Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных организаций
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Таким образом, одной из основных задач неспециализированных образовательных организаций становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка, когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с нормотипичным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.
На этапе инклюзии в общеобразовательной организации педагогам требуется серьезная методическая поддержка – анализ адаптированных образовательных программ (далее - АОП) дошкольного образования , создание дидактических материалов, разработка индивидуального маршрута развития (индивидуальной программы развития) и его реализация, использование новых форм организации занятий, оценки достижений обучающихся, их мотивации и т.д. Один человек, даже самый лучший специалист в определенной области, на все эти запросы ответить не может, поэтому ключевой становится роль координатора в поиске «внутренних» и «внешних» ресурсов, необходимых для поддержки участников образовательных отношений.
Первым этапом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), которая определяет следующие компоненты:
1. Рекомендуемая образовательная программа.
2. Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог).
3. Срок повторного обращения для прохождения ПМПК.
Вторым этапом сопровождения детей с ОВЗ является психолого- педагогический консилиум (далее – ППк) — организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося. ППк служит для создания целостного, межпрофессионального представления об отдельном ребенке, которое складывается из профессиональных «видений» педагога, работающего в группе, и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком, индивидуальный маршрут развития (индивидуальную программу развития), то есть собственно стратегию сопровождения, заданную ПМПК, и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в образовательную организацию.
Задачами ППк образовательных организаций являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста, условия реализации АОП, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников.
Для реализации задач психолого-педагогического сопровождения ППк назначается куратор сопровождения.
Механизмы взаимодействия субъектов образовательного пространства:
1. Консультации со специалистами сопровождения посредством информационно-коммуникационных технологий и очно.
2.
Участие
в ППк образовательных организаций.
Задачам наиболее полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья
в социальную среду отвечает реализация инклюзивной практики в образовательных
организациях. При этом одним из основных условий, способствующих максимально
полному включению ребенка с ОВЗ в образовательную среду, освоения им АОП
является тесное взаимодействие всех специалистов, обеспечивающих обучение и
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, и его семьи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.