Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста
Оценка 5

Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста

Оценка 5
docx
27.01.2020
Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста
методичка по р.в..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое обследование

детей раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Ведение………………………………………………………………………………………………………2

2. Задания для обследования детей раннего возраста…………………………………………………….....7

3. Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет…………………………….8

4. Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года), (1,6-2 года), (2-3 года)………………………………….9

5. Возрастные нормы развития детей от года до 3 лет……………………………………………………  12

5. Методики для психолого-педагогического обследования детей ………………………………………15

6. Заключения и рекомендации………………………………………………………………………………23

7. Работа с родителями………………………………………………………………………………………..24

8. Консультации для родителей………………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданий учитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенка важной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является "диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Данные методические рекомендации предназначены специалистам психолого-медико-педагогических консультаций: дефектологам, психологам, логопедам.

 

Оценка познавательной деятельности

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое

изучение ребенка и т. п.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:

•          присутствие родителей (лиц, их заменяющих);

•          налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;

•          предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента, когда он входит в кабинет, где происходит обследование. Его реакция на новую обстановку (интерес, безразличие, страх и т. д.), желание или нежелание вступить в контакт, адекватность поведения и т. п. подлежат анализу при составлении заключения.

Необходимо выяснить, стоек ли интерес ребенка к игрушкам и разумны ли производимые с ними действия. Следует также учесть, сопровождает ли ребенок игру речью, обращается ли к взрослым с вопросами.

После установления с обследуемым ребенком необходимого контакта можно приступить к обследованию.

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания – При обследовании детей раннего возраста отмечается хаотичные действия; самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

- количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

- обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях;

- отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельности определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Также в  процессе проведения исследований следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются  в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, а также дети с нарушениями внимания или просто недостаточно работоспособные не фиксируют на инструкции должного внимания и, не дослушав ее до конца, принимаются выполнять задание наугад.

Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом, безречевая.

Дети с нормальным интеллектом и сохранным слухом выполняют доступные их возрасту задания по устной инструкции. В ряде случаев им бывает достаточно наглядного предъявления задания без всяких устных указаний. Умственно отсталым детям  обычно нужно давать инструкции и задавать наводящие вопросы. Дети со значительным снижением интеллекта начинают понимать инструкции только после того, как взрослый покажет, как надо выполнять задание. Важно установить, в состоянии ли ребенок удерживать в памяти предложенную инструкцию и потому не могут закончить начатую работу. Это можно сказать и о детях с нарушенной работоспособностью, неполноценным вниманием, недостатками памяти.

Характер деятельности при выполнении заданий. Во всех случаях важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса.

Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Наилучших результатов достигают целенаправленно работающие дети. Недостатки же могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Такие недостатки встречаются и у интеллектуально сохранных детей, а также у детей с задержкой психофизического развития. Однако у умственно отсталых эти появления встречаются гораздо чаще, и они более выражены.

Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нормальным интеллектом стараются найти оригинальные и экономные способы действия. Умственно отсталые, обычно действуют шаблонно или даже неподходящим, неадекватным образом.

Важно выяснить насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Одни дети все время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Во втором случае нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.

Следует также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Чем сильнее выражена эта способность, тем выше обучаемость ребенка.

Интеллектуально сохранные дети воспринимают помощь и оказываются в состоянии использовать показанный им способ действия при выполнении аналогичных заданий. Умственно отсталые дети нуждаются в значительно большей помощи. Однако она не дает сколько-нибудь ощутимого эффекта. Это дети с низкой обучаемостью.

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые  требуются от него при решении поставленной задачи.

Реакции ребенка на результаты работы. Как правило, дети с нормальным интеллектом способны дать оценку проделанной ими работе. Они радуются своим успехам и огорчаются по поводу неудач.

Некоторые дети с трудностями поведения делают вид, что их не волнует отсутствие необходимых достижений.

Умственно отсталые дети не всегда в состоянии правильно оценить результаты своей работы. Однако они не безразличны к оценке их деятельности со стороны окружающих.

