Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся
Оценка 4.7

Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
13.02.2017
Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся
интеллект. компетенция.doc
Психолого­педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся. Свои способности человек может узнать,  только попытавшись применить их на деле.  Сенека – младший ( римский философ и писатель) На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. В  России компетентностный подход, определен одним из оснований «Стратегии  модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного  образовательного стандарта второго поколения», зафиксировали тенденцию к переводу  содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций.  Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому,  он переориентировал оценку результата образования с понятий «подготовленность»,  «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция»,  «компетентность» обучающихся. _________________________________________________________ Так что же такое компетентностный подход в образовании? Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей  образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и  оценки образовательных результатов, где особое значение приобретает формирование  универсальных учебных действий. _____________________________________________________________  К числу таких принципов относятся следующие положения:  Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности  самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на  основе использования социального опыта, элементом которого является и  собственный опыт обучающихся.  Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный  социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных,  политических и иных проблем.  Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для  формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных,  коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих  содержание образования.  Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней  образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения. _______________________________________________________ Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации  полученные знания и опыт. Компетентность ученика – это совокупность личностных  качеств ученика (ценностно­смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков,  способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и  личностно­значимой сфере. С позиций компетентностного подхода, цели системы образования представлены, как  ожидаемые результаты в виде компетенций. Компетентность – это не просто набор знаний, умений, навыков и способностей, это «мера  способности человека включаться в деятельность». Кроме того, ученые отмечают  необходимость личной заинтересованности в осуществляемой деятельности  Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенций  у ученика школы много. Я остановлюсь на ключевых компетенциях. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается  способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при  решении актуальных для них проблем. Следовательно, обучение, являясь отражательно  преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности.  Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием  целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой  педагогической технологии. _____________________________________________________________ Компетенции в свою очередь делятся на несколько групп: Общекультурные компетенции. Интеллектуальные или учебно­познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально­трудовые компетенции. Рассмотрим более детально интеллектуальную компетенцию, которой должна быть отдана  одна из главных ролей так как, степень ее сформированности иногда в большей степени  определяет качество результата. ________________________________________________________________ В составе интеллектуальной компетенции можно выделить:  умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;  умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно­ познавательной деятельности;  умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,  обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия  проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование,  владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;  умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с  использованием компьютерных средств и технологий. ____________________________________________________________ Итак, интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование,  способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно­ познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и глубинных свойств  личности, таких как ценности, потребность в общении, уверенность в себе и самооценка. Интеллектуальную компетентность можно обозначить как один из критериев  интеллектуальной зрелости, поскольку, высокий уровень её развития ведет к развитию  зрелости личности. Спасибо за внимание

Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся

Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся

Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся

Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017