия (мимика, жесты, пантомимика);
- подростки с церебральным параличом, вследствие неуверенности в себе, недостаточного общения, переживают сложности в завязывании новых контактов;
- наличие противоречия при адекватном восприятии оценок окружающих людей и низкой оценке своих возможностей адаптации к социуму. Со стороны поведенческих характеристик наблюдается высокий уровень тревожности и осмотрительности во взаимодействии со сверстниками;
- сложности в самовыражении, высокий уровень восприимчивости на мнение и действия других людей
У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий.
В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие, направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа - его предметность, формируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной информации с действительными качествами воспринимаемого объекта, для обнаружения которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с объектом (Ж. Пиаже, А. В. Запорожец). Перцептивное действие осуществляется при помощи сенсорно-двигательной интеграции. Примером перцептивного действия может быть рассмотрение ребенком нового предмета, для чего необходимо, прежде всего, выделение его из окружающего фона. При нарушении перцептивных действий у детей с ДЦП наблюдается неспособность к интеграции частей воспринимаемого предмета в целостный образ. Ребенок может выделить какую-то отдельную часть предмета, но соотнести его с другими частями и воспринять целостность этого предмета ребенок с ДЦП нередко затрудняется. Особенно наглядно недоразвитие перцептивных действий проявляется в процессе конструирования и рисования. У детей с ДЦП могут существенно страдать все этапы развития зрительных функций.
У многих детей с церебральным параличом отсутствует активность при зрительном восприятии предметов. Ребенок не ищет глазами спрятанный или упавший предмет. Чтобы вызвать у ребенка прослеживание предмета, необходимо, чтобы предмет попал в поле зрение ребенка Такая функция прослеживания при нормальном развитии характерна для детей первых 4-х месяцев жизни. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдается недостаточность зрительно-моторной координации (ребенок не тянется к видимой игрушке и не захватывает ее, т. е. зрение активно не направляет движение его руки к определенной цели). С другой стороны, захватив игрушку, ребенок не пытается ее рассмотреть, т. е. отмечается отсутствие единого поля зрения и поля действия.
Для исследования зрительного восприятия у ребенка с церебральным параличом ему показывается яркая блестящая игрушка, которая помещается в поле его зрения, и отмечается возможность и длительность фиксации взора на ней, возможность прослеживания ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить причину этих нарушений: отсутствие интереса, преобладание реакций страха, грубое нарушение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология.
Наряду с указанными наиболее простыми зрительными функциями исследуют возможность узнавания знакомых игрушек, картинок (1-2 года), возможность сличения цветов (2-3 года). Исследование возможности сличения цветов проводится в виде обучающего эксперимента. Проводится занятие по подбору шариков по цвету.
Проведение занятия: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, складываются в общую коробку. На стол помещаются две пластмассовые тарелочки таких же цветов, как шарики.
Педагог на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит положить его в соответствующую по цвету тарелку. Ребенок с тяжелым двигательным поражением взглядом указывает тарелку, куда надо положить шарик соответствующего цвета. Постепенно задание усложняется: увеличивается количество предъявляемых ребенку цветов. При оценке результатов учитывается объем оказанной ребенку помощи.
У детей, начиная с 3-4 летнего возраста, исследуют особенности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. Для этого используют яркие игрушки и такие же картинки: ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко. Ребенок рассматривает игрушки и при предъявлении картинки показывает или подает соответствующую игрушку. При усложнении задания ребенку можно предложить сличение геометрических форм.
Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с церебральными параличами может отмечаться недостаточность слухового восприятия. Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно обследуется особенно в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуется состояние ориентировочного слухового рефлекса, проверяется возможность локализации звука в пространстве. Для этого ребенку предлагается указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Если есть подозрение на нарушение слуха у ребенка, необходимо обследование у сурдолога.
У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это является выражением врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется значительно дольше.
При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познавательной активности, что наблюдается у детей с задержкой в развитии или с психическим недоразвитием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.