Содержание
Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся…………………………………………….. |
3 |
Ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)……………………………………………………. |
7 |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка……………………………. |
14 |
Дифференцированный подход к работе с родителями…………………… |
36 |
Список использованных источников………………………………………. |
48 |
Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
Воспитательно-развивающая.
Формирующая.
Охранно-оздоровительная.
Контролирующая.
Бытовая.
Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Обеспечение эффективной работы педагогов начальной школы с родителями учащихся должно занимать приоритетные позиции.
Проблемам взаимодействия школы и семьи посвящены многочисленные исследования (В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Изучая литературу, можно выделить три основных вопроса совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широк и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы.
К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.
Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.
К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.[2]
Сама по себе проблема построения процесса взаимодействия семьи и школы, взаимовлияний семейного и школьного воспитания не нова.
В условиях современной школы особенно актуальным представляется социально-педагогический аспект просвещения родителей. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим числом семей группы риска, проблем семейной социализации, связанных с отклоняющимися стилями семейного воспитания, что в свою очередь порождает проблемы социализации детей. В социально-педагогической деятельности недостаточно раскрыт аспект просвещения. При этом практика показывает, что многие проблемы семей от недостатка социально-педагогического просвещения. Родители не осознают результатов непрерывного семейного воспитания, а учителя в свою очередь не всегда готовы, а зачастую просто не имеют желания вступать во взаимодействие с родителями и эффективно сотрудничать. Рассмотрим теоретические аспекты данной проблемы. Для этого нам необходимо изучить законодательные документы, которым мы обязаны следовать. И первое что определяет деятельность учителя, родителя и ребенка в образовании, это Федеральный Стандарт начального общего образования.
Родители являются заказчиками образовательных услуг и в п.22 ФГОСНОО прописано требование к эффективному использованию времени, отведенному на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и родителей.
Как уже было отмечено, родители зачастую не имеют педагогического образования, и поэтому требования и запросы к школе и к учителю предъявляют не всегда резонные и соответствующие программе обучения, уровню обучающегося, психологическим особенностям учащегося, особенностям преподавания того или иного предмета, порой даже не соответствующие ФГОС НОО. Ключевой вопрос в том, что родителям весьма сложно адекватно ориентироваться в реальном положении дел, в связи с этим возникают споры с образовательным институтом, что вызывает ответную реакцию у педагогов, следовательно, негативный настрой родителей к школе, педагогов к родителям и снижение качества образования обучающегося, который находится между ними. Это категорически недопустимо и требует четкого определения кто, как, с кем и какими формами может взаимодействовать для исключения подобных ситуаций, с целью создания единого взаимопомогающего трио «родитель-ученик-учитель».
Наиболее важным в данном аспекте пунктом ФГОС НОО является п.28. «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования».
В данном пункте говорится о том, что должны быть созданы условия, которые обеспечат формирования и развитие психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей (законных представителей) обучающихся.
Обеспечение вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. А так же вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Ни одно направление и ни одна форма взаимодействия на обучающегося не может быть отдельно от взаимодействия с родителями, а зачастую необходимо действовать исключительно через родителей.
Можем сделать вывод о том, что для реализации требований ФГОС НОО педагогам и родителям необходимо установить эффективное взаимодействие, переходящее в сотрудничество, имеющее цель - качественное образование ребенка и его воспитание.
Ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).
Официально педагогические знания сообщают родителями посредством следующих форм:
· индивидуальные консультации, личное общение
· совместная с родителями исследовательская деятельность: проектная методика, конференции, совещания;
Групповая работа: тренинги, лекции, инструктажи – рекомендации.
И еще одна форма собрания, которую можно назвать «с ног на голову», собрания втроем: ребенок, родитель, учитель. Только на таком собрании не учитель рассказывает маме о проблемах ребенка, а ребенок рассказывает маме и учителю о себе. Установка такая – рассказать о себе как о хорошем ученике: что интересного, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о хорошем за отчетный период. Классный руководитель интересуется как дела дома, мама как в школе. Причем, интересуются хорошими делами, а не плохими. И спрашивают не друг у друга, а у ребенка (правильно, кто же лучше знает!).
Школа накопила значительный опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества воспитательного процесса. Используя разные формы связи – встречи, беседы, родительские собрания, контакты по телефону, совместное проведение мероприятий, - может повысить эффективность воспитательной работы. Но добиться успеха педагог можно только в том случае, если он не будет жаловаться родителям на детей, навязывать им свое мнение и перекладывать на них свою работу, а находить пути взаимопонимания и взаимосотрудничества.
Тренинг «Разработка родительского собрания».
· составление приглашения родителей на собрание
· выбор темы собрания
· начало собрания
· основная часть
· заключительная часть собрания
· презентация разработанного собрания
Решение педагогического совета
1. Отметить положительную работу по привлечению родителей к образовательному процессу классных руководителей:
2. Провести презентацию классов
3. Заместителю директора по воспитательной работе систематизировать материал по работе с родителями и составить картотеку совместно со школьной библиотекой. Ознакомить с инновационными методиками работы с семьей классных руководителей на секции классных руководителей до конца учебного года.
