Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»
Оценка 4.9

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
психологическая работа +1
5 кл—7 кл
06.07.2017
Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»
Элективный курс «Психология общения» посвящён вопросам, которые помогут обучающимся, в том числе и детям с ОВЗ разобраться в себе. На занятиях изучаются проблемы, которые возникают во взаимоотношениях с друзьями, членами семьи, а также эмоции, настроение, переживания, страхи и чувство вины.
Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках элективного курса «Психология общения».doc
Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках элективного курса «Психология общения» Основой обучения является изучение личности каждого ученика, в том числе и у детей с ОВЗ, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика   в   активную   учебную   деятельность,   формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна   высокая   познавательная   активность   подростков.   Причем   не   всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Элективный   курс  «Психология   общения»  рассматривает   вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Обучающиеся с ОВЗ получают возможность обучиться широкому ряду личностных и социальных навыков   и   приложению   этих   навыков   к   конкретным   ситуациям.   Изучая методики и стратегии, учащиеся смогут применить эти умения в жизни. Темы, рассматриваемые   в   рамках   данного   курса,   сочетаются   таким   образом,   что полученные   учащимися   теоретические   знания   дополняются   элементами психологического   тренинга,   анализом   ситуаций, получением обратной связи.    ролевыми   играми, Цель курса  – формирование у обучающихся, в том числе и у детей с ОВЗ, положительного отношения к обучению в школе посредством снятия эмоционального   напряжения,   развития коммуникативных   навыков   и   повышения   самооценки,   формирование положительной коммуникативной деятельности, саморегуляции, постижение богатства   своего   внутреннего   мира,   своих   индивидуальных   особенностей, мира собственных чувств и эмоций. тревожности,   чувства   Задачи:  1. получение   разнообразных   знаний   о   процессе   самопознания   и самовоспитания, о себе целостно;  2. 3. 4. 5. 6. понимание своего собственного мира и окружения;  развитие воображения и творчества;  освоение путей самопознания;  умение увидеть перспективы личностного роста. снижение   накопившегося   эмоционального   напряжения,   уровеня агрессии, тревожности у обучающихся, в том числе и у детей с ОВЗ; 7. развитие навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки); 8. 9. самопознание обучающихся и повышение их самооценки; развитие   творческих   и   организаторских   способностей   у обучающихся  10. формирование   адекватных   форм   поведения   в   школьных ситуациях; 11. развитие  социальных и коммуникативных  умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с учителями и другими сотрудниками школы. Практическая  направленность  занятий  выражается  в реализации идеи подготовки   ребенка,   в   том   числе   и   обучающегося   с   ОВЗ,   к   жизни, взаимоотношениям и взаимодействию с окружающими людьми, самопознания, самоорганизации и самосовершенствования, стремления к общечеловеческим идеалам   и   ценностям,   здоровому   образу   жизни.   Происходит   обогащение личного   опыта   ребенка   (чувственного,   практического)   и   создание   «зон ближайшего   развития»,   в   соответствии   со   способностями   и   интересами. Познавательные,   творческие,   веселые,   увлекательные   занятия   помогают ребенку   создать   образ   «Я»,   который   включает   в   себя   самопознание, саморазвитие   и   самооценку,   формирование   гражданской   идентичности личности,   принятие   и   осмысление   ценностей,   правил   взаимодействия   с окружающим   миром.   На   занятиях   не   ставятся   отметки,   но   оценивание осуществляется   обязательно.   Ученики   на   этих   уроках   избавляются   от «отметочной»   психологии,   они   не   боятся   дать   ошибочный   ответ,   так   как никаких   неудовлетворительных   отметок   за   ним   не   последует,   все   ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения   дети   приходят   к   правильному   решению.   У   них   постепенно формируется   отношение   к   этим   урокам   как   средству   развития   своей личности.   Главным   вопросом   для   учеников   становится   вопрос   «Чему   я научусь   (научился)   сегодня   на   уроке?»,   а   не   «Какую   отметку   я   получу (получил)?». Формы организации учебных занятий:     теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции); групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации каждого воспитанника); практическая   деятельность   (опросы,   консультации,   тренинги, деловые и ролевые игры). Формы организации воспитательного процесса:  познавательно­творческая   деятельность   (конкурсы,   турниры, дискуссии);  культурно­досуговая   деятельность   (творческие   гостиные, праздники, экскурсии, тренинги);  спортивно­оздоровительная   деятельность   (пропаганда   ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);  работа органов ученического самоуправления (выборы детского актива, акции); индивидуальная работа (консультации, коррекция поведения); взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).   Методы обучения:    словесные методы (рассказ, объяснение, беседа); эвристический метод («нахожу», «открываю»); исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);  и т. д.);  наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ игровые   методы   (ролевые,   деловые,   интеллектуальные   и творческие игры); практические методы (задания, упражнения, тренинги и т. д.).  