Психологический комфорт на уроке как фактор личностного развития ученика с ОВЗ
Оценка 4.9

Психологический комфорт на уроке как фактор личностного развития ученика с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
23.10.2023
Психологический комфорт на уроке как фактор личностного развития ученика с ОВЗ
Психологический комфорт на уроке.docx

Психологический комфорт на уроке

как фактор личностного развития ученика с ОВЗ

Комфорт на уроке – один из множества психологических факторов развития личности в образовательном пространстве.

Создание психологического комфорта является одной из более важных и сложных задач в работе педагога с детьми с ОВЗ. Наличие устроенной школьной среды, как безопасного и комфортного пространства, имеет большое значение для каждого ученика, как для нормотипичного, так и для ребенка с ОВЗ.

Что же такое комфорт? Для того, чтобы лучше понять значение этого слова, давайте обратимся к источникам.

 Слово «комфорт» заимствовано из английского языка, где comfort – «поддержка», «укрепление» (Этимологический словарь. Н.М. Шанский).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дано следующее определение: «комфорт – условия жизни, пребывания или обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Как же понимают данное определение сами ученики? Соответствует ли определение, данное именитыми учеными тому, что понимают и ожидают от этого «слова» учащиеся? Чтобы ответить на данные вопросы мною был проведен опрос среди учащихся нашей школы. В нашей школе обучаются дети с ОВЗ (РАС, ЗПР, НОДА  и др.). Задав этот вопрос нашим ученикам, акцентировав при этом внимание на школе, мы получили более широкое описание комфорта. Ниже представлены ответы детей.

Комфорт в школе (опрос среди учеников со статусом ОВЗ) – это:

- понимающие, добрые учителя;

- интересный урок, а на перемене можно поиграть в телефон;

- простор, уют, достаточно места для деятельности;
- когда учителя объясняют, что  нам нужно делать;
- когда учителя объясняют то, что нам не понятно;
- когда надо мной не смеются и не обижают меня;
- когда мне кто-то не портит настроение;
- когда в школе тишина: тихо на уроках, а не балаган;
- когда в школе не загружают, не заставляют писать;
- когда в столовой дают бананы, яблоки, булочки;
- когда пьешь воду из фонтанчика;
- когда вещи вокруг тебя удобные;
- когда вокруг чисто

и т.д.

Мы видим, что, если в словаре говорится о внешнем, физическом комфорте, то при описании конкретной ситуации комфорта в школе дети к физическим условиям добавляют важность отношений между людьми, о душевном, психологическом комфорте.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться. Психологический комфорт необходим для успешного развития, успешного усвоения знаний, благоприятного эмоционального состояния.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми.

Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, то есть организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель, учитель – родитель, учитель – учитель и т.д.).

Принципы психологического комфорта следующие:

- учеба должна приносить ребенку радость,

- протекать на фоне положительных эмоций,

- исключать психотравмирующие ситуации.

Задача учителя – организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Психологическому комфорту учащихся могут мешать: неуверенность в себе, повышенная потребность во внимании, трудности в переключении с одной деятельности на другую, повышенная двигательная активность.

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций, умения сопрягать личные интересы с интересами других его членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Каждый раз педагога при встрече с детьми должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Социально-психологическая атмосфера предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами, включая не только педагогов и учеников, но и весь технический персонал.

Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом, в нескольких направлениях: отношение к человеку как к наивысшей ценности и отношение к событию, протекающему в данный момент.

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от настроя педагога, от интонаций, от отношения к ученикам.

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта детей с ОВЗ?

1. Обязательно учитывать физиологические и эмоционально-личностные особенности детей, выбирать наиболее подходящие стиль и формы общения.

2. Помощь в установлении личных контактов с участниками образовательного процесса в доступной форме: демонстрация заинтересованности, симпатии и расположения к ребенку, обращение по имени.

3. Подбадривающее и положительное отношение во время совместной работы с детьми может выражаться через использование похвалы, поощрения, помощи, тактильного контакта.

4. Помнить, что организационный момент в начале урока позволяет положительно настроить учеников на работу. Учитывать важность организационного этапа в начале и конце урока: не стоит начинать урок, если не все дети к нему готовы, начинать урок с приветствия, говорить о домашнем задании следует, удостоверившись в том, что у всех учеников открыты дневники.

5. Создание педагогом эмоционального комфорта на уроке через проведение физкультминуток (ведущими могут быть ученики), использование музыки, интересных форм работы на уроке, рефлексия в конце урока (можно говорить, что понравилось на уроке, о том, что получилось у каждого ребенка).

6. Привнесение элемента новизны  через использование разнообразных средств. Новизна  отвлекает от трудностей, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка

7. Формирование в учебном коллективе доверительных отношений посредством позиции сотрудничества, заключающегося в бескорыстной помощи, открытости и сопереживании  другому.

8. Создавать ситуацию успеха, которая формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. 
      9. Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работ с целью снятия страха предстоящей деятельности и направление внимания детей к наиболее важным и значимым этапам организуемой деятельности.

Делая вывод, можно сказать, что психологический комфорт в школе создают и учителя, и родители, и ученики, каждый -  в соответствии со своим возможностями. И от их совместных усилий зависит, каким он будет, благоприятным или нет.


 

Психологический комфорт на уроке как фактор личностного развития ученика с

Психологический комфорт на уроке как фактор личностного развития ученика с

Мы видим, что, если в словаре говорится о внешнем, физическом комфорте, то при описании конкретной ситуации комфорта в школе дети к физическим условиям добавляют важность…

Мы видим, что, если в словаре говорится о внешнем, физическом комфорте, то при описании конкретной ситуации комфорта в школе дети к физическим условиям добавляют важность…

Психологическому комфорту учащихся могут мешать: неуверенность в себе, повышенная потребность во внимании, трудности в переключении с одной деятельности на другую, повышенная двигательная активность

Психологическому комфорту учащихся могут мешать: неуверенность в себе, повышенная потребность во внимании, трудности в переключении с одной деятельности на другую, повышенная двигательная активность

Привнесение элемента новизны через использование разнообразных средств

Привнесение элемента новизны через использование разнообразных средств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023