При тяжелой форме умственной отсталости дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению окружающих.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.

Безразличное отношение к факту обследования, а иногда и фамильярное отношение к членам комиссии чаще всего встречается у умственно отсталых детей.

Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная  необоснованная веселость). Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать.

Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной, доброжелательной обстановки, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уверенно.

Начинать надо с заданий легких, которые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, соответствующие его возрасту. Как только ребенок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь возвратиться к нерешенной. Необходимо поощрять ребенка в процессе выполнения заданий.

Важным методологическим принципом психолого-педагогического обследования является чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше устают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу обследования игровой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для обследования детей раннего возраста

 

№ п\п

Наименование задания

Возраст детей

1-1,6 года

1,6-2 года

2-2,6 года

2,6-3 года

1.

Прокати шарик

+

+

 

 

2.

Спрячь шарик

+

+

 

 

3.

Покажи части тела (на себе): глаза, рот, руки

+

 

 

 

4.

Покажи где (резиновые игрушки): собака, кошка, петух

+

 

 

 

5.

Дострой башню (3 кубика)

+

 

 

 

6.

Пирамида

+

+

 

 

7.

Посади грибочки

+

 

 

 

8.

Порисуй

+

+

 

 

9.

Перекладывание

 

+

 

 

10.

Кубики («башни» из 3 кубиков)

 

+

 

 

11.

Покажи картинки: мяч, куклу, машину

 

+

 

 

12.

Кукла (покажи глаза, рот, руки)

 

+

 

 

13.

Спрячь кубик в банку

 

+

 

 

14.

Как говорит собака, кошка, курица, корова

 

+

 

 

15.

Соотнесение одинаковых предметов: мячик, ложка, расческа, кубик

 

+

 

 

16.

Поймай шарик

 

 

+

+

17.

Спрячь шарик:

В две коробочки

В три коробочки

 

 

 

+

 

 

+

18.

Разбери и сложи матрешку:

двухсоставной

трехсоставной

 

 

 

+

 

 

+

19.

Разбери и сложи  пирамидку:

из трех колец

из четырех колец

 

 

 

+

 

 

+

20.

Найди парные картинки:

две

четыре

 

 

 

+

 

 

+

21.

Поиграй с цветными кубиками:

два (красный, желтый или белый)

четыре (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

 

 

 

+

 

 

+

22.

Сложи картинку:

из двух частей

из трех частей

 

 

 

+

 

 

+

23.

Построй из палочек:

«молоточек» (из двух палочек)

«домик» (из трех палочек)

 

 

 

+

 

 

+

24.

Достань тележку  (скользящая тесемка)

(скользящая и ложная тесемка)

 

 

+

 

+

25.

Нарисуй:

дорожку

домик

 

 

 

+

 

 

+

 

Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет

 

1.         Горка (желобок) высотой 5-6 см и длиной 30 см. + шарик.

2.         3 коробочки  четырехугольной формы разные по величине, с соответствующими крышками и

            3разных по величине шарика одинакового цвета, (2 кубика, разных по величине).

3.         Набор резиновых игрушек: собака, кошка, петух, курица, корова и, соответствующие к ним,

            набор картинок с изображениями.  

4.         Цветные кубики – 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).

5.         Пирамидки крупные деревянные: 3 кольца +основание; 4 кольца +основание.

6.         Деревянная подставка с грибочками.

7.         Набор цветных фломастеров (6 цветов).

8.         Коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки) по 6 штук в каждой и 2 емкости.

9.         Набор картинок с изображением – мяч, кукла, машина.

10.       Кукла – 30 см.          

11.       Маленький мячик диаметром 6-8 см, детская ложка, расческа.

12.       Матрешка 3 составная

13.       Четыре парных предметных картинки .

14.       Разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части;

            вторая пара – одна из картинок разрезана на три части.

15.       Счетные палочки - 10 штук одного цвета.

