Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов».

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов», включает в себя развитие личности воспитателей креативности, совершенствовать компетентность педагогов в теоретическом и практическом аспекте проблемы развития творческого потенциала.Способствовать сплочению педколлектива. Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы:Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов», включает в себя развитие личности воспитателей креативности, совершенствовать компетентность педагогов в теоретическом и практическом аспекте проблемы развития творческого потенциала.Способствовать сплочению педколлектива. Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы:
Иконка файла материала Психологический КВН1.docx
Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов». Цель:  1. Способствовать развитию личности воспитателей: креативности, творческого мышления, беглости, оригинальности мышления. 2.  Совершенствовать   компетентность   педагогов   в  теоретическом   и   практическом   аспекте проблемы развития творческого потенциала. 3. Способствовать сплочению педколлектива. Часть 1. Теоретический аспект Креативность   –   это   не   единичная   способность,   а   комплексное   свойство   человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы: 1. Качества интеллекта. ­Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций, ­Гибкость (разнообразие порождаемых идей) и ­Оригинальность   (способность   к   нахождению   неочевидных,   редких,   но   вместе   с   тем адекватных   идей).   При   творческом   мышлении   человек   сконцентрирован   не   на   критике   и отказе   от   неприемлемых   вариантов   решения   проблем,   а   на   максимальном   расширении видения   проблемного   поля,   поиске   неочевидных   вариантов   решений.   При   этом   активно задействуется   воображение,   ассоциативное   мышление,   способность   к   рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях) . 2. Качества личности. Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при   этом   тревоги,   смел,   любознателен,   игрив.   Зачастую   такие   люди   внешне   напоминают «больших детей». С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность», отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а  не   обладающий   этим   качеством  –  продолжает   жить   «по   старинке»,  упорно   не   замечая происходящих изменений. 3. Ценностные ориентации. Такой   человек   высоко   ставит   ценности   развития,   познания,   свободы.   Он   готов   активно преобразовывать самого себя и те жизненные обстоятельства, которые его окружают, а не просто пассивно приспосабливаться к ним. Окружающий   мир   интересен   ему   сам   по   себе,   а  не   только   как   средство   удовлетворения каких­то   личных   потребностей.   Креативный   человек   сознательно   выбирает   активную, преобразовательскую жизненную позицию. Отметим, что перечисленные качества в той или иной степени присущи всем людям, они не являются какой­то уникальной психологической особенностью, «печатью гения». Конечно, степень   выраженности   этих   качеств   у   разных   людей   существенно   отличается,   однако   их вполне можно и нужно развивать. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы   быть   эффективным   педагогом   и   сохранить   при   этом   профессиональное   здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А   как   найти   новое?   По   мнению   Сергея   Гиппиуса   так:   “Трудное   сделать   привычным, привычное ­ легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами .2. Практический аспект 1. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”. Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство. Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким­ либо объектом, подбирая ассоциации­метафоры. Далее все участники делятся поровну, работа продолжается в командах. 2. Упражнение “Рассказ из заголовков”. (Автор Э. Де Боно) Цель: Развитие дивергентного мышления. Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой­нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш  рассказ  не совсем  удался. Обратите внимание,  сколько  таких  заголовков  вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку   (фотографию)   из   газеты   и   подобрав   к   ней   заголовок.   Это   может   быть   любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке). Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию). Вы   можете  собирать  серию  картинок  и  заголовков, а затем  пробовать  составлять   из  них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы. 3. Упражнение «Придумай» Цель: развитие творческого мышления, оригинальности мысли. Инструкция: Придумайте новое применение предметам: ­альбом для рисования, ­смешавшийся пластилин ­лопнувший воздушный шарик, ­перегоревшая лампочка, ­пустой стержень от ручки. 4. Игра «К счастью. К сожалению. » Цель: развитие воображения и творческих способностей. Инструкция:  «Вам   предстоит   сочинить   рассказ.   Каждое   придуманное   Вами   предложение, обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно). Длина   истории   не   установлена,   вы   можете   ее   закончить   в   любой   момент».   Возможные варианты:            Вы затерялись на необитаемом острове. Резюме: Предлагаемые упражнения направлены на развитие креативности. Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит   к   тому,   что   возрастают   соответствующие   возможности   и   в   других   видах деятельности.5.Упражнение «Цветомяч» Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем ­ называем  какой­либо цвет, а когда ловим ­ объект такого цвета. Будем внимательны: не будем  повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас  участвовать в работе». Использование в инструкции слова «объект», а не предмет, связано с тем, что оно  предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности  сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому. 6. Игра «Кто вы?» Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано  название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам  достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого­то есть  карточка, на которой также написано "слон"». Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже  принимает участие в упражнении). «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы  надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти  свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя  только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими  словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою  пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда  все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у  каждой пары: «Кто вы?» Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы  повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему  раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников,  с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие  средства самовыражения, которые будут понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о  том, как участники находили свою пару. 7. Упражнение «Портрет креативного человека» Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет  творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждая команда представляет  свой портрет. Обсуждение. 8. Упражнение "Одно из двух".  Цель: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.  Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию ­ свободно). При этом необходимо аргументировать свой выбор.  Например:  – Чёрное или белое?– Чёрное, потому что эффектнее…     – День или ночь?    Круг или зигзаг?  Прямая или поворот?  Кислое или сладкое?  Пропасть или небо?  Свобода или необходимость?  Простота или сложность?  Ум или чувство?  Теория или практика?  Горькое или соленое? Смех или слезы? Дождь или снег? Помидор или огурец? Мальчик или девочка? Утро или вечер? Ложь или истина? Маленький или большой? Русский или иностранец? Большой или маленький? Слон или моська?Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам.  Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет  лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных  ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного".  9. Упражнение "НГОК"Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и  ручки.  Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.  Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно.  Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем  работу:  надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из  написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на  букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".  Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у  него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им  предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое  сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие  возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно  сказывается на результатах последующей работы.  Мои наблюдения: упражнение можно сократить, например, не писать рассказ. Важно, чтобы  воспитатели получили позитивные эмоции (от  озвучивания «перлов» некоторых участников), почувствовали безграничные возможности своих творческих способностей даже  ограниченные рамками четырёх букв.  Некоторые из предложений воспитателей: "На государство обрушился кризис", "Низко  гнётся ольха, качаясь", "Ночью громко орал ковбой".  10. Упражнение "Командный узел".  Цель: сформировать гибкость и творческий подход к задаче, навыки группового  сотрудничества.  Материалы: длинная верёвка.  Группа выстраивается в шеренгу. Ведущий даёт команде длинную верёвку. Каждому  участнику нужно взяться за неё обеими руками. Задание: не отнимая от верёвки рук, завязать  её узлом.  Мои наблюдения: если группа справляется с заданием быстро, предложите также, не  отнимая рук от верёвки, развязать её.  11. Притча «Ручеёк»Когда­то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался:   "А   куда   же   бежать   дальше".   Впереди   было   много   нового   и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! " Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что   ты   на   самом   деле   способен!   Просто   поверь   в   себя,   и   тогда   ты   в   любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! " И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох. Но   вот   испарившиеся   маленькие   капельки   встретились   высоко   в   небе.   Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился  в   море  многочисленными   маленькими  капельками   дождя.  Теперь  он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец­то стал самим собой! " Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное ­ быть уверенным в себе и не бояться принимать решения! 12. Упражнение «Мешочек пожеланий»  Педагог   использует   данное   упражнение   в  качестве   момента  “прощания”.  Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов:   “я   тебе   желаю”,   придумывают   пожелание,   ассоциируя   его   с   данным   предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст». 13. Упражнение  "Солнце и туча".  Цель: получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи.  Материалы: нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из  цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с  впечатлениями участников.  листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей.  Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления  от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно.  Желающие могут познакомиться с отзывами других.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также