Содержание
Введение
1 Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе
2 Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы
3 Модель психологического сопровождения ФГОС НОО
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важное место в образовательном процессе занимает
- психическое здоровье учащихся,
- индивидуализация образовательных маршрутов,
- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения.
В последние годы в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. Психологическое сопровождение включает в себя выявление интересов и способностей всех учащихся, изучение причин отставания в учёбе и недостатков в поведении, выборе наиболее эффективных путей устранения этих явлений.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Объект исследования — психологическое сопровождение в начальной школе.
Предмет исследования - психологическое сопровождение реализации образовательных программ в начальной школе.
Цель данной работы – определить значимость психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе.
Задачи:
1.Рассмотреть цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе.
2.Разобрать основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы.
3. Рассмотреть модель психологического сопровождения ФГОС НОО.
Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы
индивидуальное
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школьников имеет несколько уровней реализации:
групповое
на уровне класса
на уровне всей ступени начального обучения
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни
Развитие экологической культуры
Сохранение и укрепление психологического здоровья
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся
Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Выявление и поддержка одаренных детей
Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД)
Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса
профилактика
просвещение
экспертиза
коррекционная работа
диагностика
консультирование
развивающая работа
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования
Методы психологического консультирования
дискуссионные методы
игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые)
сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства)
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов.
Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.
Методы диагностики
Диагностика дошкольников – готовность к школе
Диагностика школьной мотивации и школьной тревожности у 1-4 классов
Диагностика готовности перехода в основное звено – 4 класс
Дополнительная диагностика выполняется по запросам администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся.
Диагностика школьной мотивации и школьной тревожности в период адаптация у 5классов.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционная и развивающая работа.
Развивающая работа ведётся по основным направлениям:
развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.
снятие тревожности, формирование адекватной самооценки
развитие навыков самоорганизации и самоконтроля
актуализация внутренних ресурсов
повышение сопротивляемости стрессу
Цель: заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов
Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей
по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей
всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним
по выявлению детей группы риска (по различным основаниям)
с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата
При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, дефиците эмоционального контакта и др.), особенно на базе врожденного нарушения или типа ВНД (наиболее существенными являются такие параметры темперамента, как реакция на новые стимулы, приспособляемость, интенсивность эмоций и качество настроения)
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме
скрининг-обследования
устного и письменного опросов педагогов и родителей
Профилактика отклонений в формировании личности
Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума)
Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи
информирование населения по вопросам психологического знания
профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния)
формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Для психологического просвещения психолог использует различные способы: вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.
Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса
школа
Экспертиза.
Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика, неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы Все направления психологического сопровождения в начальной школе должны отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах педагога-психолога и включать систему работы со всеми категориями участников образовательного процесса .
Модель психологического сопровождения ФГОС НОО
I этап (I класс) Поступление ребенка в школу
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год
Модель психологического сопровождения ФГОС НОО
II этап. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов
Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД
Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики
Модель психологического сопровождения ФГОС НОО
III этап. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IV классов
Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность если….
- формы и методы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы будут строиться с учётом специфики образовательного учреждения, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного образовательного учреждения.
- будут учтены влияние как минимум трех совокупностей сред на формирование личности ребёнка: школьной среды; семейной среды; других локальных сред (дополнительное образование, неформальные молодёжные объединения и др.).
Таким образом, мы определили, что психологическое сопровождение участников образовательного процесса является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.
Список использованных источников
1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 380 с.
2. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. —[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://psyinfo.ru.
3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админа., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
4. Битянова, М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: от проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.32-34.
5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с
6. Воробьева, М.С. Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого-педагогическое сопровождение. —[Электронный ресурс] – Режим доступа / http://nsportal.ru/
7. Деникина, Е.В. Методы измерения результатов обучения в логике компетентностного подхода // М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 —[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://psyinfo.ru.
8. Лебедева, М.В. Приоритеты психолого-педагогического обеспечения внедрения ФГОС // М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.167-169.
9. Макарова, Т.С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования //Уникальные исследования XXI века. № 4 (4) / 2015 - http://cyberleninka.ru/.
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.rospsy.ru.
11. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба, М., 2008- [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.psychologos.ru.
12. Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://fgos.ru/.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.