«Психолого-педагогические основы и технологии работы педагога с семьей»

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Псих-пед. основы работы с семьёй.docx

Gerb_New

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»

(СОШ №1 г. Белоярский)

 

 

 

 

Борзенко Наталья Владимировна

Педагог-психолог

первой квалификационной категории,

 член ТПМПК Белоярского района

 

«Психолого-педагогические основы и технологии

работы педагога с семьей».

Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня развития психолого-педагогической компетентности, который позволит им сделать семейное воспитание процессом, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Психолого-педагогическая компетентность родителей – способность к успешному решению задач воспитания и развития своего ребенка на основе базовых психолого-педагогических знаний, умений, собственного опыта воспитательной деятельности – это условие успешного воспитания ребенка в семье.

Выделяют следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека. Эмоциональный компонент - это субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки. Родительские установки и ожидания - это определенный взгляд на свою роль родителя.

 Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:          

1.    Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).

2.    Аналитические собрания  (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

3.     Итоговые собрания   (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

4.    Комбинированные собрания   (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете. 

 Эти предложения могут быть такими:

·  поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;

·  поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;

·  поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

1.    Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

2.    Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

3.    Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.

4.    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

5.    Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.

6.    Личные беседы с родителями.

Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?

— Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

— Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

— Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)

— Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?

Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Приемы конструктивного взаимодействия

Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?

Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

 

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

· Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

· Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

· Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

· Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.

· Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.

· Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.