Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Оценка 5

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Оценка 5
Лекции
doc
дефектология
5 кл
11.02.2017
Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики (Статья).doc
Психолого­педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики Турчанинов Е.Е. педагог­психолог ГБОУ СОШ № 237  Красносельского района г. Санкт­Петербурга. Аннотация:  В   статье   рассматривается:   определение,   причины   развития   и   профилактика дидактогении у школьников.  Ключевые слова:  дидактогения, ятрогения, «школьный невроз, «школьная фобия», «школьная тревожность», «психическая травма». Мотивация ученика начальных классов, чаще всего носит познавательный характер, но бывает и так, что данная мотивация начинает терять смысл, когда идут сложности в контакте между учеником и учителем. Чаще бывает так, что данную группу учеников могут записать сразу в группу неуспевающих учеников, что не совсем правильно, так как в данной проблеме следует ещё и разобраться. В целом как писал гуманистический психолог К. Роджерс каждый ребёнок стремиться к познанию и творческому развитию своей индивидуальности. Так что же происходит тогда и каким термином следует оперировать, чтобы описать данный феномен? В литературе давно описан такой феномен как «дидактогения». По литературным источникам и различным   словарям   у   данного   понятия   имеются   разные   названия,   например,   «школьный невроз», школьная фобия», «школьная тревожность».  Термин «дидактогения» был введён Платоновым К.И. вслед за другим обозначением – «ятрогения».   Под   ятрогенией   понимают   психическую   травму,   но   причиняемая   врачом. Учёный изучал психологическое влияние учеников и учителей друг на друга в 60­е годы 20 века. Однако долгое время исследования по этой теме не публиковались, а в  литературе по педагогике,   психологии   и  психиатрии   имеются   лишь   отдельные   упоминания.   В  толковом словаре психиатрических   терминов     что дидактогения– это с одной стороны «психическая   травма»,   источником   которой   является   педагог неуважительно, несправедливо, предвзято относящийся к учащемуся, прилюдно высмеивавши его ответы, поведение, внешний вид, способности. С другой стороны, дидактогениями (от греческого   didaktikos   ­   научающий,   genesis   –   рождающий)   именуют   «психическое  расстройство,   возникающее   под   влиянием   названной   разновидности   психоэмоционального дистресса: неврозы и другие психогенные заболевания». говорится,   Исследование  дидактогений, кроме случаев крайне жестокого обращения с детьми со стороны   учителя,   затруднено.   Это   связано   с   тем,   что   многие   ситуации,   приводящие   к развитию   дидактогений,   выявляются   поздно   и   с   большим   трудом.   Некоторые   медики, занимающиеся изучением неврозов, утверждают, что значительную часть составляют неврозы, возникающие по вине учителей,   это 35–40% (Лебедев С.В., Дубровский А.А.). Известный детский   психолог   Захаров   А.И.     отмечал,   что   именно   повышенная   «стимуляция»   детей посредством   угроз,   осуждений,   наказаний,   в   приоритете   негативных   оценок,   порицаний, характерен   для   нашей   системы   образования.   Данный   фактор,   прямо   ведёт   к   нарушению психического   здоровья,   появлению   дидактогений   и   развитию   неврозов.   Постоянные конфликты с учителями и родителями порождают у ребёнка чувство неуверенности в себе и неполноценности.  Платонов К.И. писал: «Дидактогения проявляется в школьной педагогике чаще, чем можно предполагать,  так как  в деле  образования и  воспитания приходится  иметь  дело  с внушаемостью,   особенно   присущей   детскому   и   юношескому   возрасту».   Поэтому   часто психологи   наблюдают   детей   пострадавших   от   дидактогении   со   своего   рода   болезненной застенчивостью:   с   навязчивыми   страхами   несостоятельности,   бурной   эмоционально­ вегетативной   реакцией   в   ответственный   неподходящий   момент.   Причём   соответствующие переживания возникают по типу дидактогении, после резких замечаний педагога при выходе учащегося для ответа к доске. Отметим, что перечисленным выше расстройствам, вызванным дидактогенией подвержены главным образом тревожно­мнительные и зависимые учащиеся. Это   дети,   которые   могут   пострадать   от   несправедливого,   неуважительного,   предвзятого отношения педагога в силу особенностей своей психики (наиболее значимым фактором риска в этом случае, мы считаем, являются акцентуации характера).  