ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ «WHOLE BRAIN TEACHING»
Марченко Е.Е.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Брест, Республика Беларусь
На современном этапе совместные усилия педагогической и психологической наук направлены на разработку не просто эффективных, но прежде всего здоровьесберегающих технологий обучения детей и взрослых.
В качестве одной из таких технологий можно рассматривать Whole brain teaching (WBT), разработанную C. Biffle, J. Vanderfin, C. Rekstad. Как позиционируют последователи WBT, данная технология задействует разные каналы восприятия информации, способствует консолидации работы подкорковых структур и коры головного мозга, правого и левого полушария, что способствуют эффективному усвоению изучаемого материала. WBT активно развивается в странах Америки, Европы и Азии, в то время как ее осмысление русскоязычными специалистами только начинается [1].
Цель данной статьи – проанализировать не только психологические механизмы, обеспечивающие эффективность WBT, но также и описать возможные ограничения данной технологии, что, как правило, не рассматривается последователями WBT.
Рассмотрим пять базовых правил работы группы (класса) в WBT.
Основные правила («Принимай обдуманные решения» / «Make smart choices – tap your temple on your head»; «Делай так, чтобы твой дорогой учитель был доволен» / «Keep your dear teacher happy»; «Подыми руку, чтобы говорить» / «Rise your hand for permission to speak»; «Подыми руку и/или сделай специальный жест пальцами, чтобы покинуть свое место» / «Raise your hand for permission to leave your chair or raise your hand and make a waving motion with your fingers») призваны обеспечить прозрачность взаимодействия учеников и педагога на уроке [2]. Также важным психологическим моментом выступает опосредованность с помощью специальных жестов, что повышает возможность произвольного контроля ученика над собственным поведением. Соотносимые с каждым правилом жесты позволяют снизить вербальную «нагрузку» на занятии и таким образом освободить поле сознания учеников и учителя для восприятия важной информации по теме занятия. Перечисленные правила обоснованы психологически и не вызывают сомнений.
В свою очередь влияние правило «Следуй инструкциям быстро / сделай рукой или пальцем волнообразный жест» («Follow directions quickly / move your hand or finger in a swimming motion forward»), которое задает общий темп работы, с психологической точки зрения видится не столь однозначным. С одной стороны, оно указывает ученикам на необходимость ценить время работы, а не «тянуть резину». И в этом плане оно видится обоснованным.
Следует отметить, что в целом WBT ориентировано на работу в очень быстром темпе. Это иллюстрируют примеры видео записей работы последователей WBT [3]. Используемые приемы работы ориентированы на создание особой атмосферы драйва и даже, как отмечают сами создатели WBT, веселья, что дополнительно повышает эффективность усвоения материала за счет включения механизмов научения. Однако данный темп работы имеет немало ограничений. В том числе ряд из них вызван необходимостью учитывать индивидуально-типологические особенности темперамента учеников, которые среди прочего могут обнаруживаются в медленной ориентировке.
Отдельно можно отметить возможный дискомфорт, который могут испытывать тревожные ученики. Вероятно, что данная технология импонирует педагогам с эмоционально-импровизационным стилем педагогической деятельности (А.К. Маркова, А.Я. Никонова), которые типично характеризуются высоким темпом психической и практической деятельности. Однако в таком случае педагог должен иметь какое-то средство, предотвращающие необоснованное ускорение темпа работы. Однако нам не удалось обнаружить подобного инструмента в WBT.
Проанализируем психологические механизмы, стоящие за приемами организации работы класса.
Прием «The class» – «Yes!» – представляет собой использование речевого сигнала для начала презентации педагогом важной информации. Перед тем, как начать объяснение, педагог произносит громким голосом и с особой восходящей интонацией обращения «Class!» (Класс!). После этого ученики должны громко и слаженно ответить «Yes!» (Да!). Данный прием предполагает активизацию префронтальной зоны коры больших полушарий, отвечающую за произвольный контроль. Чтобы получить максимальную концентрацию внимания учеников педагог может повторять данный сигнал 2–3 раза и уже с разной интонацией и/или с разным темпом (протяжно и тихо; резко и громко; с нарастающей громкостью и т.п.). При этом ученики должны воспроизводить соответствующую интонацию и громкость в своем ответе.
Второй прием – триггер-команда, указывающая на переход к этапу активного воспроизведения учениками в парах материала, представленного педагогом. При этом ученики должны не просто проговорить информацию, но и повторять соответствующие иллюстративные жесты, которые специально вводит педагог во время объяснения. Данный сигнал выглядит как сочетание фразы «Teach!» и громких хлопков, число и ритм которых педагог каждый раз варьирует. Ответный сигнал, который «подают» ученики – это громкое «OK!» и воспроизведение хлопков. После этого ученики быстро разворачиваются к соседу лицом и начинают проговаривать материал. При этом может быть два варианта: либо ученики по очереди воспроизводят материал в быстром темпе, либо они проговаривают его одновременно (не слушая друг друга). В любом случае ключевым является проговаривание само по себе. Данный прием можно соотнести с одним из этапов интериоризации в ходе поэтапного формирования умственных действий, описанным П.Я. Гальпериным (громкая речь). При этом демонстрируемые педагогов и затем повторяемые детьми жесты символизируют те или иные аспекты запоминаемой информации. И они не могут трактоваться как этап материального действия. Это всего лишь средство актуализации двигательной памяти. Другими словами, в WBT сделана попытка актуализировать разные виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную) у учеников с целью повышения эффективности запоминания.
Таким образом работа в WBT построена как череда этапов презентации информации педагогом и повтора информации учениками. В этом можно увидеть определенные сходства с технологией программированного обучения. В данном случае усвоение опирается на произвольное, но механическое повторение материала. В свою очередь осмысление и обобщение разбираемой информации не рассматриваются разработчиками как центральное содержание работы. В этом аспекте идеи технологии WBT противопоставлены положениям развивающего (В.В. Давыдов) или проблемного обучения (Л.В. Занков), эффективность которых доказана не только с точки зрения усвоения информации учениками, но и с позиции формирования универсальных учебных действий, а также в целом субъектной позиции учащегося у детей.
Все рассмотренные выше аргументы указывают на необходимость дальнейшего анализа, детализации и апробации методических рекомендаций по использованию подхода «Whole brain teaching» в образовательном процессе на постсоветском пространстве, что является задачей наших дальнейших исследований.
Литература
1. Тарасенко, С. И. РаЭмО [Электронный ресурс] / С. И. Тарасенко. – Режим доступа: https://sites. google.com/site/svetarasen/newtechs/whole-brain-teaching. – Дата доступа: 04.04.2020.
2. Whole Brain Teaching Official Store [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.teacherspayteachers.com/Store/Whole-Brain-Teaching-Official-Store. – Date of access: 12.04.2020.
3. Whole Brain Teaching. A world leader in brain based education [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.youtube.com/user/ChrisBiffle. – Date of access: 28.04.2020.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.