ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
администрации
Взрослым
11.11.2017
Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.
Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые должны разрешить педагоги учреждения. Основным психолого-педагогическим критерием успешной социализации является удовлетворенность ребенка-инвалида своим статусом, чему способствует успешность в процессе образовательной деятельности, исполнения основного репертуара социальных ролей в будущем и характер ближайшего социально-психологического окружения в настоящем, успешность в системе межличностных отношений.Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.
1_Ткачук ЕМ статья.doc
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Е.М.Ткачук, высшая категория
Государственное учреждение «Луганская школа IIII ступеней №53»,
город Луганск elena.tkachuk@mail.ru
Аннотация. Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка
с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время
актуальной и значимой.
Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у
школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать
множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые
должны разрешить педагоги учреждения. Основным психолого
педагогическим критерием успешной социализации является
удовлетворенность ребенкаинвалида своим статусом, чему способствует
успешность в процессе образовательной деятельности, исполнения основного
репертуара социальных ролей в будущем и характер ближайшего социально
психологического окружения в настоящем, успешность в системе
межличностных отношений.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в
социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,
реализация её социального потенциала
Ключевые слова: психолого – педагогические аспекты, «Дети с ОВЗ»,
социализация детей с ограниченными возможностями, "дети с нарушениями в
развитии",
«Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому
что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя
жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая… И для того
он наделён величайшей энергией духа, а наш долг помочь выполнить её".
Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время
актуальной и значимой. Главной задачи современной школы создание
условий для полноценного включения в образовательное пространство и
успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Дети с ОВЗ» – это общий термин, называющий детей, для которых
характерно наличие какихлибо ограничений в психическом и (или)
физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных
условий обучения. Процесс обучения многогранен по своему содержанию,
поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении,
которые должны разрешить педагоги учреждения.
К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых
физические и психические отклонения приводят к нарушению общего
развития. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в
развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоциональноволевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2х или 3х нарушений).
Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом,
располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на
формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие
каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях
зарождаются в дружной и теплой атмосфере дома, является основой для
социализации детей инвалидов. Особенно требуется от родителей огромных
физических и духовных сил в воспитании ребенка, имеющего ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ). Взрослым важно сохранить физическое
здоровье и душевное равновесие, терпимость и оптимизм. От того, как по
отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба ребенка и
самой семьи в целом. Поэтому, наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это
помощь их родителей, и в целом семьи, во всех сферах жизнедеятельности
несовершеннолетнего.
Основным психологопедагогическим критерием успешной социализации
является удовлетворенность ребенкаинвалида своим статусом, чему
способствует успешность в процессе образовательной деятельности,
исполнения основного репертуара социальных ролей в будущем и характер
ближайшего социальнопсихологического окружения в настоящем,
успешность в системе межличностных отношений.
Потребности лиц с ОВЗ можно условно подразделить на две группы: общие,
т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности,
вызванные той или иной болезнью. В процессе социализации индивид
становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые
для жизни среди людей.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в
социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,
реализация её социального потенциала. Доказано, что ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их
познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся
ребёнок [1].
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и
элементарного образования.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с
ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в
силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения
ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как
биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный
характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению
способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые
заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце
XIX века. Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными
возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально
психологических факторов [3]:
– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой
грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов
образовательных учреждений;
– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в
общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям
инвалидам помощь в их самореализации.
Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья является определение социально
психологических и психологопедагогических факторов, а также
неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих
развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы
специального образования, пути, способы, организационные формы и
психологопедагогические условия их реализации в современных социально
экономических и нравственнопсихологических условиях общества – это
значит помочь ребёнку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями
включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании
и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен
делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения
им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых
условий для его социализации.
Социальнопедагогическая деятельность по развитию социального
потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная
на его успешную социализацию, включает [2]:
– развитие духовных и физических способностей ребёнка; – обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим
навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и
моральных сил, а также душевного равновесия;
– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение
свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной
жизни.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает
немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного
материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном
числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по
их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья
каждого ребенка.
Общие принципы и правила работы с детьми:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности. Эта проблема для меня очень
актуальна, так как я работаю с такими детьми второй год.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие
активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Удобство и эффективность их заключаются в
том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и
памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
7. Активные методы рефлексии.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
●
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
●
●
сфере;
●
●
●
●
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей;
●
реализации интересов;
●
сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
●
сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
●
ребенка;
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к
окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании
совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Приобретая опыт работы с особыми детьми, я прихожу к такому выводу:
больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько
тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует
эффективность приложенных усилий.
В заключении хочется отметить, что очень часто мы, педагоги, задаем себе
вопрос: «Как правильно и гармонично развивать детей»? Насколько мы
уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие
воспитанники, когда повзрослеют, станут успешными в жизни? Мы всегда
получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что
чувствуем, что знаем в глубине своего сердца.
поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных
умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для
Литература:
1.Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. М., 2010
2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детейинвалидов в современной России.
Саратов: Научная книга, 2007. 255 с. 3. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта
: Московский психологосоциальный институт, 2008. – С. 54.
4.Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул –
Издательство АГУ – 2007 – 63с.
5. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и
прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 2006. 6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г.
Теория социальной работы. – М. : ВЛАДОС, 2001.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.