Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
_______________ И.В. Гусева
Протокол № 1 от 27.08.2019
|
Согласовано
на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Л.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято
на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета
______________ С.С. Васин
Протокол № 1 от 30.08.2019
|
Утверждаю
Директор школы
___________ С.С. Васин
Приказ № 352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по математике
Предметная область - Математика и информатика
Класс – 1 А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Медведева Н.А.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
стр.
Пояснительная записка 3
Содержание учебного предмета 10
Планируемые результаты освоения учебного предмета 13
Календарно-тематическое планирование 20
Список использованных источников 27
Лист коррекции
Аннотация 28
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике, 1 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год № 352 от 30.08.2019;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс № 425 от 31.08.2018;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) № 425 от 31.08.2018;
- Положение о пятидневной учебной неделе, утверждено приказом № 181/1 от 24.05.2019.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1–4 классов начальной школы / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2011.
2. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс: учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : БИНОМ, 2019, 64 с.
3. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2010.
4. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. / Л. Г. Петерсон [и др.]. – М. : Ювента, 2010.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачами курса являются:
• формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
• приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знаний, его преобразования и применения;
• формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
• духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
• формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
• реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
• овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
Основная концептуальная идея курса математики «Учусь учиться» состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения математического образования в основной школе.
С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, и, соответственно, изменяются методики изучения математического содержания и способы создания образовательной среды.
Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
Учебный предмет математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Количество учебных часов в год – 132.
Количество учебных часов в неделю – 4.
Представленная в рабочей программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.
Специфика учебного предмета математика заключается в том, что изучаемый предмет имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий математические, природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность изучения окружающего мира математическими средствами. Практические задачи являются средством и условием формирования способности обучающихся применять полученные на уроках математики знания в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. В первом классе система оценивания является безотметочной. Уровень достижения образовательных результатов обучающихся оценивается качественно.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие (урок).
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Путешествие, инсценировка, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
2. |
Урок рефлексии |
Практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение, беседа, урок-откровение, урок-совершенствование |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, конкурсы |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по математике
Виды контроля: предварительный (стартовый), текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, контрольная работа, диагностическая работа, анализ динамики усвоения учебного материала, конкурсы, соревнования, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, портфолио обучающегося.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Материально – техническое оснащение
Печатные пособия Разрезной материал по математике (приложения к учебнику).
Технические средства обучения.1. Мультимедийный проектор.2. Экран проекционный.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Содержание учебного предмета
Числа и арифметические действия с ними
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на... Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков «=», «>», «<».
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на...»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2–4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления
Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1–2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков «>», «<», «=».
Уравнения вида а + х = b, a – x = b, х – а = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместителъного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с – а = б.
Математический язык и элементы логики
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе контрольные работы |
|
Промежу точные |
Итоговые |
|||
1 |
Числа и арифметические действия с ними |
|
- |
- |
2 |
Работа с текстовыми задачами |
|
1 |
1 |
3 |
Геометрические фигуры и величины |
|
2 |
1 |
4 |
Величины и зависимости между ними |
|
3 |
1 |
5 |
Алгебраические представления |
|
1 |
1 |
6 |
Математический язык и элементы логики |
|
|
|
7 |
Работа с информацией и анализ данных |
|
|
|
Итого |
132 |
7 |
4 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;
· представление о причинах успеха в учёбе;
· общее представление о моральных нормах поведения;
· осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника),
· активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку),
· бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
· элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
· соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· положительного отношения к школе;
· первоначального представления о знании и незнании;
· понимания значения математики в жизни человека;
· первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
· первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
· понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
· принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
· понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
· адекватно воспринимать предложения учителя;
· проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
· осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
· оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
· составлять план действий для решения несложных учебных задач;
· выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
· осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
· принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
· в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
· выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные
Обучающийся научится:
· ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
· использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