16.       Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года)

№ _____________________ от ______________

 

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________________

Домашний адрес___________________________________________________________________________

Анамнез__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Внешний вид, контактность_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Состояние крупной моторики_______________________________________________________________

Состояние мелкой моторики________________________________________________________________

Характер деятельности_____________________________________________________________________

Способы выполнения заданий_______________________________________________________________

Обучаемость______________________________________________________________________________

Внимание________________________________________________________________________________

Поведение во время обследования___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Речь_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задания:

1.         Прокати шарик _____________________________________________________________________

2.         Спрячь шарик _______________________________________________________________________

3.         Покажи части тела (на себе)          

            глаза______________________________________

            рот_______________________________________

           руки______________________________________

4.         Покажи где (резиновые игрушки)

           собака____________________________________

           кошка_____________________________________

           петух_____________________________________

5.         Дострой башню (из 3 кубиков)________________________________________________________

6.         Пирамидка (из 3 колец)______________________________________________________________

7.         Посади грибочки____________________________________________________________________

8.          Порисуй____________________________________________________________________________

 

Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специалист_______________________________________________________________________________

 

Протокол обследования ребенка (1,6 – 2 года)

№ _____________________ от ______________

 

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________________

Домашний адрес___________________________________________________________________________

Анамнез__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Внешний вид, контактность_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Состояние крупной моторики_______________________________________________________________

Состояние мелкой моторики________________________________________________________________

Характер деятельности_____________________________________________________________________

Способы выполнения заданий_______________________________________________________________

Обучаемость______________________________________________________________________________

Внимание________________________________________________________________________________

Поведение во время обследования___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Речь_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задания:

1.         Прокати шарик __________________________________________________________

2.         Перекладывание _________________________________________________________

3.         Кубики

            «Башни» из 3 кубиков

4.         Покажи картинки

            мяч____________, кукла_______________,машина____________________________

5.         Пирамидка______________________________________________________________

6.         Кукла

            Покажи глаза____________, рот________________, руки_______________________

7.         Спрячь кубик в коробку___________________________________________________

8.         Как говорит

            собака__________________________,кошка__________________________________

            курица__________________________,корова_________________________________

9.         Соотнесение одинаковых предметов

            мячик___________________________,ложка_________________________________

            расческа_________________________,кубик_________________________________

10.       Порисуй _________________________________________________________

 

Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специалист_______________________________________________________________________________

Протокол обследования ребенка (2 – 3 года)

№ _____________________ от ______________

 

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________________

Домашний адрес___________________________________________________________________________

Анамнез__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Внешний вид, контактность_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Состояние крупной моторики_______________________________________________________________

Состояние мелкой моторики________________________________________________________________

Характер деятельности_____________________________________________________________________

Способы выполнения заданий_______________________________________________________________

Обучаемость______________________________________________________________________________

Внимание________________________________________________________________________________

Поведение во время обследования____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Речь_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задания:

1.         Поймай шарик_______________________________________________________________________

2.         Спрячь шарики

            в 2 коробочки________________________________________________________________________

            в 3 коробочки________________________________________________________________________

3.         Разбери и сложи матрешку

            двухсоставную_______________________________________________________________________

            трехсоставную________________________________________________________________________

4.         Разбери и сложи пирамидку

            из 3 колец____________________________________________________________________________

            из 4 колец___________________________________________________________________________

5.         Найди парные картинки

            две____________________________                         четыре__________________________________

6.         Поиграй с цветными кубиками

            с двумя (кр., жел., или бел.)____________________________________________________________

            с четырьмя (кр., жел., син., зел.)_________________________________________________________

7.         Сложи картинку

            из 2 частей_____________________________,        из 3 частей_______________________________

8.         Построй из палочек

           «молоточек»____________________________,        «домик»_________________________________

9.         Достань тележку

            скользящая тесемка______________________, скользящая и одна ложная______________________

10.       Нарисуй

            дорожку___________________________,        домик________________________________________

 

Заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специалист _______________________________________________________________________________________

Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет

№ п\п

Параметры развития

Возраст детей

1 г. – 1,6 г.

1,6 г.– 2 г.

