Психолого-педагогические основы
использования новых информационных технологий в школе
Юнусова У.В., Везиров Т.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В последнее время много внимания уделяется вопросу улучшения общего состояния материальной базы учреждений образования, снабжения их техникой нового поколения, которые бы отвечали современным психолого-педагогическим требованиям, потребностям общественного и семейного воспитания. Давно доказано, что современные дети и подростки нуждаются в гаджетах, средствах ИКТ с улучшенными функциональными, развивающими и обучающими программами. Это и современные игры, и обучающие программы, и другие комплексы, которые позволяют интегрировать их и средства НИТ в единую дидактическую систему.
Необходимо, однако, особо отметить, что речь не идет о замене средствами НИТ живого слова учителя, традиционных дидактических средств обучения, а включение их в общую систему на основе взаимного обогащения. Очень часто можно столкнуться с тем, что обществом неправильно понимается термин «новые информационные технологии». Это комплексное преобразование «среды обучения и воспитания» подрастающего поколения, создание новых научно обоснованных средств для развития обучающегося, его активной творческой деятельности, в том числе, специальных педагогических методов их использования. Информатика и ИКТ должна входить в жизнь ребенка через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности.
Разработана и успешно осваивается серия программ по нескольким предметам для начальной школы: «Живая математика», «Конструирование», «Мир природы» и другие. Они позволяют знакомить учеников младших классов с геометрическими фигурами, дают представления о формах предметов, учат ориентироваться в пространстве, и многое другое.
Ученики с гордостью демонстрируют знание новых терминов на уроках, дома родным и знакомым. Появилось новое направление общения – обсуждение компьютерных игр, своих достижений и неудач, промахов при выполнении тех или иных заданий. Таким образом пополняется словарный запас ребенка.
Есть и минусы. Не все школы в состоянии организовать необходимые условия для приобретения и установки оборудования. На помощь приходят мобильные и планшетные технологии. Конечно, и здесь необходимо учитывать материальную сторону, в частности, не все родители в состоянии приобрести смартфоны или планшетные компьютеры для своих детей.
На уроках учитель должен использовать все возможные способы использования НИТ. Неоценимую помощь оказывают мобильные и планшеты в проведении онлайн тестов. В настоящее время существует достаточное количество платформ, на которых учителя могут как использовать готовые тесты, контрольные работы, так и создавать свои для рассылки классам. Ученик по окончании работы сразу видит результаты своей работы и сообщает полученную оценку учителю.
Еще один способ использования мобильных устройств на уроках – они позволяют организовать обучение с использованием электронных учебников.
Если ощущается нехватка информации и нет возможности найти ее в сети Интернет, то скачать и передать на телефон учащегося или группы учеников необходимые дополнительные материалы может сам учитель.
Также мобильные или планшетные компьютеры можно использовать на уроках как средства записи аудио-, видеофайлов. Использовать их при создании роликов, презентаций. Можно перенести их на компьютер для работы на уроке, просмотра на экране и т.д.
Современные смартфоны имеют пакет офисных программ, таких как Microsoft Office Word, Power Point, Excel. То есть у ученика появляется возможность создавать и редактировать тексты в мобильных приложениях не только индивидуально, но и в группах. По окончании работы отправлять на проверку по электронной почте, через социальные сети.
Еще один плюс мобильных устройств – это возможность использования их в любом месте, в любое время.
Новые технические устройства позволяют использовать интерес, возникающий у учащихся, которые не показывают хороших результатов в обучении, считаются отстающими в определенных областях знаний.
Использование планшетных и мобильных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности каждого работника сферы образования: классных руководителей, педагогов-предметников, дополняет традиционные формы работы, расширяет взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.
Смартфон в настоящее время рассматривается как один из главных предметов в мире подрастающего поколения. Он объединяет их, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации социально-педагогической работы в школе. Используя новые, увлекательные для обучающихся технологии, можно добиться многого.
Применение современных информационных технологий в работе любого педагога способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов. Мобильные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка, оптимизируют воспитательный процесс, вовлекают в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивают самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Возможности смартфонов и планшетов рассматриваются как основной фактор, обеспечивающий эффективность воспитательного процесса. И очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. На это должны быть направлены общие усилия родителей и педагогов.
Литература
1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации. Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» - 2003. – с. 68 – 70.
2. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2001. - 39 с.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / [Везиров Т. Г. и др.]; под ред. Сурхаева М. А.; УВО "Махачкалинский инновационный ун-т", УДПО "Махачкалинский центр повышения квалификации". - Махачкала: Махачкалинский инновационный ун-т: Махачкалинский центр повышения квалификации, 2015. - 169 с.: ил., табл., цв. ил.; 20 см.
4. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании// Образовательные технологии и общество. - 2018. - № 1. - С. 241-252.
5. Горбушин А.Г. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе / А.Г. Горбушин // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / под ред. Е.В. Гришиной – Уфа: Аэтерна, 2014, – С. 31-37.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.