Педагогические принципы Программа   основывается   на   реализации   следующих   педагогических принципов:  Принцип системной дифференциации. Когнитивно ­ личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как:  1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно­абстрактных;  2)   формирование   обобщенных   знаний   о   способах   интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных   впечатлений,   фактов,   знаний.   Полученные   же   конкретные сведения   активизируют   процесс   их   обобщения,   который   в   свою   очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.  Принцип   развития.  Подразумевает   не   только   учет   уровня актуального   развития   самосознания   детей   и   создание   оптимальной   зоны ближайшего   его   развития,   но   и   необходимость   единого   (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.  Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия педагогом­психологом взаимодействия, подразумевающего   рассмотрение   всех   участников   как   субъектов,   придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире. полисубъектного     –    Принцип   психологизации.   Связан   с   использованием   научных психологических   знаний,   преподнесенных   через   систему   образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя   и   своих   возможностей,   углубления   самопонимания,   оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.  Принцип   событийности.  Суть   этого   принципа   заключается   в следующем:   при   проведении   занятий   педагог­психолог   обеспечивает   их превращение   в   цепь   связанных   между   собой   событий,   которые   будут переживаться   всеми   участниками   полисубъектного   взаимодействия   как целостность,  единство,  неразрывность   изменений,  происходящих   в  них   и   в окружающем мире.  Принцип   системности.   Высоких   результатов   работы   по   этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.  Принцип   психологической   безопасности.   Проводя   работу   по оказанию   помощи   детям   в   лучшем   понимании   себя,   педагог­психолог заботиться   о   том,   чтобы   «боль   самопознания»   не   оказалась   для   них разрушительной,   Переживания   должны   оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.   травмирующей.   метапредметные   и   предметные Планируемые   личностные, результаты освоения данного курса Планируемые   личностные   результаты  освоения   учащимися содержания программы курса являются следующие умения:  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками   взаимопомощи   и на   принципах   уважения   и   доброжелательности, сопереживания;   развитие высокой мотивации учебного процесса; проявлять   дисциплинированность,   трудолюбие   и   упорство   в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными   результатами  освоения   учащимися   содержания программы курса следующие умения:   обучение умению ставить цели; характеризовать   явления,   давать   им   объективную   оценку   на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;    проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; организовывать свою деятельность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; творчески откликаться на события окружающей жизни.  Предметными   результатами  освоения   учащимися   содержания программы   по   формированию   пространственного   представления   являются следующие умения:  ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;     учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение слушать собеседника; потребность в общение со взрослыми и сверстниками внутренняя   позиция   школьника   на   основе   положительного отношения к школе;  принятие образа «хорошего ученика»;  самостоятельность   и   личная   ответственность   за   свои   поступки, установка на здоровый образ жизни;  гражданская   идентичность   в   форме   осознания   «Я»   как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие.  Уч­ся должны получить знания:  о   значимости   для   человека   внимания,   ощущения,   памяти, мышления, эмоций;  иметь   представление   о   том,   что   такое   память,   мышление, воображение; об особенностях эмоциональной памяти; о способах эффективного запоминания; о способах развития мышления, внимания, памяти; о способах выражения эмоций.     умения:    устанавливать закономерности; уметь выделять существенные признаки и несущественные; уметь анализировать, обобщать,       сравнивать, классифицировать;  уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;  осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать   их   на   целенаправленное   развитие   всей   системы   восприятия окружающего мира;      осознавать и называть собственные переживания; осознавать в себе задатки и способности; выражать эмоции через рисование; осознавать собственные умственные возможности; уметь различать виды поведения. Учебно­методическое   оснащение  и   материально­техническое обеспечение: ­   методическое   пособие   для   психолога   «Уроки   психологического развития   в   средней   школе   (V­VI   классы)»   Локалова   Н.П   включающее теоретическое   обоснование   содержания   программы,   методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий; ­ методическое  пособие  «Тропинка к  своему  Я: уроки  психологии  в средней школе (5­6 класс)» О.В. Хухлаева; ­ методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.; ­ методическое пособие «Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы» / Под ред. Э.Н. Гарсиа.; ­   методическое   пособие   для   школьных   психологов   «Путь   в неизведанное:   Развитие   исследовательских   способностей   школьников» Савенков А.И.; ­ методическое пособие «Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей» Львовский Ю.В. ­   компьютер   и   мультимедийная   установка,   стол   и   стул   на   каждого ученика, доска, телевизор, видео­ и аудиомагнитофон.

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»

Психологическое развития обучающихся с ОВЗ в рамках курса «Психология общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017