Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Оценка 4.6

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Оценка 4.6
docx
03.11.2021
Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
статья.docx

 

Кочнева Светлана Ивановна

учитель начальных классов

специалист 1 категории

ГУЛНР «ЛУВК «Интеллект»

Игровые технологии на уроках математики в начальной  школе

«… ребенок должен играть,

 даже когда делает серьезное дело.

                      Вся его жизнь -это игра.»

(А.С.Макаренко)

 Особенностью нашего времени является то, что общество столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в новых условиях формирования устойчивого образа мышления.                   Именно таким школьным предметом является математика, которая признана наукой XXI века. Все чаще учителя начали встречать пассивных детей, с нежеланием учиться, вообще идти в школу. У детей в глазах начал гаснуть огонек познания, любознательности, ожидания.

   Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношения к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка , способность к сотрудничеству и др.)

          В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы

        Актуальность исследования заключается в том, что нужен учитель, который стимулирует и организовывает  мыслительную деятельность учащихся путем игровых технологий.

       Подавляющее большинство ученых отмечают, что именно в игровой деятельности формируются и совершенствуются восприятие, внимание, мышление, память - фундаментальные психические процессы, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

        На значение игры обращали внимание выдающиеся классики педагогики. Н. К. Крупская, изучая психологические особенности детей, отмечала, что игра является потребностью развивающего организма. Она говорила: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, развивается представление, изобретательность, инициативность».

 А. С. Макаренко писал: «В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже если выполняет серьезное дело

 Игра - многофункциональное средство воспитательной работы. Она позволяет воспитывать коллективизм, творческую направленность личности, сознательную дисциплину, организованность, развивает интеллектуальные способности, эстетические чувства школьника.   Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

Развитие ребенка в процессе игровой деятельности должно быть педагогически управляемым. Система методов и форм воспитательных воздействий в процессе игры должна строиться на учете исторического развития игры и психологического анализа - только так можно построить картину игровой деятельности, раскрыть ее закономерности и на этой основе разработать соответствующие методы педагогического воздействия на игру.

Реализация игровых технологий позволяет повысить качество педагогического процесса, уровень знаний, обеспечивает комфортность, эмоциональную удовлетворенность.

Технология опыта включает в себя большой арсенал разнонаправленных форм, методов, приемов учебной и игровой деятельности учителя и учащихся на уроке во внеурочное время.

Игровые технологии способствуют решению следующих проблем:

·        Повышение эффективности урока, как основной единицы учебно-воспитательной деятельности;

·        Создание на уроках условий для получения чувства радости и удовлетворения от учебы и желание учиться;

·        Личностная направленность обучения и воспитания;

·        Активизация учебной деятельности учащихся на уроках;

·        Развитие познавательных способностей учащихся.

Активная познавательная деятельность делает интересный урок для учеников, вот то, что само по себе способствует организации его внимания.

 Вывод такой - игра учит. Таким образом, следует говорить об игре как средство обучения

Из своей практики я делаю выводы, что игра очень нравится детям.

Во-первых, она дарит детям радость и восторг, пробуждает в душе каждого из них добрые чувства и огонек творчества. Во-вторых, она позволяет привлечь внимание и длительное время поддерживать интерес к тем важных и сложных задач, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается.

     Подача нового материала в игровой форме, с последующим проведением практической работы, дает лучшие результаты, чем традиционная форма изложения. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программный материал успешно и усвоение происходит без особого напряжения, что само собой.

       Перед использованием игры на уроке математики я хорошо обдумываю участие и роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством воспитания воли. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе подчиняться разнообразным требованиям. Ценность игровой деятельности я вижу и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет детям самостоятельно вступить в те или иные формы общения. Игры готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в играх большей сложности.

     Однако следует помнить, что отдельные игры возбуждают детей эмоционально, надолго отвлекают их внимание от основной цели урока. Поэтому игры, связанные с сильным эмоциональным возбуждением, следует проводить лишь в конце урока. Очень уместно использовать игры во время проверки домашнего задания. В этом случае учитель использует игру в начале урока.

    Применяется игра и во время изучения нового материала, его закрепления в конце урока. Особенно уместно использовать игру в конце урока на закрепление. Дети устают от воспринятого материала и затрудняются его повторить. Игра даст возможность ученикам отдохнуть и повторить изученное, лучше запомнить новый материал. Приложение 1

   Игровой сюжет можно ввести, вложив задания, вопросы в уста сказочных персонажей (Буратино, Незнайки, Карлсона,  Чебурашки и др.). Таким образом можно провести беседу, организовать практическую деятельность детей, сформировать определенные математические понятия. Например, ознакомить детей с отрезком без применения понятия прямой:

Используем игровой сюжет, близкий их пониманию.

Учитель обозначает на доске одну точку красным мелом, а вторую - зеленым. -"Зеленая точка - дом Волка, - говорит он, - а красная - дом Лисы. Волк и лиса по тропинкам ходили друг к другу в гости (проводит несколько разных линий). Вот эта тропа самая короткая, ее начертим с помощью линейки и будем называть отрезком. (Слово отрезок дети повторяют хором). Отрезок-это линия, начертанная с помощью линейки"

Так, благодаря игровому сюжету, облегчается восприятие нового понятия, концентрируется внимание на его основных признаках. Игровые элементы помогают осознать содержание беседы, особенно на этапе закрепления изученного.

       Перед началом математической игры обязательно нужно поставить цель, а в конце сделать вывод. Игры можно разнообразить загадками, кроссвордами, ребусами и т.д. Приложение 2

Мой собственный опыт свидетельствует о том, что какие бы педагогические технологии мы не внедряли в практику, достижения и результат деятельности можно получить, только заинтересовав учащихся на уроке. И здесь мне помогают игровые технологии, поскольку младшие школьники постоянно испытывают потребность в игре - это первая возможность проявить себя как личность.    Таким образом, использование на уроках математики становится важным средством развития интереса к изучению этого предмета и дает возможность более объективно оценить знания и умения учащихся по данной теме.

            Чтобы и сама игра не надоедала, через некоторое время надо вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности младших школьников.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Приложение 3

   Во время игры дети, как правило, очень внимательны и дисциплинированы.

Игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, с помощью которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как мощный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность ученику овладеть математикой "легко и счастливо". Легких путей в науке нет. Но я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство младших школьников испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей

         Подбирая для младших школьников разнообразные игры, я подвожу учащихся  к учебной деятельности в ситуации познавательной активности. Как барометр урока, дети постоянно побуждают меня к поиску новых игр и использования в учебно-воспитательном процессе. Это могут быть такие формы игровой деятельности, как дидактическая игра, игровая ситуация, игровой прием.

      Подводя итог, можно сказать, что игра - это один из важнейших методов в обучении и воспитании школьников. Рассматривая значение игры с точки зрения психологии и педагогики, утверждаем, что игра относится к средствам повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

               

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вспомогательные задачи

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=99549190-25-72&n=21“Помоги белочке собрать грибы ”

Рыженькая белочка по веточках скачет,

Грибы и орешки в дупло свое прячет.

Будет на зиму еда ей в любые холода.

 

Учитель обращается к детям с предложением помочь белочке отобрать съедобные грибы. На грибах написаны примеры на умножение и деление. Съедобные будут те, ответ которых не меньше   27.

  7 Х 5

 

     3 Х 7

 
http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=141684980-39-72&n=21                                http://im8-tub-ua.yandex.net/i?id=13214271-00-72&n=21

8 Х 3

 

2 Х 9

 
http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=230161303-51-72&n=21                          http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=370485013-68-72&n=21

3 Х 4

 

6 Х 6

 
http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=154826224-55-72&n=21     http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=141684980-39-72&n=21

5 Х 4

 

5 Х 5

 
http://im5-tub-ua.yandex.net/i?id=151219051-37-72&n=21     http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=441191596-49-72&n=21

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Материалы для игры “Загадочные квадратики ”

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-06/1244382788_rsrrss-copy.jpg1. Зарисуйте квадратики с  непарными числами и буквами под ними.  По буквам, под не зарисованными квадратиками, прочитайте отгадки

Ø Меня частенько просят,  ждут,

а только покажусь, то прятаться начнут.

8

2

5

4

6

3

7

1

2

9

А

Б

Д

В

Н

О

Ж

Д

Ю

 Ь (ДОЖДЬ)

http://im7-tub-ua.yandex.net/i?id=125195105-39-72&n=21

Ø Не куст, а с листочками,

не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает.

2

6

3

4

1

8

7

6

9

4

5

М

 О

 К

У

Н

С

 И

 Т

Г

Є

А  (КНИГА)

 

 

 

2. Зарисуйте квадратики с парными числами и буквы под ними. По буквам под не зарисованными квадратиками прочитайте отгадку

Ø Под кустами, под ёлками

катится клубок с иголками.

3

9

2

7

6

5

1

7

3

9

О

З

Ё

Н

Ж

Ю

А

Т

К

П

 (ЁЖ)

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=381718619-71-72&n=21http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=363341243-53-72&n=21

Ø Маленький, пузатенький – весь дом стережёт.

7

5

4

3

8

1

6

9

2

1

4

Н

 П

 З

 Р

А

С

М

 В

 О

 И

К (ЗАМОК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

   «Быстрый  счетчик»

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки. На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаковое:

9x9,   3x8,   7x8,   9x4,   4x8,   9x3,   6x7,   7x3.

По команде уч-ся начинают записывать или выкладывать из разрезанных цифр соответствующие ответы, один слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

«Живая математика».

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки. У уч-ся на груди таблички с цифрами от 0 до 9.Учитель читает пример (3×2).Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 6.

«Ловкий математик!»

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки.

Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9,так, что одному уч-ся в ряду достается цифра 0, другому 1 и.т.д. Учитель читает примеры (3×9, 4×4 и пр.) Уч-ся должны быстро сообразить, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. 3а каждый пример засчитывается 1 очко тому ряду, в котором быстрее и правильнее составили ответ. Ряд, набравший большее число очков выигрывает.

 

«Цепочка».

Дидактическая цель: Воспроизведение приема умножения и деления двузначного числа на однозначное для случаев вида: 20×3, 3×20, 60:3.

Учитель бросает мяч уч-ся и составляет пример на умножение или деление. Уч-ся получает мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т.д.

«Волшебный колпак»

Дидактическая цель: Закреплять приемы устных вычислений в пределах 1000

В колпаке Звездочета находятся карточки с примерами. Вызванный уч-ся закрывает глаза, достает карточку с примером, затем решает пример. Если ответ неверный, сидящие в классе исправляют ошибку. Потом вызывается следующий уч-ся и т.д.


 

Скачано с www.znanio.ru

Кочнева Светлана Ивановна учитель начальных классов специалист 1 категории

Кочнева Светлана Ивановна учитель начальных классов специалист 1 категории

Развитие ребенка в процессе игровой деятельности должно быть педагогически управляемым

Развитие ребенка в процессе игровой деятельности должно быть педагогически управляемым

Игры готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в играх большей сложности

Игры готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в играх большей сложности

Игра - творчество, игра - труд

Игра - творчество, игра - труд

Приложение 1 Вспомогательные задачи “Помоги белочке собрать грибы ”

Приложение 1 Вспомогательные задачи “Помоги белочке собрать грибы ”

Х 4 6

Х 4 6

Приложение 2 Материалы для игры “Загадочные квадратики ” 1

Приложение 2 Материалы для игры “Загадочные квадратики ” 1

Зарисуйте квадратики с парными числами и буквы под ними

Зарисуйте квадратики с парными числами и буквы под ними

Приложение 3 «Быстрый счетчик»

Приложение 3 «Быстрый счетчик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021