ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Оценка 4.8
docx
27.05.2021
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.docx

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Обобщен опыт изучения расстройств аутистического спектра (РАС) с разных позиций. На данный момент аутизм трактуется как сложное нарушение психического развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

К сожалению, до настоящего времени этиологическая концепция расстройств аутистического спектра не может считаться завершенной. Одно из ведущих мест среди факторов риска аутизма занимают представления о наследственной отягощенности, хотя генетическая картина аутистической предиспозиции крайне разнообразна и до конца не определена.

Учитывая масштабы распространенности и гетерогенности РАС во всем мире, на современном этапе исследования данной патологии важно обратиться к междисциплинарному подходу, который позволит обеспечить более эффективное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Следует понять, что сегодня проблема РАС – это проблема не только психиатров, но и других специалистов, в частности биологов, психологов, педагогов и реабилитологов, даже философов [Печникова 1997].

Сочетание высокой частоты с разнообразием клинической картины, значительный процент тяжелых и осложненных форм, сложность коррекционной работы делают рас не только чисто медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

Согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм-это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. Согласно современным международным клиническим классификациям, аутизм входит в группу широко распространенных заболеваний (от англ. всепроникающий-проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающий все области психики. Это расстройство проявляется в возрасте до 2-2, 5 лет (не менее 3-5 лет) и проявляется нарушением потребностей в общении и способности к социальному взаимодействию, характеризующимся стереотипным поведением, деятельностью, интересами и играми [Довбня 2018].

Этиология и патогенез. На сегодняшний день нет единой концепции по поводу причины РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений). Рассмотрим некоторые факторы этиопатогенеза РАС.

1. Согласно психогенетической концепции РАС, основными факторами, вызывающими нарушение развития ребенка на раннем этапе, являются психологические характеристики родителей (отстраненность и эмоциональная холодность матери, регулирования в проявлении чувств), ранние травматические переживания, эмоциональная депривация. Аутистические симптомы рассматриваются как результат специфической патологии отношений родитель-ребенок как защитная реакция, выработанная в результате трудностей адаптации ребенка к взрослому миру. В рамках психоанализа, симптомы аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, вызванного равнодушным, холодным отношением со стороны матери. Однако результаты современных исследований показали, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку способствуют формированию, но не первопричина расового развития.

2. Приводятся аргументы в пользу генетического происхождения РАС, основанных на семейных, двойных и молекулярно-биологических исследованиях. Есть многочисленные указания на семейный сопутствующих заболеваний с раннего детства аутизм (РДА). Это проявляется в повышенном риске заболевания для братьев и сестер обучающихся с аутизмом, составляет около 3%. В 60-100 раз выше, чем в среднем по населению. По результатам исследования близнецов показали, что уровень конкордантности с когнитивными нарушениями (в том числе аутизм) было 86% для монозиготных близнецов и 9% двуяйцовых. Молекулярно-биологическое исследование позволило выявить отдельные хромосомы, содержащие гены, ответственные за возникновение расстройств аутистического спектра. Примерно у 3% обучающихся с аутизмом диагностируется хрупкий синдром ("хрупкий") х-хромосомы. Выявлены определенные участки генов, ответственных за появление РДА (длинная рука 15-й хромосомы, длинная рука 7-й хромосомы). В настоящее время РДА рассматривается как полигенное заболевание, в происхождении которого участвуют 6-10 генов [Волкова 2000].

3. Повреждение и дисфункция мозга. В литературе представлены результаты исследований, демонстрирующих роль травм и заболеваний головного мозга в происхождении РАС. Обучающихся с РАС отмечаются функциональные нарушения левого полушария головного мозга, аномалиях стволовых отделов головного мозга, патологические процессы созревания головного мозга, гипоплазия червя мозжечка в сочетании с когнитивными и двигательными расстройствами. В качестве гипотез об этиопатогенезе рас следует отметить: нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к блокаде контактов, нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга, дисфункция лобно-лимбического комплекса, ведущее к расстройству мотивации и планирования поведения, нарушение парного функционирования полушарий головного мозга [Григоренко 2018].

4. Изучение биохимических процессов выявило нарушения в метаболизме гормонов (адреналина, норадреналина), нейротрансмиттеров (дофамина, серотонина), эндорфинов, признаков искажения функционирования серотонергической системы в головном мозге.

5. Нарушения эмоционального развития, когнитивных процессов и речевого развития. Согласно «аффективной теории» Хобсона (1986), обучающиеся с РАС имеют врожденное нарушение эмоционального контакта. Первичный дефицит аффективности подразумевает ограниченную способность воспринимать физические проявления эмоциональных состояний других людей. У обучающихся с синдромом РАС наблюдается нарушение способа обработки информации в виде сниженной способности интерпретировать сенсорные раздражители и особый вид анализа эмоционально и социально значимых раздражителей [Григоренко 2018]. Однако «аффективная теория» не объясняет дефицита социализации у обучающихся с РАС. Трудности в социализации могут быть обусловлены когнитивным дефицитом («когнитивная теория») из-за неправильного понимания детьми поведения окружающих и интерпретации их эмоционального состояния (обучающиеся относятся к людям как к неодушевленным объектам и затрудняются оценить их поведение). Способность видеть мир с точки зрения другого обозначается в литературе термином «теория психического мира». Нормально развивающиеся обучающиеся начинают формировать «теорию душевного мира» приходит в конце первого года жизни. У обучающихся с аутизмом эта способность в достаточной степени практически не развивается [Ларечина 2004].

Диагностические критерии. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), выделяются следующие диагностические критерии аутизма:

1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:

а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт глаз, выражение лица, жесты;

б) неумение строить отношения со сверстниками;

в) отсутствие социо-эмоциональной зависимости, что проявляется нарушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;

г) отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми [Мальцева 2017]

2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:

а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития);

в) повторяющаяся и стереотипная речь;

г) отсутствие разнообразных, спонтанных ролевых игр или (в более молодом возрасте) подражательных игр [Мачурина 2016].

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:

а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным ритуалам или действия;

в) стереотипные и повторяющиеся моторные маньеризм;

д) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, на ощупь поверхность, они производят шум или вибрацию) [Мачурина 2016]

Таким образом, характеристика расстройства аутистического спектра в настоящий момент имеют более детальное описание в психолого-педагогической литературе. Отмечается большой опыт в отечественных психологических исследованиях. Основные нарушения при Рас связаны с неспособностью ребёнка устанавливать социальные связи с окружающими.


 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Это расстройство проявляется в возрасте до 2-2, 5 лет (не менее 3-5 лет) и проявляется нарушением потребностей в общении и способности к социальному взаимодействию, характеризующимся…

Это расстройство проявляется в возрасте до 2-2, 5 лет (не менее 3-5 лет) и проявляется нарушением потребностей в общении и способности к социальному взаимодействию, характеризующимся…

РДА). Это проявляется в повышенном риске заболевания для братьев и сестер обучающихся с аутизмом, составляет около 3%

РДА). Это проявляется в повышенном риске заболевания для братьев и сестер обучающихся с аутизмом, составляет около 3%

Нарушения эмоционального развития, когнитивных процессов и речевого развития

Нарушения эмоционального развития, когнитивных процессов и речевого развития

Мальцева 2017] 2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот…

Мальцева 2017] 2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021