· читать простое схематическое изображение; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
· на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
· проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
· выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
· под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
· под руководством учителя проводить аналогию;
· понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
· строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
· осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Обучающийся получит возможность научиться:
· составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
· строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
· выделять существенные признаки объектов;
· под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
· понимать содержание эмпирических обобщений;
· с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
· проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· принимать участие в работе парами (группами);
· понимать задаваемые вопросы;
· воспринимать различные точки зрения;
· понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
· контролировать свои действия в классе;
· слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
· использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
· наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
· формулировать свою точку зрения;
· включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;
· интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
· совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Обучающийся научится:
· различать понятия «число» и «цифра»;
· читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
· понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);
· сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);
· упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;
· понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
· понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;
· различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Обучающийся получит возможность научиться:
· практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
· понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
· складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
· складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
· применять таблицу сложения в пределах 20;
· выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
· вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
· применять переместительное свойство сложения;
· понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
· сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
· выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
· составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
· восстанавливать сюжет по серии рисунков;
· составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
· изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
· различать математический рассказ и задачу;
· выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;
· составлять задачу по рисунку, схеме;
· понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
· различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
· решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
· рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
· соотносить содержание задачи и схему к ней;
· составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
· составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
· рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
· понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
· распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
· изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
· обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
· чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
· распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
· изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Обучающийся научится:
· определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
· применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
· выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
· получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
· дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
· изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
· читать простейшие готовые схемы, таблицы;
· выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|||
план |
факт |
||||||
1 |
|
|
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. |
1 |
Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать признаки предметов с использованием слов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, шире — уже, толстый — тонкий, длинный — короткий Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом. Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10Называть числа в порядке их следования при счёте. Вести порядковый счёт предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй…Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше)
Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки. Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Писать цифру
1. Соотносить цифру и число 1 Писать цифру
2. Соотносить цифру и число 2 Различать и называть прямую
линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с
изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже
прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс),
– (минус), = (равно) Воспроизводить последовательность
чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого
числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Воспроизводить последовательность
чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого
числа. Определять место каждого числа в этой последовательности.
Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства Выполнять сложение и вычитание вида ± 1. Присчитывать и отсчитывать по 1 Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Выполнять сложение и вычитание вида ± 1, ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания 2 с помощью числового отрезка. Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и
вычитания. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3. Моделировать способы прибавления и вычитания 3 с помощью числового отрезка. Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же»,
«столько же и ещё …», «столько же, но без …», задачи в одно действие на
увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи Выполнять сложение и вычитание вида: ± 1, ± 2, ± 3, ± 4, ± 5. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. Моделировать способы прибавления и вычитания 5 с помощью числового отрезка. Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку,
схематическому чертежу, решению. Выполнять вычисления вида – 6, – 7, – 8, – 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10.
Образовывать числа
второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа,
опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте. Читать и записывать числа
второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи Выполнять измерение длин
отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные
единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2
дм).Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 –
10, основываясь на знаниях по нумерации.
