Психологический факультатив для подростков.

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психологический факультив для подростков.docx

Пояснительная записка

            Кто они: взрослые или еще дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им отвечать. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.

            Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом дела хотят. Не знают как справиться со своим поведением и что делать, чтобы привлечь внимание: может быть громко хохотать или говорить грубости, а может быть закурить гордо при всех? Им очень хочется общаться, но они не всегда знают, как понять других. Это не самое главное! Главное – как понять себя, себя нового, пробующего свою взрослость….

            Им трудно быть с собой. Порой они чувствуют, что не справляются, но теперь они взрослые и поэтому никогда не попросят помощи.

            Достаточно часто при установлении  рабочей дисциплины на уроках, занятиях педагоги сталкиваются с трудностями. Это связано с наличием у подростков следующих возрастных проявлений:

- стремление к нарушению дисциплины как проявлению взрослости;

- проекция на педагога взаимоотношений с родителями и, как вследствие, обесценивание его действий на первых уроках;

- большая значимость мнения сверстников и стремление через нарушение норм выглядеть в их глазах «героем»;

- эмоциональная неустойчивость, тенденция к перевозбуждению.

            Пришло время помогать ребятам через групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых ни будут открывать какие-то новые грани своего Я.

            Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 7-8 классов.

            Задачи:

- дать возможность узнать мнение окружающих о себе; сравнивать себя с ними;

- позволить детям не согласиться друг с другом;

- формировать умение высказать свое не похожее на других мнение;

- утвердить их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе.

            Описание места в учебном плане

            Программа рассчитана для учащихся 7-8-х классов в объеме 34 часа, один час в неделю.

            В занятиях можно условно выделить две части. Первая смысловая, задания в которой позволяют проработать заявленную в названии тему. Вторая – «смеховая», направленная на сплочение класса. Она позволяет, как уже говорилось в игровой форме выплеснуть негативные чувства. А также самоутвердиться, не причиняя при этом вреда окружающим.

            Методы и техники:

- Психологические игры и упражнения;

- Приемы арт – терапии;

- Дискуссии, обсуждение вопросов;

- Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики;

- Слушание сказок метафор;

- Просмотр видео - фильмов.

            Личностные, метапредметные и предметны результаты освоения курса

            Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных отношениях.  Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, установление связи между целью деятельности ее мотивом; нравственно - этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

            Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Такие регулятивные действия как: целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Краткое содержание

1.       

Тема 1.Эмоциональная сфера человека.

 Эмоциональный интеллект.

1

Приветствие.

Принятие правил.  Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

2.       

Закон «прорыва плотины»

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

3.       

 Закон скрытности.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

4.       

 Закон обратного эффекта

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

5.       

 Передача чувств по наследству.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

6.       

 Взаимосвязь разума и эмоций

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

7.       

Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

 Как мы получаем информацию о человеке.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

8.       

 Учимся понимать жесты и позы.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

9.       

 Жесты.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

10.   

Невербальные признаки обмана.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

11.   

 Понимание причин поведение людей

1

 

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

12.   

Впечатление, которое мы производим

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

13.   

 Из чего складывается впечатление о человеке

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

14.   

Что такое наблюдательная сензитивность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

15.   

Развиваем наблюдательную сензитивность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

16.   

Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

17.   

 Взаимность или обоюдная привлекательность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

18.   

Дружба. Четыре модели общения.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

19.   

Романтические отношения и влюбленность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

20.   

Романтические отношения или  влюбленность

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

21.   

 

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями.

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

22.   

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

23.   

Взросление и отношения с родителями

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

24.   

Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты.

Я – концепция

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

25.   

Самоуважение

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

26.   

Самоконтроль

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

27.   

Уверенность в себе.

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

28.   

Пол как ключевой аспект

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

29.   

Тема 6. Мотивационная сфера личности.

Мотив и его функции. «Борьба мотивов»

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

30.   

Привычки, интересы, мечты

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

31.   

 

Мотивация помощи и альтруистического поведения

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

32.   

Приемы внутренней регуляции состояния

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

33.   

Приемы саморегуляции

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

34.   

Итоговое

1

Приветствие.

Изучение темы занятия.

Игры и упражнения. Рефлексия.

Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

1.       

Тема 1.Эмоциональная сфера человека.

 Эмоциональный интеллект.

 

Приветствие  

Упражнения   и игры «Почему нужно обращать внимание на чувства людей», «Ошибка футболиста», Что входит в эмоциональный интеллект», «Профессии», «Парк развлечения».

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Принятие правил

2.       

Закон «прорыва плотины»

 

Приветствие

Упражнения     и игры «Какое слово не подходит», «Ассоциации», «Интернет магазин «Гнев»», «Чье кольцо»,

Сказка «Чертежник»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа со сказкой

3.       

 Закон скрытности.

 

Приветствие

Упражнения  и игры «Ты прав и ты прав», «Закон скрытности»,  «Определи запреты», «Сонник», «Мумия»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

4.       

 Закон обратного эффекта

22/09

23/09

Приветствие

Упражнения  и игры «Плохое настроение», «Забронируй путевку», «Человек паук»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

5.       

 Передача чувств по наследству.

29/09

30/09

Приветствие и игры

Упражнения «Что чувствует человек если…», «Одежда»,  «Крутометр», Работа с рассказом, «Кто загадан»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа с рассказом

6.       

