Психологический факультатив для подростков.
Оценка 4.9

Психологический факультатив для подростков.

Оценка 4.9
docx
10.11.2021
Психологический факультатив для подростков.
Психологический факультив для подростков.docx

Пояснительная записка

            Кто они: взрослые или еще дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им отвечать. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.

            Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом дела хотят. Не знают как справиться со своим поведением и что делать, чтобы привлечь внимание: может быть громко хохотать или говорить грубости, а может быть закурить гордо при всех? Им очень хочется общаться, но они не всегда знают, как понять других. Это не самое главное! Главное – как понять себя, себя нового, пробующего свою взрослость….

            Им трудно быть с собой. Порой они чувствуют, что не справляются, но теперь они взрослые и поэтому никогда не попросят помощи.

            Достаточно часто при установлении  рабочей дисциплины на уроках, занятиях педагоги сталкиваются с трудностями. Это связано с наличием у подростков следующих возрастных проявлений:

- стремление к нарушению дисциплины как проявлению взрослости;

- проекция на педагога взаимоотношений с родителями и, как вследствие, обесценивание его действий на первых уроках;

- большая значимость мнения сверстников и стремление через нарушение норм выглядеть в их глазах «героем»;

- эмоциональная неустойчивость, тенденция к перевозбуждению.

            Пришло время помогать ребятам через групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых ни будут открывать какие-то новые грани своего Я.

            Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 7-8 классов.

            Задачи:

- дать возможность узнать мнение окружающих о себе; сравнивать себя с ними;

- позволить детям не согласиться друг с другом;

- формировать умение высказать свое не похожее на других мнение;

- утвердить их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе.

            Описание места в учебном плане

            Программа рассчитана для учащихся 7-8-х классов в объеме 34 часа, один час в неделю.

            В занятиях можно условно выделить две части. Первая смысловая, задания в которой позволяют проработать заявленную в названии тему. Вторая – «смеховая», направленная на сплочение класса. Она позволяет, как уже говорилось в игровой форме выплеснуть негативные чувства. А также самоутвердиться, не причиняя при этом вреда окружающим.

            Методы и техники:

- Психологические игры и упражнения;

- Приемы арт – терапии;

- Дискуссии, обсуждение вопросов;

- Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики;

- Слушание сказок метафор;

- Просмотр видео - фильмов.

            Личностные, метапредметные и предметны результаты освоения курса

            Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных отношениях.  Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, установление связи между целью деятельности ее мотивом; нравственно - этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

            Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Такие регулятивные действия как: целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Краткое содержание

1.       

Тема 1.Эмоциональная сфера человека.

 Эмоциональный интеллект.

1

Приветствие.

Принятие правил.  Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

2.       

Закон «прорыва плотины»

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

3.       

 Закон скрытности.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

4.       

 Закон обратного эффекта

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

5.       

 Передача чувств по наследству.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

6.       

 Взаимосвязь разума и эмоций

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

7.       

Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

 Как мы получаем информацию о человеке.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

8.       

 Учимся понимать жесты и позы.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

9.       

 Жесты.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

10.   

Невербальные признаки обмана.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

11.   

 Понимание причин поведение людей

1

 

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

12.   

Впечатление, которое мы производим

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

13.   

 Из чего складывается впечатление о человеке

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

14.   

Что такое наблюдательная сензитивность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

15.   

Развиваем наблюдательную сензитивность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

16.   

Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

17.   

 Взаимность или обоюдная привлекательность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

18.   

Дружба. Четыре модели общения.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

19.   

Романтические отношения и влюбленность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

20.   

Романтические отношения или  влюбленность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

21.   

 

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями.

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

22.   

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

23.   

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

24.   

Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты.

Я – концепция

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

25.   

Самоуважение

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

26.   

Самоконтроль

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

27.   

Уверенность в себе.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

28.   

Пол как ключевой аспект

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

29.   

Тема 6. Мотивационная сфера личности.

Мотив и его функции. «Борьба мотивов»

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

30.   

