Психологопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной
компетентности обучающихся.
Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле.
Сенека – младший ( римский философ и писатель)
На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной
личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. В
России компетентностный подход, определен одним из оснований «Стратегии
модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения», зафиксировали тенденцию к переводу
содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций.
Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому,
он переориентировал оценку результата образования с понятий «подготовленность»,
«образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция»,
«компетентность» обучающихся.
_________________________________________________________
Так что же такое компетентностный подход в образовании?
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и
оценки образовательных результатов, где особое значение приобретает формирование
универсальных учебных действий.
_____________________________________________________________
К числу таких принципов относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности
самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на
основе использования социального опыта, элементом которого является и
собственный опыт обучающихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный
социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных,
политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для
формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих
содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней
образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.
_______________________________________________________
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации
полученные знания и опыт. Компетентность ученика – это совокупность личностных
качеств ученика (ценностносмысловых ориентаций, знаний, умений, навыков,
способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и
личностнозначимой сфере.
С позиций компетентностного подхода, цели системы образования представлены, как
ожидаемые результаты в виде компетенций. Компетентность – это не просто набор знаний, умений, навыков и способностей, это «мера
способности человека включаться в деятельность». Кроме того, ученые отмечают
необходимость личной заинтересованности в осуществляемой деятельности
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенций
у ученика школы много. Я остановлюсь на ключевых компетенциях.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается
способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при
решении актуальных для них проблем. Следовательно, обучение, являясь отражательно
преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но
и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности.
Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием
целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой
педагогической технологии.
_____________________________________________________________
Компетенции в свою очередь делятся на несколько групп:
Общекультурные компетенции.
Интеллектуальные или учебнопознавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социальнотрудовые компетенции.
Рассмотрим более детально интеллектуальную компетенцию, которой должна быть отдана
одна из главных ролей так как, степень ее сформированности иногда в большей степени
определяет качество результата.
________________________________________________________________
В составе интеллектуальной компетенции можно выделить:
умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно
познавательной деятельности;
умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия
проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование,
владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты,
формулировать выводы;
умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием компьютерных средств и технологий.
____________________________________________________________
Итак, интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование,
способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно
познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний. Это
сложная единая система внутренних психологических составляющих и глубинных свойств
личности, таких как ценности, потребность в общении, уверенность в себе и самооценка.
Интеллектуальную компетентность можно обозначить как один из критериев
интеллектуальной зрелости, поскольку, высокий уровень её развития ведет к развитию
зрелости личности.
Спасибо за внимание
Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся
Психолого-педагогические аспекты в формировании интеллектуальной компетентности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.