КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________И.П. Кашич «____»_________________2018 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________В.В. Репкин «____»_________________2018 г. |
ФОНД оценочных средств
ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ. 05. Психология общения.
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «__»________ 2018 г. №__
|
Ключи 2018
1. Контрольно-оценочные средства текущей аттестации
1.1 Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Результатом освоения учебной дисциплины «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. В результате аттестации по дисциплине осуществляется проверка следующих знаний и умений:
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Умения: |
|
У.1 |
Уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
|
У.2 |
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; |
Знания: |
|
З.1 |
Знать: -взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения;
|
З.2 |
роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий;
|
З.3 |
-механизмы взаимопонимания в общении;
|
З.4 |
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения;
|
3.5 |
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
3.6 |
приемы саморегуляции в процессе общения.
|
Контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации по дисциплине «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Текущий контроль:
Характеристика процесса общения
Вопросы Проверяемые результаты обучения З1, З7, ОК1,2.4, 5,6,ПК1.3,2.1
1. Психология общения как теоретическая и прикладная дисциплина
2. Каковы ваши индивидуальные задачи в овладении этим курсом?
3. Каков предмет изучения психологии общения?
4. Методы психологии общения.
5. Назовите основные методы психологии общения, необходимые для использования специалистом в профессиональных ситуациях.
6. Личность как субъект и объект деятельности.
7. Разведите понятия субъекта и объекта общения. В чем отличие процесса делового взаимодействия как партнерского взаимодействия от субъект-объектного общения?
Критерии ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Тематика рефератов (докладов) Проверяемые результаты обучения У1, З1,7, ОК1,2.4, 5,6,ПК3.1,3,5, 3.8, 4.3, Общение: понятие, структура и функции.
1. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности.
2. Представление М.М. Бахтина об общении как диалоге.
3. Общение и отношения в концепции В.Н. Мясищева
4. Взгляды Б.Г.Ананьева на общение как вид деятельности.
5. Основные отличия общения от предметной деятельности.
6. Вклад К.С.Станиславского в развитие представлений об общении.
7. Место общения в ряду других социально-психологических явлений.
8. Общение и отношения.
9. Подход к общению как к творческой деятельности.
УЭ2 Психология общения Тема 1.1. Характеристика процесса общения Проверяемые результаты обучения У1, З1, З2,З5, ОК1,2.4, 5,6,ПК 1.3,2.2,2.3 Вопросы и задания
1. Понятие общения.
2. Функции общения.
3. Основные свойства и особенности общения.
4. Виды общения.
5. Типичные трудности и техники межличностного общения.
6. Роль общения в развитии личности.
7. Заполнить таблицу по результатам изученной темы: Функции. Структура. Средства общения. Трудности общения.
8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
8.1. Проанализируйте возможности Вашего общения. Какую роль играет способность к общению в Вашей профессиональной деятельности?
8.2. Конформизм – это плохо или хорошо? Это естественно или искусственно?
Взаимодействие в общении Контрольная работа по теме «Общение как понимание людьми друг друга»
– – –
«5» - 18-17 «4» - 16-13 «3» - 12-9 «2»- менее 9 Тема 2.1.
Взаимодействие в общении Проверяемые результаты обучения У2, З1,2, 5,7 ОК1,2.4, ПК 1.1,1.3,2.2.,2.3
1. Распределить аспекты общения:
а) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека;
б) способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации;
в) информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного к другому.
А) содержание; В) средства; С) цели.
2. Привести конкретные примеры данных мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими:
а) мотив кооперации;
б) мотив конкуренции;
в) альтруистический мотив
3. Правильно назвать типы или стратегии поведения:
а) партнеры мешают друг другу, препятствуют достижению целей каждого;
б) собеседники взаимно избегают друг друга;
в) партнеры помогают друг другу, способствуют достижению общих целей;
г) один собеседник содействует, помогает другому, а второй активно ему противодействует.
4. Какие еще виды взаимодействия или формы поведения вам известны? Один из них раскрыть.
5. Перечислить 4 теории межличностного взаимодействия.
Назвать основателей.
6. Раскрыть сущность любой теории (по выбору).
7. Перечислить этапы делового общения.
8. В чем заключается эффект контраста и эффект ассимиляции?
9. Для чего необходимо создание доброжелательной атмосферы при установлении контакта?
10. Что такое интеракция?
Вопросы для взаимоконтроля
1. Перечислите механизмы межличностного общения.
2. Какие факторы влияют на создание стереотипов?
3. В чм сущность теории трансакционного анализа?