Привычки, интересы, мечты

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

31.   

 

Мотивация помощи и альтруистического поведения

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

32.   

Приемы внутренней регуляции состояния

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

33.   

Приемы саморегуляции

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

34.   

Итоговое

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

1.       

Тема 1.Эмоциональная сфера человека.

 Эмоциональный интеллект.

 

Приветствие  

Упражнения   и игры «Почему нужно обращать внимание на чувства людей», «Ошибка футболиста», Что входит в эмоциональный интеллект», «Профессии», «Парк развлечения».

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Принятие правил

2.       

Закон «прорыва плотины»

 

Приветствие

Упражнения     и игры «Какое слово не подходит», «Ассоциации», «Интернет магазин «Гнев»», «Чье кольцо»,

Сказка «Чертежник»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа со сказкой

3.       

 Закон скрытности.

 

Приветствие

Упражнения  и игры «Ты прав и ты прав», «Закон скрытности»,  «Определи запреты», «Сонник», «Мумия»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

4.       

 Закон обратного эффекта

22/09

23/09

Приветствие

Упражнения  и игры «Плохое настроение», «Забронируй путевку», «Человек паук»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

5.       

 Передача чувств по наследству.

29/09

30/09

Приветствие и игры

Упражнения «Что чувствует человек если…», «Одежда»,  «Крутометр», Работа с рассказом, «Кто загадан»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа с рассказом

6.       

 Взаимосвязь разума и эмоций

06/10

07/10

Приветствие и игры

Упражнения

 «Это весело и это грустно», «Что чувствует человек если?», «С чем я согласен», «Интернет магазин «Веселье»», «Найди свой стул», Работа со сказкой

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа со сказкой

7.       

Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

 Как мы получаем информацию о человеке.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Что чувствует человек, если», «Понимать окружающих», «Мыльные пузыри»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

8.       

 Учимся понимать жесты и позы.

 

Приветствие

Упражнения «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли..», «Жесты», «Разговор по телефону», «Чемодан на отдых»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

9.       

 Жесты.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Найди лишнее слово», «Вспомни жесты», «Живое зеркало», «Четыре буквы»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

10.   

Невербальные признаки обмана.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Определи причину», «О чем говорят жесты», «У кого можно списать», «Врунишка»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

11.   

 Понимание причин поведение людей

 

Приветствие и игры

Упражнения «Определи причину», «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы вас поняли», «Если я Ника», «Где я нахожусь»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

12.   

Впечатление, которое мы производим

 

Приветствие и игры

Упражнения  «Первое впечатление», «Как произвести впечатление», «Приготовь обед»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

13.   

 Из чего складывается впечатление о человеке

 

Приветствие и игры

Упражнения «Что нужно делать»,

Работа в тетради, «Новый учитель», «Резиночки»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

14.   

Что такое наблюдательная сензитивность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Кто изменил позу», «Кому нужна сензитивность», «Группа разделилась», «Сыщики», «Подойди к …»

Рефлексия

Прощание

 

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

15.   

Развиваем наблюдательную сензитивность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Чьи руки», «Сколько пальцев», «Встаньте», «Какие у него», «Обложка учебника»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

16.   

Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека.

 

Приветствие

Упражнения и игры  «Что привлекает в человеке», «Качества привлекательного человека», «Кто пришел в гости», «Волшебное превращение»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

17.   

 Взаимность или обоюдная привлекательность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Взаимная симпатия», «Легко ли проявлять симпатию», «Действия симпатии», «На спине – на доске»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

18.   

Дружба. Четыре модели общения.

 

Приветствие

Упражнения и игры  «Модели общения», «Что для тебя значимо», «Дружба в социальных сетях», «Три качества», «Сыщики»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

19.   

Романтические отношения и влюбленность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Влюбленность или любовь», «Как поступить», «На приеме у психолога», «Спички», «Узнай свои качества»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

20.   

Романтические отношения или  влюбленность

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Как поступить», «Сдуть неудачу», «Роль на спину»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

21.   

