Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.
Оценка 4.8

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
23.01.2020
Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.
В данном материале изложены основные подходы к организации работы. Информация может быть полезна педагогам - психологам.
Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего ДОЦ.docx

Психолого- педагогическое сопровождение работы ДОЦ

  

Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.

 Психолого- педагогическое сопровождение пребывания ребенка в ДОЦ следует рассматривать как систему деятельности, направленную на  создание условий  для позитивного развития отношений, оказания своевременной педагогической и психологической помощи.

   Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.

 Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.

 

Диагностическое направление:

1. Изучение межличностных отношений и эмоционального состояния детей;

2. Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий.

Коррекционно-развивающее направление: развивающие групповые занятия, направленные на сплочение детских коллективов и развитие психоэмоционального компонента.

Профилактическое направление заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями и родителями.

Ожидание результатов от работы:

1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.

2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.

3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих  психоэмоциональную устойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.

4. Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.

Т.к. работа педагога – психолога в  период работы лагеря сосредоточена на сопровождении ГИА, ЕГЭ, они задействованы как организаторы ЕГЭ, огромную помощь могут оказать в работе отрядные вожатые. Важно  научить их  правильному подходу к работе и осознанию ими своей роли.

Советы на организационный период:

1.   Постарайтесь чаще называть детей по именам и просите детей, чтобы они обращались друг к другу также по именам. Чаще создавайте ситуации знакомства. Играйте в игры на знакомство и сплочение.

2.   Исключите из своих отрядных дел все, что связано с соревнованием, завоеванием каких-либо призовых мест, конкуренцией.

3.   Договоритесь с детьми о правилах взаимной вежливости и этикета, особенно в отношениях между мальчиками и девочками.

4.   Постарайтесь чаще хвалить не отдельных детей (хотя это тоже необходимо), а минигруппы или весь отряд – это поможет вам быстрее сформировать чувство коллективного «Мы».

5.   Не ленитесь искусственно создавать ситуации успеха для ваших детей.

6.   Постарайтесь за первые три дня приучить детей к режимным моментам, дисциплине и порядку. В противном случае у вас будет трудный сезон.

7.   Постарайтесь задать коллективу изначально высокий темп деятельности, частую ее сменяемость, позитивный эмоциональный настрой.

8.    Помните, что от того, как вы проведете организационный период, зависит то, какой климат будет в отряде в течение всей смены в отряде!

 

Стоит помнить о том, что существует ряд потребностей, в удовлетворении которых ребенок нуждается.

1.         Потребность в познании: поиск личностно – значимых научных и житейских знаний; поиск ответов на вечные вопросы «Кто я?», «В чем смысл жизни?» «Что такое счастье» и т.д.

2.         Потребность в общении: общение со сверстниками и со взрослыми – в деятельности, игре, в обмене знаниями и умениями, в спорте, творчестве, в досуге и т.д.

3.         Потребность в удовлетворении интересов и способностей: увлеченность личностно – значимой деятельностью, в которой нуждается растущий человек.

4.        Потребность в творчестве: участие в разнообразной творческой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие.

5.        Потребность в уважении и защите: отношение к ребенку как личности, обеспечение условий защищенности в психологическом и физическом плане.

6.        Потребность в освоении социальных ролей: освоение не только ролей товарища и друга, воспитанника, сына или дочери, но и соучастника в делах и взаимоотношениях с людьми, лидера в отряде, организатора творческих, общественных дел и т.д. Поле этих ролей расширяется и, в конечном счете, определяет судьбу в определении своей позиции, своего места в жизни,

7.        Потребность в игре: проживание ребенком мира фантазий, идеальных и реальных отношений, пробовать и становится тем, кем не всегда удается быть в реальной жизни. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная и организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, воспитания, общения, развития и т.д.

8.        Потребность в самореализации и самоактуализации: утверждение своего «Я». Признание достоинств, реализованных в деятельности и общении способностей и потенциальных возможностей.

 

    Удовлетворение этих потребностей возможно только в условиях благоприятного психоэмоционального микроклимата в отряде. Для его создания целесообразно проводить тренинги на сплочение, примеры которых мы посмотрим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

http://pandia.ru/text/79/081/images/image001_40.jpg

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию

№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Проективные методики информативны, интересны, однако их обработка требует психологической компетентности и соотнесения с результатами наблюдения, данными других тестов.

Методика «Кактус» позволяет увидеть эмоциональную сферу ребенка, дать информацию о наличие или отсутствии тревожности, стремлении к лидерству, агрессивности, скрытности или открытости и др.

Графическая методика «Кактус».

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурности форм.

Скрытость, осторожность- расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

1.  Этот кактус домашний или дикий?

2.  Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3.  Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4.  Кактус растет один или каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

5.  Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф.Фидпера

Инструкция: в таблице приведены противоположные по смыслы пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в Вашем коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Дружелюбие

Враждебность

2.Согласие

Несогласие

3.Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.Продуктивность

Непродуктивность

5.Теплота

Холодность

6.Сотрудничество

Несогласованность

7.Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8.Увлеченность

Равнодушие

9.Занимательность

Скука

10.Успешность

Безупречность

Чем левее расположен балл по каждой строчке, тем благоприятнее атмосфера в коллективе. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

При завершении лагерной смены целесообразно провести анкетирование с целью оценки общей удовлетворенности по отрядам, выяснения наиболее понравившихся мероприятий.

 

 

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра с дневным пребыванием детей.

Психолого- педагогическое сопровождение работы летнего детского оздоровительного центра  с дневным пребыванием детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020