ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПАЦИЕНТА
Оценка 4.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПАЦИЕНТА

Оценка 4.9
docx
05.12.2021
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПАЦИЕНТА
психология.docx

 

 

 

 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка

Квалификация: Медицинская сестра /медицинский брат

 

 

ОП.09. Психология

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПАЦИЕНТА

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 «Пациент и его близкие — единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай» В.В.Миллионщикова (Советский и российский врач, одна из зачинателей паллиативной медицины в России, основатель и главный врач Первого московского хосписа).

Каждому врачу придется вступать в разговор не только с самим больным, но и с его родственниками. Взаимоотношения между ними могут изменяться в зависимости от ситуации. Если состояние больного в процессе лечения улучшается, то их взаимоотношения всегда будут самые хорошие и доброжелательные. Если родственники обращаются к врачу по поводу больного, судьба которого внушает опасение, разговор, как правило, бывает откровенным, и у врача, как правило, не бывает основания скрывать от них серьезности положения. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Таким образом, лечащий доктор находится в постоянном контакте с родственниками своего пациента. Чаще контакт происходит по инициативе родственников, стремящихся получить максимальную информацию о состоянии здоровья, необходимых обследованиях, вариантах лечения и прогнозе заболевания. Реже это происходит по инициативе врача обычно в случае, если контакта врача и больного недостаточно для выяснения данных анамнеза, понимания назначенных лечебных мероприятий, необходимого режима труда и отдыха. Еще реже необходимость возникает тогда, когда родственники не интересуются состоянием пациента, а его дальнейшая судьба не может быть решена без их вмешательства.

 

 

 

 

ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ ПАЦИЕНТА

Характер контакта с родственниками может иметь самое разнообразное значение. Одни родственники предъявляют чрезмерные, невыполнимые претензии к медработникам, необоснованно осуждают их действия, требуют все новых консультаций и обследований. В общении с такими родственниками от медработника требуются большое чувство такта, выдержка, огромное терпение. Все его убеждения родственников должны основываться на том, что действия медицинского персонала выполняются исключительно в интересах больного, и те необоснованные требования могут повредить состоянию больного, как физическому, так и психическому.
Встречаются варианты, когда близкие родственники стремятся присутствовать при осуществлении диагностических или лечебных манипуляций, проводимых пациенту. Они опасаются, что больной может быть недостаточно точен в описании своей болезни. Задачей медработника является отстаивание своего права общения с больным наедине, разъяснив родным, что им достаточно будет пообщаться до и после проводимых манипуляций. Кроме того, медработник должен продумать и взвесить, с кем целесообразнее пообщаться раньше: с больным или его родными, сделать это в один день или развести это общение во времени. Лишь в редких случаях присутствие родственников при проведении лечебно-диагностических манипуляций можно считать целесообразным (если больными являются ребенок, инвалид, крайне ослабленный человек или психически больной).          Общение с родственниками больных занимает существенную часть времени работы врача. Нельзя считать это время потраченным напрасно, поскольку после завершения лечения больной возвращается в семью и от настроя родных во многом зависят степень его адаптации, возможность долго сохранять достигнутый эффект. Благоприятные отношения в семье могут помочь выздоровлению, так же как напряженные — свести весь успех лечения на нет. Нередко сами родные нуждаются в поддержке и психологической коррекции, оказать такую поддержку—долг врача.
        Врач порой чувствует себя в общении с родственниками более раскрепощенно, чем с больным. Сообщить им страшную информацию кажется проще, чем самому больному. Это является ошибкой. То, в какой степени родственники должны быть осведомлены о состоянии его здоровья, нужно обсудить в первую очередь с самим больным. Это не значит, что больного и его родных нужно знакомить со всеми предположениями и рассуждениями врача. Так, сообщение родственникам о том, что врач хочет исключить диагноз злокачественной опухоли, может стать причиной длительных переживаний, в то время как никакой помощи в этот момент от родных мы получить не можем. В дальнейшем этот страшный диагноз может не подтвердиться. Поэтому, видимо, такой разговор следует отложить до того момента, когда диагноз будет совершенно ясен и врач определит свою тактику на будущее.
        Отмечают, что в переживаниях близких можно выделить те же стадии, что и у больного. Это сомнения, шок, активная адаптация, психическая декомпенсация и капитуляция. Психологическая коррекция в этом случае проводится по тем же правилам, что и у пациента. Во многих случаях будет вполне уместно предложить и лекарственное лечение, если переживания становятся непереносимыми или полностью дезорганизуют жизнь.
Реакция родственников на болезнь зависит также от их личностных качеств.
Проанализировав всю информацию изложенную выше, можно вывести некоторые правила, которые позволят правильно, контактировать с родственниками пациента.
       Необходимо:
1. Воспринимать общение с родственниками пациента как необходимую часть лечебной работы.
2. Подготовиться к общению с родственниками пациента: уточнить время и дату разговора, при необходимости договориться заранее и согласовать детали разговора (если необходимо какое-либо содействие родственников в организации, ухода, помощь в транспортировке, выявлено серьезное заболевание или состояние, угрожающее жизни пациента).
3. Подготовить рабочее место, документы, иметь опрятный внешний вид, уделить особое внимание морально-психологическому настрою, четко определить тему и стиль беседы.
4. Владеть достоверной информацией о состоянии больного на текущий момент (момент беседы).
5. Получить согласие пациента на общение с родственниками (если больной находится в адекватном состоянии, уточнить у него, кому из родственников он разрешает давать информацию о его заболевании и в каком объеме).
6. Отвести для беседы достаточное количество времени (не менее 3-4 минут), в соответствующих условиях (тихое место, без посторонних лиц).
7. Поприветствовать родственника (-ов) пациента, представиться.
8. Обращаться к родственникам уважительно, по имени и отчеству (узнать при необходимости, уточнив степень сродства с больным), говорить на доступном им языке, поясняя профессиональные термины.
9. Объективно, без эмоциональных и личностных оценок предоставлять информацию о пациенте.
10. Использовать индивидуальный подход к родственникам пациента, ориентируясь на их психологическое состояние, при этом общение должно быть максимально вежливым и корректным.
11. Демонстрировать полную заинтересованность, внимание к собеседникам; на протяжении всего взаимодействия сохранять доброжелательный, корректный тон, позитивную атмосферу, оказывать психологическую поддержку, успокаивать, подбадривать (вербально и невербально).
12. Внимательно выслушивать, повторять ключевые фразы.
13. Обязательно осведомить о возможных рисках тех или иных диагностических и лечебных процедур, обосновав необходимость их проведения; о возможных осложнениях имеющегося патологического процесса, которые могут возникнуть при естественном течении заболевания.
14. Сообщить о достигнутых успехах, подчеркнуть роль проводимого квалифицированного лечения в вашей больнице.
15. Информировать родственников о режиме и правилах посещения.
16. Давать рекомендации.
17. Интересоваться, есть ли вопросы, отвечать при их наличии.
18. Уметь контролировать свои эмоции.
19. Управлять беседой, иметь стандартные вопросы для различных вариантов развития взаимодействия.
20. Удостовериться в адекватности, правильности понимания собеседником полученной информации.
21. Предоставлять информацию в рамках свое должностной компетенции, соблюдая нормативно-правовые документы.
22. Уметь корректно прервать разговор, в случае возникновения экстренного вопроса извиниться и оперативно уладить ситуацию.
23. При взаимодействии со «сложными» родственниками пациента приглашать коллег в качестве свидетелей их неадекватного поведения.
24. Подвести итог в беседе, поблагодарить, выразить надежду на успех, попрощаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, общение с родственниками пациента должно быть обязательным мероприятием во время лечения больного. Пытаться уделить беседе столько времени сколько потребуется. Ведь состояние больного зависит не только от действий врача, но и от моральной поддержки родственников. Подведем итог, ни один врач и ни одно лечение не способны заменить внимание членов семьи. Именно поэтому для скорейшего выздоровления больного так важно объединить усилия врача и родственников. Для этого обеим сторонам следует стать одной командой, наладив отношения друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.М.Я. Яровинский Лекции по курсу "Медицинская этика" (биоэтика) / М. Я. Яровинский. - М. : Медицина (Учебная литература для студентов медицинских вузов / Моск. мед. акад. им. И. М. Сеченова. Каф. истории медицины и культурологии)[1]. - 1999. - 203, [2] с.;

2. Блог о медицине и здоровье blogmedics.ru [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.easycounter.com/report/blogmedics.ru, по подписке. Дата обращения: 11.06.2021г.

3. Новости и технологии медицины medbe.ru[Электронный ресурс].Режим доступа: https://medbe.ru, свободный.  Дата обращения: 11.06.2021г.

4. Студенческая библиотека онлайн studbooks.net [Электронный ресурс].        Режим доступа:  https://studbooks.net, свободный. Дата обращения:   11.06.2021г.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка

Пациент и его близкие — единое целое

Пациент и его близкие — единое целое

Характер контакта с родственниками может иметь самое разнообразное значение

Характер контакта с родственниками может иметь самое разнообразное значение

Сообщить им страшную информацию кажется проще, чем самому больному

Сообщить им страшную информацию кажется проще, чем самому больному

Подготовить рабочее место, документы, иметь опрятный внешний вид, уделить особое внимание морально-психологическому настрою, четко определить тему и стиль беседы

Подготовить рабочее место, документы, иметь опрятный внешний вид, уделить особое внимание морально-психологическому настрою, четко определить тему и стиль беседы

Информировать родственников о режиме и правилах посещения

Информировать родственников о режиме и правилах посещения

Таким образом, общение с родственниками пациента должно быть обязательным мероприятием во время лечения больного

Таким образом, общение с родственниками пациента должно быть обязательным мероприятием во время лечения больного

М.Я. Яровинский Лекции по курсу "Медицинская этика" (биоэтика) /

М.Я. Яровинский Лекции по курсу "Медицинская этика" (биоэтика) /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2021