Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.
Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Психологическое изучение семей,
воспитывающих ребёнка с нарушениями в развитии.
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,
предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач,
принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее
психологической диагностики.
Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок
дома, требованиям его возрастного развития;
выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих
гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные
отношения;
определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их
семей.
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей
членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что
связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц,
находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри
семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия
проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и
значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны
в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку,
реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем
психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить
усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается
ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой
конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей
родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом
предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее.
Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могутобладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его
воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет
изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с
отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоциональноволевой и личностной
сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с
социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом
могут определять возможности и степень его профессиональнотрудовой и социальной
адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных
личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь,
гармонизировать внутрисемейную атмосферу.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные
положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении
психодиагностических мероприятий:
принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на
развитие ребенка.
принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и
психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.
принцип единства диагностики и коррекции.
В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и
возможность ее максимально успешного исправления.
принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых
доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу
близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и
ребенка с отклонениями в развитии.
принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную
атмосферу и развитие ребенка.
Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка,
а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные
отношения.
принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с
психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.
принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов
воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить
проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в
семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.
Основные направления психологического изучения семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитииВ связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и
вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо
проводить в нескольких направлениях.
Направления психологического изучения проблем семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с
отклонениями в развитии.
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с
психофизическими нарушениями:
изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с
психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего
психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами,
друзьями и их влияния на его развитие;
изучение эмоциональноволевой сферы детей с нарушениями развития;
изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у
ребенка с отклонениями в развитии;
изучение особенностей формирования "системы Я" у детей с отклонениями в развитии;
изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их
определяющих;
изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с
отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального
училища, в трудовом коллективе и др.);
изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом
коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты
диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи
ребенка с отклонениями в развитии.
Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их
замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и
привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционноразвивающем
процессе. К направлениям второго блока относятся:
изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии;
изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих
ребенка с отклонениями в развитии;
изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по
отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в
качестве педагогов своих детей;
изучение социальнокультурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах
развития ребенка с отклонениями;
изучение ценностных ориентации родителей различных социальнокультурных групп в
отношении ребенка с отклонениями в развитии;
определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными
аномалиями развития;изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой
адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с
отклонениями в развитии;
изучение мотивационнопотребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц),
связанных с нарушениями развития ребенка;
изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками
на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в
развитии;
изучение динамики родительскодетских и детскородительских отношений под
воздействием психокоррекции;
сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в
развитии;
изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от
религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут
определиться и направления диагностики.
Программа психологического изучения семей.
Технологии психологического изучения семьи В соответствии с принятым в
отечественной психолопедагогической науке подходом в качестве методов
психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и
дополнительные методы (беседаинтервью, изучения документации об исследуемых, анализ
продуктов их деятельности и др).
Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в
рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими
задачами исследования используются как стандартизированные, так и
нестандартизированные методики.
С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем
отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам
валидности и надёжности.
Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные
методики, строится на следующих принципах:
избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных
параметром субъекта исследования;
с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно
количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и
задачами исследования.
В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные
методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования
(предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье
ребенка с отклонениями в развитии).
Наблюдение
На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого
педагогическое наблюдение.Наблюдение это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его
достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости
согласии испытуемого на ее проведение.
Основные принципы этого метода, сформулированные в 20е годы XX в. М. Я.
Басовым (1975), заключаются в следующем:
в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления
исследуемого субъекта;
наблюдение реализуется непрерывно;
запись проводится избирательно.
Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем
отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.
Психологопедагогическое наблюдение
за эмоциоональноличностными особенностями детей с отклонениями в развитии.
В процессе психологопедагогического наблюдения за детьми с отклонениями в
развитии учитываются следующие параметры их коммуникативноповеденческой,
эмоциональноличностной сфер:
стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями,
опекунами);
стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
стремление ребенка к контакту со сверстниками;
стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
;
характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в
осуществлении контакта)
;
преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная,
опосредствованная)
;
ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности,
застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия,
отстраненность); особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический,
нейтральноделовой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и
мрачные);
наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия
и др.).
Психологопедагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)
воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким
параметрам. Учитываются:
стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими
лицами, членами семьи;
форма и характер взаимодействия с ребенком;
форма и характер взаимодействия с другими лицами;особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими
лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики,
жестов, поз)
;
особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров
чтения и др.) для общения с ребенком;
выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный,
зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через когото).
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью
метода наблюдения оцениваются эмоциональноличностные особенности детей с
отклонениями в развитии, а также индивидуальнопсихологические характеристики их
родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора,
вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном
общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности,
поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.
Email:iemcko@ya.ru