2 г. – 2,6 г.

2,6 г. – 3 г.

1.

Крупная моторика

 

Ходит самостоятельноБьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на "взрослый" стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.

Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).

Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев.

Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.

Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев.

Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки.

Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.

2.

Мелкая моторика

Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок

Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами, почти как взрослый

Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков.

Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии.

Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.

Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии.

Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.

3.

Социальное развитие

Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.

Иногда говорит "нет", если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.

Выражает жалобы словами. Здоровается ("Привет" и т. п.)

Говорит "Посмотри", когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.

Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди

4.

Развитие речи

Говорит не менее двух слов, помимо "мама" и "папа". Отвечает на вопросы: "Как говорит собачка, киска?". Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.

Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками, употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает "да" или "нет" в ответ на простые вопросы.

Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.

Просит: "Еще", "Еще один". Использует отрицание "не" в выражениях: "не надо", "не буду" и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:"я", "ты", "он", "она", "оно", "мне".

Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: "мой", "моя", "мое". Употребляет глаголы в прошедшем времени. ("Мячик упал").

Задает вопросы, начинающиеся со слов "что", "где", "почему","когда", "как". Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.

5.

Понимание речи

По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги.

Знает предлоги "на" и "с". Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: "Пойди к себе в комнату и принеси мне. " Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: "в", "на", "под", "у", "возле".

Понимает, что значит "вверх" и "вниз", "один" (дает по просьбе именно один предмет) "все".

Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.

Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: "в", "над", "на", "под", "у", "возле»,«сверху», «снизу", "выше", "ниже". Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).

Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: "в", "над", "на", "под", "у", "возле»,«сверху», «снизу", "выше", "ниже". Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).

6.

Самообслуживание

Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой.

Подает маме или папе пустую тарелку.

Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии.

Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.

Сам умывает лицо и чистит зубы.

Наливает жидкость в чашку не проливая.

Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую - на правую ногу, левую - на левую).

 

Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.

Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими "биологическими" часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться

 

 

 

 


 

Методики для психолого-педагогического обследования детей 1 – 1,6 года

№ п/п

Задание, цель

Оборудование

Проведение обследования

Обучение

Оценка действий ребенка

1.      

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной
моторики

Желобок (горка) (высота 5 – 6 см., длина 30 см.), шарик

Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. Е. Обучение идет по показу

Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения —ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

2.      

«СПРЯЧЬ ШАРИК»

Цель: выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий

Две разные по величине коробочки
четырехугольной формы одного цвета с соответствующими
крышками; два шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету

Перед ребенком кладутся две коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные
на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать
шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо
брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам,
какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку

Накроем большой крышкой  большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку; после обучения ребенку предлагают выполнить задаче
самостоятельно

Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения —ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

3.      

«ПОКАЖИ ЧАСТИ ТЕЛА»

Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, оценка слухового восприятия, ориентация в частях тела: глаза, рот, руки

 

Ребенок демострирует на себе

Задайте ребенку вопрос: «Где твои глазки?» (рот, руки)

Не показывайте названную часть тела ни на себе ни на ребенке, чтобы проверить его реакцию на слова; если задание не выполнено повторите инструкцию; если после посторения инструкции не  выполнил перейти к демонстрации на игрушке

Принятие задания; понимание речевой инструкции; достаточно, если ребенок показывает хотя бы одну часть тела на себе.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

4.      

«ПОКАЖИ ГДЕ…»

Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, оценка слухового восприятия

Резиновые игрушки: собака, кошка, курочка

Перед ребенком выставляются игрушки животных. Предложите ребенку показать где кошка – мяу-мяу (собачка- ав-ав,, курочка – ко-ко).

 

Если ребенок не может показать животных, педагог берет игрушку и говорит:  «Вот собачка - ав-ав» и т.д. Затем вновь просит показать животных

Принятие задания; понимание речевой инструкции. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

5.      

