Психология развития и возрастная психология
Оценка 4.9

Психология развития и возрастная психология

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
обществознание
5 кл—11 кл
12.02.2017
Психология развития и возрастная психология
Это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста. А.Гезелл рассматривал как естественный биологический процесс. К.Кофкка писал, что созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции.Психология развития и возрастная психология
Психология развития.docx
АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование и психодиагностика:  технологии реализации практической психологической помощи». Дисциплина: Психология развития и возрастная психология  Практическое задание 1, модуль 1 Выполнил: Слушатель Кушнарёва Т.П. Преподаватель: Матюшкина Е. Я. г. Курган – 2016 Психология развития и возрастная психология  (кратко) Развитие Выполнила Кушнарёва Татьяна Павловна Это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Необратимость Способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность Способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность Способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста. А.Гезелл рассматривал как естественный биологический процесс. К.Кофкка писал, что созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Это количественные соматические изменения. Или процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. Процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. Процесс индивидуального развития человека. Психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определённого качества Созревание Рост Филогенез Онтогенез Область (сфера) психического развития Когнитивные свойства Психосоциальны е свойства Свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека. Носителем когнитивных свойств является субъект деятельности. Свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека. Носителем психосоциальных свойств является личность. Свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека. Структура индивида является носителем психофизических свойств. Календарный или хронологический возраст, выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий ит.д.). отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Возраст развития, психологический возраст, определяется путём установления местоположения объекта в определённом эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно- количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает систему отсчёта и принципы её расчленения. Это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологическим возрастом определяется возрастное соответствие. Определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Психофизически е свойства Абсолютный возраст Условный возраст Хронологически й возраст Биологический возраст Психологически й возраст Кратко ответы на вопросы: Что такое возрастная психология? Ответ: Возрастная психология – это наука, изучающая процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. От чего зависит продолжительность детства? Ответ: Продолжительность детства зависит от субъективного переживания, имеющего внутреннюю систему отсчёта. Специфика детства уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живёт, воспитывается и обучается ребёнок. Что такое возраст? В чем отличие возраста хронологического от возраста Ответ: Возраст это возрастное самосознание, зависящее от напряжённости, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. психологического? Ответ: Хронологический возраст и психологический возраст отличаются тем, что психологический определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом, а хронологический определяет возрастное соответствие.. Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготсций вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение ребёнка с социальной средой. Взаимодействие ребёнка со своим социальным окружение, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Л.С. Выготсций выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития - деятельность и переживание. Деятельность проявляется как внешняя активность (реакция) ребенка на конкретную ситуацию, переживания же протекают на внутреннем плане, от этого их увидеть из вне сложно. С другой стороны, один и тот же ребёнок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по- новому переживать ту же самую семейную ситуацию. Краткая характеристика четырёх основных законов, или особенности, детского развития, которые Выготский установил Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. Л.С.Выготский установил четыре закона (или особенности) детского развития. 1. Цикличность Имеет сложную организацию во времени. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства (развитие памяти, речи, интеллекта 2. Неравномерность развития Все стороны личности развиваются неравномерно, непропорциональ но. На каждом этапе происходит перестройка связей 3. «Метаморфозы» в детском развитии «Переход количественных изменений в качественные». То есть, развитие – постепенное превращение одной формы в другую 4. Сочетание эволюции и инволюции Процессы «обратного развития» как бы вплетены в процесс эволюции. Если инволюционные процессы запаздывают , наблюдается и др.) так же развитие психики ребёнка в целом. психических функций. Развитие отдельной – зависит – в какую систему связей она включена инфантилизм: ребёнок переходя в новый возраст , сохраняет старые черты. Понятия «Кризисы», «Стабильные периоды» для возрастного развития. Л.С.Выготский предавал большое значение кризисам и стабильные периодам в процессе развития ребёнка, рассматривая их чередование как закономерность. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Это краткие, но бурные сдвиги в развитии и ребёнок резко меняется. Протекают бурно. Проявляется через аффективные вспышки, капризы. Ребёнок выходит из-под контроля взрослых. Длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств до года- двух лет. Есть мнение, что кризисы – это закономерность. В течение кризиса происходят заметные сдвиги. Близкие взрослые могут кризис смягчить. Стабильные периоды – составляют большую часть детства, длятся по нескольку лет. Возрастные новообразования, образующиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Психология развития и возрастная психология Ф.И.О. ученого Вклад в развитие возрастной психологии Доминик Пурпур Точное время формирования личности ребёнка в утробе матери 28-32 недели Говорил о ведущей роли обучения в процессе развития; О вывод о неравномерности развития психики ребёнка; О том формирование личности на каждом последующем этапе формируется предыдущим этапом; Л.С.Выготск ий Ж.Пиаже Обучение ориентируется на развитие, т.е. ребёнку давать то, что он может «взять». У. Термел Исследовал феномен развития детей-вундеркиндов; Считал, что определяющим для развития человека являются: К. Бюллер 1) Усложнение взаимодействия с окружающей средой; 2) Развитие аффективных процессов(удовольствия, дрессура, интеллект); 3) Созревание мозга А.Бандур, Ввели понятие «социализация» Дж. Кульман К.Клакхон Ввел понятие «ценностные ориентации». Сейчас принято определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок). Психология человека от рождения до смерти Теории психического развития Характеристика (суть подхода) Биогенетический подход Теории рекапитуляции Психоаналитический подход к развитию ребенка Социогенетический подход Концепция э. Эриксона Когнитивные теории Концепция ж. Пиаже Персоногенетический подход Экологическая модель развития В основе подходов лежит позиция развития человека как биологического существа или психического явления. Человек проходит все стадии развития от одноклеточного существа до явления современной культуры В основе лежит концепция о психической структуре личности ( у Фрейда – своя; у Й.Брейера – своя.) Это стадиальный подход, где на каждой стадии развития человек проявляется по-новому в новых условиях социума Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития Утверждают, что развитие состоит из эволюционирования ментальных структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума Теория развития, где объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях Психическое развитие – результат выбора, сделанного человеком через стремление к самоактуализации Развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях, где развитие личности выстраивается по принципу природной экосистемы только её элементы – социально значимые единицы измерения (семья, школа и пр.) Психология человека от рождения до смерти Социальная ситуация развития ребенка Ведущая деятельность Это конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью. Это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребёнка в течении данного возрастного периода ребёнка Это деятельность ребёнка в рамках Социальная ситуация развития ребенка Один из основных элементов механизма развития ребёнка. Кризис – это цепь внутренних изменений в ходе переживаний из-за изменений потребностей и побуждений, движущих его поведением Это психические и социальные изменения, возникающие на каждой ступени развития и как следствие – обобщённый результат этих изменений Кризис развития Психологическое новообразование

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017