Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика класса будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся.
            
        
        
        
                    
                
                    ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА:
РАЗЪЯСНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ (Образец и общие рекомендации)
Грамотно составленная психологопедагогическая характеристика класса будет 
полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего 
звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагогпсихолог или любой учитель
предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в 
их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического 
взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся. Как же составляется 
психологопедагогическая характеристика класса?
Общие рекомендации 
Педагогическая характеристика – это в первую очередь документ. Поэтому 
произвольная форма ее составления недопустима. 
Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не 
должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ 
должен быть структурирован. 
Излагать сведения о школьном коллективе следует в официальноделовом стиле. 
Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и 
тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии 
учеников сокращенно запрещается. 
Психологопедагогическая характеристика коллектива класса должна 
составляться с учетом трех важных принципов:
1. Принцип комплексности 
Классному руководителю и педагогупсихологу по долгу службы приходится 
составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти 
документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует 
избегать, ведь психологопедагогическая характеристика класса должна отражать 
полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с 
документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму. 
Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В 
совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое 
представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика. 
2. Принцип гуманизма 
Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь 
только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого
педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника 
дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не 
знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, 
результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а 
не вредным для развития личности школьника. 
Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом 
– не навреди.3. Принцип объективности 
Учитель должен помнить, что психологопедагогическая характеристика 
начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного 
звена. То есть в действие вступает принцип объективности – каждое анализируемое 
явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной 
психологии. 
Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет 
действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться 
классные руководители и педагогипредметники. 
Психологопедагогическая характеристика класса: план (программа) 
1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был 
его первым классным руководителем, как часто руководители менялись. 
2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол. 
3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива. 
4. Сведения об уровне воспитанности учеников. 
5. Указание микрогрупп в коллективе, характеристика их образования и 
взаимодействия с остальными членами классного коллектива. 
6. Статусная и социометрическая характеристика класса. 
7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе. 
8. Уровень коммуникативной культуры учеников. 
9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе. 
10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках. 
Пример психологопедагогической характеристики класса (образец) 1
1. 10 «А» класс средней школы №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
города Моршанска был образован в 2015 году. Первым классным 
руководителем его была Иванова А.С. В 2015 году руководство приняла 
Петрова О.П. 
2. В 10 «А» классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10  девушки. Всем 
ученикам исполнилось по 16 лет. 
3. Лидерами в классе являются Я. А. и С. А. Я. В., В. А. и Е. О.  актив класса.
Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни 
школы. 
4. Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих 
дисциплину.5. Лидеры и актив группы представляют собой основные «ячейки» класса. 
Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий 
уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще 
в младшем школьном звене. 
6. С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в 
классе, «звезда»  Я. В., предпочитаемые – Е. О., С. В., Г. В., С. Я., 
изолированный – Д. И. 
7. Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок. 
Дружба и коллективная ответственность за жизнь класса преобладают в 
ценностных ориентациях учеников. 
8. Коммуникативная культура класса на высоком уровне. 
9. Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы. 
10. Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 «А» класса. 
Так выглядит психологопедагогическая характеристика класса, но это всего лишь
«каркас» документа. Сведения всетаки лучше подавать в развернутом виде, тогда 
характеристика станет более информативной.
Пример психологопедагогической характеристики класса 2
В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с
начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости — средний 
уровень. Средний балл по школе за 20152016 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.
Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. 
Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть 
учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К 
таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную 
жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом 
Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в 
правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и 
Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера 
«опасной ситуации». 
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». 
Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С
учителямипредметниками – доброжелательноделовые. 
Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. 
У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.). 
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, 
что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что 
коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся 
в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на 
помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном 
контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. 
Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися 
(конкретных примеров приводить не будем, так как их множество). 
У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и 
высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к 
учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное 
мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют 
дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать 
самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной 
деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда. 
Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не 
всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний.
Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости 
мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное 
стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут 
достигать высоких результатов. 
На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся
сформирована учебная мотивация. 
Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. 
Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются 
лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов
и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и 
внешкольных мероприятиях. 
Выводы, постановка проблемы, задачи 
Нет единой ценностноориентационной системы; 
Низкий уровень сплоченности коллектива; 
Необходимо: 
1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке 
единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли 
все члены коллектива; 
2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся 
с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную 
активность, учебную мотивацию; 
3. формировать у учащихся адекватную самооценку; 
4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать 
их коммуникативные умения и навыки.