Психология рабочая программа

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ Рабочая программа.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования»

__________________И.П. Кашич

«____»_________________2018 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ  «Ключевский лицей профессионального образования»

__________________В.В. Репкин

«____»_________________2018 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОГСЭ. 05. Психология общения

Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «__»________ 2018 г. №__

 

 

 

 

Ключи 2018

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

 

1.1. Область применения рабочей программы

Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина  относится  к общему гуманитарному и социально-экономическому  циклу  

 

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

приемы саморегуляции в процессе общения

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

44

Объем образовательной программы

36

в том числе:

теоретическое обучение

20

лабораторные работы

Не предусмотрено

практические занятия

14

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

контрольная работа

Не предусмотрено

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

 

Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке

 

 

Тема № 1.1. Введение

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Предмет курса, основные понятия и определения.

Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.

Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Представления о личности и ее свойствах.

Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства.

Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект:«Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности»

2

Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Общение - основа человеческого бытия.

Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения

 

 

Тема № 2.1.

Структура общения

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Цели общения. Структура общения.Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения

Тема № 2.2.

Основные функции общения

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

 

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния

Тема № 2.3.

Виды общения

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Виды общения.  Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень

Тематика практических занятий и лабораторных работ

 

Практическое занятие. Методы исследования общения. Определение видов общения

1

Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Особенности общения в современном мире»

1

Раздел 3. Роли  и ролевые ожидания в общении

 

 

Тема № 3.1.

Роли и ролевые ожидания в общении

Содержание учебного материала

2

 

               2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении.

Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении

 

 

Тема № 4.1.

Механизмы взаимопонимания в общении

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия,  рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

Тематика практических занятий и лабораторных работ

 

Практическое занятие. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания».  Их роль в процессе общения Тренинг противостояния манипуляции в общении

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении

2

Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

 

 

Тема № 5.1.  Типы собеседников

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Типы собеседников.  Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

Тема № 5.2. Техники активного слушания

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности

Тематика практических занятий и лабораторных работ

 

Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания.

4

Самостоятельная работа обучающихся: разработка   проекта «Способы оптимизации общения в коллективе»

2

Раздел 6. Этические принципы общения

 

 

Тема № 6.1. Этика общения

Содержание учебного материала

 

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.

сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям

Тема № 6.2. Ценности общения

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

 

Практическое занятие. Исследование нравственной культуры личности

2

Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Проблемы общения в истории этики и философии»

1

Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

 

 

Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения  

Содержание учебного материала

2

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

1. Понятие «конфликта».  Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные

2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта

Тема № 7.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Тематика практических занятий и лабораторных работ

 

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10

 

Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта 

2

Промежуточная аттестация

2

 

Самостоятельная работа

8

 

Всего:

44

 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет социально-экономических дисциплин,

оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

 

3.2.1. Печатные издания

1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2012. - 256 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629.

2. Н. С. Ефимова. Психология общения. Практикум по психологии: Учеб. пособие.- М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2011.- 192.с.- (Профессиональное образование)

 

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.

2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.

3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.

4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.

 

3.2.3. Дополнительные источники

1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с. : ил. - (Для средних специальных учебных заведений). – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Взаимосвязь общения и деятельности.

Цели, функции, виды и уровни общения.

Роли и ролевые ожидания в общении.

 Виды социальных взаимодействий.

Механизмы взаимопонимания в общении.

Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.

Этические принципы общения.

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Приемы саморегуляции в процессе общения.

 

Знать:

-взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

 -виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

-приемы саморегуляции в процессе общения.

 

Устный опрос.

Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный

зачет.

Умения:

Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

 

Уметь:

-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 

Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный

зачет.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru