"Психолого-педагогические и гигиенические требования к проведению урока."
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.03.2017
Общие требования к уроку условно делятся на 4 группы: воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические. Условность такого деления заключается в том, что в реальном учебно – воспитательном процессе эти требования тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и влияют друг на друга.
Например, воспитательные требования тесно связаны с дидактическими на основе реализации принципа воспитывающего обучения, психологические - с дидактическими, гигиеническими и т.д.
Без имени .doc
Общие требования к уроку условно делятся на 4 группы: воспитательные,
дидактические, психологические и гигиенические. Условность такого деления
заключается в том, что в реальном учебно – воспитательном процессе эти требования
тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и влияют друг на друга.
Например, воспитательные требования тесно связаны с дидактическими на основе
психологические с
реализации принципа воспитывающего
обучения,
дидактическими, гигиеническими и т.д.
Характеристика групп требований
Воспитательные требования к уроку.
Важно чтобы преподавание обществоведческих и естественнонаучных
дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления,
умение правильно объяснить явления природы и общества, чтобы прививался
иммунитет против чуждых взглядов, против негативных явлений, встречающихся
еще в среде молодежи. Необходимо разъяснять внутреннюю и внешнюю политику
нашей страны, воспитывать школьников на славных боевых и трудовых традициях, на
героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Требование высокой идейности относится не только к содержанию уроков, но и к
формам организации учебновоспитательной работы и методам обучения,
применению диалектического метода при анализе явлений природы и общества.
При изучении явлений природы и общества следует обращать внимание учащихся на
законы диалектики единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания,
перехода количественных изменений в качественные, категории понятий движения
и развития явлений, причины и следствия, необходимости и случайности, явления и
сущности. На основе осуществления принципа неразрывного единства обучения и
воспитания нужно использовать любую возможность формирования у учащихся
диалектикоматериалистического мировоззрения. Основной путь к этой цели
правильная организация учебного процесса, направленная, прежде всего, на
глубокое и сознательное усвоение знаний на основе раскрытия учащимися объективных связей и отношений между предметами и явлениями реального мира,
проникновения в сущность изучаемых процессов. Поэтому основными задачами в
выполнении воспитательных требований являются следующие: формирование
эстетических вкусов, постоянно соизмерять содержание, цели, методы и средства
урока с идеологией нашего общества, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью,
ее запросами и требованиями, формировать активное отношение, стремление к
активной деятельности на благо
гражданственностью.
нашей Родины,
обладать высокой
Дидактические требования к уроку
Организационная четкость проведения урока обеспечивается рациональным
использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы,
образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последнее
требование выполняется, прежде всего, на основе хорошо продуманного
тематического планирования.
В поурочном плане предусматривается тема и краткий план содержания,
образовательная, развивающая цели и задачи, оборудование, структурные элементы
(этапы) урока, содержание и последовательность различных дидактических
методов и приемов учебной деятельности школьников и педагогического
руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способы их применения.
В поурочном плане предусматривается, как усваиваются фактические знания,
раскрываются причинноследственные и другие связи и отношения, определяются
существенные признаки изучаемых явлений формируются понятия, законы,
закономерности, как излагаются знания в системе, различаются основные элементы
системы и связи между ними. Если планируется усвоение учащимися навыков и
умений, то предусматриваются способы их применения, пробное применение знаний
в сочетании с объяснением правил, самостоятельное их применение в искусственно
созданных ситуациях (стандартных условиях) по образцу, инструкции, заданию,
по алгоритму, и, наконец, умение творчески применять усвоенные знания, навыки и умения в измененных ситуациях.
В поурочном плане четко определяется структура урока, которая должна
согласовываться с логикой учебного процесса и соответствовать его
закономерностям. Каждый элемент структуры представляет собой определенный
шаг на пути к достижению общей дидактической цели занятия. Со структурой
урока согласовывается методика, которая определяется для каждого этапа.
Методика должна быть гибкой и учитывать главнейшие факторы и условия,
оказывающие заметное влияние на результаты урока. Основные требования к
педагогическому руководству учебновоспитательной деятельностью школьников
заключаются в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на
уроке, рационально сочетать словесные, наглядные, практические методы с
проблемными или эвристической беседой (где это возможно и целесообразно),
работу с учебником с анализом учебных моделей, решением познавательных задач
и проблемных заданий. Постоянно осуществлять связь данного урока с
предыдущим на основе воспроизведения учащимися и коррекции учителем опорных
знаний и практического опыта, обобщение и систематизацию знаний. Постоянно
соблюдать и творчески реализовывать на уроке все дидактические принципы в их
единстве и взаимосвязях.
Особого внимания требует принцип воспитывающего обучения. Важную роль в
Необходимо соблюдать
воспитании школьников играет личность учителя.
принцип научности изложения и связи с практикой. Эффективность урока во
многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Необходимо
осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и
умений. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной
деятельности, к выполнению практических заданий на уроке способствует
закреплению знаний и умений. В современных условиях не потеряло своего
значения и повторение, оно должно направляться, главным образом, на обобщение
и систематизацию основных понятий, усвоение системы знаний и их структуры
(важнейших теорий и ведущих идей науки). Психологические требования к уроку
Учитель должен изучать и учитывать психологические особенности каждого
припоминания, заучивания,
ученика: его мышления, памяти, узнавания,
воспроизведения, внимания, воображения, воли, эмоций.
Учитель должен владеть собой, осуществлять самоконтроль. Отрицательное
психическое состояние на уроке, неуверенность, скованность или наоборот,
излишняя самоуверенность,
возбудимость приводят к
повышенная
неблагополучным результатам урока. Учитель должен привлечь учащихся к
активной учебнопознавательной деятельности, которая создаст у них чувство
радости познания, удовлетворения успехами в работе. Ученики должны быть
уверены в требовательности учителя. Воля и характер учителя, сочетающиеся с
требовательностью, доброжелательностью, справедливостью, уважением к детям и
педагогическим тактом, особенно ценятся учениками.
Гигиенические требования к уроку
Залогом здоровья детей в школе является соблюдение в классе, школе
гигиенических требований это и температурный режим, нормы освещения,
подбор мебели соответственно росту учащихся и т.д. Самое главное учитель
должен следить за тем, чтобы дети не переутомились ни физически, ни умственно
(физкультминутки). Урок не должен быть однообразным. Изложение материала
не должно быть монотонным. Учебная информация должна сочетаться с
выполнением практических, графических и других видов заданий. Перемена
видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную
деятельность различные органы чувств.
Таким образом, только совокупность всех требований к проведению уроков,
обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества
урока в современной школе.
"Психолого-педагогические и гигиенические требования к проведению урока."
"Психолого-педагогические и гигиенические требования к проведению урока."
"Психолого-педагогические и гигиенические требования к проведению урока."
"Психолого-педагогические и гигиенические требования к проведению урока."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.