Схема психолого-педагогического анализа урока
Общие сведения об уроке:
6.02.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №46" г. Брянска
5 ,,Г” класс
Русский язык
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, усвоить правило правописания окончаний прилагательных ,их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
Тип урока: урок-повторение
Всего учащихся в классе 27, из них присутствовало на уроке 26.
Организационный момент урока и его влияние на психику школьников.
Уучитель требовала от учащихся вспомнить то, что они уже знали о прилагательном . Дети активно поднимали руки и хорошо работали на уроке. Ни групповых, ни индивидуальных отклонений в поведении не наблюдалось. Общая настроенность учащихся на урок положительная. Дисциплина и организованность в начале урока хорошая. Взаимопонимание между учителем и учащимися было достигнуто. Об этом свидетельствует наличие обратной связи, то есть дети активно отвечали на вопросы преподавателя, охотно поднимали руки, выходили к доске, дополнительно подносили тетради на проверку, стремясь получить дополнительную оценку.
Психологический анализ опроса учащихся на уроке
Мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя проявлялся в том, что она использовала для работы рифмованные строки, чтобы заинтересовать детей и ребята лучше усвоили материал ( Как-то раз в дремучем лесу повстречал кот осу. В кабинете высокого здания получали люди задания. Над синим морским простором раскинулось небо узором.). Преподавателем были заданы наводящие вопросы для того, чтобы дети актуализировали уже имеющиеся знания по этой теме ( Как мы определяем окончания у прилагательных? Какие вопросы мы задаем? ). Ответы учащихся полностью соответствовали характеру вопросов, что свидетельствовало о понимании детьми темы урока. Ребята демонстрировали свои знания на уровне умений и навыков. Затруднений в ответах не возникало. О глубине знаний учащихся свидетельствовали их ответы ( Определяем окончание у прилагательного по существительному, с которым оно связано. Задаем вопрос и смотрим на окончание вопроса. Таким же оно будет и у прилагательного. ) Дети говорили о том, то данные знания нам необходимы в повседневной жизни, ведь для описания любого предмета нужно согласовать прилагательное с главным словом ( красивая улица, старое здание, новый пластиковый балкон). Прочность знаний ребят можно оценить по тому, что они хорошо справились с самостоятельной работой по вариантам. Дети осмысленно усвоили данный материал, так как , когда возникало какое-то затруднение, учитель вместе помогал учащимся решить задание, попутно объясняя, почему в данном случае пишется именно так. Ребята верно истолковывали научные понятия, доказательства и выводы. Мышление и память в ходе опроса активизировались с помощью таких приемов как рифмовка предложение, наводящие вопросы, создание проблемных ситуаций. Преподаватель очень интересно привлекала внимание детей к ответам опрашиваемых: она предупредила класс перед опросом, что в любой момент может спросить другого ученика тот же вопрос, который был задан отвечающему, и, если кто-то не ответит, она поставит неудовлетворительную отметку. Отвечавшие владели такими приемами мыслительной деятельности как анализ и сравнение. Учитель умеет слушать ученика, исправлять недочеты там, где это необходимо, ставить дополнительные вопросы. Преподаватель справедливо оценил знания учащихся. Был проведен итог проверки знаний учащихся в виде самостоятельной работы.
Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала была проведена аккуратно , в начале урока. При объявлении темы урока, было упомянуто, что ребята будут изучать новую тему, что трудности, с которыми они столкнутся в процессе им поможет преодолеть учитель.
Преподавателем были использованы средства наглядности для организации внимания и восприятия ( картинки с разного размера зданиями, пейзажи, натюрморты).
Цель урока была доведена до сознания учащихся с помощью такого приема, когда детям говорят тему урока, а вот цели они должны определить сами, должны понять, чему они научатся на данном уроке.
Ребятам была интересна данная тема урока.
Учитель неоднократно обращалась к материалам учебника, что помогало детям сориентироваться в новом материале. Воздействие на память, мышление и воображение с целью более глубокого усвоения материала осуществлялось с помощью наглядных средств, метода рифмовки, наводящих вопросов и проблемных ситуаций. У детей была положительная реакция на объяснения учителя. Ребятам понравилось то, что использованы разные средства для усвоения материала. Также были употреблены вопросы в логической последовательности, что способствовало развитию мышления детей. Устные ответы ребят развивали речь детей. На уроке отчетливо проявлялись сравнение, анализ учебного материала и умение его использовать при выполнении упражнений . Дети на уроке выучили правило, с помощью которого они смогут определять личные окончания прилагательных. Учащиеся выполняли упражнения на первичное закрепление знаний ( согласовывали существительное с прилагательным).
