ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оценка 4.9

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
администрации
Взрослым
11.11.2017
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой. Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые должны разрешить педагоги учреждения. Основным психолого-педагогическим критерием успешной социализации является удовлетворенность ребенка-инвалида своим статусом, чему способствует успешность в процессе образовательной деятельности, исполнения основного репертуара социальных ролей в будущем и характер ближайшего социально-психологического окружения в настоящем, успешность в системе межличностных отношений.Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.
1_Ткачук ЕМ статья.doc
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Е.М.Ткачук, высшая категория Государственное учреждение «Луганская школа I­III ступеней №53», город Луганск elena.tkachuk@mail.ru Аннотация. Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка  с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время  актуальной и значимой.       Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у  школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать  множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые  должны разрешить педагоги учреждения.       Основным психолого­ педагогическим критерием успешной социализации является  удовлетворенность ребенка­инвалида своим статусом, чему способствует  успешность в процессе образовательной деятельности, исполнения основного  репертуара социальных ролей в будущем и характер ближайшего социально­ психологического окружения в настоящем, успешность в системе  межличностных отношений.        В процессе социализации осуществляется включение индивида в  социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.  Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,  реализация её социального потенциала Ключевые слова:  психолого – педагогические аспекты,  «Дети с ОВЗ», социализация детей с ограниченными возможностями, "дети с нарушениями в  развитии",          «Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому  что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя  жизненная миссия, которой мы не знаем,­ может быть, великая… И для того  он наделён величайшей энергией духа, а наш долг ­ помочь выполнить её".        Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с  ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время  актуальной и значимой. Главной задачи современной школы ­ создание  условий для полноценного включения в образовательное пространство и  успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.      «Дети с ОВЗ» – это общий термин, называющий детей, для которых  характерно наличие каких­либо ограничений в психическом и (или)  физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных  условий обучения. Процесс обучения многогранен по своему содержанию,  поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении,  которые должны разрешить педагоги учреждения.       К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых  физические и психические отклонения приводят к нарушению общего  развития. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в  развитии:  1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);  2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);  3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);  5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);  6) дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата;  7) дети с нарушениями эмоционально­волевой сферы;  8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2­х или 3­х нарушений).       Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом,  располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на  формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие  каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях  зарождаются в дружной и теплой атмосфере дома, является основой для  социализации детей­ инвалидов. Особенно требуется от родителей огромных  физических и духовных сил в воспитании ребенка, имеющего ограниченные  возможности здоровья (ОВЗ). Взрослым важно сохранить физическое  здоровье и душевное равновесие, терпимость и оптимизм. От того, как по  отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба ребенка и  самой семьи в целом. Поэтому, наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это  помощь их родителей, и в целом семьи, во всех сферах жизнедеятельности  несовершеннолетнего.       Основным психолого­педагогическим критерием успешной социализации  является удовлетворенность ребенка­инвалида своим статусом, чему  способствует успешность в процессе образовательной деятельности,  исполнения основного репертуара социальных ролей в будущем и характер  ближайшего социально­психологического окружения в настоящем,  успешность в системе межличностных отношений.      Потребности лиц с ОВЗ можно условно подразделить на две группы: общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности,  вызванные той или иной болезнью. В процессе социализации индивид  становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые  для жизни среди людей.      В процессе социализации осуществляется включение индивида в  социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.  Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,  реализация её социального потенциала. Доказано, что ребёнок с  ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их  познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся  ребёнок [1].       Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в  нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности  контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с  природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и  элементарного образования.           Решение проблемы социального воспитания и образования детей с  ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в  силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения  ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как  биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный  характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению  способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые  заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце  XIX века.         Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными  возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально­  психологических факторов [3]:       – полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой  грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов  образовательных учреждений;      – психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в  общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям­  инвалидам помощь в их самореализации.       Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья является определение социально­  психологических и психолого­педагогических факторов, а также  неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы  специального образования, пути, способы, организационные формы и  психолого­педагогические условия их реализации в современных социально­  экономических и нравственно­психологических условиях общества – это  значит помочь ребёнку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании  и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен  делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения  им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых  условий для его социализации.       Социально­педагогическая деятельность по развитию социального  потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная  на его успешную социализацию, включает [2]:  – развитие духовных и физических способностей ребёнка; – обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим  навыкам;  – установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;  – поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и  моральных сил, а также душевного равновесия;  – облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение  свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной  жизни.       Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает  немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного  материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном  числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.  Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми  является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья  каждого ребенка.       Общие принципы и правила работы с детьми:    1. Индивидуальный подход к каждому ученику.    2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого  разнообразные средства (чередование умственной и практической  деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование  интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).    3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность  учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих  необходимые учебные навыки.    4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие  успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в  нём веры в собственные силы и возможности. Эта проблема для меня очень  актуальна, так как я работаю с такими детьми второй год.       Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие  активные методы и приёмы обучения:    1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной  стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по  звукам, карточки с буквами). Удобство и эффективность их заключаются в  том, что сразу видна работа каждого ребёнка.    2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,  разгадывания кроссворда и т. д.    3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных  моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).    4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми  глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и  памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в   любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,   оказать помощь в поисках «себя»;   создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной   развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;   создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;  расширить рамки общения с социумом;   создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,    5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.    7. Активные методы рефлексии.           Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:  ●     выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;  ●    ●    сфере;  ●    ●    ●    ●    другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной  компетентности детей;  ●    реализации интересов;  ●    сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;  ●    сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;  ●    ребенка;        Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,  способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и  другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к  окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании  совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.       Приобретая опыт работы с особыми детьми, я прихожу к такому выводу:  больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько  тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует  эффективность приложенных усилий.       В заключении хочется отметить, что очень часто мы, педагоги, задаем себе  вопрос: «Как правильно и гармонично развивать детей»? Насколько мы  уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие  воспитанники, когда повзрослеют, станут успешными в жизни? Мы всегда  получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что чувствуем, что знаем в глубине своего сердца.   поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных   умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для  Литература: 1.Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. ­ М., 2010  2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей­инвалидов в современной России. ­ Саратов: Научная книга, 2007. ­ 255 с. 3. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта : Московский психолого­социальный институт, 2008. – С. 54.  4.Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с  ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул –  Издательство АГУ – 2007 – 63с.  5. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и  прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 2006. 6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М. : ВЛАДОС, 2001.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2017