Психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы
Оценка 4.7

Психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы

Оценка 4.7
ppt
09.08.2022
Психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы
призентация психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы.ppt

Психологическое сопровождение реализации образовательных программ в начальной школе

Психологическое сопровождение реализации образовательных программ в начальной школе

Психологическое сопровождение реализации образовательных программ в начальной школе

Студент группы
ПСЗ-117
Косова Ю.В.

Содержание Введение 1 Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе 2

Содержание Введение 1 Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе 2

Содержание

Введение
1 Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе
2 Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы
3 Модель психологического сопровождения ФГОС НОО
Заключение
Список использованных источников

Введение Важное место в образовательном процессе занимает - психическое здоровье учащихся, - индивидуализация образовательных маршрутов, - создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Введение Важное место в образовательном процессе занимает - психическое здоровье учащихся, - индивидуализация образовательных маршрутов, - создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Введение

Важное место в образовательном процессе занимает
- психическое здоровье учащихся,
- индивидуализация образовательных маршрутов,
- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения.

В последние годы в системе образования

В последние годы в системе образования

В последние годы в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. Психологическое сопровождение включает в себя выявление интересов и способностей всех учащихся, изучение причин отставания в учёбе и недостатков в поведении, выборе наиболее эффективных путей устранения этих явлений.

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология,…

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология,…

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Объект исследования — психологическое сопровождение в начальной школе.
Предмет исследования - психологическое сопровождение реализации образовательных программ в начальной школе.
Цель данной работы – определить значимость психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе.
Задачи:
1.Рассмотреть цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе.
2.Разобрать основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы.
3. Рассмотреть модель психологического сопровождения ФГОС НОО.

Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе

Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе

Цель и задачи психологического сопровождения реализации образовательных программ в начальной школе

Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы индивидуальное

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы индивидуальное

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы

индивидуальное

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школьников имеет несколько уровней реализации:

групповое

на уровне класса

на уровне всей ступени начального обучения

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Развитие экологической культуры

Сохранение и укрепление психологического здоровья

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями


Выявление и поддержка одаренных детей

Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД)

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса профилактика просвещение экспертиза коррекционная работа диагностика консультирование развивающая работа

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса профилактика просвещение экспертиза коррекционная работа диагностика консультирование развивающая работа

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса

профилактика

просвещение

экспертиза

коррекционная работа

диагностика

консультирование

развивающая работа

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством…

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством…

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования

Методы психологического консультирования

дискуссионные методы

игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые)

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства)

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека…

Психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека…

Психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.

Методы диагностики

Диагностика дошкольников – готовность к школе

Диагностика школьной мотивации и школьной тревожности у 1-4 классов

Диагностика готовности перехода в основное звено – 4 класс

Дополнительная диагностика выполняется по запросам администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся.

Диагностика школьной мотивации и школьной тревожности в период адаптация у 5классов.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Коррекционная и развивающая работа

Коррекционная и развивающая работа

Коррекционная и развивающая работа.

Развивающая работа ведётся по основным направлениям:

развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.

снятие тревожности, формирование адекватной самооценки

развитие навыков самоорганизации и самоконтроля

актуализация внутренних ресурсов

повышение сопротивляемости стрессу

Цель: заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей

по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей

всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним

по выявлению детей группы риска (по различным основаниям)

с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».

по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата

При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, дефиците эмоционального контакта и др.), особенно на базе врожденного нарушения или типа ВНД (наиболее существенными являются такие параметры темперамента, как реакция на новые стимулы, приспособляемость, интенсивность эмоций и качество настроения)

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме

скрининг-обследования

устного и письменного опросов педагогов и родителей

Профилактика отклонений в формировании личности

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и…

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и…

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума)

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи

информирование населения по вопросам психологического знания

профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния)

формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Для психологического просвещения психолог использует различные способы: вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.

Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса школа

Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса школа

Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса

школа

Экспертиза.

Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика, неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы Все направления психологического сопровождения в начальной школе должны отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах педагога-психолога и включать систему работы со всеми категориями участников образовательного процесса .

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения ФГОС НОО

I этап (I класс) Поступление ребенка в школу

Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода

Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС

Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения ФГОС НОО

II этап. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов

Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами

Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД

Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения

Модель психологического сопровождения ФГОС НОО

III этап. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IV классов

Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность если…

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность если…

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность если….
- формы и методы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы будут строиться с учётом специфики образовательного учреждения, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного образовательного учреждения.
- будут учтены влияние как минимум трех совокупностей сред на формирование личности ребёнка: школьной среды; семейной среды; других локальных сред (дополнительное образование, неформальные молодёжные объединения и др.).
Таким образом, мы определили, что психологическое сопровождение участников образовательного процесса является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.

Психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы

Психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Список использованных источников


1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 380 с.
2. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. —[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://psyinfo.ru.
3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админа., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
4. Битянова, М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: от проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.32-34.
5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с
6. Воробьева, М.С. Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого-педагогическое сопровождение. —[Электронный ресурс] – Режим доступа / http://nsportal.ru/
7. Деникина, Е.В. Методы измерения результатов обучения в логике компетентностного подхода // М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 —[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://psyinfo.ru.
8. Лебедева, М.В. Приоритеты психолого-педагогического обеспечения внедрения ФГОС // М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.167-169.
9. Макарова, Т.С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования //Уникальные исследования XXI века. № 4 (4) / 2015 - http://cyberleninka.ru/.
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.rospsy.ru.
11. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба, М., 2008- [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.psychologos.ru.
12. Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://fgos.ru/.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2022