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями.

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения и игры

«Чувство взрослости», «Мешочек животными», «Собери команду»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

22.   

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Взаимное доверие и недоверие», «Права и обязанности», «Конкурс разведчиков», «Меткий стрелок»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

23.   

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения и игры

«Роль родителей в жизни подростка», «Роль подростка в жизни родителя», «Кто пронес телефон»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

24.   

Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты.

Я – концепция

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Я - концепция», «Умственный мусор», «Корзина для мусора», «Общая деталь», «Общие руки»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

25.   

Самоуважение

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Лишнее слово», «Самоуважение», «Высказывания», «Слово на спине»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

26.   

Самоконтроль

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Самоконтроль», «Реши задачу», «Письмо на руке», «Секрет учителя»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

27.   

Уверенность в себе

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Уверенность в себе», «Ирландская дуэль», «Стащить журнал»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

28.   

Пол как ключевой аспект

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Умственный мусор», «Мужчины и женщины», «Если я…..», Отвечаем на вопросы

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Ответы на вопрсы

 

29.   

Тема 6. Мотивационная сфера личности.

Мотив и его функции. «Борьба мотивов»

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Что такое мотив», «Какие бывают мотивы», «В класс пришел завуч», «Дружная пара»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

30.   

Привычки, интересы, мечты

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Что побуждает действовать», «Мои привычки и интересы», «Мечта», «Собери радугу»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

31.   

Мотивация помощи и альтруистического поведения

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Почему люди помогают друг другу», «Альтруизм», «Возьми «пятерку»», «Спаси друга»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

32.   

Приемы внутренней регуляции состояния

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Контроль и регуляция тонуса мимических мышц», «Улыбка», «Царевна Несмеяна», «Точечный массаж»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Точечный массаж

33.   

Приемы саморегуляции

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Дыхательные упражнения», «Часы», «Шар», «Мыльные пузыри»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

34.   

Итоговое

 

Приветствие

Итоги курса

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 


Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения

 

 

Для  обеспечения данной программы необходимо:

- Методические разработки

- Лекции

- Раздаточный материал

-Технические средства: аудио – видео техника

 

 

Планируемые результаты работы:

 - сформировать представление о себе и своих резервах;

- сформировать чувство видения себя в дальнейшей жизни, видения смысла жизни;

- развивать умение бесконфликтного общения со сверстникам и взрослыми;

- формирование способности понимать себя;


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности

Содержание тем учебного курса № п/п

Содержание тем учебного курса № п/п

Рефлексия. Прощание. 1

Рефлексия. Прощание. 1

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями

Мотивация помощи и альтруистического поведения 1

Мотивация помощи и альтруистического поведения 1

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности № п/пТема занятияСроки проведенияПредметное содержаниеОсновные виды деятельности

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности № п/пТема занятияСроки проведенияПредметное содержаниеОсновные виды деятельности

Приветствие и игры Упражнения «Что чувствует человек если…», «Одежда», «Крутометр»,

Приветствие и игры Упражнения «Что чувствует человек если…», «Одежда», «Крутометр»,

Рефлексия ПрощаниеРабота с темой занятия

Рефлексия ПрощаниеРабота с темой занятия

Прощание Работа с темой занятия

Прощание Работа с темой занятия

Спички», «Узнай свои качества»

Спички», «Узнай свои качества»

Я – концепцияПриветствие Упражнения и игры «Я - концепция», «Умственный мусор», «Корзина для мусора», «Общая деталь», «Общие руки»

Я – концепцияПриветствие Упражнения и игры «Я - концепция», «Умственный мусор», «Корзина для мусора», «Общая деталь», «Общие руки»

Что такое мотив», «Какие бывают мотивы», «В класс пришел завуч», «Дружная пара»

Что такое мотив», «Какие бывают мотивы», «В класс пришел завуч», «Дружная пара»

Приемы саморегуляции

Приемы саморегуляции

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021