«ПОСАДИ ГРИБОЧКИ»

Цель: отработка навыка захвата пальчиками

Подставка с грибочками

Психолог предлагает ребенку снять все грибочки с подставки, сложить в миску. Когда все грибы убраны, становятся видны «пеньки». Необходимо надеть грибочки на колышки.

Если ребенок не может сложить грибочки в миску, педагог показывает. Как нужно снять и убрать грибочек; если ребенок не может надеть грибочек на колышек, педагог показывает  как правильно сделать, повторив 1-2 раза.

Принятие задание, обучаемость, понимание речевой инструкции;

отношение к результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

6.      

«ДОСТРОЙ БАШНЮ»

Цель: выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета, развитие мелкой моторики

Цветные кубики (3см.×3см.) двух цветов — два красных,
два желтых (или белых

 

Перед ребенком ставят два
цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке
взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит
показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый».
Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого
кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает
его; в тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом
название цвета два-три раза; после обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания

Принятие задания; сличение.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить.

7.      

«ПИРАМИДКА»

Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на
величину, наличия соотносящих действий,
ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий

Пирамидка из двух колечек

 

Психолог предлагает ребенку
разобрать пирамидку; если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить


Если ребенок не начинает действовать, то взрослый
сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень; затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно

Принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

8.      

«ПОРИСУЙ»

Цель: выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение
ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату

Карандаш, бумага

Ребенку дают лист бумаги и
карандаш и просят нарисовать дорожку (домик)

Не проводится

Принятие задачи и отношение к ней;
оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание,
предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

 

Методики для психолого-педагогического обследования детей  1,6 – 2 лет.

№ п/п

Задание, цель

Оборудование

Проведение обследования

Обучение

Оценка действий ребенка

1.

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Цель: установление контакта ребенка со взрослым, оценка понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.

Желобок, шарик.

Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.

Принятие  задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

2.

«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ»

Цель: проверка уровня развития восприятия, умение устанавливать идентичность предметов.

Коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки) по 6 штук в каждой

Взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, на другой елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке.

Показ и объяснение в случае затруднения.

Принятие и понимание заданий, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

3.

«КУБИКИ. БАШНИ ИЗ 3 КУБИКОВ»

Цель: выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.

Восемь кубиков одного цвета

Взрослый дает ребенку 3 кубика и просит его по подражанию строить башню

Сначала использует совместные действия, затем помогает выполнить задание по подражанию.

Принятие и понимания задания, умения подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

4.

«ПОКАЖИ КАРТИНКИ»

Цель: выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.

Предметные картинки: мяч, кукла, машинка

Перед ребенком кладут  картинки. Педагог спрашивает: 1. Покажи, где нарисован…?

2. Что это? Кто это?

Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо показать пальчиком на картинку.

Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

5.

«ПИРАМИДКА»

Цель: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому.

2 пирамидки из 5-6 колец одного размера

Взрослый на глазах ребенка снимает колечки со стержня и кладет их на поднос. Затем ребенку предлагается собрать пирамидку.

Взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать колечки, выполняя действия по подражанию, обращая внимание на то, что на колечках есть дырочки.

Принятие задания, умения подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

6.

«КУКЛА»

Цель: исследование особенностей восприятия, знание частей тела, понимание обращенной речи

Кукла

Покажи где у куклы глаза, рот, руки

Показ на кукле

Принятие задания, соотнесение частей тела, обучаемость, понимание обращенной речи.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

7.

«СПРЯЧЬ КУБИКИ В КОРОБКУ»

Цель: выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.

2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.

Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой кубик  в большую коробку, а маленький кубик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать кубики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.

Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Принятие  задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

8.

«КАК ГОВОРИТ»

Цель: выявление уровня понимания речевой инструкции, развития речи, наличия указательного жеста.

Резиновые игрушки: кошка, собака, курица, корова.

Взрослый ставит игрушки перед ребенком и просит взять ту или иную, и сказать как говорит это животное.

Обучение 2-3 раза

Принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение повторить звукоподражание.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

9.

«СООТНЕСЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.

