Пояснительная записка
Кто они: взрослые или еще дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им отвечать. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом дела хотят. Не знают как справиться со своим поведением и что делать, чтобы привлечь внимание: может быть громко хохотать или говорить грубости, а может быть закурить гордо при всех? Им очень хочется общаться, но они не всегда знают, как понять других. Это не самое главное! Главное – как понять себя, себя нового, пробующего свою взрослость….
Им трудно быть с собой. Порой они чувствуют, что не справляются, но теперь они взрослые и поэтому никогда не попросят помощи.
Достаточно часто при установлении рабочей дисциплины на уроках, занятиях педагоги сталкиваются с трудностями. Это связано с наличием у подростков следующих возрастных проявлений:
- стремление к нарушению дисциплины как проявлению взрослости;
- проекция на педагога взаимоотношений с родителями и, как вследствие, обесценивание его действий на первых уроках;
- большая значимость мнения сверстников и стремление через нарушение норм выглядеть в их глазах «героем»;
- эмоциональная неустойчивость, тенденция к перевозбуждению.
Пришло время помогать ребятам через групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых ни будут открывать какие-то новые грани своего Я.
Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 7-8 классов.
Задачи:
- дать возможность узнать мнение окружающих о себе; сравнивать себя с ними;
- позволить детям не согласиться друг с другом;
- формировать умение высказать свое не похожее на других мнение;
- утвердить их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе.
Описание места в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 7-8-х классов в объеме 34 часа, один час в неделю.
В занятиях можно условно выделить две части. Первая смысловая, задания в которой позволяют проработать заявленную в названии тему. Вторая – «смеховая», направленная на сплочение класса. Она позволяет, как уже говорилось в игровой форме выплеснуть негативные чувства. А также самоутвердиться, не причиняя при этом вреда окружающим.
Методы и техники:
- Психологические игры и упражнения;
- Приемы арт – терапии;
- Дискуссии, обсуждение вопросов;
- Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики;
- Слушание сказок метафор;
- Просмотр видео - фильмов.
Личностные, метапредметные и предметны результаты освоения курса
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, установление связи между целью деятельности ее мотивом; нравственно - этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Такие регулятивные действия как: целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Содержание тем учебного курса
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Краткое содержание |
1. |
Тема 1.Эмоциональная сфера человека. Эмоциональный интеллект. |
1 |
Приветствие. Принятие правил. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
2. |
Закон «прорыва плотины» |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
3. |
Закон скрытности. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
4. |
Закон обратного эффекта |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
5. |
Передача чувств по наследству. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
6. |
Взаимосвязь разума и эмоций |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
7. |
Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека. Как мы получаем информацию о человеке. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
8. |
Учимся понимать жесты и позы. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
9. |
Жесты. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
10. |
Невербальные признаки обмана. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
11. |
Понимание причин поведение людей |
1
|
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
12. |
Впечатление, которое мы производим |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
13. |
Из чего складывается впечатление о человеке |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
14. |
Что такое наблюдательная сензитивность |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
15. |
Развиваем наблюдательную сензитивность |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
16. |
Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
17. |
Взаимность или обоюдная привлекательность |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
18. |
Дружба. Четыре модели общения. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
19. |
Романтические отношения и влюбленность |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
20. |
Романтические отношения или влюбленность |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
21.
|
Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями. Взросление и отношения с родителями |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
22. |
Взросление и отношения с родителями |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
23. |
Взросление и отношения с родителями |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
24. |
Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты. Я – концепция |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
25. |
Самоуважение |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
26. |
Самоконтроль |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
27. |
Уверенность в себе. |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
28. |
Пол как ключевой аспект |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
29. |
Тема 6. Мотивационная сфера личности. Мотив и его функции. «Борьба мотивов» |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
30. |
Привычки, интересы, мечты |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
31.
|
Мотивация помощи и альтруистического поведения |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
32. |
Приемы внутренней регуляции состояния |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
33. |
Приемы саморегуляции |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
34. |
Итоговое |
1 |
Приветствие. Изучение темы занятия. Игры и упражнения. Рефлексия. Прощание. |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Сроки проведения |
Предметное содержание |
Основные виды деятельности |
1. |
Тема 1.Эмоциональная сфера человека. Эмоциональный интеллект. |
|
Приветствие Упражнения и игры «Почему нужно обращать внимание на чувства людей», «Ошибка футболиста», Что входит в эмоциональный интеллект», «Профессии», «Парк развлечения». Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Принятие правил |
2. |
Закон «прорыва плотины» |
|
Приветствие Упражнения и игры «Какое слово не подходит», «Ассоциации», «Интернет магазин «Гнев»», «Чье кольцо», Сказка «Чертежник» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Работа со сказкой |
3. |
Закон скрытности. |
|
Приветствие Упражнения и игры «Ты прав и ты прав», «Закон скрытности», «Определи запреты», «Сонник», «Мумия» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения |
4. |
Закон обратного эффекта |
22/09 23/09 |
Приветствие Упражнения и игры «Плохое настроение», «Забронируй путевку», «Человек паук» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения |
5. |
Передача чувств по наследству. |
29/09 30/09 |
Приветствие и игры Упражнения «Что чувствует человек если…», «Одежда», «Крутометр», Работа с рассказом, «Кто загадан» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Работа с рассказом |
6. |
Взаимосвязь разума и эмоций |
06/10 07/10 |
Приветствие и игры Упражнения «Это весело и это грустно», «Что чувствует человек если?», «С чем я согласен», «Интернет магазин «Веселье»», «Найди свой стул», Работа со сказкой Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Работа со сказкой |
7. |
Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека. Как мы получаем информацию о человеке. |
|
Приветствие и игры Упражнения «Что чувствует человек, если», «Понимать окружающих», «Мыльные пузыри» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
8. |
Учимся понимать жесты и позы. |
|
Приветствие Упражнения «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли..», «Жесты», «Разговор по телефону», «Чемодан на отдых» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
9. |
Жесты. |
|
Приветствие и игры Упражнения «Найди лишнее слово», «Вспомни жесты», «Живое зеркало», «Четыре буквы» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
10. |
Невербальные признаки обмана. |
|
Приветствие и игры Упражнения «Определи причину», «О чем говорят жесты», «У кого можно списать», «Врунишка» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
11. |
Понимание причин поведение людей |
|
Приветствие и игры Упражнения «Определи причину», «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы вас поняли», «Если я Ника», «Где я нахожусь» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
12. |
Впечатление, которое мы производим |
|
Приветствие и игры Упражнения «Первое впечатление», «Как произвести впечатление», «Приготовь обед» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
13. |
Из чего складывается впечатление о человеке |
|
Приветствие и игры Упражнения «Что нужно делать», Работа в тетради, «Новый учитель», «Резиночки» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
14. |
Что такое наблюдательная сензитивность |
|
Приветствие и игры Упражнения «Кто изменил позу», «Кому нужна сензитивность», «Группа разделилась», «Сыщики», «Подойди к …» Рефлексия Прощание
|
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
15. |
Развиваем наблюдательную сензитивность |
|
Приветствие и игры Упражнения «Чьи руки», «Сколько пальцев», «Встаньте», «Какие у него», «Обложка учебника» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
16. |
Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека. |
|
Приветствие Упражнения и игры «Что привлекает в человеке», «Качества привлекательного человека», «Кто пришел в гости», «Волшебное превращение» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
17. |
Взаимность или обоюдная привлекательность |
|
Приветствие и игры Упражнения «Взаимная симпатия», «Легко ли проявлять симпатию», «Действия симпатии», «На спине – на доске» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
18. |
Дружба. Четыре модели общения. |
|
Приветствие Упражнения и игры «Модели общения», «Что для тебя значимо», «Дружба в социальных сетях», «Три качества», «Сыщики» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
19. |
Романтические отношения и влюбленность |
|
Приветствие и игры Упражнения «Влюбленность или любовь», «Как поступить», «На приеме у психолога», «Спички», «Узнай свои качества» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
20. |
Романтические отношения или влюбленность |
|
Приветствие Упражнения и игры «Как поступить», «Сдуть неудачу», «Роль на спину» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
21. |
Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями. Взросление и отношения с родителями |
|
Приветствие Упражнения и игры «Чувство взрослости», «Мешочек животными», «Собери команду» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
22. |
Взросление и отношения с родителями |
|
Приветствие Упражнения и игры «Взаимное доверие и недоверие», «Права и обязанности», «Конкурс разведчиков», «Меткий стрелок» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
23. |
Взросление и отношения с родителями |
|
Приветствие Упражнения и игры «Роль родителей в жизни подростка», «Роль подростка в жизни родителя», «Кто пронес телефон» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
24. |
Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты. Я – концепция |
|
Приветствие Упражнения и игры «Я - концепция», «Умственный мусор», «Корзина для мусора», «Общая деталь», «Общие руки» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
25. |
Самоуважение |
|
Приветствие Упражнения и игры «Лишнее слово», «Самоуважение», «Высказывания», «Слово на спине» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
26. |
Самоконтроль |
|
Приветствие Упражнения и игры «Самоконтроль», «Реши задачу», «Письмо на руке», «Секрет учителя» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
27. |
Уверенность в себе |
|
Приветствие Упражнения и игры «Уверенность в себе», «Ирландская дуэль», «Стащить журнал» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
28. |
Пол как ключевой аспект |
|
Приветствие Упражнения и игры «Умственный мусор», «Мужчины и женщины», «Если я…..», Отвечаем на вопросы Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Ответы на вопрсы
|
29. |
Тема 6. Мотивационная сфера личности. Мотив и его функции. «Борьба мотивов» |
|
Приветствие Упражнения и игры «Что такое мотив», «Какие бывают мотивы», «В класс пришел завуч», «Дружная пара» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
30. |
Привычки, интересы, мечты |
|
Приветствие Упражнения и игры «Что побуждает действовать», «Мои привычки и интересы», «Мечта», «Собери радугу» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
31. |
Мотивация помощи и альтруистического поведения |
|
Приветствие Упражнения и игры «Почему люди помогают друг другу», «Альтруизм», «Возьми «пятерку»», «Спаси друга» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
32. |
Приемы внутренней регуляции состояния |
|
Приветствие Упражнения и игры «Контроль и регуляция тонуса мимических мышц», «Улыбка», «Царевна Несмеяна», «Точечный массаж» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения Точечный массаж |
33. |
Приемы саморегуляции |
|
Приветствие Упражнения и игры «Дыхательные упражнения», «Часы», «Шар», «Мыльные пузыри» Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
34. |
Итоговое |
|
Приветствие Итоги курса Рефлексия Прощание |
Работа с темой занятия Игры и упражнения
|
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
Для обеспечения данной программы необходимо:
- Методические разработки
- Лекции
- Раздаточный материал
-Технические средства: аудио – видео техника
Планируемые результаты работы:
- сформировать представление о себе и своих резервах;
- сформировать чувство видения себя в дальнейшей жизни, видения смысла жизни;
- развивать умение бесконфликтного общения со сверстникам и взрослыми;
- формирование способности понимать себя;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.