Дидактогения, как психическая травма, вызванная педагогом, опасна тем, что у пострадавших учеников чаще всего развиваются: – неадекватная самооценка;  – трудности в контактах со сверстниками; – трудности и конфликтное поведение в общении со взрослыми и сверстниками;             – потеря интереса к учебе;             – повышенная внушаемость;             – подчиняемость (развитие чувства «конформности»);             –догматичность мышления (не развивается творческое мышление); – агрессивное поведение (возможны: девиантное, или делинкветное поведение, а так же могут и возникнуть суицидальные попытки); – тревожно­мнительное поведение.        В результате негативного воздействия педагога на ученика, ученик  по выражению Грибановой   Г.В.,   «искусственно   инвалидизируется»,   подавляется   у   ребёнка   ведущая потребность в самореализации. Ребёнок в этом случае либо уходит в себя, либо в болезнь, либо в преступные группы, в экстремизм и насилие. Можно   предположить   ряд   причин,   которые,   на   наш   взгляд,   являются   источником дидактогении, идущим от педагога: Низкий уровень психологической культуры педагога; Низкий уровень культурного образования педагога; Низкий уровень владения методиками построения учебного процесса; Слабое психическое здоровье педагогов; Наличие социальных проблем у самого педагога.      Структуру взаимодействия самого общения педагога с учеником построена по трём компонентам: – когнитивный компонент (мысли, которые вызывает данный ученик у педагога); – поведенческий компонент (реакции по поводу поведения ученика); –  аффективный   компонент  (чувственный   компонент,   а   что   чувствует   учитель   в процессе контакта с данным учеником, или группой учеников).                      Таким образом, нужно учесть, что педагог работает целостно, то есть через свою личность   с   помощью   примера,   поступков   (поведенческий   компонент),   образа   мыслей (когнитивный компонент) и чувств, который возникают у него в процессе педагогической деятельности.   И   самый   важный   момент   в   психолого­педагогическом   взаимодействии заключается в том, что каждый педагог для себя должен разобраться в этих компонентах, что бы грамотно выстраивать свою работу.  В помощь педагогу предлагаются ряд рекомендаций, которые составлены в процессе практики педагогами­психологами. Рекомендации учителям и педагогам по выстраиванию эффективного взаимодействия с детьми: 1.   Атмосфера   теплоты,   поддержки,   доброжелательности   в   классе   создает благоприятный фон для взаимодействия сверстников, и это помогает детям справиться со многими школьными проблемами. 2. Ощутимый эффект даёт установка учителя и поощрение желательного поведения, а не борьба  с нежелательным вариантом. 3.   Предъявление   разумных   требований   и   их   объяснение   позволяют   ребёнку существовать   в   системе   определенных   (известных)   ограничений.   Непоследовательность, неожиданное изменение требований создают ситуацию неопределенности и тревоги. 4. Учителю необходимо избегать применения силы, угроз, унижения для контроля за поведением.  Для того чтобы выстроить эффективное общение с детьми,  следует соблюдать ряд условий: • первое – необходимо помнить об уважении к ребенку, его нельзя унижать; • второе – понимание должно предшествовать советам и наставлениям, нужно видеть и понимать переживания ребенка, не заставлять без необходимости оправдываться, объяснять свои ощущения; • третье – важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребёнка, а самого ребенка вне зависимости от его успехов. Плохим или хорошим может быть поступок, его и следует оценивать.      Список  используемой литературы 1. Блейхер   В.М.   Крук   И.И.   Толковый   словарь   психиатрических   терминов. Воронеж. 1995 г. Кукушин   В.С.   Введение   в   педагогическую   деятельность:   Учебное   пособие. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», – 2002 г. 2. 3. Ложкин Л.И. Воздействие на ученика авторитарной системы обучения. «Мир образования – образование в мире» – № 3, 2004 г. 4. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Ленинград,1935 г. 5. г. – № 38. Прихожан А. «Но самое страшное место – у доски» // Первое сентября. –  2005 Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/oo/5324

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"

Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017