ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Оценка 4.7

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Оценка 4.7
docx
13.12.2022
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
13.docx

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Согласно статистике Министерства образования РФ, каждый год число детей с ограниченными возможностями здоровья растет в среднем на пять процентов. По данным ЮНЕСКО в настоящее время в России живут более двух миллионов детей, которые имеют особенности в физическом или психическом развитии. Система российского образования на протяжении длительного периода делила детей на обычных и инвалидов, которые не могли в полной мере получить образование и реализовать свои возможности. В настоящее время в России развивается система инклюзивного образования - включение детей с физическими и психическими особенностями в развитии в общеобразовательный процесс. Процесс инклюзии и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении – это требование современного времени. В настоящее время в России существенно изменилось отношение к детям с ОВЗ: – законодательство обеспечивает детям с ОВЗ равные условия для эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха; - специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни [6]. Главными вопросами инклюзивного образования являются: - адаптация и интеграция в общество; - полноценное образование; - уверенность в себе; -взаимодействие и общение со сверстниками; -понимание обществом проблем развития людей с ограниченными возможностями здоровья; - воспитание толерантности у окружающих детей с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [7]. В соответствии с этим, работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, уделяется большое внимание в дошкольных образовательных организациях. Взаимодействие семьи и дошкольной организации основано на ответственном отношении к процессу социализации, воспитанию и обучению детей с ОВЗ. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ – это особая категория семьи, требующая особого, повышенного внимания. Так как состояние здоровья малыша становится психологической травмой для родителей. Наблюдения свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ, меняет жизненный уклад семьи. В семье меняется психологический климат. Родители ребенка с ОВЗ сталкиваются с множеством трудностей и проблем: § – трудности принятия и осознания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, § – отказ от понимания проблемы – полное или частичное, § – трудности во взаимоотношениях членов семьи, § – не адекватные родительские позиции и установки, § – сложности с переживанием болезни ребенка, § – страх ответственности. Учитывая эти проблемы педагогическому коллективу дошкольной образовательной организации необходимо выстроить модель взаимодействия с семьей, где родители, имея поддержку специалистов детского сада, выступают как союзники и полноценные активные участники процесса. Цель сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ: организация психологопедагогической помощи семьям, имеющим детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей с ОВЗ. Задачи: • – оказание поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (социальной, психолого-педагогической); • – организация и проведение социального, педагогического сопровождения ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями; • – активная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Для организации работы специалистов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ выдвигаются следующие принципы: 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям. Поддержка семей строится с учетом личностных особенностей ребенка и родителей, обеспечение комфортных и безопасных условий. 2. Гуманно-личностный подход – уважение и любовь к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы и потенциал. 3. Принцип комплексности. Психологическая поддержка, как комплексная помощь всех специалистов дошкольной организации. 4. Принцип доступности – организация психолого-педагогического поддержки с учетом возможностей ребенка и его семьи. Процесс психологической поддержки родителей – это длительный и трудоемкий процесс команды специалистов. Главная роль принадлежит психологу, он разрабатывает мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, выстраивается: • – на психологическом уровне (профилактика стресса, имеющего пролонгированный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей); • – на социальном уровне (необходимость установления доверительно поддерживающих отношений между родителями); • – на соматическом уровне (необходимость прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания). [1, 82 с]. Работа педагога-психолога предполагает: индивидуальные и семейные консультации, лекции, психологические разминки, тренинги для родителей и семей, родительские собрания, родительские чтения, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, посещение семьи и др. [3]. Педагог-психолог выстраивает работу с родителями: • – повышая уровень компетентности родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений; • – стимулируя оптимальные взаимоотношения между детьми и их родителями через обучение эффективным способам общения. [1]. Благодаря поддержке специалистов дошкольной образовательной организации семье, воспитывающей ребенка с особенностями здоровья, у родителей формируется адекватная самооценка, уверенность в том, что «они не одни», повышается уровень психолого-педагогической компетентности, снижается уровень тревожности, развивается умение анализировать и преодолевать трудности и психологические барьеры, формируются навыки адекватного общения с окружающим миром. Литература: 1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования-2008.- №4 (17), октябрьдекабрь-С.81-86. 2. Горшкова, Т.В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование и воспитание. 2016. №5. 3. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст]: методические рекомендации /Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2016. – 36 с. 4. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008. 223 с. 5. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Москва, 2014. – С. 197-215. 6. Федеральные государственные образовательные стандарты. Дошкольное образование. 7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)


 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В семье меняется психологический климат

В семье меняется психологический климат

Работа педагога-психолога предполагает: индивидуальные и семейные консультации, лекции, психологические разминки, тренинги для родителей и семей, родительские собрания, родительские чтения, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы,…

Работа педагога-психолога предполагает: индивидуальные и семейные консультации, лекции, психологические разминки, тренинги для родителей и семей, родительские собрания, родительские чтения, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022