«Психологические особенности успешного обучения в школе»
Что же такое готовность к школьному обучению?
Это состояние, которое предшествует приходу в школу. Это формирование внутренней позиции школьника, т.е. стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные правила и обязанности, и является главной составляющей того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.
На первый план выходит развитие эмоционально-волевой сферы.
Это самооценка ребенка.
Она не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них.
Развитие самооценки начинается со становления «Я» ребенка, знанием и пониманием его особенностей и индивидуальности. Для ребенка естественно оценивать каждое свое усилие.
Действия взрослого, направленные на формирование положительной самооценки:
- уважаем личность ребенка;
- хвалим ребенка, оцениваем его деятельность;
- сравниваем его победу или трудности с его собственными действиями до и после;
- учим самостоятельно анализировать свои поступки;
- понять причину не успешности ( спросить, поговорить).
Новообразование старшего дошкольного возраста – произвольность.
Это переход от непроизвольной деятельности к деятельности, требующей определенных волевых усилий. Это умение управлять своим поведением.
Формирование произвольности:
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- ориентироваться на заданную систему требований;
- внимательно слушать задания, предлагаемые в устной форме;
- самостоятельно выполнять задания по заданному образцу.
Развитие произвольности:
- сюжетно – ролевая игра (подчинение правилам в свободной форме);
- дидактическая игра (игры с правилами: четкие правила действий).
Действия взрослого, направленные на развитие произвольности:
- выработка конкретных правил поведения в семье вместе с детьми;
- использование правил – схем;
- четкое проговаривание правил;
- поощрение и наказание за нарушение правил ( такт, уважение и единство слов и действий);
- развитие волевой саморегуляции (графический диктант);
- развитие зрительно – моторной координации ( слушает ли рука глаз), копирование по образцу.
Параметры школьной готовности показывают , что ребенок к школе готов. А умеет ли ребенок учится?
Это значит: услышать – понять вопрос – приступить к обучению ( действию).
Часто взрослый ставит вопрос и сам на него отвечает. Это означает, что взрослый ребенка учит, а он у него не учится. Не учится чему? Тому, чему невозможно научиться через внешнее подражание. Так можно научится читать, считать, но не выяснять причины и следствия, как что –то сделано, устроено, и что будет , если…
Так можно научиться говорить и делать , но не думать.
Ребенок умеет учиться, если:
- понимает, что он чего – то не умеет, не понимает и приучен говорить об этом взрослому: «Я не понял вопрос?».
- умеет отличить новую задачу от старой и задуматься над тем, как её решить, а не «говорит» 1-й попавшийся ответ.
- отличает вопрос, на который можно ответить, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний ( получить их у взрослого или из книг).
Важно приучить ребенка к двум важным для школы вещим. Во – первых, к умению любой вопрос рассматривать с разных точек зрения, искать и отстаивать свою точку зрения, а не принимать в готовом виде. Во – вторых, Вы дадите ребенку опыт человеческих отношений, построенный на взаимном уважении.
Например: Вы смотрите книгу о животных. Прежде чем рассказать о новых животных, попросите его рассмотреть все картинки и посчитать, сколько зверей он уже знает, а про скольких ему предстоит узнать. О каких животных он хочет узнать сейчас.
Помните, что «МЫСЛЬ ВХОДИТ В ДУШУ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ВРАТА ЧУВСТВ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.