|
||
2 |
|
|
Свойства предметов. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник |
1 |
|||
3 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Свойства предметов. Порядок |
1 |
|||
4 |
|
|
Интегрированный урок с технологией Свойства предметов. Большие и маленькие |
1 |
|||
5 |
|
|
Группы предметов |
|
|||
6 |
|
|
Выделение части группы |
1 |
|||
7 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «¹» |
1 |
|||
8 |
|
|
Интегрированный урок с технологией . Составление равных и неравных групп |
1 |
|||
9 |
|
|
Сложение групп предметов. Знак «+». |
1 |
|||
10 |
|
|
Сложение групп предметов |
1 |
|||
11 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Вычитание групп предметов. Знак «–» |
1 |
|||
12 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Вычитание групп предметов |
1 |
|||
13 |
|
|
Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже. |
1 |
|||
14 |
|
|
Порядок |
1 |
|||
15 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Контрольная работа № 1 «Свойства предметов» |
1 |
|||
16 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже |
1 |
|||
17 |
|
|
Один - много. На, над, под. Перед, после, между. Рядом |
1 |
|||
18 |
|
|
Число и цифра 1. Справа, слева, посередине |
1 |
|||
19 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел |
1 |
|||
20 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Число и цифра 3. Отрезок. Треугольник |
1 |
|||
21 |
|
|
Состав числа 3 |
1 |
|||
22 |
|
|
Числа 1,2,3 |
1 |
|||
23 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Число и цифра 4. |
1 |
|||
24 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Сложение и вычитание в пределах 4 |
1 |
|||
25 |
|
|
Состав числа 4. |
1 |
|||
26 |
|
|
Числовой отрезок |
1 |
|||
27 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Число и цифра 5, состав числа 5. Пятиугольник |
1 |
|||
28 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Состав числа 5. Параллелепипед. Куб.Пирамида |
1 |
|||
29 |
|
|
Столько же |
1 |
|||
30 |
|
|
Столько же |
1 |
|||
31 |
|
|
Интегрированный урок по окружающему миру. Числа 2, 3, 4, 5 |
1 |
|||
32 |
|
|
Интегрированный урок с технологией. Знаки «>» и «<» . Сравнение чисел |
1 |
|||
33 |
|
|
Больше, меньше. Сравнение чисел. |
1 |
|||
34 |
|
|
Число и цифра 6 |
1 |
|||
35 |
|
|
Число и цифра 6 |
1 |
|||
36 |
|
|
Точки и линии |
1 |
|||
37 |
|
|
Компоненты сложения |
1 |
|||
38 |
|
|
Области и границы |
1 |
|||
39 |
|
|
Компоненты вычитания |
1 |
|||
40 |
|
|
Контрольная работа № 2 |
1 |
|||
41 |
|
|
Отрезок и его части |
1 |
|||
42 |
|
|
Число и цифра 7 |
1 |
|||
43 |
|
|
Ломаная линия |
1 |
|||
44 |
|
|
Выражения |
1 |
|||
45 |
|
|
Сравнение выражений |
1 |
|||
46 |
|
|
Выражение |
1 |
|||
47 |
|
|
Число и цифра 8 |
1 |
|||
48 |
|
|
Числа от 1 до 8 |
1 |
|||
49 |
|
|
Числа от 1 до 8 |
1 |
|||
50 |
|
|
Число и цифра 9 |
1 |
|||
51 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
52 |
|
|
Компоненты сложения |
1 |
|||
53 |
|
|
Компоненты вычитания |
1 |
|||
54 |
|
|
Контрольная работа № 3 |
1 |
|||
55 |
|
|
Части фигур |
1 |
|||
56 |
|
|
Части фигур |
1 |
|||
57 |
|
|
Число и цифра 0 |
1 |
|||
58 |
|
|
Число и цифра 0 |
1 |
|||
59 |
|
|
Кубик Рубик |
1 |
|||
60 |
|
|
Равные фигуры |
1 |
|||
61 |
|
|
Равные фигуры |
1 |
|||
62 |
|
|
Волшебные цифры |
1 |
|||
63 |
|
|
Алфавитная нумерация |
1 |
|||
64 |
|
|
Задача |
1 |
|||
65 |
|
|
Задача |
1 |
|||
66 |
|
|
Задача |
1 |
|||
67 |
|
|
Задача |
1 |
|||
68 |
|
|
Сравнение чисел |
1 |
|||
69 |
|
|
Задачи на сравнение |
1 |
|||
70 |
|
|
Задачи на сравнение |
1 |
|||
71 |
|
|
Задачи на сравнение |
1 |
|||
72 |
|
|
Задачи на сравнение |
1 |
|||
73 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
74 |
|
|
Контрольная работа № 4 |
1 |
|||
75 |
|
|
Величины и длина |
1 |
|||
76 |
|
|
Величины и длина |
1 |
|||
77 |
|
|
Длина |
1 |
|||
78 |
|
|
Масса |
1 |
|||
79 |
|
|
Масса |
1 |
|||
80 |
|
|
Объем |
1 |
|||
81 |
|
|
Свойства величин |
1 |
|||
82 |
|
|
Свойства величин |
1 |
|||
83 |
|
|
Свойства величин |
1 |
|||
84 |
|
|
Решение задач |
1 |
|||
85 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
86 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
87 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
88 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
89 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
90 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
91 |
|
|
Уравнения |
1 |
|||
92 |
|
|
Контрольная работа № 5 |
1 |
|||
93 |
|
|
Единицы счета |
1 |
