Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики (Статья).doc
Психологопедагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики
Турчанинов Е.Е. педагогпсихолог ГБОУ СОШ № 237
Красносельского района г. СанктПетербурга.
Аннотация:
В статье рассматривается: определение, причины развития и профилактика
дидактогении у школьников.
Ключевые слова: дидактогения, ятрогения, «школьный невроз, «школьная фобия»,
«школьная тревожность», «психическая травма».
Мотивация ученика начальных классов, чаще всего носит познавательный характер, но
бывает и так, что данная мотивация начинает терять смысл, когда идут сложности в контакте
между учеником и учителем. Чаще бывает так, что данную группу учеников могут записать
сразу в группу неуспевающих учеников, что не совсем правильно, так как в данной проблеме
следует ещё и разобраться. В целом как писал гуманистический психолог К. Роджерс каждый
ребёнок стремиться к познанию и творческому развитию своей индивидуальности. Так что же
происходит тогда и каким термином следует оперировать, чтобы описать данный феномен? В
литературе давно описан такой феномен как «дидактогения». По литературным источникам и
различным словарям у данного понятия имеются разные названия, например, «школьный
невроз», школьная фобия», «школьная тревожность».
Термин «дидактогения» был введён Платоновым К.И. вслед за другим обозначением –
«ятрогения». Под ятрогенией понимают психическую травму, но причиняемая врачом.
Учёный изучал психологическое влияние учеников и учителей друг на друга в 60е годы 20
века. Однако долгое время исследования по этой теме не публиковались, а в литературе по
педагогике, психологии и психиатрии имеются лишь отдельные упоминания. В толковом
словаре психиатрических
терминов
что дидактогения–
это с одной стороны «психическая травма»,
источником которой является педагог
неуважительно, несправедливо, предвзято относящийся к учащемуся, прилюдно высмеивавши
его ответы, поведение, внешний вид, способности. С другой стороны, дидактогениями (от
греческого didaktikos научающий, genesis – рождающий) именуют «психическое
расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоционального
дистресса: неврозы и другие психогенные заболевания».
говорится,
Исследование дидактогений, кроме случаев крайне жестокого обращения с детьми со
стороны учителя, затруднено. Это связано с тем, что многие ситуации, приводящие к
развитию дидактогений, выявляются поздно и с большим трудом. Некоторые медики,
занимающиеся изучением неврозов, утверждают, что значительную часть составляют неврозы,
возникающие по вине учителей, это 35–40% (Лебедев С.В., Дубровский А.А.). Известный
детский психолог Захаров А.И. отмечал, что именно повышенная «стимуляция» детей
посредством угроз, осуждений, наказаний, в приоритете негативных оценок, порицаний,
характерен для нашей системы образования. Данный фактор, прямо ведёт к нарушению
психического здоровья, появлению дидактогений и развитию неврозов. Постоянные
конфликты с учителями и родителями порождают у ребёнка чувство неуверенности в себе и
неполноценности.
Платонов К.И. писал: «Дидактогения проявляется в школьной педагогике чаще, чем
можно предполагать, так как в деле образования и воспитания приходится иметь дело с
внушаемостью, особенно присущей детскому и юношескому возрасту». Поэтому часто
психологи наблюдают детей пострадавших от дидактогении со своего рода болезненной
застенчивостью: с навязчивыми страхами несостоятельности, бурной эмоционально
вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент. Причём соответствующие
переживания возникают по типу дидактогении, после резких замечаний педагога при выходе
учащегося для ответа к доске. Отметим, что перечисленным выше расстройствам, вызванным дидактогенией подвержены главным образом тревожномнительные и зависимые учащиеся.
Это дети, которые могут пострадать от несправедливого, неуважительного, предвзятого
отношения педагога в силу особенностей своей психики (наиболее значимым фактором риска
в этом случае, мы считаем, являются акцентуации характера).