4. Заместителю директора, педагогу-организатору оформить стенд «Работа с родителями как эффективное средство повышения качества образовательного процесса» в помощь классным руководителям, на котором разместить актуальные материалы педсовета.
5. Классным руководителям при планировании системы работы с родителями учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем.
6. Заместителю директора по воспитательной работе на ШМО классных руководителей квалифицированно с конкретными рекомендациями рассмотреть содержание работы с детьми из группы “социального риска” с целью активного использования этих материалов в практической деятельности.
7. Классным руководителям при планировании работы с родителями руководствоваться рекомендациями педсовета.
Особенности детей.
1. Физическое и анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела, формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. У младших школьников энергичные крепкие мышцы и связки, растёт их объём, увеличивается общая мышечная масса, крупные мышцы развиваются раньше мелких. По этой причине, детям сложнее всего сложнее выполнить мелкие движения, требующие тонкости.
Повышается выносливость сердца, в связи с интенсивным ростом и хорошим снабжением кровью мышц сердца. Большой диаметр сонных артерий головного мозга увеличивает к нему приток крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга значительно увеличивается после 7 лет. Увеличиваются лобные доли, участвующие в формировании высших, наиболее сложных функций психологической деятельности человека. Взаимоотношения между процессами возбуждения и торможения меняются. Торможение (основа сдерживающего самоконтроля) становится более заметной, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению ещё очень велика. Как следствие отсюда непоследовательность младших школьников, каждый период психического развития основным ведущим видом деятельности.
Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. Учение значительно меняет мотивы поведения ребёнка, открыв новые источники развития его познавательные и нравственные стороны.
2. Развитие познавательной деятельности у младшего школьника
В течение всего младшего школьного возраста происходит развитие отдельных психических процессов. Доминирующей психической функцией является мышление. Развитие остальных психических функций тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием:
Заложенные еще в дошкольном возрасте произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск способствуют тому, что восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. На этой основе появляется у младшего дошкольника синтезирующее восприятие.
В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно – образного к словесно–логическому мышлению. Появляются логические рассуждения. Ребенок начинает использовать конкретные операции, формируется научное понятие. Происходит развитие основ понятийного или теоретического мышления. В конце младшего школьного возраста проявляется индивидуальное развитие. Среди детей выделяются группы теоретиков или мыслителей, которые легко решают задачи в словесном плане; практиков, которым нужна опора на наглядность и практические действия и художников с ярким образом мышления. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между всеми видами мышления.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор. Им трудно сосредоточиться на трудном, непонятном материале. Их понимание отличается малой устойчивостью, небольшим объемом. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин. Затруднены распределение внимания, его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Развивается саморегуляция, т.к. дети, контролируя себя в совместной деятельности, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.
Память. Младшие школьники запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес и они способны произвольно, целенаправленно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей степени обучение строится с опорой на произвольное запоминание. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает достаточно широкий круг рациональных приемов запоминания. Мнемоника – искусство запоминать. Когда ребенок осмысливает учебный материал – он его одновременно и запоминает. Следовательно, мышление и смысловая память неразрывно связаны.
Эмоционально – волевая сфера. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, появляется эмоциональное предвосхищение, затем эмоциональная регуляция действий. Круг эмоций расширяется. Деятельность становится эмоционально насыщенной. Усвоение норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На протяжение младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности проявления эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В формировании произвольных психических процессов младшие школьники лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки.
3. Развитие личности младшего школьника
Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается и в младшем школьном, но младший школьник находится в других условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика непосредственно зависит в этот период развития его личности.
Усвоение моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы, но только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьником указывается достаточно широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Чёткая формулировка таких норм и правил, общественное поощрение исполнит. и не менее обязательная и соответственная реакция на нерадивость и разболтанность – важное условие формирование дисциплинированности и организованности младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренними и органичным достоянием личности.
Развитие мотивационной сферы. В начале своей школьной жизни, имея внутренние позиции, школьник ребёнок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив, получение высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами учения выступает дом, ответственность, необходимость получения образования, они также осознаются учениками перед определением смысла учебной деятельности. Важные аспекты познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается мотивация успеха, т. е. Желание хорошо правильно выполнять задания, получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и результат учебной деятельности, независимо от этой внешней оценки. Тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.
В мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведет за собой плохая оценка, т. е. Недовольство учителя, санкции родителей. У неуспевающих детей и особая компенсаторная мотивация – это побочная по отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др.
В данном возрасте зарождается самосознание, когда ребёнок узнаёт себя в зеркале, то появляется первичная самооценка. В этом возрасте развивается общение с взрослыми, появляется общение с детьми, но оно ещё не полноценно. В дошкольном возрасте развивается общение со сверстниками в игре. Возникают объединения, симпатии, антипатии. Общение со сверстниками занимает всё больше времени и всё больше значимо. К концу дошкольного возраста формируется самосознание.
