«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
Оценка 4.7
Лекции
docx
дефектология +1
Взрослым
31.03.2017
Работе с детьми с ограниченными возможностями ОВЗ и с задержкой психического развития ЗПР всегда уделялось определённое внимание как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Это не простая работа заниматься развитием таких детей - необходимы определённые навыки, знания. Нужно любить детей и стараться научить их адаптироваться в обществе и найти применение их талантам и знаниям.
Шатурная С.И. Доклад 2017.docx
«Психологопедагогические основы деятельностного подхода к обучению
детей с ЗПР и ОВЗ»
Шатурная Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «ЦВР» Серпуховский район
«Если слепой или глухой ребёнок достигает в развитии того же, что и
нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на
ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать
своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка»
Л. С. Выготский.
Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и
накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и
воспитания детей, имеющих различные физические или психические
недостатки. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность,
признание и учёт обществом тех или иных его особенностей, в том числе и
ограниченных возможностей жизнедеятельности.
Общество обязано
предложить такому человеку помощь (медицинскую,
педагогическую, психологическую).
социальную,
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития (ЗПР) и ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) уделяется значительное внимание, как в сфере культуры,
науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество
детей с проблемами в развитии. Эта проблема – одно из направлений
специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического
развития детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер
дисфункций и легких повреждений. К задачам первостепенной важности
психологии детей со слабовыраженными отклонениями можно отнести следующие: разработка принципов и методов раннего выявления
слабовыраженных отклонений; вопросы дифференциальной диагностики,
разработка принципов и методов психологической коррекции; разработка
психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса
между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями
детей данной категории.
Изучению психологопедагогических особенностей детей с задержкой
психического развития посвящены труды многих российских педагогов,
психологов, дефектологов: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.В. и К.С.
Лебединские, В.И. Лубовский, В. В. Ковалев и др.
ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка,
характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных
функций или психики в целом, формирующийся под влиянием
социальносредовых и психологических факторов.
наследственных,
Вероятные причины ЗПР у детей: лёгкие внутриутробные поражения,
родовые травмы, эндокринные нарушения, хромосомные аномалии,
недоношенность, алкоголизм родителей, психические заболевания родителей,
патологические черты характера у родителей, асфиксии и др.
ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной
отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом
психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще
обнаруживается у ребёнка при поступлении в школу.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в
развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает
техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки
психомоторики. Такие дети почти или плохо владеют речью. Для таких детей
характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание
достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. В то же время память у детей с ЗПР отличается качественным
своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена
прочность запоминания. При своевременном оказании системы коррекционно
педагогической, грамотной организации коррекционного обучения возможно
частичное, а иногда и полное преодоление отставания в развитии. Занятия
детей в различных объединениях: музыкальные, театральные, вокальные,
художественные и т.д., которые связаны с развитием моторики, речи,
умственных способностей помогают развитию ребёнка. Работа по специально
индивидуальный подход к каждому
разработанным программам,
обучающемуся, умение найти у ребёнка способности и развить их, даёт свои
положительные результаты.
Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в развитии
и обучении, педагоги занимаются многие десятилетия. Оказание помощи в
хорошей адаптации, учёт индивидуальных особенностей, здоровья и др. — все
это свидетельствует о поисках условий, адекватных психическим и
физическим возможностям обучающимся. Родителям даются рекомендации.
Педагоги, работающие с детьми с ЗПР и ОВЗ проводят процесс
обучения дифференцированно, на занятиях используют многократное
повторение основного материала, т. к. они позволяют детям увидеть главное в
детей учить слушать, пересказывать.
изучаемом материале,
нужно
Необходимо помнить, что таких детей нельзя торопить, им необходимо
«вживание» в усваиваемый материал. Педагог обязан вселять детям веру в то,
что они обязательно поймут и запомнят материал. Излагать материал надо
маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением. Дети с ЗПР
значительно лучше запоминают наглядный материал, поэтому необходимо
обучать детей различным техникам запоминания.
Речь самого взрослого должна служить образцом для детей с
речевыми нарушениями. Детей необходимо учить анализировать свои
действия, но все обсуждения всегда заканчивать на положительной ноте. Включать ребёнка в общественную жизнь, показывать его значимость в
социуме, учить осознавать себя личностью выступление на концертах,
участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках наравне со всеми.
Педагог в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ должен создавать
благоприятную обстановку, щадящий режим; использовать приёмы и мето
ды обучения, обеспечивающие успешность учебной деятельности.
Обязательно должна быть
индивидуализация обучения,
дифференциация требований и
организация системы
специальная
внеклассной, кружковой работы, повышающей уровень развития детей,
пробуждающей их интерес к занятиям, игре, развитию воображения.
Психологи, педагоги, воспитатели должны включиться в эту работу в
рамках образовательного учреждения, поддерживая обратную связь с
родителями. Именно родители в первую очередь должны пересмотреть свои
взаимоотношения с ребёнком, увидеть, отчего те или иные негативные черты
характера формируются в условиях семейного микроклимата. В их задачи
входит формирование у ребёнка навыков самостоятельности,
стремления к продуктивному усвоению знаний,
ответственности,
договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребёнка.
При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки
деятельности и неуспеваемость могут постепенно преодолеваться. В
последующем такой ребёнок сможет
программе массовой школы наравне со всеми детьми.
удовлетворительно учиться по
Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу
особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей.
Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому ребёнку. Родительские
забота, внимание, терпение вместе с квалифицированной помощью
специалистов помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать
благоприятные условия для обучения. Поэтому, чем раньше педагоги и
родители обратят на отставание в психическом развитии и перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков
эмоциональной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие
психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и
беспомощности в потоке обучения. Задача педагога привить такому ребёнку
умение к социальной адаптации, расширению его кругозора, желанию
трудиться наравне со сверстниками и добиваться успехов!
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению детей с ЗПР и ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.