Взаимодействие в общении Проверяемые результаты обучения З1,2, 5,7 ОК1,2.4, 5,6, ПК1.3,2.1,2.2,2.3,2.4 Контрольные вопросы
1. Что такое общение?
2. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение». Какое является более широким?
3. Что такое деловое общение?
4. Каковы особенности делового общения?
5. В чем состоит цель общения?
6. Средства общения. Что это такое? Каковы их виды?
7. Перечислите функции общения.
8. Назовите три взаимосвязанные стороны делового общения.
9. Назовите этапы общения.
10. Какие факторы могут обусловить ошибки, допускаемые при восприятии незнакомых людей.
11. Назовите психологические механизмы восприятия людей, с которыми уже встречались.
Критерии ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Контрольная работа по теме: «Взаимодействие в общении»
1. Невербальное средство общения кинесика – это:
а) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
б) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
в) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
г) ритмико-интонационные стороны речи;
д) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов.
2. Невербальное средство общения просодика – это:
а) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
б) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
в) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
г) ритмико-интонационные стороны речи;
д) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов.
3. Дайте определение понятия.
Интерактивная сторона общения - это…
а) общение как взаимодействие;
б) общение как обмен информацией;
в) общение как восприятие людьми друг друга.
4. Дайте определение понятия.
Перцептивная сторона общения – это…
а) общение как взаимодействие;
б) общение как обмен информацией;
в) общение как восприятие людьми друг друга.
5. В вербальной коммуникации участвует …
а) коммуникатор;
б) реципиент;
в) коммуникатор и реципиент.
6. Укажите сторону общения, которая включает в себя построение общей стратегии взаимодействия …
a) интерактивная;
b) коммуникативная;
c) перцептивная.
1. Укажите вербальные средства общения:
а) мимика;
б) речь;
в) взгляд;
г) поза;
д) жест.
2. Дайте определение понятия.
Коммуникативная сторона общения - это…
а) общение как взаимодействие;
б) общение как обмен информацией;
в) общение как восприятие людьми друг друга.
3. Невербальное средство общения проксемика - это:
а) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
б) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
в) ритмико-интонационные стороны речи;
г) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
д) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
4. Невербальное средство общения экстралингвистика – это:
а) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
б) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
в) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
г) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
д) ритмико-интонационные стороны речи.
5. Невербальное средство общения такесика - это:
а) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
б) ритмико-интонационные стороны речи;
в) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
г) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
– – –
9. Заполните таблицу.
Расположение за столом Характер общения Критерии оценки «5» - 18-17 «4» - 16-13 «3» - 12-9 «2»- менее 9 Тема 2.1.
Взаимодействие в общении Проверяемые результаты обучения У1.,З1,2, 3,4,5,6, ОК1,2.4, ПК1.3,2.2,2.3,2.4
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом изучения психологии делового общения?
2. Как национальность влияет на общение?
3. В чем особенности поведения индивида в толпе?
Критерии ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Конфликты: причины, динамика, способы разрешения Контрольная работа по теме «Конфликт как универсальное явление»
Проверяемые результаты обучения У1,2,З1,2, 3,6,7, ОК1,2.4, ПК 1.3,1.4, 2.1,2.3
1. Конфликт – это…
а) столкновение противоположно направленных интересов, мнений, целей;
б) действие, совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречий и начала борьбы между ними;
в) процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющая личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
2. Какие типы конфликтов выделяются учеными в организациях?
а) межгрупповые;
б) конфликты между личностью и группой;
в) межличностные;
г) внутриличностные;
д) все перечисленные;
е) ничего из перечисленного.
3. Допускается вмешательство посторонних в конфликт, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым?
4.Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
5.Возможен ли конфликт, если в нем действует только одна противоборствующая сторона?
а) нет.
б) да
6. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта?
а) двойное «стремление-избегание»;
б) «стремеление-избегание»;
в) избегание-избегания».
7. Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:
а) компромисс, критика, борьба;
б) уступка, уход, сотрудничество;
в) борьба, уход, убеждение;
г) сотрудничество, консенсус, уступка.
8. Технология эффективного общения в конфликте позволяет:
а) убедить соперника в своей правоте;
б) добиться превосходства в споре;
в) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
г) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником.
9. Стратегиями поведения в конфликте являются:
а) сотрудничество;
б) компромисс.
в) сопротивление;
г) соглашательство.
10. Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений - это:
а) конфликт;
б) борьба;
в) дискуссия;
г) решение проблемы
11. Конфликтогены – это… а) «2»- менее 6проявления конфликта
б) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта.