Самооценка появляется на основе оценивания других и обычно очень велика. В младшем школьном возрасте на становление самооценки влияет школьная оценка. Оценка успеваемости в начальной школе по сущности является оценкой личности ребёнка в целом и определяет его социальный статус. От оценки зависит развитие школьной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная деадаптация. Становление самооценки зависит и от стиля семейного воспитания, принятых в семье ценностей. Дети с завышенной самооценкой воспитаны в обстановке не критичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность – следствие равнодушия родителей к своим детям.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.
Просветительская работа с родителями носит системный характер.
Методы и приемы:
¾ классные родительские собрания;
¾ работа с родительским комитетом;
¾ педагогические консультации;
¾ использование индивидуальных форм работы с родителями.
¾ Классные родительские собрания направлены на
¾ психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся;
¾ установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы;
¾ психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей;
¾ понимание значимости и трудностей учебной деятельности младших школьников, оказание посильной помощи ребенку со стороны родителей.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива.
¾ совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела.
¾ посещение театров, выставок, библиотек; экскурсии, походы, поездки.
¾ помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты.
Полная тематика родительских собраний и консультаций отражена в отчёте работы классного руководителя.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
В работе с родителями решаются следующие задачи:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
формирование психолого-педагогической культуры родителей;
развитие отношений уважения и доверия между родителя ми и детьми;
-индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель - родитель».
По мнению педагогов В.И.Сухомлинского, А.С.Макаренко, В.П.Сергеевой, Е.Н.Степановой, М.И.Рожкова, можно выделить несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями.
Изучение семей учащихся. Это направление деятельности отражается в воспитательных планах такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании. Изучение семей учеников по зволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития лично сти ребенка.
Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры. Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и в школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей, День семьи в школе.
Развитие воспитательного потенциала коллектива родителей. Эта важная работа начинается по сведениям из классного журнала, которыми располагает классный руководитель. Поэтому очень важно уже на первом родительском собрании найти точки соприкосновения с родителями.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива.
Данное направление осуществляется с помощью включения родителей в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; экскурсии, походы, поездки; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовление наглядных пособий т.д.
Специалисты рекомендуют применять дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия с семьей. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.
Индивидуальная форма работы с семьей.
В план работы включается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.
Групповая форма работы с семьей.
Используя групповые формы взаимодействия, следует опираться на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам:
актив родителей (класса, школы);
родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе или в классе; родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.
Особо важной формой в работе является взаимодействие с родительским комитетом, который выбирается родительским собранием на весь учебный год. Функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, к решению проблем жизни коллектива.
Из групповых форм работы наиболее эффективными в практике стали родительские собрания. Каждое родительское собрание тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Изучаются особенности характера ребенка, его потребности и интересы, умения и навыки, склонности к профессиям. Выявляется отношение родителей к образовательному учреждению и ставятся совместные задачи. Даются рекомендации по семейному воспитанию. Обращается внимание на слаборазвитые навыки и умения ребенка. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).
Не менее значима форма приглашения родителей на собрание Френе С. предлагает оформить приглашение письменно, содержание - доброжелательно-деловое с указанием всех необходимых сведений на бланке, скромно украшенном незатейливым орнаментом, или на обычном листе бумаги.
Уважаемые Сергей Алексеевич и Мария Владимировна!
Приглашаем Вас на родительское собрание, которое состоится __________года в кабинете № ___ в 18.00.
Тема собрания «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся».
Классный руководитель _____________
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Обязательным документом являются протоколы родительских собраний. Обычно на каждое собрание оформляется на листах и выдается каждому родителю повестка родительского собрания: вопросы, которые предстоит рассмотреть (тема). Например:
Тема родительского собрания: ««Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся».
Вопросы:
Гости - участники круглого стола из числа родителей и приглашенных специалистов.
Результаты тестирования учащихся на эту тему.
Беседа о психологии младшего школьника. Выводы и рекомендации психолога по работе с учащимися класса.
Итоги второй четверти.
Разное.
Такой план настраивает родителей на серьезную и одновременно открытую работу.
Так же можно предложить родителям родительское собрание с работой в микрогруппах. Форма проведения собрания родителей с работой в микрогруппах (из книги “Калейдоскоп родительских собраний”).
Примерные темы родительских собраний (из опыта работы Сергеевой О.В.):
В первом классе:
"Особенности интеллектуального и личностного развития младших школьников";
"Леворукость и праворукость";
"Как развить у ребенка желание читать";
"Подвижные и медлительные дети";
"Особенности учебников, по которым учатся ваши дети".
Во втором классе:
"Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
"Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением";
"Поощрение и наказание в семье";
"Как научить ребенка говорить правду".
В третьем классе:
"Семейные праздники и их значение для ребенка";
"Если ваш ребенок часто болеет";
"Как развивать память ребенка";
"Домашние задания и их назначение".
