«Психологические особенности успешного обучения в школе»

  • doc
  • 09.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала психологические особенности готовности к школе.doc

                            «Психологические особенности успешного обучения в школе»

Что же такое готовность к школьному обучению?

Это состояние, которое предшествует приходу в школу. Это формирование внутренней позиции школьника, т.е. стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные правила и обязанности, и является главной составляющей того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.

На первый план выходит развитие эмоционально-волевой сферы.

Это самооценка ребенка.

Она не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них.

Развитие самооценки начинается со становления «Я» ребенка, знанием и пониманием его особенностей и индивидуальности. Для ребенка естественно оценивать каждое свое усилие.

Действия взрослого, направленные на формирование положительной самооценки:

- уважаем личность ребенка;

- хвалим ребенка, оцениваем его деятельность;

- сравниваем его победу или трудности с его собственными действиями до и после;

- учим самостоятельно анализировать свои поступки;

- понять причину не успешности ( спросить, поговорить).

Новообразование старшего дошкольного возраста – произвольность.

Это переход от непроизвольной деятельности к деятельности, требующей определенных волевых усилий. Это умение управлять своим поведением.

Формирование произвольности:

- сознательно подчинять свои действия правилу;

- ориентироваться на заданную систему требований;

- внимательно слушать задания, предлагаемые в устной форме;

- самостоятельно выполнять задания по заданному образцу.

Развитие произвольности:

- сюжетно – ролевая игра (подчинение правилам в свободной форме);

- дидактическая игра (игры с правилами: четкие правила действий).

Действия взрослого, направленные на развитие произвольности:

- выработка конкретных правил поведения в семье вместе с детьми;

- использование правил – схем;

- четкое проговаривание правил;

- поощрение и наказание за нарушение правил ( такт, уважение и единство слов и действий);

- развитие волевой саморегуляции (графический диктант);

- развитие зрительно – моторной координации ( слушает ли рука глаз), копирование по образцу.

 Параметры школьной готовности показывают , что ребенок к школе готов. А умеет ли ребенок учится?

Это значит: услышать – понять вопрос – приступить к обучению ( действию).

Часто взрослый ставит вопрос и сам на него отвечает. Это означает, что взрослый ребенка учит, а он у него не учится. Не учится чему? Тому, чему невозможно научиться через внешнее подражание. Так можно научится читать, считать, но не выяснять причины и следствия, как что –то сделано, устроено, и что будет , если…

Так можно научиться говорить и делать , но не думать.

 

Ребенок умеет учиться, если:

- понимает, что он чего – то не умеет, не понимает и приучен говорить  об этом взрослому: «Я не понял вопрос?».

- умеет отличить новую задачу от старой и задуматься над тем, как её решить, а не «говорит» 1-й попавшийся ответ.

- отличает вопрос, на который можно ответить, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний ( получить их у взрослого или из книг).

Важно приучить ребенка к двум важным для школы вещим. Во – первых, к умению любой вопрос рассматривать с разных точек зрения, искать и отстаивать свою точку зрения, а не принимать в готовом виде. Во – вторых, Вы дадите ребенку опыт человеческих отношений, построенный на взаимном уважении.

Например: Вы смотрите книгу о животных. Прежде чем рассказать о новых животных, попросите его рассмотреть все картинки и посчитать, сколько зверей он уже знает, а про скольких ему предстоит узнать. О каких животных он хочет узнать сейчас.

Помните, что «МЫСЛЬ ВХОДИТ В ДУШУ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ВРАТА ЧУВСТВ».