"Психолого-педагогическое сопровождение аутичных обучающихся"
Оценка 4.7

"Психолого-педагогическое сопровождение аутичных обучающихся"

Оценка 4.7
docx
12.11.2023
"Психолого-педагогическое сопровождение аутичных обучающихся"
Особенности логопедического сопровождения аутичных детей.docx

 Логопедическое сопровождение  аутичных детей

 

Есть дети, живущие

 в собственном мире

и не желающие ничего

знать о нашем.

 

        В последнее время увеличилось число детей с ранним детским аутизмом  и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития.

       Аутизм- расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

       Термин «аутизм» был введён швейцарским психиатром  О. Блёйлером.       Первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом организовала при НИИ Дефектологии К.С. Лебединская.

        Изменения речи у детей с РДА разнообразны и включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:

- нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность словарного запаса и т.д.);

- речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

- речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.);

- психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);

- расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушение смысловой стороны речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.)

       Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей:

1)    некоммуникативность;

2)    искажённость;

3)    частое наличие своеобразной вербальной одарённости;

4)    мутизм или распад речи.

       Особенности логопедической работы:

1)    психолого-педагогическое сопровождение осуществляется междисциплинарной командой специалистов (детским психиатром, психологом, специальным педагогом, логопедом), в которой логопед оценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведет коррекционную работу в этих направлениях;

2)    работа  должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребенка;

3)     логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.

       Одним из средств компенсации ребёнка с РДА является «глобальное чтение».  При обучении «глобальному чтению» перед педагогом стоят следующие задачи:

- научить ребёнка правильно понимать смысловую нагрузку графического изображения слова;

- воспитывать отношение к глобальному чтению как источнику знания и средству общения с окружающими.

       Более подробно остановиться на обучении «особых» детей навыкам чтения. Для обучения аутичных детей чтению и письму можно использовать модифицированную методику "глобального чтения". Работа делится на несколько этапов:

Первый этап.

Взрослый вместе с ребёнком рассматривает фотографии из семейного альбома, называет людей, изображённых на фотографиях: "Это наш папа (дедушка, бабушка и т. д.). Заранее подготавливаются таблички со словами - надписями к фотографиям. Табличка с подписью кладётся справа от фотографии. На первом занятии можно предложить ребёнку от 2 до 5 слов. На следующем занятии проводится закрепление слов первого занятия и, возможно, добавление ещё 1 -3 слов.

Второй этап.

Все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображениями помещаются в альбом. Далее в этом же и других альбомах можно размещать предметные картинки по лексическим темам, сочетая картинки с их надписями. Важно помнить, что изучаемые слова, должны быть просты в написании и написание этих слов должно совпадать с их произнесением: дом, стол, пол, стул и т. д.

Третий этап.

Одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам. Вначале ребёнку предлагаются для изучения гласные: А, О, У, И, затем их сочетания: уа, ау, иа. Затем к данным гласным можно постепенно добавлять согласные: М, П, Т, К и т. д.

При изучении каждой буквы подбираем картинки, названия которых начинаются на заданный звук, заучиваем буквы с помощью шершавых трафаретов, используя тактильный метод; работаем с разрезными буквами (собираем, обращая внимание на правильное положение элементов буквы) ; находим заданную букву в ряду других; прописываем буквы пальцем на песке, на крупе, при помощи, кисточки и воды, кисточки и клея ПВА (затем по клеевой основе можно посыпать манной крупой, получается хороший макет буквы).

Четвёртый этап.

Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом: в начале "П", потом "А", вместе: па. Выкладываем из букв разрезной азбуки слоги, печатаем получившиеся слоги или использую уже готовые напечатанные карточки со слогами.

В некоторых случаях возможно использование карточек со слогами, для обозначения первых букв слов, например: барабан - "Ба", кошка -"Ко" и т. д.

Пятый этап.

Работа по составлению фразы и отработанными словами. Каждое слово обозначаем отдельной полоской - фишкой. Начинаем с простого нераспространённого двусоставного предложения: Дом стоит. Мама читает. Папа спит. и т. п. Затем вместо (поверх) полосок, обозначающих слова, выкладываем карточки с напечатанными на них словами, находим среди картинного или фотоматериала подходящие к данной фразе картинки.

Если всё получается, то далее можно продолжить работу над расширением фразы аутичного ребёнка (Мама читает книгу) и дальнейшему обучению чтению и письму.

        Таким образом,   «глобальное чтение» – восприятие слов и фраз, написанных на табличках. Подкладывая  таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, обучающиеся овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее  ребёнку, чем восприятие устной речи. Введение «глобального чтения» позволяет ещё до  овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь.

Литература:

1.     Башина В.М.  Ранний детский аутизм.- М., 2003.

2.     Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия


 

Логопедическое сопровождение аутичных детей

Логопедическое сопровождение аутичных детей

Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей: 1) некоммуникативность; 2) искажённость; 3) частое наличие своеобразной вербальной одарённости; 4) мутизм или распад речи

Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей: 1) некоммуникативность; 2) искажённость; 3) частое наличие своеобразной вербальной одарённости; 4) мутизм или распад речи

Более подробно остановиться на обучении «особых» детей навыкам чтения

Более подробно остановиться на обучении «особых» детей навыкам чтения

Четвёртый этап. Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом: в начале "П", потом "А", вместе: па

Четвёртый этап. Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом: в начале "П", потом "А", вместе: па

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023