Внимание и восприятие были активизированы с помощью наглядных средств . Снимать утомление помогла физкультминутка в середине урока. Предотвратить отвлекаемость получилось благодаря интересным заданиям и грамотно построенному уроку.
Связь нового материала с уже известным осуществлялась благодаря тому, что дети усваивали новый материал на базе того, что они уже знали по данной теме. Изложение нового материал происходило с опорой на эстетические чувства ребят, ведь они видели репродукции картин известных русских художников и должны были описать то, что на них изображении с помощью словосочетаний существительное+прилагательное. Дети давали полные ответы на все поставленные вопросы. Если обнаруживался какой-то недостаток в речи учащегося, то учитель его корректно исправляла.
Психологический анализ закрепления
В процессе закрепления и осмысливания понимание новых понятий появилось постепенно, в процессе выполнения тренировочных упражнений дети использовали новые понятия, чтобы объяснить написание личных окончаний прилагательных. Дети прочитали правило в учебнике и должны были его запомнить, несколько раз повторить и рассказать учителю. Ребята придумывали разные словосочетания , которые мы можем использовать в современной жизни, и написание которых зависит от данного правила. Описывали , то изображено на иллюстрациях и репродукциях картин. Дети связывали материал, который изучают, с тем, который уже знали. Работали учащиеся на уроке активно : поднимали руки, выходили к доске, подносили тетради на проверку для дополнительной оценки. В процессе закрепления каждый из ребят стремился выполнить задание быстрее остальных, в чем проявлялась соревновательность. Закрепление знаний и умений проводилось с помощью тренировочных упражнений, что очень эффективно, так как позволяет выяснить насколько успешно тот или иной ребенок овладел данной темой.
Психологический анализ задания на дом:
Учитель сообщила детям в конце урока, что дома они должны будут выполнить задание, которое поможет им усвоить новую тему. Объем задания она мотивировала тем, что это новая тема и нужно ее как следует закрепить, усвоить, поэтому упражнение было достаточно объемное. В домашнем задании нужно правильно вставить окончания прилагательных, опираясь на теоретический материал. Более сильным ученикам было также предложено творческое задание повышенной сложности( Придумать текст , где все слова начинаются на одну букву, в нем должно быть много прилагательных). Основное же задание было понятно и доступно остальным учащимся . Преподаватель тщательно прокомментировала его выполнение, чтобы не возникло недопонимания. Вопросов по домашнему заданию у детей не возникло. Ребятам было интересно поэкспериментировать с составлением текста на одну букву. Дети были воодушевлены . Были приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Задание на дом в высокой степени было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Урок был закончен на оптимистичной ноте. Все необходимые выводы в конце урока были сделаны, включая выставление оценок, обобщение изученного материала и разъяснение непонятных и трудных мест.
Общий вывод об уроке.
Тема урока раскрыта полностью. В должной мере осуществлена цель урока. Данный урок положительно влияет на развитие психики у детей. Образовательная и воспитательная ценность урока высоки.
Учитель добился сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков. Преподаватель в должной мере учитывал психологические закономерности познавательной деятельности , индивидуальные и возрастные особенности школьников , что выразилось в подборе разноуровневых домашних заданий , наглядных материалах и привлечении воображения учащихся. На уроке очень эффективно использовались наглядные пособия. У учащихся было вызвано соревнование. Недостатков в проведении урока не выявлено. Дисциплина не нарушалась. Поддерживать порядок на уроке помогали наглядные материалы и занимательные задания.
Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке.
С психологической точки зрения, действия и состояния учителя были приемлемы. Преподаватель показала хорошее умение руководить индивидуальной и групповой деятельностью учащихся : грамотно поставила цель и задачи, доступно объясняла сложные вопросы, организовывала работу с книгой и наглядными материалами, использовала меры поощрения. Степень владения информационными и ориентационными педагогическими умениями высокая.
В работе с детьми ею был проявлен педагогический такт, доброта, лояльность , требовательность к себе и детям, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.
Были проявлены правильность и логичность речи, дружественный тон, средний темп, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.
Внешний вид учителя опрятный .Осанка прямая. Уравновешена и организована, способна достаточно строго держать себя с классом. Демократична в отношении с учащимися . Проявила хороший самоконтроль достойную уважения самодисциплину. В меру требовательна. Пользуется заслуженным авторитетом у детей. Урок способствовал сплочению детского коллектива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.