Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
05.11.2017
Данное тренинговое занятие призвано повысить уровень самосознания профессионального «Я», развивать умение быть готовым к напряжённым ситуациям педагогической деятельности, анализировать своё поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию, формировать и регулировать психоэмоциональное состояние.
В овладении своим эмоциональным миром помогут специально организованные игры и упражнения, направленные на развитие навыков рефлексии, овладение новыми стратегиями поведения, познание педагогами эмоциональных состояний и умение гибко пользоваться полученными знаниями, поступать и мыслить по-новому, выходя за пределы привычных схем.
1.docx
Конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный 2017»
Психологический тренинг №1
Данное тренинговое занятие призвано повысить уровень самосознания
профессионального «Я», развивать умение быть готовым к напряжённым ситуациям
педагогической деятельности, анализировать своё поведение и поступки, оценивать их
со стороны, обнаруживать собственные недостатки и стремиться к
самосовершенствованию, формировать и регулировать психоэмоциональное состояние.
В овладении своим эмоциональным миром помогут специально организованные игры и
упражнения, направленные на развитие навыков рефлексии, овладение новыми
стратегиями поведения, познание педагогами эмоциональных состояний и умение
гибко пользоваться полученными знаниями, поступать и мыслить поновому, выходя за
пределы привычных схем.
Некомпетентность молодого специалиста в различных аспектах образовательной
деятельности, неизбежные конфликты по этому поводу ведут к накапливанию
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В
данном контексте можно говорить о проблеме профессионального выгорания, которое
возникает у молодых специалистов уже после нескольких месяцев работы.
Как помочь начинающему специалисту адаптироваться в образовательном учреждении
на пути профессионального становления? Как и кому в образовательном учреждении
работать с молодыми педагогами, только что окончившими университет, или
специалистами, которые начали профессиональную деятельность, не владея при этом
педагогическими знаниями, совмещая работу с обучением? Ведь в условиях дефицита
педагогических кадров таких молодых специалистов в детских садах становится все
больше и больше.
Вывод очевиден: молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую
деятельность, если бы администрация и опытные педагоги стремились поддержать их,
передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Сопровождение
молодого специалиста в образовательном учреждении – дело всех: заведующего,
методиста, психолога, педагогаколлеги.
Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по
предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия,
цель которых является«развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса
молодых педагогов к своей работе через интенсификацию предметноделового
взаимодействия в процессе обучающих и игровых занятий».
Задачи:
1. Способствовать пониманию педагогами самих себя и окружающих людей. 2. Научить различать понятия «профессиональная» и «личностная» позиция
педагога в процессе организованных занятий.
3. Поиск индивидуальных смыслов профессиональной деятельности.
Для решения поставленных задач на тренинговых занятиях используются активные
формы работы, помогающие развить определенные навыки, сформировать личную
позицию, отработать необходимые стратегии и тактики, такие какделовая игра,
упражнения на формирование определённых качеств, групповые рисунки, коллажи,
коллективные обсуждения, краткое сообщение ведущего по теме, рефлексия и др.
Приоритетом любой тренинговой работы является принцип «Развитие позитива важнее
исправления негатива». Это означает, что на данных тренинговых занятиях важнее
увидеть удачи и достижения молодого специалиста, нежели анализировать ошибки и
неудачи в его работе. Важно повысить самооценку начинающего педагога и чувство
уверенности в себе, сформировать способность оптимистического восприятия
окружающего мира.
«ДЕРЕВО УСПЕХА» тренинговое занятие для педагогов, участников
конкурса профессионального мастерства.
Цель: развить чувство уверенности, навык сотрудничества и сплоченности,
актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Регламент:1 час.
Форма проведения: семинартренинг с использованием групповой формы
организации деятельности.
Участники: педагогипсихологи, социальные педагоги.
Обеспечение:информационные материалы по теме семинаратренинга;
демонстрационная доска; ватман, листы бумаги, ручки, фломастеры;
компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Знакомствопредставление
1. Упражнение «Приветствие»
Педагогам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы:
«Привет, …(имя), ты знаешь….» (Раздать каждому
2. Упражнение «Заверши фразу»
Ведущий. Закончите любые три предложения.
предложения.)
• Я доверяю людям, которые…
• Самая большая радость для меня — это…
• Я люблю, когда…
• Мне помогает в работе то, что…
• Я горжусь тем, что…
• Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…
• Думаю, что самое важное для меня…
• Если я волнуюсь, то я…
• Мне особенно приятно…
• Человек, которому я могу доверять…
• Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
• Мои любимые ученики…
• Самое большое достижение в моей жизни…
• Я ценю в людях…
• Я чувствую себя уверенно, когда…
• Человек считается успешным, если…
• Я победил (а), и сейчас я...
• Как победителя, меня...
• Больше всего в учителях мне нравится то, что…
• Я учитель, и это хорошо...
3. Упражнение «Я возьму с собой…»
Цель: тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную
ситуацию. Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное
путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму, на
конкурс «Евровидение»). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три
предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и
места, которые уже назывались, повторять нельзя.
3. Упражнение «Слепой и поводырь»
Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.
В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на
глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача –
провести его мимо препятствий с помощью инструкций.
После выполнения упражнения задаются вопросы:
– как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
– какие были трудности в процессе выполнения задания?
– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и
чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?
1. Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я концепции, повышение уверенности в себе,
снижение тревожности.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3х зеркалах, но не простых,
волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в
третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3х рисунков?
2. Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха,
снижение эмоционального напряжения. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя.
Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего
участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха:
уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок;
украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант
придумать.
Вопросы:
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
3. Игра «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу.
Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Процедура: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно
выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли
дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится
рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов
содержание текста.
4. Упражнение «Театрэкспромт»
Цель: развитие креативности, способности свободно владеть собой.
Инструкция: Вначале распределяются роли: Ведущий, Ветер, Цыган, Конь, 3
Дерева, Воробей, Пес, Хозяин, Хозяйка.
Ведущий объясняет, что участники должны изобразить сцену, которую он
опишет. Вначале все участники слушают, а затем изображают.
«Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается
Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему чтото сниться, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко
от него устраивается на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то
один глаз, то другой. На улице на привязи спит Пес. Деревья шумят, изза
шума неслышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за
уздечку. Воробей тревожно зачирикал. Пес отчаянно залаял. Цыган уводит
Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала,
запричитала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем Хозяин. Цыган убегает.
Хозяин ведет в стойло Коня. Пес прыгает от радости. Воробей летает
вокруг. Деревья шумят. Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и
бросает ему сено. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаиваются. Спит
Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он
изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!» 10 мин.
5. Упражнение «Чемодан»
Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый
чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный
путь в данном коллективе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые
понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.
Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»
Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие
напряжения; выполняется под музыку.
Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и
свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и
теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы
стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и
солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с
горизонтом. Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами,
набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете,
как уходит напряжение, все неприятности остаются гдето далеко.
Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы
спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку,
ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды,
волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете
руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок
ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами
окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как
маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться,
смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и
делать все, что хочется.
Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот
мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это
ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна
поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой
нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации
можете получить поддержку. Попрощайтесь с этим местом. Пришло
время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в
комнате.
Ведущему: читать текст нужно медленно, можно сопровождать упражнение
музыкой. После выполнения упражнения участникам предлагается
поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные
изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место
они себе представляли.
1. Анкетирование «Обратная связь»
Завершением каждого занятия становится рефлексия. Группам выдаётся лист с
незаконченной фразой. Задача участников – закончить предложение. Например:
«Во время встречи мне удалось…»;
«Мои мысли после занятия о себе…, о группе…»;
«Мне хотелось бы…».
В конце педагогпсихолог желает участникам творческих успехов и прощается до
новых встреч.
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Психологический тренинг №1 к конкурсу проф.мастерства педагогов "Самый классный классный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.