Дидактогения, как психическая травма, вызванная педагогом, опасна тем, что у
пострадавших учеников чаще всего развиваются:
– неадекватная самооценка;
– трудности в контактах со сверстниками;
– трудности и конфликтное поведение в общении со взрослыми и сверстниками;
– потеря интереса к учебе;
– повышенная внушаемость;
– подчиняемость (развитие чувства «конформности»);
–догматичность мышления (не развивается творческое мышление);
– агрессивное поведение (возможны: девиантное, или делинкветное поведение, а так же
могут и возникнуть суицидальные попытки);
– тревожномнительное поведение.
В результате негативного воздействия педагога на ученика, ученик по выражению
Грибановой Г.В., «искусственно инвалидизируется», подавляется у ребёнка ведущая
потребность в самореализации. Ребёнок в этом случае либо уходит в себя, либо в болезнь,
либо в преступные группы, в экстремизм и насилие.
Можно предположить ряд причин, которые, на наш взгляд, являются источником
дидактогении, идущим от педагога:
Низкий уровень психологической культуры педагога;
Низкий уровень культурного образования педагога;
Низкий уровень владения методиками построения учебного процесса;
Слабое психическое здоровье педагогов;
Наличие социальных проблем у самого педагога.
Структуру взаимодействия самого общения педагога с учеником построена по
трём компонентам:
– когнитивный компонент (мысли, которые вызывает данный ученик у педагога);
– поведенческий компонент (реакции по поводу поведения ученика);
– аффективный компонент (чувственный компонент, а что чувствует учитель в
процессе контакта с данным учеником, или группой учеников).
Таким образом, нужно учесть, что педагог работает целостно, то есть через свою
личность с помощью примера, поступков (поведенческий компонент), образа мыслей
(когнитивный компонент) и чувств, который возникают у него в процессе педагогической
деятельности. И самый важный момент в психологопедагогическом взаимодействии
заключается в том, что каждый педагог для себя должен разобраться в этих компонентах, что
бы грамотно выстраивать свою работу. В помощь педагогу предлагаются ряд рекомендаций,
которые составлены в процессе практики педагогамипсихологами.
Рекомендации учителям и педагогам по выстраиванию эффективного
взаимодействия с детьми:
1. Атмосфера теплоты, поддержки, доброжелательности в классе создает
благоприятный фон для взаимодействия сверстников, и это помогает детям справиться со
многими школьными проблемами.
2. Ощутимый эффект даёт установка учителя и поощрение желательного поведения, а
не борьба с нежелательным вариантом. 3. Предъявление разумных требований и их объяснение позволяют ребёнку
существовать в системе определенных (известных) ограничений. Непоследовательность,
неожиданное изменение требований создают ситуацию неопределенности и тревоги.
4. Учителю необходимо избегать применения силы, угроз, унижения для контроля за
поведением.
Для того чтобы выстроить эффективное общение с детьми,
следует соблюдать ряд условий:
• первое – необходимо помнить об уважении к ребенку, его нельзя унижать;
• второе – понимание должно предшествовать советам и наставлениям, нужно видеть и
понимать переживания ребенка, не заставлять без необходимости оправдываться, объяснять
свои ощущения;
• третье – важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребёнка, а самого
ребенка вне зависимости от его успехов. Плохим или хорошим может быть поступок, его и
следует оценивать.
Список используемой литературы
1.
Блейхер В.М. Крук И.И. Толковый словарь психиатрических терминов.
Воронеж. 1995 г.
Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие.
Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», – 2002 г.
2.
3.
Ложкин Л.И. Воздействие на ученика авторитарной системы обучения. «Мир
образования – образование в мире» – № 3, 2004 г.
4.
Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Ленинград,1935
г.
5.
г. – № 38.
Прихожан А. «Но самое страшное место – у доски» // Первое сентября. – 2005
Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/oo/5324
Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Психолого-педагогические аспекты дидактогении и пути её профилактики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.