В четвертом классе:
"О чем может рассказать школьный дневник";
"Способности и прилежание – звенья одной цепи";
"Нравственные уроки начальной школы";
«Как научить дочь или сына говорить "нет"»;
«Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"».
К групповым формам работы можно отнести и психолого-педагогическое просвещение, которое предполагает активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов.
Активными формами взаимодействия являются:
«круглые столы» по обмену опытом семейного воспитания;
вечера вопросов и ответов;
-диспуты;
встречи с учителями-предметниками, специалистами (медицинскими работниками, психологом образовательного учреждения и т.д.).
Одна из главных задач данных форм сотрудничества способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условиях для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Необходимо организовывать общешкольные праздники, на пример:
День семьи;
Масленица;
День здоровья;
Конкурс инсценированной военно-патриотической песни;
Осенняя ярмарка и др.
Становится традицией проведение выставок совместного творчества детей и их родителей, праздников и развлечений, совместных походов, экскурсий, отчетных концертов творческих объединений перед родителями, посещение цирка, театра и т. п.
В результате такой работы родители приобщаются к художественному воспитанию детей, принимают участие в охране их здоровья, развитии духовных потребностей и интересов, организации досуга, реабилитации эмоциональной сферы ребенка.
К нетрадиционным формам сотрудничества школы и семьи относятся:
Одной из форм сотрудничества педагогов и семьи являются родительские собрания, проводимые детьми.
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Родители приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.
Родительские конференции. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Ее цель – обобщить и систематизировать знания, полученные родителями и другими членами семьи в результате работы школы по педагогическому просвещению; подведение итогов совместной работы по соуправлению, партнерству. При организации конференции важно то, что актуальная проблема, либо самого широкого аспекта (например, роли семьи в воспитании школьников; о деятельности родительского совета и т.п.), либо более частная, выдвигалась бы именно для коллективного слушания и обсуждения.
Мастер – классы. Мастер-класс – это практическая форма взаимодействия учителя с родителями и родителей между собой, организованная педагогами с целью взаимного обмена мастерством, необходимым опытом в области семейного воспитания. На занятиях мастер - класса с родителями обсуждаются: авторские программы воспитания (в том числе и программы родителей), сценарии мероприятий, отдельные формы, методы и приемы работы, инновационные моменты педагогической деятельности родителей и учителей. В отличие от круглых столов, на занятиях мастер – класса существенное место занимает практическое освоение педагогического опыта; причем это может быть реализовано в различных формах: от просмотра видеоматериалов и решения педагогических задач до организации деловых игр с участием родителей и педагогов.
Примерные темы мастер – классов:
* «Ты - мне, я - тебе»;
* «День рождения ребенка»;
* «Старшее поколение в семье: участие в воспитании школьника»;
* «Почему школьники не любят читать?»;
Консультации. Как правило, консультации проводит педагог (психолог, социальный педагог и др. специалисты) индивидуально, в отличие от темы родительского собрания, носит более частный характер. Организуя групповую консультацию, необходимо помнить, что ее тема должна быть актуальна для всех участников. О теме и дате предстоящей консультации родители должны быть оповещены заранее, с тем, чтобы они могли подготовиться к ней: сформулировать вопросы к специалисту, припомнить отдельные ситуации. Собрать фактический материал и т.п.
Одна из важнейших задач консультаций – совместное составление индивидуальной программы развития ребенка.
Примерные темы консультаций (из опыта работы Середовой И.М.):
«Если ребенок не любит учиться»;
«Если ребенку трудно учиться»;
«Когда ребенок непослушный»;
«Как воспитать усидчивость»;
«Почему у ребенка нет друзей?»;
«Ребенок не любит математику (читать, рисовать и т.п.)»;
«Медлительные дети»;
«Как воспитать самостоятельность ребенка»;
«Исследовательская деятельность младших школьников: роль родителей».
«Плохая память ребенка. Как ее развить?
«Наказания в семье. Какими им быть?
«Талантливый ребенок в семье.
«Три поколения под одной крышей. Проблемы общения»
«Если ваш ребёнок левша».
«Детская агрессивность и её причины».
«Самостоятельность ребёнка во время выполнения домашнего задания»
«Как развивать у ребёнка интерес к чтению».
«Обидчивость и плаксивость ребёнка. Причины плаксивости».
«Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребёнка».
«Ваш ребёнок в коллективе детей.»
«Детский эгоизм. Как его преодолеть?».
«Если ребёнок не хочет идти в школу.»
«Фантазирование и враньё ребёнка.. Как их различать?»
«Друзья в жизни ребёнка».
«Этические нормы общения между родителями и детьми, родителями и учителем».
«Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребёнка с другими детьми.»
« Социальная адаптация ребёнка и её результаты».
«Причины детского одиночества».
« Методы воспитания ребёнка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.
« Неблагополучие в семье и детские страхи».
« Единые требования воспитания в школе и в семье».
«Тревожность ребенка. К чему она может привести?»
Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год,
Круглый стол. Круглый стол – это всегда дискуссионная форма обмена мнениями. Он эффективен, если все участники круглого стола проявляют активность, эмоциональность, имеют сложившееся мнение по обсуждаемой проблеме, обладают необходимой аргументацией. Поэтому при организации круглого стола главное условие – выбор проблемы для обсуждения, которая не оставит равнодушным ни одного участника. Однако наличие личностной значимой для каждого проблемы – необходимое, но не достаточное условие проведения этого мероприятия. важным условием его проведения является также владение педагогом приемами активизации участников круглого стола. Следующим условием проведения круглого стола является соблюдение культуры дискуссии: важно, чтобы мнение каждого участника было выслушано и принято во внимание. А его аргументы были поняты другими участниками. Проведение круглого стола обычно заканчивается принятием решения.
Примерные темы круглых столов в начальной школе:
«Прежде всего, мы – родители… »;
«Авторитет родителей: истинный и ложный»;
«Разговор после открытого урока»;
«Поделимся опытом физического воспитания »;
«Семья приглашает в гости»;
«Дети и деньги»;
«Методы экономического воспитания»;
«Дети и малая Родина».
Устный журнал. Устный журнал – форма активного обмена опытом семейного воспитания. Обычно проведение устного журнала берут на себя сами родители, определенная семья, инициативная группа. Основная цель устного журнала – просветительская: рассказать о собственном опыте воспитания, проведения досуга. Устный журнал. Как правило, сопровождается просмотром любительских фильмов, фотоальбомов, демонстрацией изделий и т.п.
Примерные темы устных журналов в начальной школе:
«Досуг в семье»;
«Семейный театр»;
«Папа, мама, я – спортивная семья»;
«Роль отца в воспитании»;
«Природа и дети»;
«Лето с семьей»;
Родительские чтения. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря, и других специалистов определяются книги, из которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является и то. Что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.
Родительские вечера. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год и без детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые, перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «Нельзя» в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем.
Песни, которые пели мы и поют наши дети.
Семейные посиделки.
Родительские занятия. Родительские занятия – оригинальная форма взаимодействия родителей с классом своего ребенка. Это проведение родителями уроков, классных часов по теме, в которой они компетентны. На одном из родительских собраний учитель знакомит родителей с такой формой работы с детьми (предварительно согласовав возможность такой работы на индивидуальном уровне с кем-нибудь из родителей класса). Родители, в свою очередь, оценив свои возможности, предлагают свои услуги (учитывая, что такие занятия можно проводить 2-3 раза в четверть (примерно 1 раз в месяц, однако, при желании родителей – чаще), то такая работа может быть спланирована на весь курс начальной школы).
В дальнейшем, учитель организует индивидуальное собеседование с родителями, выявляет круг их возможностей в проведении такого рода мероприятия, по возможности, помогает в проведении занятия, оказывает консультацию и т.п.
Примерные темы (из опыта работы Гатаулиной О.И.):
Старинные народные игры детей.
Философия для умников и умниц.
Как стать моржом. Советы по закаливанию организма.
Викторина «Города Южного Урала» (тематика может быть и другой).
Секреты пасечника (с демонстрацией атрибутов и продуктов пчеловодства).
Беседа: «Внимание, авитаминоз!!!».
Гигиенические беседы: «Девочка-подросток» и др.
Урок заниматики: «В мире математической смекалки».
Правила этикета за столом.
Сервируем праздничный стол (практикум);
Изготовим поделку-подарок (разные варианты нескольких уроков).
Профориентационные экскурсии: «В гостях на работе у мамы (папы)».
Печатные средства педагогической пропаганды. Как правило, распространяются на родительских собраниях или через учеников. К ним относятся:
¾ школьные стенгазеты;
¾ информационные буклеты;
¾ постеры;
¾ плакаты;
¾ школьный информационный листок (печатное периодическое издание);
¾ памятки для родителей;
¾ школьные календари – справочники и др.
¾ Примеры памяток для родителей:
¾ «Памятка для родителей, чьи дети выполняют учебный проект»;
¾ «Ваш ребенок пошел в первый класс»;
¾ «О безотметочном обучении»;
¾ «Леворукий ребенок» и др.
¾ Школьный календарь – справочник (из опыта школ Канады и Германии).
Такой календарь вручается родителям в начале учебного года. В нем на 12 правых листах представлено:
¾ расписание основных школьных событий, в которых участие родителей приветствуется;
¾ дни и часы еженедельного проведения школьного совета. Специализированных клубов и кружков, соревнований, общешкольных праздников;
¾ дни консультаций для родителей, дни открытых дверей в школе;
¾ расписание плановых экскурсий;
¾ дни представления домашних отчетов (если такое практикуется в вашей школе);
¾ время каникул.
На 12 левых страницах:
¾ общая информация о школе и педагогическом коллективе;
¾ обращение директора к родителям;
¾ основные позиции образовательной политики школы;
¾ описание основных школьных мероприятий;
¾ документация и кодекс правил (в частности, правила посещения школы, в том числе и уроков);
¾ различные методические рекомендации (по организации домашней работы. По направлениям воспитания) и др.
Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса- важная и ответственная задача, требующая от педагога большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, необходимо начинать работу с установления и поддержания здоровой связи, взаимопонимания с родителями.
Знание каждым родителем содержания работы за год повышает ответственность, прежде всего учителя, а также учащихся и родителей. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность учителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, организуются консультации, составляется развернутый план мероприятия, распределяются обязанности, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Каждый год в школу приходят “ новые” родители, которые выросли в другое время и которые требуют иного отношения к себе. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Главное - сделать родителей своими союзниками.
Диагностические методики изучения семьи учащегося.
Изучение семьи позволяет педагогу, мастеру производственного обучения ближе познакомиться с учащимся, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности, уровень принятия учебного заведения учащимся, его благополучие в ученическом коллективе, уровень удовлетворенности выбранной профессией. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики.
В исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей в группе. В связи с этим семьи делятся на 5 типов.
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями, особенно трудна.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, мастера производственного обучения общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности в работе с родителями.
Правила общения с родителями
Организация взаимодействия с родителями во время беседы и консультации требует соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся:
Мастер и классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
образовательный уровень семьи, интересы родителей к училищу и к жизни ребенка в классном коллективе;
уровень педагогической культуры родителей;
авторитетность семьи в глазах ребенка;
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
семейные традиции, обычаи и ритуалы;
положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет мастеру и классному руководителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Начиная работу с подростковым коллективом необходимо максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в группе с максимальной эффективностью.
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
Какого мнения вы об училище и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
Каким вы видите мастера и классного руководителя своего ребенка?
Какой вы представляете себе группу, в которой учится вашему ребенку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в подростковом коллективе?
Чем вы могли бы помочь мастеру и классному руководителю в создании подросткового коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
С каким чувством переступает порог училища ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
Создает ли учебное заведение, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя ваш ребенок дома?
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях учебной жизни, жизни группы?
Приглашает ли вас на внутриучилищные мероприятия?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
Училище для меня - это...
Группа, в которой я учусь, - это...
Учителя для меня - это люди, которые...
Мои одногруппники — это...
Уроки для меня — это...
Предметы, которые мне нравятся, это...
Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
Училище, в котором учится мой ребенок, это...
Группа, в которой учится мой ребенок, это...
Одногруппники моего ребенка — это...
Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это...
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку — это...
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать следующие вопросы проективной методики.
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда...
Я огорчаюсь, когда...
Я плачу, когда...
Я злюсь, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Я верю, когда...
Если у меня хорошие новости, то я...
Если у меня, плохие новости, то я....
Если у меня что-то не получается, то я...
Вопросы родителем:
Я радуюсь, когда мой ребенок...
Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
Я плачу, когда мой ребенок...
Я злюсь, когда ребенок...
Мне нравится, когда мой ребенок...
Мне не нравится, когда мой ребенок...
Я не верю, когда мой ребенок...
Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
Если у моего ребенка хорошие новости, то...
Если у моего ребенка плохие новости, то...
Если у моего ребенка, что-то не получается, то...
На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации.
На основании диагностики определяется типология родителей по уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия с подростками.
КУ – компетентные удовлетворенные («гармоничные») – «много знаю о воспитании, знания помогают мне построить хорошие отношения с ребенком»
КН – компетентные неудовлетворенные («теоретики») – «знаний о воспитании много, но почему то приметить их не могу»
КУ – некомпетентные удовлетворенные («беспомощные») – «меня воспитывали из-за специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке»
НН – некомпетентные неудовлетворенные («беспомощные») - «не знаю, что с ребенком делать, кто подскажет?»
Дифференцированный подход к работе с родителями
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса.
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи, с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Отсутствие необходимых знаний приводит к многочисленным ошибкам:
1. Дефицит общения родителей с детьми. Они мало рассказывают о себе, о своей работе, редко интересуются жизнью школьного детского коллектива, увлечениями своего ребёнка. Дефицит общения приводит к отдалению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка.
2. Неумение организовать трудовое воспитание детей путем включения их в трудовые процессы. При перегрузке матери дети освобождаются от работ по дому. Как результат — пренебрежительное отношение к труду.
3. Наличие отрицательных примеров из жизни родителей сводит на нет педагогические усилия школы.
4. Бессистемность воспитательных воздействий родителей — от случая к случаю проверить учебу, наказать за проступки и т.д. — не способствует выработке нравственного иммунитета.
5. Система запретов как основа семейного воспитания — результат неумения воспитывать на положительном примере, организовать жизнь ребенка так, чтобы он мог постоянно упражняться в правильном поведении. Эта система порождает отрицательное отношение ребенка к воле старших, замедляет развитие самостоятельности.
6. Несогласованность действий со школой или разногласия с ней. В ребёнке возникает и растет недоверие к учителю, школе, что затрудняет исправление его недостатков, приводит к педагогической запущенности.
7. Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей, что приводит к отдалению детей от родителей, 1
8. Опоздание в принятии решений: упование на то, что когда ребенок подрастет, он поумнеет и исправится, как правило, не оправдывается, часто влечет за собой возникновение педагогической запущенности, требующей перевоспитания.
Наиболее типичные психологические барьеры:
Барьер "занятости" характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им "мешают". Это вызывает отчуждение ребенка, некоторую автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к отстранению детей от родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные исходы. Так, в возрасте шести лет, ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение подобного психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в характере ребенка, в системе его отношений с друзьями и т.п. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут разной жизнью, в результате семья как воспитательная система "не работает", даже если родители в целом по формальном меркам положительные люди.
Барьер "взрослости". В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая "высота взрослости". Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком — для ребенка иногда составляет смысл жизни, то, что важно и жизненно необходимо детям, порой, нами воспринимается как мелочи. Верно говорил об этом выдающийся педагог Я.Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки. Опасность данного психологического барьера заключается, прежде всего, в том, что он систематически мешает родителям понять внутренний мир ребенка, как бы погрузиться в него, а значит и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье.
Барьер "старого стереотипа" Родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Например, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленышем, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которым постоянно нужно руководить, подсказывать, давать оценки, а ребенок уже вырос и требует совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно маленький. На основе противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений "по вертикали" должна смениться позицией по "горизонтали". Характер данного психологического барьера может быть разнообразным: вмешательство в выбор друзей своего ребенка, в выбор ребенком будущей профессии и т. д.
Барьер "воспитательных традиций". Его психология сложна, так как органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Отрицательные воспитательные последствия данного барьера заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства, дублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка.
Барьер "дидактизма". Он характеризуется тем, что родители постоянно по каждому поводу поучают собственных детей. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В зависимости от возраста проявления дидактизма меняют форму, но, тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми. В результате этого из семейного воспитания исчезает личностный аспект, что формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений и формируют эмоциональный дискомфорт.
Методика контактного взаимодействия социального педагога с родителями.
1-я стадия. Поиск контактов
Цель: накопление согласий с родителями, преодоление барьеров, снятие напряжения в общении.
Предполагаемый результат: добиться внутреннего согласия с родителями. Первая встреча с родителями: они испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем.
На этой стадии учителю необходимо проявлять глубокий интерес, педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребенка. При этом житель заостряет внимание на положительных началах в личности школьника. В процессе первого общения, если оно строится на основе обоюдного уважения, желания достигнуть взаимопонимания, снимается напряжение во взаимоотношениях учителя и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.
2-я стадия. Поиск общей теми для разговора
Цель: поиск совпадающих интересов, построение первичной общности (приближение к "мы").
Предполагаемый результат: вызвать заинтересованность друг к другу, снять недоверие, вступить в контакт.
На второй стадии воспитатель более активно проявляет интерес к учащемуся, к условиям семейного воспитания, выявляет, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание, судьбу. Педагог расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка он может опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребенка.
Педагог вместе с отцом и матерью размышляют, что необходимо развить в ребенке, подчеркивают его неповторимость, индивидуальность, с которой непременно надо считаться в процессе воспитания и перевоспитания. Вместе с тем педагог осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка, о явных отклонениях от нормы.
Таким образом, учитель готовит почву для взаимного понимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту воздействия — ребенку. На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.
3-я стадия. Установление общих требований к воспитанию ребёнка.
Цель: совместный поиск с родителями положительных опор в качествах личности ребенка.
Предполагаемый результат: ощущение взаимопонимания. Педагог ведет разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчеркивает, каким должно быть отношение к ребенку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему). Ребенку предлагается конкретная помощь в учебе, ставятся преграды для развития отрицательного опыта поведения.
Педагог побуждает родителей высказать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребенка. Мнения родителей, даже если они неверные, педагог выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воспитывать ребенка. Вместе с тем, он предлагает им свои педагогические обоснования способов воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые педагогические требования. На данной стадии контакта у родителей и педагога крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребенку, на согласование воспитательных усилий и влияний.
4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели.
Цель: выявление качеств, опасных, нежелательных для общения, начало дискуссии, изучение личности через снижение контроля.
Предполагаемый результат: упрочение сотрудничества.
Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребенка. В этот период педагог должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласия по тому или иному поводу. Возможны критические замечания по поводу предложений учителя. Но именно в таких открытых спорах учитель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности.
Эта стадия прогнозирования возможных вариантов отношений педагога с родителями. У сторон могут возникнуть опасения, стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным? Но это не мешает упрочению сотрудничества на пути к достижению общей цели.
5-я стадия. Реализация индивидуального подхода к воспитаннику.
Цель: побуждение стремления родителей к дальнейшему сотрудничеству.
Предполагаемый результат: формирование у родителей воспитанника и педагога чувства "мы".
Педагог, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность учителя должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия со стороны родителей.
