КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________И.П. Кашич «____»_________________2018 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________В.В. Репкин «____»_________________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ. 05. Психология общения
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «__»________ 2018 г. №__
|
Ключи 2018
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
|
взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; приемы саморегуляции в процессе общения |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
44 |
Объем образовательной программы |
36 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
20 |
лабораторные работы |
Не предусмотрено |
практические занятия |
14 |
курсовая работа (проект) |
Не предусмотрено |
контрольная работа |
Не предусмотрено |
Самостоятельная работа |
8 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке |
|
|
|
Тема № 1.1. Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. |
|||
Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Представления о личности и ее свойствах. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект:«Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности» |
2 |
||
Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. |
|||
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения |
|
|
|
Тема № 2.1. Структура общения |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Цели общения. Структура общения.Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения |
|||
Тема № 2.2. Основные функции общения |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния |
|||
Тема № 2.3. Виды общения |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень |
|||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие. Методы исследования общения. Определение видов общения |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Особенности общения в современном мире» |
1 |
||
Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении |
|
|
|
Тема № 3.1. Роли и ролевые ожидания в общении |
Содержание учебного материала |
2
2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. |
|||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|||
Практическое занятие. Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении. |
|||
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении |
|
|
|
Тема № 4.1. Механизмы взаимопонимания в общении |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». |
|||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения Тренинг противостояния манипуляции в общении |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении |
2 |
||
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения |
|
|
|
Тема № 5.1. Типы собеседников
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. |
|||
Тема № 5.2. Техники активного слушания |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности |
|||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания. |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: разработка проекта «Способы оптимизации общения в коллективе» |
2 |
||
Раздел 6. Этические принципы общения |
|
|
|
Тема № 6.1. Этика общения |
Содержание учебного материала |
|
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям |
|||
Тема № 6.2. Ценности общения |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. |
|||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие. Исследование нравственной культуры личности |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Проблемы общения в истории этики и философии» |
1 |
||
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
|
|
Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения |
Содержание учебного материала |
2 2 |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные |
|||
2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта |
|||
Тема № 7.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях |
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта |
2 |
||
Промежуточная аттестация |
2 |
|
|
Самостоятельная работа |
8 |
|
|
Всего: |
44 |
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2012. - 256 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629.
2. Н. С. Ефимова. Психология общения. Практикум по психологии: Учеб. пособие.- М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2011.- 192.с.- (Профессиональное образование)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с. : ил. - (Для средних специальных учебных заведений). – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: |
||
Взаимосвязь общения и деятельности. Цели, функции, виды и уровни общения. Роли и ролевые ожидания в общении. Виды социальных взаимодействий. Механизмы взаимопонимания в общении. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения. Этические принципы общения. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Приемы саморегуляции в процессе общения.
|
Знать: -взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; -приемы саморегуляции в процессе общения.
|
Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
Умения: |
||
Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
|
Уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
|
Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.