12. Разрешение конфликта – это…
а) столкновение противоположно направленных интересов, мнений, целей;
б) действие, совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречий и начала борьбы между ними;
в) процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющая личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Критерии «5» - 12-11 «4» - 10-9 «3» - 8-6 Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие конфликта в обществе.
2. Основные группы социальных конфликтов.
3. Определите понятия установки и социальной установки.
4. Охарактеризуйте основные параметры социальной установки.
5. Факторы, влияющие на восприятие в конфликте.
6. Как осуществляется контроль за эмоциями?
7. Как вы понимаете, что такое разрядка и «отреагирование эмоций»?
8. Охарактеризуйте роль тревоги и тревожности в конфликте.
9. Охарактеризуйте методы работы с гневом, агрессией.
6.1.2. Текст задания Инструкция
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Дайте полный разврнутый ответ на первую часть задания, используя при этом теоретические знания, научные категории и понятия.
3. Решите ситуационную задачу, подтверждая ход своих рассуждений теоретическими знаниями.
Время выполнения задания ___ 1 час__________________________
Задание 1.
1. Понятие «общение», его структура и средства
2. На одном из уроков математики в 4 классе новый ученик, недавно переведнный из другой школы, самоуверенный мальчик не без способностей и поэтому надеявшийся «проскочить», после очередной, вполне заслуженной двойки тут же у доски нагрубил учительнице:
- Ну, Варвара Борисовна, зарубите себе на носу, больше я до вашей математики и не дотронусь.
- Ну, Голубев, - тут же с усмешкой под хохот класса ответила учительница, - стану я из-за вашей математики нос себе калечить.
Докажите, что это конфликт. Определите его вид. Выявите, каким способом он разрешн. Оцените соблюдение педагогом правил поведения в конфликте.
Задание 2.
1. Механизмы воздействия в процессе общения.
2. Молодой девушке (22 года), только что окончившей университет, предстоит встреча с руководителем образовательного учреждения, в котором она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места.
Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи если:
а) руководитель - мужчина 40 лет, самоуверенный, несколько жесткий в общении, известен своими «служебными романами» с подчиненными.
б) руководитель - женщина 30 лет, занимающая этот пост несколько лет, добившаяся преуспевания и повышения рейтинга образовательного учреждения.
Задание 3.
1. Коммуникативная сторона общения.
2. Руководитель в эго-состоянии «Критикующего Родителя»
говорит подчиненному следующее: Вы опять все напутали, Вам ничего нельзя поручить, этот отчет следует переделать!
Представьте возможные варианты ответа подчиненного в различных эго-состояниях, а также опишите последствия каждого из ответов.
Задание 4.
1. Интерактивная сторона общения.
2. Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы.
Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.
Задание 5.
1. Перцептивная сторона общения.
2. На презентации образовательного учреждения, сотрудником которой Вы являетесь, Ваш руководитель поручил Вам «опекать и развлекать» лиц, от которых зависит дальнейшее развитие и преуспевание Вашей организации. Вы незнакомы с этими людьми.
Как Вы начнете беседу и почему выберете именно такой вариант начала общения?
Задание 6.
1. Стили общения.
2. Руководство учреждения поручило Вам возглавить команду, представляющую Вашу организацию на предстоящих переговорах с конкурентами. Вам предстоит выработать стратегию поведения и выбрать метод ведения переговоров. Конкуренты менее чем Вы заинтересованы в компромиссном решении. У них есть преимущества в позиции, кроме этого они не готовы на уступки. В то же время руководителем их команды является педантичный, самоуверенный человек, не склонный преувеличивать свои запросы.
Опишите стратегию поведения своей команды и метод ведения переговоров, который Вы предпочтете. Почему Вы остановились именно на этом методе?
Задание 7.
1. Деловая беседа как основная форма делового общения.
2. Определите тип слушателя и опишите средства для привлечения его внимания.
Данный тип людей слушает разумом, причем лишь то, что они хотят слышать, отбрасывая все остальное, они пренебрегают эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.
Они слушают выборочно, заботясь о том, чтобы услышанное не нарушило их внутреннего равновесия, они часто упускают глубокое значение сказанного.
Задание 8.
1. Психологические приемы влияния на партнера.
2. Вы являетесь посредником в переговорах между двумя конкурирующими людьми, одна из которых регулярно срывает сроки переговоров, нарушает даже незначительные договоренности.
Опишите свои действия и шаги, которые Вы как посредник предпримите в этой ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.