С целью упрочения контактов педагог не должен демонстрировать родителям свою всесильность, напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.
На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.
6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества.
Цель: обеспечение прочного контакта.
Предполагаемый результат; состояние защищенности, согласование действий и намерений.
Обсуждается конкретный план целенаправленных воздействий на ребенка. Эта стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на школьника.
Как и на предыдущих стадиях на последней целесообразно не предлагать готовые решения, не оказывать прямое давление на родителей, необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Педагог, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные успехи в воспитании.
На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности учителя и родителей, направленной на коррекцию поведения школьника.
Итак, в процессе контактного взаимодействия учителя с родителями необходимы шесть стадий, последовательно сменяющих друг друга. Скачкообразное их прохождение, а также ускорение их формирования может повлечь за собой разрыв отношений. Вместе с тем, длительное пребывание учителя и родителей в той или иной стадии также нежелательно, так как затормаживается установление желательных контактов между ними. Переход к каждой последующей стадии возможен лишь тогда, когда достаточно прочно закреплены признаки предыдущей стадии. Педагогически целесообразное поведение инициатора контакта (учителя) обеспечивает эффективное продвижение по ступеням отдельных этапов, благодаря чему и создается взаимопонимание, взаимодействие, взаимовыручка, взаимоуважение.
Данная методика помогает педагогу глубже узнать семью, проникнуть в ее сложный мир, установить доверительное взаимоотношение с родителями, помочь им увидеть недостатки в воспитании детей, убедить их в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия, педагогические методы воздействия и взаимодействия.
Психологические особенности детей, живущих в семьях, где кто-либо болен алкоголизмом
"Этот ужасный секрет семьи". Подобно тому, как гостя не пустят на кухню, где гора мусора и немытой посуды, а приводят в хорошо прибранную гостиную, так и от детей родители пытаются скрывать всё плохое, что связано с алкоголизмом. Сокрытие становится образом жизни, а дети жертвами двойного стандарта. Они боятся открыто говорить о своих проблемах, вырастают замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут мучить ночные кошмары. Хотя секрет семьи всегда раскрывается, дети привыкают жить, не видя правды.
Ссоры, драки в алкогольных семьях очень часты. Подобно тому, как необходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете или чем-то их объяснять. Постоянные наблюдения за тем, как родители спорят, шумят, пререкаются, приводит к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки становятся вторым "Я" ребёнка, особенно, если это мальчик.
"Разочарование" В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Всё это угнетает ребёнка. И верные семейным традициям держать всё в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжёлых чувствах. Они перестают ожидать обещанного. Но чувствуют, что родители совершили предательство. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остаётся надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.
"Слишком быстрое взросление". В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Маленькому мальчику нравится поступать так, как поступают взрослые, если при этом его действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя обязанности главы семейства, мальчик не чувствует себя счастливым. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестёр. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть долю причитавшегося им внимания, детских радостей. У них не было возможности быть детьми, они обнаруживают. что не умеют играть, они не понимают легкомыслия, фривольности. Становиться взрослыми раньше времени просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали, Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.
"Заброшенный ребёнок". Отсутствие внимания и заботы к ребёнку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребёнку — лишь часть царящих в семье правил. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене - только начало общей заброшенности ребёнка. Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не учатся тому, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.
Типология ролей, принимаемых на себя детьми
Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей. — это реакция на стресс, каким является алкоголизм родителей. Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети.
!. Герой семьи, ответственный ребёнок, бунтовщик. Это ребёнок с высокими достижениями в учёбе, уделяющий мало внимания своим интересам. на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующих действия. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребёнок в семье,
2. Проблемный ребёнок, "козёл отпущения". Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики-
3. Потерянный ребёнок, кроткий ребёнок. Держится изолированно от всей семьи, живёт фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, уступает во всём другим. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.
4. Любимец семьи, талисман семьи. Часто это младший ребёнок в семье, его всерьёз не воспринимают из-за небольшого возраста. Гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. С этой же целью играет роль клоуна.
Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами.
Так, герой семьи вынужден слишком быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями.
Проблемный ребёнок может стать делинквентным в школе, закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе.
Потерянный ребёнок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции
А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессовыми ситуациями, у него обычно бывают трудности в учёбе, импульсивная потребность во внимании, затрудняются межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.
В нормальных семьях дети также берут на себя определённые роли, соответствующие их возрасту и личности.
Список использованных источников
1. Андрианова А.А. Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и школы // Образовательный портал. – 2019.
2. Пахолкина С.М. Современные формы работы с родителями // . 15.05.18. URL: https://.ru/files/sovremennye-formy-raboty-s-roditeliami-1.html (дата обращения 24.09.21).
3. Шабанова А.А. Современные формы работы с родителями. – Великий Новгород, 2018.
4. Яковлева Е.М. Формы работы с родителями в современной школе // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 29.11.17. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/11/29/formy-raboty-s-roditelyami-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 24.09.21).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.