ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
или ПО КОМ ЗВУЧИТ КОЛОКОЛ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
На заключительной ВСТРЕЧЕ, уроке развития личности, с учащимися в рамках проекта независимой открытой газеты «А» в КРУГе» за чашкой чая с печенюшками состоялась, как обычно это у нас бывает, бурная дискуссия по многим наиболее острым темам. Общие выводы ребят по одной из них меня, как педагога, сразили наповал. Такое впечатление, что их произносили не дети, а взрослые мужи. Вот некоторые из них:
- Где-то в пятом и шестом классе от своих родителей я узнала, что в Советском Союзе на уровне государства была идеология развития общества, а на уровне воспитания и обучения – Моральный кодекс строителя коммунизма. Тогда я искренне радовалась, что в нынешней России всего этого нет.
- А я не радуюсь. Идеологии нет. Значит, нет ориентиров того, а что же мы строим и к чему идем. Нет и моральных ориентиров. А без идеологии и без моральных ориентиров мы превращаемся из молодого поколения в обычное растение. На подобные размышления меня натолкнула трагедия в Казани. Мог бы это преступление совершить сформировавшаяся на моральных принципах ЛИЧНОСТЬ? Однозначно, нет.
- Это не человек. Человек, воспитанный на моральных принципах, не станет стрелять в детей и учителей, а потом сидеть в суде с гордо поднятой головой, да еще и с ухмылкой на лице.
От себя добавлю, что уполномоченная по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец также подтвердила, что причиной стрельбы в казанской школе стало «абсолютное отсутствие государственной идеологии».
Нынче, все говорят о массовой депрессии современных детей и молодежи. Только никто, кроме разговоров, на законодательном уровне серьезные шаги не предпринимает. А ведь ответ-то искать и не нужно: он на поверхности. В детях с раннего возраста необходимо закладывать духовную жизненную цель. Движение к достижению духовной цели – это и есть ЖИЗНЬ. Реально же у современной молодежи преобладает только одна цель: побольше заработать, а все остальное оказывается на задворках.
Почему на духовном уровне современным подросткам сложно себя реализовать? А потому, что современная школа с помощью ОГЭ и ЕГЭ вместо обучения и воспитания занята исключительно шаблонным натаскиванием. Реальная же жизнь – не шаблон. Отсюда, и психологический кризис, и озлобление, и стремление себя реализовать через преступление.
В связи с этим, приведу фрагмент размышлений Александра Григорьевича Асмолова, доктора психологических наук, академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: «Базовой причиной происходящего, является то, что в нашей стране разрешение любых ситуаций через конфликт стало нормой обыденного сознания. Нет мирного урегулирования, медиации сложных ситуаций.
Для подростков 14–18 лет предпочтение конфликтного разрешения ситуации становится ярко выраженной тенденцией. Мы не занимаемся ключевыми причинами роста агрессивного поведения подростков и молодежи.
Пока в культуре конфликт правит бал, мы будем иметь рост агрессии и фанатизма. А самой уязвимой мишенью является именно молодежное и подростковое поведение. Они наиболее восприимчивы к этой норме, когда им кажется, что весь мир против них».
Выход из создавшейся ситуации имеется? Александр Григорьевич его видит в следующем: «Нужна экспертиза на толерантность любых выступлений в публичном пространстве. Различного рода лидеры мнений день за днем сеют ненависть и тем самым, как по «Злоумышленнику» Чехова, сами того не осознавая, готовят новых «казанских стрелков». Речь идет в том числе об экспертизе выступлений депутатов, выступлений, как я их называю, «соловьев-разбойников» — телеведущих, нагнетающих атмосферу ненависти. Российское телевидение, к сожалению, очень многое делает для раскачки ненависти, а ненавидеть начинают чаще всего тех, кто слабее, - совсем необязательно только тех, против кого направлена риторика».
Дмитрий Певцов, будучи актером, а не педагогом, очень глубоко копнул проблему в педагогическом сообществе, заявив, что «произошедшее в Казани — это беда. И это вовсе не несчастный случай, как можно подумать, а первый и очень серьезный звоночек. Чему обучали (От авт. Не обучали, а натаскивали) этого парня, если он пришел в свою школу, чтобы устроить там бойню? Он учился для того, чтобы сдать ЕГЭ? И все? И еще, чтобы получить лицензию на ношение оружия? Он учился для этого?
Даже если оградить учебное заведение огромным бетонным четырехметровым забором, поставить военизированную охрану... Но ведь это — борьба со следствием, а не с причиной. Причина состоит в том, чтобы понять — что было в голове у этого парня? Чему вообще учат детей?
Ведь в мозгах, в душах и сердцах современных учащихся — одни только правила, которые им необходимы, чтобы сдать ЕГЭ. Мы становимся похожими на ту самую Америку, где подобная стрельба давно уже стала нормой.
В школах необходимо ввести альтернативу всему тому, что дети черпают круглыми сутками в Интернете и средствах массовой информации. Государственная идеология необходима, и она должна состоять из таких понятий, как любовь, дружба, родина, патриотизм, ценность человеческой жизни.
У этого парня ничего этого не было за душой. Он имел желание прославиться, стать богом. Хотя он не ведает, кто такой Бог. Бог — это любовь. А любовь — это правильные и добрые поступки, доброжелательное отношение к людям.
Дальше будет только хуже, если мы не внесем изменения в образование, культуру, школу… Товарищи взрослые, давайте задумаемся о том, что мы начинаем терять наших детей. И то, что произошло в Казани — это первый звоночек.
Мнения детей на итоговой ВСТРЕЧЕ в «А» в КРУГе», профессора из МГУ, известного российского актера удивительным образов совпали. Случайно ли? Уверен, что нет. Проблема уже звучит не как «звоночек», а как колокол. И это не частная проблема. Это колокол по существования России в целом, если в ней начнут преобладать воспитанники ОГЭ и ЕГЭ, человеки-растения и человеки-роботы.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.