Психологическое изучение семей, воспитывающих ребёнка с нарушениями в развитии.

  • Педсоветы
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики. Основная цель психологического изучения семьи: выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Иконка файла материала Психологическое изучение семей.doc
Психологическое изучение семей,  воспитывающих ребёнка с нарушениями в развитии.       Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,  предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач,  принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее  психологической диагностики. Основная цель психологического изучения семьи: выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными  возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются: определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок  дома, требованиям его возрастного развития; выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих  гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье; определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные  отношения; определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье; определение путей гармонизации внутрисемейного климата; определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их  семей.        Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей  членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что  связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц,  находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.        Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри  семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,  моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия  проблем ребенка.        Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и  значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны  в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку,  реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем  психокоррекционном воздействии.        Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить  усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается  ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой  конкретной семьи.        Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей  родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом  предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее.  Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могутобладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его  воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.        Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет  изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с  отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально­волевой и личностной  сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с  социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом  могут определять возможности и степень его профессионально­трудовой и социальной  адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных  личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь,  гармонизировать внутрисемейную атмосферу. Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.        Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные  положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении  психодиагностических мероприятий: принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.  В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на  развитие ребенка. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.  Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и  психокоррекционные, психотерапевтические аспекты. принцип единства диагностики и коррекции.  В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и  возможность ее максимально успешного исправления. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.  Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых  доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу  близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и  ребенка с отклонениями в развитии. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную  атмосферу и развитие ребенка.  Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные  отношения. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с  психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).  Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с  отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.  Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов  воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить  проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в  семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку. Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитииВ связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и  вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо  проводить в нескольких направлениях.        Направления психологического изучения проблем семей,  воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки: Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с  отклонениями в развитии.        Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с  психофизическими нарушениями:  изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии; изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с  психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах; изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего  психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами,  друзьями и их влияния на его развитие; изучение эмоционально­волевой сферы детей с нарушениями развития; изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у  ребенка с отклонениями в развитии; изучение особенностей формирования "системы Я" у детей с отклонениями в развитии; изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих; изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с  отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального  училища, в трудовом коллективе и др.); изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи; изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом  коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты  диагностики. Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи  ребенка с отклонениями в развитии.        Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их  замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и  привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно­развивающем  процессе.       К направлениям второго блока относятся: изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с  отклонениями в развитии;  изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих  ребенка с отклонениями в развитии; изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по  отношению к ребенку с отклонениями в развитии;  изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;  изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в  качестве педагогов своих детей; изучение социально­культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах  развития ребенка с отклонениями; изучение ценностных ориентации родителей различных социально­культурных групп в  отношении ребенка с отклонениями в развитии; определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком; изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными  аномалиями развития;изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой  адаптации ребенка с отклонениями в развитии; изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с  отклонениями в развитии; изучение мотивационно­потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии; изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц),  связанных с нарушениями развития ребенка; изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер; изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в  развитии; изучение динамики родительско­детских и детско­родительских отношений под  воздействием психокоррекции; сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в  развитии; изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от  религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут  определиться и направления диагностики. Программа психологического изучения семей. Технологии психологического изучения семьи       В соответствии с принятым в  отечественной психоло­педагогической науке подходом в качестве методов  психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и  дополнительные методы (беседа­интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).        Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в  рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими  задачами исследования используются как стандартизированные, так и  нестандартизированные методики.        С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем  отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам  валидности и надёжности.        Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные  методики, строится на следующих принципах: избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных  параметром субъекта исследования; с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно­ количественный и сравнительный анализ выявленных факторов; получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и  задачами исследования.        В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные  методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования  (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье  ребенка с отклонениями в развитии). Наблюдение        На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого­ педагогическое наблюдение.Наблюдение ­ это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его  достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости  согласии испытуемого на ее проведение.        Основные принципы этого метода, сформулированные в 20­е годы XX в. М. Я.  Басовым (1975), заключаются в следующем: в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления  исследуемого субъекта; наблюдение реализуется непрерывно; запись проводится избирательно.        Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем  отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов. Психолого­педагогическое наблюдение за эмоциоонально­личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.        В процессе психолого­педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в  развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно­поведенческой,  эмоционально­личностной сфер: стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями,  опекунами); стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами; стремление ребенка к контакту со сверстниками; стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.) ;  характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в  осуществлении контакта) ;  преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная,  опосредствованная) ;  ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка; наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.; особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности,  застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости); особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия,  отстраненность); особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический,  нейтрально­деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и  мрачные); наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия  и др.). Психолого­педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)  воспитывающими детей с отклонениями в развитии         Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким  параметрам. Учитываются: стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком; стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими  лицами, членами семьи; форма и характер взаимодействия с ребенком;  форма и характер взаимодействия с другими лицами;особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими  лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики,  жестов, поз) ;  особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;  выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный,  зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого­то).        При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью  метода наблюдения оцениваются эмоционально­личностные особенности детей с  отклонениями в развитии, а также индивидуально­психологические характеристики их  родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора,  вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном  общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности,  поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.  E­mail:iemcko@ya.ru

Посмотрите также