 Игрушки  (мячик, ложка, расческа, кубик) и соответствующие картинки

Взрослый показывает поочередно игрушки, затем показывает ребенку картинку с изображением мячика  и спрашивает: «Что это? Покажи на картинке»

Соотнесение проводиться не более 3 раз.

Принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предмета, обучаемость.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

10.

«ПОРИСУЙ»

Цель: понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. 

Карандаш, бумага.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: "Порисуй".

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

 

 

Методики для психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет

 

№ п/п

Задание, цель

Оборудование

Проведение обследования

Обучение

Оценка действий ребенка

1.

«ПОЙМАЙ ШАРИК»

Цель: Задание направлено на установление

контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление

понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за

двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной

моторики.

Желобок, шарик.

Педагог кладет шарик на желобок и

просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

 

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Принятие  задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

2.

«СПРЯЧЬ ШАРИКИ»

Цель: выявление

практического ориентирования на величину, а также наличия

соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки.

Две (три) разные по величине коробочки

четырехугольной формы одного цвета с соответствующими

крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Перед ребенком кладутся две (три)

коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные

на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой

шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую

коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать

шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо

брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам,

какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой за если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый

показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

3.

«РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ»

Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на

величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания

указательного жеста, умения подражать

действиям взрослого.

Две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает

собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Педагог берет еще одну двусоставную матрешку,

раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать

маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Принятие задания; способы

выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

4.

«РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКУ»

Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на

величину, наличия соотносящих действий,

ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Пирамидка из трех (четырех) колечек.

Педагог предлагает ребенку

разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Если ребенок не начинает действовать, то взрослый

сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

5.

«НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Две (четыре) пары предметных картинок

(грибок, дом, зонтик, бабочка).

Перед ребенком кладут две

предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой,

показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Если ребенок не выполняет задание, то педагог показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

6.

«ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ»

Цель: выявление умений ребенка выделять цвет как

признак, различать и называть цвета.

Цветные кубики (четыре цвета) — два красных,

два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке

взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает

его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется

самостоятельное выполнение задания.

Принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

7.

«СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит

сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не

справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

8.

«ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК» (молоточек или домик).

Цель: выявление у ребенка умения действовать по

подражанию, показу.

Четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Перед ребенком строят из палочек молоточек или

домик и просят: «Построй, как у меня».

Если ребенок по показу не может сконструировать

молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

9.

«ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ»  Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение

использовать вспомогательное средство (тесемку)

Тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.

Перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки,

разведенные между собой на расстоянии 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба

конца тесемки и таким образом подтянул тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.

Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность

попробовать еще раз. Взрослый за экраном продевает тесемку

через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также

отношение к результату; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

10.

«НАРИСУЙ» (дорожку или домик).

Цель: выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение

ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Карандаш, бумага.

Ребенку дают лист бумаги и

карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).

Обучение не проводится.

Принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

 

 

 


Заключения и рекомендации

           

Обследование ребёнка раннего возраста завершается составлением заключения и вынесением рекомендаций.

В заключении содержатся обобщенные данные,  отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер. В случае выявления нарушения или группы риска по нарушению даются рекомендации по коррекции или компенсации данных нарушений.

 

Образец оформления

 

Дата________________                                          Уровень развития умений и навыков в пределах

                                                                                   возрастной нормы. Группа риска по…

место для печати                                                    

                                                                                  Рекомендовано:

                                                                                  Воспитание и обучение в дошкольном образовательном

                                                                                  учреждении.

                                                                                   ________________________________________________

                                                                                   ________________________________________________

                                                                                   Специалист ЦДиК:   Фамилия, инициалы

 

 

Дата________________                                        Уровень развития умений и навыков незначительно ниже

                                                                                 возрастной нормы. Нарушение зрения

место для печати                                                     

                                                                                 Рекомендовано:

                                                                                 Воспитание и обучение в дошкольном образовательном

                                                                                 учреждении.

                                                                                 ПМПК в…______________________________________

                                                                                   ________________________________________________

                                                                                   Специалист ЦДиК:   Фамилия, инициалы

Варианты заключений

Варианты рекомендаций

Примечания

Уровень развития умений и навыков соответствует возрастной норме

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении

 

Уровень развития умений и навыков в пределах  возрастной нормы                                                               

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении

 

Уровень развития умений и навыков незначительно ниже возрастной нормы

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном  учреждении                                                                       

 

Уровень развития умений и навыков ниже возрастной нормы

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном  учреждении                                                                       

 

Уровень развития умений и навыков …  возрастной нормы. Группа риска может быть по ЗРР, ЗПРР, речевому развитию, зрению, слуху, ОДА, поведению, дезадаптации к ДОУ

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном  учреждении….

 

Уровень развития умений и навыков …  возрастной нормы. Нарушение ОДА, зрения,слуха

Воспитание и обучение в дошкольном образовательном  учреждении.

ПМПК (срок прохождения)

 

Работа с родителями

 

            Обследование ребёнка раннего возраста проводится совместно с его родителями (законными представителями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:

1.      Специалист проводит краткую беседу с родителями.

2.      Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом  и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

3.      Обследование ребенка. Изучается уровень познавательной деятельности и обследование речи.

Выбор методик обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалист обращает внимание на то, как ребенок входит в кабинет: держась за руку родителя; самостоятельно; охотно или неохотно. Отворачиваясь от нового взрослого; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание.и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.

4.      Даются рекомендации по уровню развития ребенка, изменению условий жизни и микроклимата в семье.

Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм работы с ребенком, навыкам семейного общения.

5.      Результаты обследования заносятся в амбулаторную карту.

6.      Если у родителей появляются вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка, специалист может рекомендовать обратиться к соответствующему специалисту на консультацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации для родителей

 

«Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст.

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.)

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей-быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойстенно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и всерстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

 

 

Что делать, если…

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживать дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребенка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.


Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

 


 

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста

Оглавление 1. Ведение………………………………………………………………………………………………………2 2

Оглавление 1. Ведение………………………………………………………………………………………………………2 2

Введение Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима

Введение Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента, когда он входит в кабинет, где происходит обследование

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента, когда он входит в кабинет, где происходит обследование

Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить

Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить

При тяжелой форме умственной отсталости дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению окружающих

При тяжелой форме умственной отсталости дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению окружающих

Задания для обследования детей раннего возраста № п\п

Задания для обследования детей раннего возраста № п\п

Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет 1

Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет 1

Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года) № _____________________ от ______________

Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года) № _____________________ от ______________

Протокол обследования ребенка (1,6 – 2 года) № _____________________ от ______________

Протокол обследования ребенка (1,6 – 2 года) № _____________________ от ______________

Протокол обследования ребенка (2 – 3 года) № _____________________ от ______________

Протокол обследования ребенка (2 – 3 года) № _____________________ от ______________

Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет № п\п

Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет № п\п

Выражает жалобы словами. Здоровается ("Привет" и т

Выражает жалобы словами. Здоровается ("Привет" и т

Понимание речи По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги

Понимание речи По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги

Методики для психолого-педагогического обследования детей 1 – 1,6 года № п/п

Методики для психолого-педагогического обследования детей 1 – 1,6 года № п/п

Принятие задания; понимание речевой инструкции; достаточно, если ребенок показывает хотя бы одну часть тела на себе

Принятие задания; понимание речевой инструкции; достаточно, если ребенок показывает хотя бы одну часть тела на себе

Карандаш, бумагаРебенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик)

Карандаш, бумагаРебенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик)

ПИРАМИДКА» Цель: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому

ПИРАМИДКА» Цель: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому

СООТНЕСЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ»

СООТНЕСЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки

Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же

Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ» Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку)

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ» Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку)

Заключения и рекомендации

Заключения и рекомендации

Работа с родителями

Работа с родителями

Консультации для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Консультации для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020