ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (Образец и общие рекомендации)
Оценка 4.8
Документация +1
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
06.04.2019
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика класса будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся.
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА:
РАЗЪЯСНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ (Образец и общие рекомендации)
Грамотно составленная психологопедагогическая характеристика класса будет
полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего
звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагогпсихолог или любой учитель
предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в
их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического
взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся. Как же составляется
психологопедагогическая характеристика класса?
Общие рекомендации
Педагогическая характеристика – это в первую очередь документ. Поэтому
произвольная форма ее составления недопустима.
Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не
должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ
должен быть структурирован.
Излагать сведения о школьном коллективе следует в официальноделовом стиле.
Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и
тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии
учеников сокращенно запрещается.
Психологопедагогическая характеристика коллектива класса должна
составляться с учетом трех важных принципов:
1. Принцип комплексности
Классному руководителю и педагогупсихологу по долгу службы приходится
составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти
документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует
избегать, ведь психологопедагогическая характеристика класса должна отражать
полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с
документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.
Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В
совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое
представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.
2. Принцип гуманизма
Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь
только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого
педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника
дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не
знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие,
результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а
не вредным для развития личности школьника.
Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом
– не навреди. 3. Принцип объективности
Учитель должен помнить, что психологопедагогическая характеристика
начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного
звена. То есть в действие вступает принцип объективности – каждое анализируемое
явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной
психологии.
Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет
действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться
классные руководители и педагогипредметники.
Психологопедагогическая характеристика класса: план (программа)
1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был
его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
4. Сведения об уровне воспитанности учеников.
5. Указание микрогрупп в коллективе, характеристика их образования и
взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
6. Статусная и социометрическая характеристика класса.
7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
8. Уровень коммуникативной культуры учеников.
9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках.
Пример психологопедагогической характеристики класса (образец) 1
1. 10 «А» класс средней школы №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
города Моршанска был образован в 2015 году. Первым классным
руководителем его была Иванова А.С. В 2015 году руководство приняла
Петрова О.П.
2. В 10 «А» классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10 девушки. Всем
ученикам исполнилось по 16 лет.
3. Лидерами в классе являются Я. А. и С. А. Я. В., В. А. и Е. О. актив класса.
Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни
школы.
4. Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих
дисциплину. 5. Лидеры и актив группы представляют собой основные «ячейки» класса.
Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий
уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще
в младшем школьном звене.
6. С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в
классе, «звезда» Я. В., предпочитаемые – Е. О., С. В., Г. В., С. Я.,
изолированный – Д. И.
7. Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок.
Дружба и коллективная ответственность за жизнь класса преобладают в
ценностных ориентациях учеников.
8. Коммуникативная культура класса на высоком уровне.
9. Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.
10. Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 «А» класса.
Так выглядит психологопедагогическая характеристика класса, но это всего лишь
«каркас» документа. Сведения всетаки лучше подавать в развернутом виде, тогда
характеристика станет более информативной.
Пример психологопедагогической характеристики класса 2
В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с
начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости — средний
уровень. Средний балл по школе за 20152016 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.
Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные.
Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть
учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К
таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную
жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом
Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в
правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и
Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера
«опасной ситуации».
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя».
Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С
учителямипредметниками – доброжелательноделовые.
Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении.
У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер,
что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что
коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся
в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на
помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном
контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности.
Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися
(конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).
У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и
высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к
учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное
мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют
дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать
самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной
деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.
Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не
всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний.
Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости
мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное
стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут
достигать высоких результатов.
На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся
сформирована учебная мотивация.
Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях.
Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются
лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов
и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и
внешкольных мероприятиях.
Выводы, постановка проблемы, задачи
Нет единой ценностноориентационной системы;
Низкий уровень сплоченности коллектива;
Необходимо:
1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке
единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли
все члены коллектива;
2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся
с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную
активность, учебную мотивацию;
3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать
их коммуникативные умения и навыки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (Образец и общие рекомендации)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (Образец и общие рекомендации)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (Образец и общие рекомендации)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (Образец и общие рекомендации)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.