 Взаимосвязь разума и эмоций

06/10

07/10

Приветствие и игры

Упражнения

 «Это весело и это грустно», «Что чувствует человек если?», «С чем я согласен», «Интернет магазин «Веселье»», «Найди свой стул», Работа со сказкой

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Работа со сказкой

7.       

Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

 Как мы получаем информацию о человеке.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Что чувствует человек, если», «Понимать окружающих», «Мыльные пузыри»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

8.       

 Учимся понимать жесты и позы.

 

Приветствие

Упражнения «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли..», «Жесты», «Разговор по телефону», «Чемодан на отдых»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

9.       

 Жесты.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Найди лишнее слово», «Вспомни жесты», «Живое зеркало», «Четыре буквы»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

10.   

Невербальные признаки обмана.

 

Приветствие и игры

Упражнения «Определи причину», «О чем говорят жесты», «У кого можно списать», «Врунишка»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

11.   

 Понимание причин поведение людей

 

Приветствие и игры

Упражнения «Определи причину», «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы вас поняли», «Если я Ника», «Где я нахожусь»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

12.   

Впечатление, которое мы производим

 

Приветствие и игры

Упражнения  «Первое впечатление», «Как произвести впечатление», «Приготовь обед»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

13.   

 Из чего складывается впечатление о человеке

 

Приветствие и игры

Упражнения «Что нужно делать»,

Работа в тетради, «Новый учитель», «Резиночки»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

14.   

Что такое наблюдательная сензитивность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Кто изменил позу», «Кому нужна сензитивность», «Группа разделилась», «Сыщики», «Подойди к …»

Рефлексия

Прощание

 

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

15.   

Развиваем наблюдательную сензитивность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Чьи руки», «Сколько пальцев», «Встаньте», «Какие у него», «Обложка учебника»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

16.   

Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба. Привлекательность человека.

 

Приветствие

Упражнения и игры  «Что привлекает в человеке», «Качества привлекательного человека», «Кто пришел в гости», «Волшебное превращение»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

17.   

 Взаимность или обоюдная привлекательность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Взаимная симпатия», «Легко ли проявлять симпатию», «Действия симпатии», «На спине – на доске»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

18.   

Дружба. Четыре модели общения.

 

Приветствие

Упражнения и игры  «Модели общения», «Что для тебя значимо», «Дружба в социальных сетях», «Три качества», «Сыщики»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

19.   

Романтические отношения и влюбленность

 

Приветствие и игры

Упражнения «Влюбленность или любовь», «Как поступить», «На приеме у психолога», «Спички», «Узнай свои качества»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

20.   

Романтические отношения или  влюбленность

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Как поступить», «Сдуть неудачу», «Роль на спину»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

21.   

Тема 4. Взросление и изменение отношений с родителями.

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения и игры

«Чувство взрослости», «Мешочек животными», «Собери команду»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

22.   

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Взаимное доверие и недоверие», «Права и обязанности», «Конкурс разведчиков», «Меткий стрелок»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

23.   

Взросление и отношения с родителями

 

Приветствие

Упражнения и игры

«Роль родителей в жизни подростка», «Роль подростка в жизни родителя», «Кто пронес телефон»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

24.   

Тема 4. Я – концепция и ее ключевые компоненты.

Я – концепция

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Я - концепция», «Умственный мусор», «Корзина для мусора», «Общая деталь», «Общие руки»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

25.   

Самоуважение

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Лишнее слово», «Самоуважение», «Высказывания», «Слово на спине»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

26.   

Самоконтроль

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Самоконтроль», «Реши задачу», «Письмо на руке», «Секрет учителя»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

27.   

Уверенность в себе

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Уверенность в себе», «Ирландская дуэль», «Стащить журнал»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

28.   

Пол как ключевой аспект

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Умственный мусор», «Мужчины и женщины», «Если я…..», Отвечаем на вопросы

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Ответы на вопрсы

 

29.   

Тема 6. Мотивационная сфера личности.

Мотив и его функции. «Борьба мотивов»

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Что такое мотив», «Какие бывают мотивы», «В класс пришел завуч», «Дружная пара»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

30.   

Привычки, интересы, мечты

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Что побуждает действовать», «Мои привычки и интересы», «Мечта», «Собери радугу»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

31.   

Мотивация помощи и альтруистического поведения

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Почему люди помогают друг другу», «Альтруизм», «Возьми «пятерку»», «Спаси друга»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

32.   

Приемы внутренней регуляции состояния

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Контроль и регуляция тонуса мимических мышц», «Улыбка», «Царевна Несмеяна», «Точечный массаж»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

Точечный массаж

33.   

Приемы саморегуляции

 

Приветствие

Упражнения  и игры

«Дыхательные упражнения», «Часы», «Шар», «Мыльные пузыри»

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 

34.   

Итоговое

 

Приветствие

Итоги курса

Рефлексия

Прощание

Работа с темой занятия

Игры и упражнения

 


Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения

 

 

Для  обеспечения данной программы необходимо:

- Методические разработки

- Лекции

- Раздаточный материал

-Технические средства: аудио – видео техника

 

 

Планируемые результаты работы:

 - сформировать представление о себе и своих резервах;

- сформировать чувство видения себя в дальнейшей жизни, видения смысла жизни;

- развивать умение бесконфликтного общения со сверстникам и взрослыми;

- формирование способности понимать себя;