|||
94 |
|
|
Единицы счета |
1 |
|||
95 |
|
|
Число 10 |
1 |
|||
96 |
|
|
Десять |
1 |
|||
97 |
|
|
Число и цифра 10 |
1 |
|||
98 |
|
|
Решение задач |
1 |
|||
99 |
|
|
Счет десятками |
1 |
|||
100 |
|
|
Круглые числа |
1 |
|||
101 |
|
|
Круглые числа |
1 |
|||
102 |
|
|
Дециметр |
1 |
|||
103 |
|
|
Контрольная работа № 6 |
1 |
|||
104
|
|
|
Счет десятками и единицами |
1 |
|||
105 |
|
|
Название чисел до 20 |
1 |
|||
106 |
|
|
Нумерация чисел второго десятка |
1 |
|||
107 |
|
|
Нумерация чисел до 20 |
1 |
|||
108 |
|
|
Нумерация двузначных чисел |
1 |
|||
109 |
|
|
Нумерация двузначных чисел |
1 |
|||
110 |
|
|
Сравнение двузначных чисел |
1 |
|||
111 |
|
|
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
|||
112 |
|
|
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
|||
113 |
|
|
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
|||
114 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
115 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
116 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
117 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
118 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
119 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
120 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
121 |
|
|
Таблица сложения |
1 |
|||
122 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
123 |
|
|
Контрольная работа № 7 |
1 |
|||
124 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
125 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
126 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
127 |
|
|
Повторение |
1 |
|||
128 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
|||
129 |
|
|
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20. |
1 |
|||
130 |
|
|
Комплексная контрольная работа |
1 |
|||
131 |
|
|
Задачи на повторение. |
1 |
|||
132 |
|
|
Задачи на повторение. |
1 |
|||
Список используемых источников
1. Асмолов, А. Г., Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М. : Ювента, 2010.
3. Осетинская, О. В. Я – первоклассник : портфолио учащегося О. В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2010.
5. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина [и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.
6. Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. – М. : Ювента, 2007.
7. Петерсон, Л. Г. Сценарии уроков к учебнику «Математика». 1 класс / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2010.
8. Петерсон, Л. Г. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 1 класса. Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2007.
9. Петерсон, Л. Г. Геометрическое лото. 1 класс : дидактическое пособие / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2009.
ло». – М. : Издательство Бука, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
10. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
11. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
12. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
13. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
14. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
15. Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Аннотация
Рабочая программа по математике, 1 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Медведева Наталья Александровна, учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1–4 классов начальной школы / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2011.
2. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс: учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : БИНОМ, 2019, 64 с.
3. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2010.
4. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. / Л. Г. Петерсон [и др.]. – М. : Ювента, 2010.
Учебный предмет математика входит в предметную область «Математика и информатика», изучается на базовом уровне.
Количество учебных часов в год – 132.
Количество учебных часов в неделю – 4.
Основная концептуальная идея курса математики «Учусь учиться» состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения математического образования в основной школе.
С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, и, соответственно, изменяются методики изучения математического содержания и способы создания образовательной среды.
Лист корректировки рабочей программы
№ |
Тема урока |
Дата проведения урока (план) |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения урока (факт) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.